Образовательные программы
Дополнительная образовательная программа "Танцуем в школе"
Дополнительная образовательная программа "Ритмика"
Дополнительная образовательная программа элективных курсов "Волонтёр"
Дополнительная образовательная программа "Я - лидер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tantsuem_v_shkole.docx | 35.91 КБ |
programma_po_ritmike_2011.doc | 156.5 КБ |
mbou.docx | 32.13 КБ |
14god_programma.doc | 51.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………2
Учебно-тематический план………………………………………………………………… 5
Содержание программы……………………………………………………………………..6
Мониторинг знаний, умений и навыков учащихся……………………………………….9
Материально-техническое оснащение программы………………………………………..12
Литература……………………………………………………………………………………12
Пояснительная записка
Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, с помощью которого люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю - танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Хореография – искусство, любимое детьми. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии. Многие детские танцевальные коллективы приобрели большую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом.
Данная адаптированная образовательная программа художественно-эстетической направленности составлена на основе программ: «Классический танец» (составитель В.В.Лысенкова); «Народно-сценический танец» (составитель Н.М.Лаврухина). При составлении программы учитывались рекомендации специалистов в данной области: Т.Барышниковой и Г. Берёзовой.
В основу создания данной программы положены принципы преемственности и синтеза основных хореографических дисциплин - классического, народного и современного танца. Ведущей технологией обучения по программе, является технология развивающего обучения, сущность которой заключается в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребёнка и их реализацию. Кроме того, в процессе обучения используются элементы технологии игрового обучения.
Программа рассчитана на детей (7-10 лет). Срок реализации программы 2 года.
Формы и режим занятий
Форма работы – групповая и индивидуальная.
Формы учебных занятий: репетиционные; постановочные; информационные.
Репетиционные занятия (репетиция от лат. repetitio - повторение) - основная форма подготовки (под руководством педагога) представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путем многократных повторений (целиком и частями).
Постановочные занятия - творческий процесс создания эстрадного представления.
Информационное занятие предполагает беседы по изучаемым темам, просмотр видеоматериалов.
Режим занятий: на 1 г.о. - 2 занятия в неделю по 2 академических часа, на 2 г.о. обучения – 2 занятия в неделю по 3 академических часа.
Цель программы: развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей средствами хореографии.
Задачи:
Обучающие:
-дать детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
-познакомить детей с хореографическими терминами и понятиями;
-научить взаимосвязи музыки и движения;
-привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально-двигательные, художественно-творческие).
Развивающие:
-развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость под музыку;
-развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;
-пробуждать фантазию, способность к импровизации;
-развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы.
Воспитательные:
-воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов;
-сплотить коллектив, построить в нём отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;
-принимать участие в концертной жизни учреждения и города.
Программный материал изложен по принципу «от простого к сложному». Для достижения стабильного результата необходимо наряду с изучением новых движений закреплять и пройденный материал, т.е. включать его в более сложные комбинации, которые вырабатывают мышечную силу, устойчивость, координацию движений, а также выносливость и волю к преодолению трудностей. Необходимо оптимальное и равномерное распределение силовой нагрузки, важна логичность сочетания движений, которая не позволит перегружать упражнения излишним количеством различных элементов и приёмов.
Ожидаемый результат:
К концу 1-го года обучения воспитанники должны:
- иметь общие представления о хореографии, освоить ключевые понятия;
- овладеть основами хореографии и научиться основным элементам танцевальных движений;
- научиться расслаблять части тела, не задействованные в конкретных движениях (упражнения на релаксацию);
- освоить технику правильного дыхания во время исполнения движений;
- научиться двигаться в пространстве (комбинации с продвижением);
- уметь выразить образ разных отдельных эмоциональных состояний (в танцевальных этюдах и постановках);
- уметь общаться друг с другом и с педагогом.
- разучить и исполнить не менее двух этюдов.
К концу 2-го года обучения воспитанники должны:
- научиться двигаться под музыку, различая сильные и слабые доли;
- освоить музыкальный размер 2/4 и ¾;
- уверенно выполнять упражнения экзерсиса;
- освоить более сложные (по сравнению с 1 г.о.) танцевальные движения;
- уметь импровизировать под предлагаемую музыку;
- уметь сосредоточиться на выполняемом задании.
