Мои публикации
Фрагменты публикаций, материалы конференций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_samostoyatelnoy_rabote.docx | 18.16 КБ |
statya_o_igrovoy_deyatelnosti.docx | 21.63 КБ |
doc.pdf | 1.18 МБ |
saveleva_slinkina.pdf | 346.15 КБ |
slinkina_a_1.pdf | 277.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Слинкина А.А.
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы
соматически ослабленных студентов
специальности 53.02.01 Музыкальное образование
по междисциплинарному курсу
«Основы дирижерской техники»
В настоящее время проблема профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является актуальной. Законодательством Российской Федерации, предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), в соответствии с основополагающими международными документами в области образования. [1,2]
Одной из важных составляющих профессиональной подготовки педагога-музыканта являются дирижерско-хоровые навыки, которые осваиваются в процессе изучения вариативного междисциплинарного курса (далее МДК) «Основы дирижерской техники», входящего в ПМ. 03 (Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность) в течение 8 учебных семестров.
Для студентов с соматически ослабленным здоровьем, освоение этого МДК представляет определенную трудность, так как занятия дирижированием требуют физической выносливости, и мышечной свободы и координации, значительных энергозатрат во время занятий дирижированием, связанных с необходимость формировать и поддерживать определенный психоэмоциональный тонус в соответствии с художественным образом произведения, проявлять волевые усилия, управлять собственным эмоциональным состоянием.
Трудность в освоении МДК «Основы дирижерской техники» заключается в особенностях здоровья соматически ослабленных студентов. Как правило, студенты с соматически ослабленным здоровьем (заболевания внутренних органов: дыхательной системы, сердца, почек, печени, эндокринные заболевания и т. д.) – одна из распространенных «групп риска» в профессиональных образовательных учреждениях, что, очевидно, связано с интенсивным воздействием ряда неблагоприятных факторов, прежде всего экологических и социально-экономических.Для таких студентов характерны: астенические проявления, низкая работоспособность, низкая продуктивность; ипохондрические черты характера; страхи, уклонения от ответственности. Повышенная утомляемость и истощаемость, является признаком соматической ослабленности, на фоне которой отмечается раздражительность, пониженное настроение и эмоциональная неустойчивость. Из опыта работы стало очевидно, что для успешного освоения основ дирижерской техники соматически ослабленными студентами, необходимо применить особые подходы к организации учебных занятий, способы и приемы учебной работы, адаптированный репертуар и особым образом алгоритмизированную самостоятельную работу.
Самостоятельная работа студента в системе профессионально подготовки современного специалиста в области музыкального образования – это целенаправленный, внутренне мотивированный, структурированный преподавателем процесс. Важно обучить навыкам самостоятельной работы, эту работу нужно направлять и контролировать.
На современном этапе учитель музыки должен заниматься постоянной профессионально-творческой самообразовательной деятельностью. Следует отметить, что навык постоянной самообразовательной деятельности, должен быть заложен в годы учебы в колледже. В образовательной программе ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 «Музыкальное образование» это качество будущего специалиста сформулировано как общая компетенция – ОК 8., включающая способность «самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации».
В образовательной сфере в последние десятилетия предлагаются различные технологии и формы обучения, которые позволяют повысить уровень и качество самостоятельной работы студента с соматически ослабленным здоровьем, а следовательно, и эффективность будущей самообразовательной деятельности специалиста. Весьма перспективным направлением для самостоятельной работы, являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые стали частью современного образовательного процесса.
Последовательно рассмотрим основные подходы к организации самостоятельной работы соматически ослабленных студентов по МДК «Основы дирижерской техники».
Принципы подбора репертуара и работа над хоровым произведением.
Хоровое произведение выбирается в соответствии с общим уровнем музыкального развития и индивидуальными особенностями студента. Нужно быть внимательным при подборе хоровых произведений студенту, не завышать уровень сложности музыкального материала, иначе студент будет чувствовать себя не успевающим. При выборе репертуара, преподаватель ставит перед обучающимся задачи, связанные с разбором хорового произведения. При первом разучивании, преподавателю необходимо продемонстрировать в своем исполнении хоровое произведение с последующим пояснением.
Примерный репертуарный список для студентов с соматически ослабленным здоровьем по МДК 02.01. «Основы дирижерской техники» первого года обучения по трем уровням сложности, где первый уровень – студент без музыкальной подготовки; второй уровень – с не полной музыкальной подготовкой; третий уровень – полная музыкальная подготовка.
