Главные вкладки
Симакина Светлана
Формирование связной речи в подготовительной группе
(из опыта работы)
Речь – одна из основных линий развития ребёнка. С помощью речи дети познают мир,
высказывают свои мысли, общаются с нами – взрослыми и со сверстниками.
Нормальное речевое развитие необходимо ребёнку для успешного обучения в школе.
Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребёнок в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, креативность, коммуникативность.
В старшем дошкольном возрасте наряду с определёнными достижениями очевидными становятся недостатки в речевом развитии.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование его личности. В дальнейшем при обучении детей в школе это приводит к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети чаще испытывают отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения.
К сожалению всё чаще и чаще я в своей работе сталкиваюсь с такими проблемами: Разговорная речь бедная, малословна, резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточного времени и внимания всестороннему развитию своих детей. Телевидение и компьютер широко вошли в нашу жизнь. Всю нужную и ненужную информацию дети черпают там. Телевизоры и компьютеры заменяют собой живое речевое общение. Поэтому серьёзной ответственностью работа по развитию речевой готовности к школе ложится на нас педагогов.
Речевая готовность к обучению в школе проявляется в сформированности умения говорить и слушать.
Основными направлениями при речевой подготовке в нашей группе являются:
- Формирование связной и содержательной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества, накопление и обогащение словаря.
- Совершенствование грамматически правильной речи.
- Развитие элементарного осознания языковой действительности (что такое предложение, звук, фраза).
- Развитие звуковой культуры и слова и умение ориентироваться в ней.
- Подготовка к обучению чтению и письму.
Особое значение в своей работе я уделяю обучению диалогу и монологу.
Именно в общении со сверстниками и взрослыми речь детей, становится более богата точными языковыми средствами. Среди обучающих ситуаций большое место занимают сюжеты, дидактические игры, игры – инсценировка; игры импровизации: Я использую ряд дидактических пособий разработанными авторами: Гербовой, Фесюковой, Гризик.
Вместе с детьми мы рассматриваем предметные и сюжетные картинки. Содержание картинок позволяет детям в произвольной форме высказать своё мнение по интересующему поставленному вопросу перед детьми.
Для большей речевой активизации детей я использую такое пособие как «Составление сказок», где предлагаю им по три картинки с одним заданным героем, второго героя дети выбирают самостоятельно. В последующем я предлагаю им другие три картинки, где дети уже выбирают самостоятельно других героев. Данные картинки значительно расширяют диапазон вариантов работы по составлению диалогических сказок. Работа происходит в парах, где я специально подбираю пары, объединяя детей с разной коммуникативной позицией.
Например: пара А-А (активный-активный), данное объединение позволяет совершенствовать навыки диалогического взаимодействия.
Пара А-П (активный-пассивный) – позволяет активизировать коммуникативно-пассивных детей посредством образца активного ребёнка.
И пара П-П (пассивный-пассивный) – обычно вводится после взаимодействия каждого участника с активным ребёнком и направлено на закрепление навыка диалогического взаимодействия.
С помощью пособия «Назови и расскажи» я работаю над формированием монологической речи, где закрепляют умение детей составлять описательные рассказы и повествовательные рассказы.
Например: «Снеговик идёт в гости» воспитатель рассказывает детям, что Снеговик очень любит ходить в гости и далее работа может осуществляться в двух вариантах:
- По описанию воспитателя ребёнок определяет, к какому домику пошёл Снеговик. В этом случае закрепляется умение ребёнка соотносить описание с изображением.
- Дети сами выбирают домик, к которому пришёл Снеговик. Воспитатель говорит, что домик он видит, а вот что внутри дома и кто там живёт, не видит. Войти он не сможет – он взрослый, а вот дети могут это сделать, и предлагает детям войти и рассказать. В этом случае ребёнком закрепляется умение описывать обстановку и портрет. В работе с картинками с последовательностью события позволяют детям составлять рассказы и сказки по плану:
Где это было?
Когда это было?
Что случалось, произошло?
И чем это закончилось?
Также, большую роль в развитии монологической речи в своей работе я уделяю пересказу с использованием опорных схем. В этом мне помогают конспекты занятий разработанных авторами: Лебедевой, Козиной, Кулаковой.