- разучить и исполнить не менее двух композиций.
Педагогический контроль предполагает такие виды как: вводный, систематический, промежуточный, итоговый.
Вводный контроль осуществляется для выявления стартового уровня индивидуальных возможностей детей, при этом объектом контроля являются: чувство ритма, пластичность, память.
Систематический контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления уровня освоения материала, при этом объектом контроля являются: правильность исполнения, техничность, активность, уровень физической нагрузки, формами контроля являются: просмотр, анализ выполненного задания.
Итоговой контроль проходит в конце учебного года и служит для выявления уровня освоения учащимися программы за год, изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. В ходе итогового годового контроля оценивается: правильность исполнения, техничность, знание теоретической и практической части, артистичность.
Формы подведения итогов реализации программы: контрольные занятия, концертная деятельность (городских конкурсах, концертах, мероприятиях, проводимых в школе».
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание работы | Кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
I год обучения (144 ч) | ||||
Элементы классического танца. | 46 | 10 | 36 | |
Элементы народного танца | 38 | 8 | 30 | |
Элементы современного танца. | 29 | 7 | 22 | |
Пространственная ориентация. Музыкально-ритмическое воспитание. Элементы импровизации. | 31 | 8 | 23 | |
ИТОГО: | 144 | 33 | 111 | |
II год обучения (216 ч) | ||||
Элементы классического танца. | 64 | 16 | 48 | |
Элементы народного танца. | 48 | 12 | 36 | |
Элементы современного танца. | 56 | 13 | 43 | |
Пространственная ориентация. Музыкально-ритмическое воспитание. Элементы импровизации. | 48 | 12 | 36 | |
ИТОГО: | 216 | 53 | 157 |
Содержание программы
1 год обучения
1. Элементы классического танца.
Позиции ног, рук, корпуса. Demi plie.Battement tendu. Passe par terre.en dehors,en dedans.demi rond de jamb par terre.Releve.Перегибы корпуса. Preparation для руки.Grand battement. Поклон.1 port de bras. Растяжки.
2. Элементы народного танца.
Положения рук и корпуса. Основные ходы русского танца. Моталочка. Ковырялочка. Простые шаги. Припадание. Галоп. Повороты, наклоны головы. Выстукивающие движения. Притопы. Марш. Бег. Двойной подскок. Трамплинные прыжки. Дроби. Присядка.
3. Элементы современного танца.
Комплексы упражнений для развития эластичности, подвижности различных групп мышц. Упражнения на расслабление. Этюды «Стирка», «Ковбойский», «Блюз», «Хип-хоп». «Волна». Движения по диагонали.
4. Пространственная ориентация. Музыкально-ритмическое воспитание. Элементы импровизации.
Положение корпуса en face, профиль. Изучение точек, диагоналей класса. Повороты на месте по точкам класса. Импровизации. Исполнение движений под разный темп музыки.
Примерное построение занятия:
Разминка по кругу:
*простой шаг.
*шаги на полупальцах и пятках.
*бег с выносом ног вперёд и назад с вытянутыми и согнутыми коленями.
*шаг с подскоком.
Экзерсис у станка:
*постановка корпуса, рук,головы.
*деми плие по 1,2,3 позициям.
*батман тандю по 1 позиции крестом.
*пассе партер через 1 позицию.
*деми ронд де жамб пар тер.
*релеве по 1,2,3 позициям.
*перегибы корпуса.
*препарасьон.
*гранд батман лицом и спиной к станку.
*растяжки лицом и боком к станку.
*трамплинные прыжки.
Упражнения на середине зала:
*порт де бра.
*па вальса.
*открытие рук в русском стиле.
*ковырялочка.
*моталочка.
*подготовка к верёвочке.
*повороты на точку.
Движения по диагонали:
*основные ходы русского танца.
*простые шаги.
*припадание.
*галоп.
*марш.
*бег.
*двойной подскок.
*движения в эстрадном стиле.
Ритмическая гимнастика:
*разминка «Ковбойская».
*разминка «Большая стирка».
*стрейчинг в партере.
*импровизации в стиле «Блюз», «Хип-хоп».
Примерный репертуар 1 года обучения: танцы «Снежинки», «Зарядка для гномов», «Разбойники», вальс «Анастасия», «Яблочко», «Балаганчик», «Косолапый дождик».