- Для студентов с пониженным настроением, повышенной утомляемости, рекомендуется произведения с веселым характером.
I уровень сложности:
- Русская народная песня в обработке В. Попова «Перед весной»
- Русская народная песня в обработке В. Попова «Пойду ль я, выйду ль я»
- Русская народная песня в обработке Н. Римского-Корсакова «Ходила младешенька по борочку»
II уровень сложности:
- Русская народная песня в обработке А. Юрлова «Ах, улица, улица широкая»
- Русская народная песня «А я по лугу гуляла»
- Русская народная песня «Я посею ли, млада - младенька»
III уровень сложности:
- Г. Струве «С нами друг»
- Русская народная песня в обработке А.Гречанинова «Сеяли девушки яровой хмель»
- Русский текст И. Мазнина «Возвращение птиц»
- Для студентов с эмоциональной неустойчивостью, повышенной нервной возбудимостью, рекомендуются, более лирические, спокойные хоровые произведения:
I уровень сложности:
- Русская народная песня в обработке А. Свешникова «Грушица»
- Ц. Кюи «Осень»
- О. Ковалевой «Ой ты, Волга, Волга-реченька»
II уровень сложности:
- Р. Бойко «Утро»
- В. Иванникова «Осенняя сказка»
- Ц. Кюи «Заря лениво догорает»
III уровень сложности:
- Ю. Чичкова «Осень»
- И.С. Баха «Зима» ария из нотной тетради Анны Магдалины Бах
- Р. Шумана «Ночь»
- Для раздражительных, «закрытых» к внешнему общению (интровертных) студентов, рекомендуются более шутливые произведения:
I уровень сложности:
- И. Барановой «Скрюченная песенка»
- Г. Гладкова «Мистер жук»
- В. Живова «Глупая лошадь»
II уровень сложности:
- Чешская народная песня «Камышинка» в обработке Н. Можайского
- В. Шаповаленко «Два веселых маляра»
- О. Хромушина «Тик и так»
III уровень сложности:
- Ю. Тугаринова «Что снится моржу»
- А. Петрова «Песенка о дружбе»
3.Рекомендации по организации самостоятельной работы студентам в части формирования профессиональных навыков.
Далее приведен пример алгоритма, который предстоит выполнить студенту перед первым показом преподавателю.
Составленный преподавателем алгоритм организует самостоятельную работу студента и подготавливает его к практическому занятию по МДК «Основы дирижерской техники».
Предварительный просмотр:
Слинкина Александра Андреевна
Преподаватель
БУ «Нижневартовский социально-
гуманитарный колледж»
Г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Игровая деятельность как средство мотивации младших школьников на уроках музыки
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема мотивации младших школьниках на уроках музыки. Какие подходы, методы и приемы можно использовать на уроках музыки для мотивации младших школьниках к предмету. В статье рассматривается игровая деятельность, понятие о игровой деятельности, что такое мотивация.
Ключевые слова: Игровая деятельность, мотивация, игра, игровая форма занятий, игровое обучение, игровые формы обучения детей.
Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.П.Сухомлинский.
Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие - это понятия, неразрывные по существу и по форме. Это относится и к самому широкому понятию образования, и к любому конкретному факту обучения. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства.
Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости. Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.
К.Д.Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли». Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры и интереса.
Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
Игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему усвоение норм человеческих взаимоотношений.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогически организованная игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игровые формы обучения детей — это самые разнообразные виды игр, например: сюжетные игры, подвижные игры, драматизации, конференции, квесты и т. п.
Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
В начальной школе уроки музыки должны быть, прежде всего интересными и полезными для учеников. Очень важно в начальной школе находить, за что похвалить младших школьников, говорить, что вам приятно с ними работать, что они умные, музыкальные и вообще хорошие дети.
Уроку музыки свойственна эмоционально-образная форма мышления, характерно познание в форме художественного образа, художественная деятельность учащегося, предмет познания – эстетическое отношение к реальности, путь освоения – переживание содержания музыкального произведения, его интерпретация. Урок музыки в начальной школе близок другим урокам эстетического цикла – изобразительной деятельности, трудового воспитания и литературы.
