Симакина Светлана

Формирование связной речи в подготовительной группе

         (из опыта работы)

 

        

 

                Речь – одна из основных линий развития ребёнка. С помощью речи дети познают мир,

          высказывают свои мысли, общаются с нами – взрослыми и со сверстниками.

Нормальное речевое развитие необходимо ребёнку для успешного обучения в школе.

Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребёнок в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, креативность, коммуникативность.

В старшем дошкольном возрасте наряду с определёнными достижениями очевидными становятся недостатки в речевом развитии.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование его личности. В дальнейшем при обучении детей в школе это приводит к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети чаще испытывают отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения.

К сожалению всё чаще и чаще я в своей работе сталкиваюсь с такими проблемами: Разговорная речь бедная, малословна, резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточного времени и внимания всестороннему  развитию своих детей. Телевидение и компьютер широко вошли в нашу жизнь. Всю нужную и ненужную информацию дети черпают там. Телевизоры и компьютеры заменяют собой живое речевое общение. Поэтому серьёзной ответственностью работа по развитию речевой готовности к школе ложится на нас педагогов.

Речевая готовность к обучению в школе проявляется в сформированности умения говорить и слушать.

Основными направлениями при речевой подготовке в нашей группе являются:

  1. Формирование связной и содержательной диалогической и монологической речи.
  2. Развитие речевого творчества, накопление и обогащение словаря.
  3. Совершенствование грамматически правильной речи.
  4. Развитие элементарного осознания языковой действительности (что такое предложение, звук, фраза).
  5. Развитие звуковой культуры и слова и умение ориентироваться в ней.
  6. Подготовка к обучению чтению и письму.

Особое значение в своей работе я уделяю обучению диалогу и монологу.

Именно в общении со сверстниками и взрослыми речь детей, становится более богата точными языковыми средствами. Среди обучающих ситуаций большое место занимают сюжеты, дидактические игры, игры – инсценировка; игры импровизации: Я использую ряд дидактических пособий разработанными авторами: Гербовой, Фесюковой, Гризик.

Вместе с детьми мы рассматриваем предметные и сюжетные картинки. Содержание картинок позволяет детям в произвольной форме высказать своё мнение по интересующему поставленному вопросу перед детьми.

Для большей речевой активизации детей я использую такое пособие как «Составление сказок», где предлагаю им по три картинки с одним заданным героем, второго героя дети  выбирают самостоятельно. В последующем я предлагаю им другие три картинки, где дети уже выбирают самостоятельно других героев. Данные картинки значительно расширяют диапазон вариантов работы по составлению диалогических сказок. Работа происходит в парах, где я специально подбираю пары, объединяя детей с разной коммуникативной позицией.

 Например: пара А-А (активный-активный), данное объединение позволяет совершенствовать навыки диалогического взаимодействия.

Пара А-П (активный-пассивный) – позволяет активизировать коммуникативно-пассивных детей посредством образца активного ребёнка.

И пара П-П (пассивный-пассивный) – обычно вводится после взаимодействия каждого участника с активным ребёнком и направлено на закрепление навыка диалогического взаимодействия.

С помощью пособия «Назови и расскажи» я работаю над формированием монологической речи, где закрепляют умение детей составлять описательные рассказы и повествовательные рассказы.

Например: «Снеговик идёт в гости» воспитатель рассказывает детям, что Снеговик очень любит ходить в гости и далее работа может осуществляться в двух вариантах:

  1. По описанию воспитателя ребёнок определяет, к какому домику пошёл Снеговик. В этом случае закрепляется умение ребёнка соотносить описание с изображением.
  2. Дети сами выбирают домик, к которому пришёл Снеговик. Воспитатель говорит, что домик он видит, а вот что внутри дома и кто там живёт, не видит. Войти он не сможет – он взрослый, а вот дети могут это сделать, и предлагает детям войти и рассказать. В этом случае ребёнком закрепляется умение описывать обстановку и портрет. В работе с картинками с последовательностью события позволяют детям составлять рассказы и сказки по плану:

                                                      Где это было?

                                                      Когда это было?

                                                      Что случалось, произошло?

                                                      И чем это закончилось?

Также, большую роль в развитии монологической речи в своей работе я уделяю пересказу с использованием опорных схем. В этом мне помогают конспекты занятий разработанных авторами: Лебедевой, Козиной, Кулаковой.   

        

Добавить запись

Защита от спам-роботов