2 год обучения
1. Элементы классического танца.
Grand plie.Rond de jambe par terre en dehors et en dedeans. Положение ноги sur le cou-de-pied.
. Releve на полупальцы и с demi plie.Battement tendu jete. Исполнение экзерсиса боком к станку. Прыжки лицом к станку. Прыжки на середине зала. Растяжки. Шене.
2. Элементы народного танца.
Простейшие движения русского и других народных танцев. Соскоки. Выстукивающие движения. Подготовка к дроби. Дробь-дорожка. Подготовка к верёвочке. Верёвочка. Упадание.
3. Элементы современного танца.
Ритмическая гимнастика. Cтрейчинг. Этюды в эстрадном стиле.
4.. Пространственная ориентация. Музыкально-ритмическое воспитание. Элементы импровизации.
Эстрадные движения по диагонали. Положение корпуса еpaulement croisee et effacee. Позы. Импровизация под заданную музыку языком современной пластики.
Примерное построение занятия:
Разминка по кругу:
*простой шаг.
*шаги на полупальцах и пятках.
*бег с выносом ног вперёд и назад с вытянутыми и согнутыми коленями.
*шаг с подскоком.
Экзерсис у станка:
*деми и гранд плие по 1,2,3 позициям.
*батман тандю по 1 позиции крестом по четыре раза.
*батман тандю жете по 1,2,3 позициям.
*ронд де жамб пар тер ан дэор и ан дэдан.
*релеве с деми плие по 1,2,3 позициям
*рассе по 5 позиции.
*положение ноги сюр ле ку-дэ-пье.
*релеве лян на 45%по по 2 раза.
*гранд батман боком к станку.
*растяжки лицом и боком к станку.
*прыжок эшапэ.
*прыжок шажман де пье.
Упражнения на середине зала:
*порт де бра.
*эпольман эфасе и эпольман круазе.
*прыжок глисссат.
*простейшие движения русского и других народных танцев.
*соскоки.
*выстукивающие движения.
*дробь-дорожка.
*верёвочка.
Движения по диагонали:
*вращения.
*прыжки- полушпагат, жете.
*упадание.
*основные ходы русского танца.
*дробь по диагонали.
*движения в эстрадном стиле.
Ритмическая гимнастика:
*стрейчинг.
*этюды в эстрадном стиле.
*импровизации под предлагаемую музыку.
Примерный репертуар: «Точка,точка,запятая», «Ох, уж эти детки», «Парижские зарисовки»,«Аве Мария».
Мониторинг знаний, умений и навыков учащихся
1 год обучения
№ | Темы | Ожидаемый результат | Форма контроля | Диагност. инструмент. |
1 | Постановка корпуса. Позиции ног. Позиции рук. Понятия сокращённой и вытяну той стопы. Demi plie. | Знать правильную постановку корпуса, позиций рук, ног. Объяснить, что означает вытянутая и сокращённая стопа, demi plie. | Устный опрос. Выполнение практичес- кого задания. | Опросник №1. |
2 | Battement tendu. Рasse par terre. Моталочка. Ковырялочка. Понятие направлений en dehors, en dedans. Demi rond de jamb par terre. Releve. Простые шаги. Припадание. Перегибы корпуса. | Уметь объяснить, как выполнять данные движения, понятия и упражнения у станка. | Устный опрос. Выполнение практичес- кого задания. | Опросник №2. |
3 | Preparation.Grand battement.Точки, диагонали класса. Галоп. Волны. Положения корпуса. Повороты, наклоны головы. Поклон. | Знать, что означают названия движений, как они выполняются, Уметь ориентироваться в хореографическом зале. | Устный опрос. Выполнение практичес- кого задания. | Опросник №4 |
6 | Притопы. Повороты по точкам. Двойной подскок. Grand battement на середине зала. Эстрадные движения по диагонали. Прыжки. Подготовка к верёвочке. Положения рук в русском танце. | Знать, как исполняются движения и упражнения по диагонали и на середине зала. | Устный опрос. Выполнение практичес- кого задания. | Опросник №5 |
6 | Годовой зачёт. | Знать и правильно исполнять все изученные упражнения, элементы и движения. | Устный опрос. Выполнение практичес- кого задания. Концертное исполнение 2 этюдов. | Опросник №6 |
Мониторинг знаний, умений и навыков учащихся
2 год обучения
№ | Темы | Ожидаемый результат | Формы проверки | Диагност. инструм. |