О. А. Апраксина в своей книге «Методика музыкального воспитания в школе» так охарактеризовала особенности этого возраста:
- несформированность организма, быстрая утомляемость от одного положения, от однообразной деятельности, от монотонной речи;
- отсутствие навыка систематической, целенаправленной умственной работы;
- небольшой объем произвольного внимания, преобладание непроизвольного;
- яркое образное воображение, конкретное мышление;
- склонность к игре;
Дети в младшем школьном возрасте обладают природным любопытством ко всему неизведанному. Поэтому целью обучения в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и повышение мотивации детей к учебному процессу. Такие психологические особенности в развитии ребенка младшего школьного возраста как: глубокая потребность в эмоциональном отношении к окружающей действительности, легкая переключаемость внимания, непроизвольность, импульсивность, свежесть и подвижность их восприятия, придают занятиям стремительность, обуславливают их насыщенность различными видами деятельности и приводят педагогов к необходимости ориентироваться на синтез рационально-логического характера деятельности и художественно-эстетического переживания. Игровая ситуация в этом случае служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок, выступает, как средство мотивации к учебной деятельности и обеспечивает более легкое, прочное усвоение нового материала, создание бодрого, рабочего настроения, помогает снимать утомляемость, поддерживать внимание.
Игровые «моменты» в певческой деятельности.
В вокальных упражнениях (при распевании детей) большое внимание должно уделяться работе над образом, так как конкретные характеры и персонажи вызывают у ребенка больший интерес, чем абстрактные звуки. Например, вокальное упражнение: V-I ступени вниз на «Лё» ( в тональностях от С до F) для детей третьего класса становится интересной и занимательной игрой, если спеть его в различных характерах: (в контексте сказки «Золушка» и изучаемой на уроке балета С. С. Прокофьева) в характере сестер (отрывисто, резко), мачехи (сердито), принца (мягко, но уверенно, решительно), как Золушка — мягко, нежно… Игровой момент в певческой деятельности позволяет добиться стройного согласованного пения в ансамбле, так как игра выполняет «сплачивающую» функцию и вызывает интерес к совместному делу.
Игры в слушательской деятельности.
Характерной «игрой» в этом виде музыкальной деятельности являются викторины и тесты. Эти приемы очень часто используется для проверки усвоения музыкального материала. Она активизирует детей, придают «дух соревновательности», «радость узнавания». В слушательской деятельности детям также могут быть предложены игры с использованием дидактических пособий. Например, игра на определение характера музыки: детям предлагаются наборы цветов в виде картонных цветных цветочков (звездочек, шариков…), с помощью которых они должны определить характер музыки, выбрав два наиболее подходящих цветка. После проведения игры подводятся ее итоги, и из выбранных детьми цветов получается «картина» эмоционального отклика детей на произведение, позволяющая более наглядно охарактеризовать музыкальное произведение.
Музыкально-пластические игры и упражнения.
Музыкально-пластическая деятельность на уроках музыки выполняла не только обучающую функцию, но и функцию релаксации, помогала добиться музыкальной разрядки, снять умственное напряжение и утомление детей. Музыкально-пластическая деятельность воспитывает внимание, ловкость, точность, пластичность, энергичность. На уроках она может быть представлена и как обучающая с игровыми элементами: например:
- использование приема «свободного дирижирования»;
- пластическая и ритмическая импровизация;
- имитация игры на музыкальных инструментах (Плюс собственно игра на детских музыкальны инструментах: бубнах, колокольчиках, ложках, трещотках… с использованием различных ритмических партитур);
- выполнение пластического этюда, основанного на музыкальном материале слушательской деятельности.
Так и свободная игровая деятельность, представленная «музыкальными паузами», осуществляющими роль связки, перехода от одного вида музыкальной деятельности к другому.
Рассматривая понятие игры как средства обучения можно сделать следующие выводы:
1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Таким образом, соревнование на уроке, способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Игровая деятельность выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап.
Список литературы
- Выготский, Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии [Текст]/Л. С. Выготский//М.: Просвещение, 1966 г.- С.158
- Капустина, Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. Журнал «Начальная школа полюс до и после» [Текст]/Н. Г. Капустина//М.: Просвещение, 2005 г. – С.206
- Яновская, М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст]/М. Г. Яновская//М.: Просвещение, 1994 г. – С.136
- Степанова, О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками. Журнал «Начальная школа полюс до и после» [Текст]/О. А. Степанова//М.: Просвещение, 2003 г. – С.179
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения.–М.:Просвещение, 1963.–500 с.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.-М.:Просвещение, 1983.-222с.