1 | Grand plie.Rond de jambe par terre en dehors et en dedeans.Простейшие движения русского и других народных танцев. Ритмическая гимнастика. Cтрейчинг. | Грамотно называть и исполнять данные элементы и упражнения. | Устный опрос. Выполнение практичес-кого задания. | Опросник № 1 |
2 | Положение ноги sur le cou-de-pied. Положение корпуса еpaulement croisee et effacee.Соскоки. Выстукивающие движения. Эстрадные движения по диагонали. | Свободно владеть хореографическими терминами. Правильно исполнять предлагаемые движения. | Устный опрос. Выполнение практичес-кого задания. | Опросник № 2 |
3 | Полугодовой зачёт. | Знать и правильно исполнять ранее изученные движения, упражнения и термины. | Устный опрос. Концертное исполнение 1 композиции. | Опросник № 3 |
4 | Releve на полупальцы и с demi plie. Battement Tendu jete. Подготовка к дроби. Импровизация под заданную музыку языком современной пластики. | Грамотно называть и исполнять данные элементы и упражнения. Уметь импровизировать под заданную музыку. | Устный опрос. Выполнение практичес-кого задания. | Опросник №4 |
5 | Исполнение экзерсиса боком к станку. Прыжки лицом к станку. Подготовка к верёвочке. Этюды в эстрадном стиле. | Знать правильную постановку корпуса у станка. Грамотное исполнение экзерсиса, прыжков; новых движений. | Устный опрос. 2.Выполнение практичес-кого задания. | Опросник №5 |
6 | Годовой зачёт. | Знать и правильно исполнять все изученные упражнения, элементы и движения. | Устный опрос. Выполнение практичес- кого задания. Концертное исполнение 2 композиций. | Опросник №6 |
Материально-техническое оснащение программы:
1. Учебный кабинет, оборудованный станком и зеркалами.
2. Фортепиано (рояль, клавинова), стул.
3. Музыкальный центр.
4. Фонотека: аудио- и видеокассеты, СD.
5. Сценические костюмы.
6. Танцевальная обувь.
7. Стол и стул для педагога.
Литература:
1.Т.Барышникова. «Азбука хореографии». Москва. «Рольф».2000 г.
2. Н.Базарова, В. Мей. «Азбука классического танца».Л.М. «Искусство».1964г.
3. Г.Берёзова «Классический танец» в детских хореографических коллективах. Киев. «Музычна Украина». 1979 г.
4. А.Ваганова. «Основы классического танца». Л.М. «Искусство».1963г.
5.А.Климов. «Основы русского народного танца». М. «Искусство».1981г.
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя школа №3»
Образовательная программа «Ритмика»
для детей 7 – 10 лет на 4 года обучения.
г.Когалым Тюменская область.
Автор – составитель: педагог дополнительного образования - Бережная Ирина Ивановна.
Пояснительная записка.
Программа разработана в 2011 году.
Предмет ритмика способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.
Задача предмета привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус.
Исходя из этого, была составлена программа по предмету ритмика на четыре года обучения с первого по четвертый класс. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Занятия ритмикой служат преддверием для занятий хореографией. На уроках ритмики происходят первые соприкосновения с музыкой, развивается внимание, музыкальная память, чувство ритма, умение двигаться под музыку. Целесообразно занятия ритмикой проводить весь учебный год и подготовить детей к урокам хореографии.
Известно, что первые впечатления обычно оставляют наиболее яркий след в психике учащихся и оказывают сильное воздействие на их отношение к занятиям и поведение на уроках. В силу этого, организация и проведение уроков первого года обучения может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход занятий, а следовательно и решающим для успеха в учебе.
Если на первом уроке допустить несобранность внимания, нарушения правил поведения, то серьезное отношение, с которым пришли дети, пропадет и восстановить его будет трудно: игры, упражнения превратятся в беспорядочную беготню, дети будут возбуждаться, и занятия потеряют всякий смысл.
С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на уроках ритмики и хореографии:
Проблема формирования у учащихся эстетического отношения к искусству является одной из приоритетных проблем современной теории и практики эстетического воспитания. Это обуславливает не только интерес к этой проблеме со стороны научно-педагогической общественности, но и необходимостью ее теоретического осмысления и верного практического решения.
Роль детских студий разнообразна, часто в основу их деятельности положены принципы, свойственные профессиональному сценическому творчеству. Занятия ритмикой способствуют социальной активности ребенка, там он знакомится с основами искусства, приобщается к одному из его видов. В танцевальных группах немаловажное место занимает подготовка репертуара и выступление перед зрителем. Каждое хореографическое произведение или сценическая композиция, осваиваемая в учебном курсе, требует от учащихся эмоциональности, творческой активности, мобилизации духовных и физических сил.
Направленность образовательной программы.
Программа «Ритмика» представляет дополнительный образовательный курс художественно – эстетической направленности.
При составлении программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции, рассмотрены различные танцевальные стили и направления. Автором программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Актуальность проблем художественно-эстетической направленности обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин. обр.РФ от 29.11.01), которая подчеркивает важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Одним из компонентов программы является танец. Данный вид искусства
является неиссякаемым источником развития личности ребёнка.
- способствует укреплению физического здоровья учащихся;
- сочетает эмоциональную сторону искусства;
- приносит радость, как исполнителю, так и зрителю;
- раскрывает, растит духовные силы;
- воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
А значит, таит в себе огромное богатство для успешного физического, художественного и нравственного воспитания. Не случайно именно танец является одним из древнейших языков, на котором люди выражали и выражают свои чувства, мысли, эмоции.
В программу включены силовые, акробатические упражнения, упражнения на растяжку, игры, творческие работы, что делает программу максимально насыщенной, интересной для учащихся.
Как уже было сказано, занятия ритмикой призваны укрепить физическое здоровье детей, но и помочь ребятам раскрыться, избавиться от внутренних зажимов, почувствовать себя красивым, ощутить чувство радости, счастья, что является компонентом здоровьесберегающей школьной программы.
Особое внимание при проведении занятий по программе уделяется музыкальному сопровождению. Музыка имеет колоссальное воспитательное значение, влияет на психику. Проводится тщательный выбор музыкальных произведений.
Цель.
Основная цель программы - способствовать эстетическому развитию подрастающего поколения через хореографию, первой ступенью которой является ритмика.
Задачи.
Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи.
Обучающие задачи:
• дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
• опираться в обучение на основные принципы педагогики;
• знакомить детей с хореографическими терминами и понятиями;
• научить взаимосвязи музыки и движения;
• учить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении;
• привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально-двигательные, художественно-творческие).
Развивающие задачи:
• развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;
• развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;
• пробуждать фантазию, способность к импровизации;
• развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы.
Воспитательные задачи:
• воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов;
• сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;
• принимать участие в концертной жизни школы.
Реализация программы предлагается на основе следующих принципов:
В зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы – развитие творческой активности, ассоциативного мышления, памяти, воображения, умения выразить свои чувства, развитие коммуникативных способностей, умения импровизировать, овладения основами танцевального искусства, развитие индивидуальности.
Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие принципы:
Хореографические принципы:
• принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;
• принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
• принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:
• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
• принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
• принцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов классического, народного, бального танца;
• принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
• принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
• принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.
Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой.
Виды деятельности учащихся.
- репродуктивный.
- репродуктивно- поисковый – стандартно-поисковый.
- частично-поисковый – элемент нестандартно-поисковый.
- поисковый (творческий)
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную.
Подготовительная часть занятия.
Общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе. Конкретными задачами этой части является: организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния занимающихся; умеренное разогревание организма. Основными средствами подготовительной части являются: строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др. Все упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Методические особенности.
Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия.
Основная часть занятия.
Задачами основной части являются: развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций и т.д.
Средства основной части занятия: упражнения на силу, растягивание и расслабление (экзерсисы); хореографические упражнения; элементы современного, бального, народного танца; танцевальные композиции; постановочная работа.
Методические особенности.
На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала.
Заключительная часть занятия.
Основные задачи – постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. На эту часть отводится 5-10% общего времени.
Основными средствами являются: спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками; знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость.
Методические особенности.
В заключительной части проводится краткий разбор достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у учащихся чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться. Замечания и советы по поводу недостаточно освоенных движений помогает учащимся сосредоточить на них внимание на следующем занятии.
Педагогический контроль предполагает такие виды как: систематический, периодический, промежуточный, итоговый.
Вводный контроль осуществляется для выявления стартового уровня индивидуальных возможностей детей, при этом объектом контроля являются: чувство ритма, пластичность, память.
Систематический контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления уровня освоения материала, при этом объектом контроля являются: правильность исполнения, техничность, активность, уровень физической нагрузки, формами контроля являются: просмотр, анализ выполненного задания.
Периодический контроль проводится ежемесячно, здесь решается такая же задача – проверить, как освоен учебный материал, внимание обращается на правильность исполнения, техничность, знание теоретической части.
Промежуточный контроль осуществляется по итогам первого полугодия, задачами являются выявить уровень освоения учащимися программы за полугодие, определить изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. Оценивается правильность исполнения, техничность, знание теоретической и практической части.
Итоговой контроль проходит в конце учебного года и служит для выявления уровня освоения учащимися программы за год, изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. В ходе итогового годового контроля оценивается: правильность исполнения, техничность, знание теоретической и практической части, артистичность.
Формы подведения итогов реализации программы:
контрольные занятия, полугодовые, годовые зачёты.
Формы обучения .
Общеобразовательная программа | Возраст учащихся | Количество часов в неделю | Общее количество часов в год |
1 год обучения | 1 класс | 1 | 33 |
2 год обучения | 2 класс | 1 | 35 |
3 год обучения | 3 класс | 1 | 35 |
4 год обучения | 4 класс | 1 | 35 |
Формы занятий.
Теория.
Ознакомление учащихся с терминологией. Просмотр видеоматериалов по хореографии. Прослушивание музыкальных композиций.
Практика.
Занятия ритмической и силовой гимнастикой, акробатикой, хореографией. Импровизация.
Содержание программы.
Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально-ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, темпоритм, строение и умение согласовывать музыку с движением.
Также целесообразно ввести разучивание и использование аэробики, как тренажа, которая помимо развития и укрепления мышц шеи, рук, плечевого пояса, ног, туловища, стопы, развивает детей ритмически, вносит в занятие массу положительных эмоций, доставляет детям радость и удовлетворение от красивых двигательных упражнений, воспитывает эстетически.
Раздел «Танцы» содержит элементы классического, народного, бального танца. Включенные в раздел упражнения экзерсиса способствуют формированию правильной осанки, помогают исправить физические недостатки, учат правильной постановке корпуса, выработки координации движений, учат правильно дышать при исполнении упражнений и танцев.
Также необходимо в течение первых четырех лет обучения знакомство и тесное взаимодействие детей с партерным экзерсисом, т. е. с гимнастикой на полу. Она способствует укреплению мышц шеи, спины, пресса, тем самым избавляет детей от физического переутомления, улучшает физическую и психическую форму организма, повышает эмоциональность занятия.
Дополнительное включение в программу обширного танцевального материала позволяет повысить интерес детей к занятиям и принимать участие в концертах, конкурсах. Это требует от учащихся ответственного отношения к своей художественной деятельности и умение организовать себя.
Срок обучения составляет 4 года, по истечении этого времени основной учебный материал программы является освоенным, дети овладевают основными понятиями, терминами, знаниями, умениями, навыками, которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения. Ученики
постепенно совершенствуют свое мастерство, оттачивают элементы, изучают танцевальные композиции.
Таким образом, основная специфика программы состоит в следующем.
Учебный материал программы носит адаптивный характер, в значительной степени учитывает индивидуальные возможности детей к обучению, что позволяет корректировать задания соответствии с уровнем подготовки детей. Тематические планы составляются в расчете на конкретных детей.
Оценка эффективности занятий
Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.
Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу.
В конечном итоге, успех обучения характеризуется участием ребят в творческой жизни школы, где они могут показать уровень профессиональной обученности.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Форма и режим занятий.
По программе для первого года обучения предусмотрено 1 час в неделю. По расписанию занятия проводятся 1 раз продолжительностью по 1 часу.
Техническое и дидактическое обеспечение занятий.
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально – технического обеспечения:
- наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками;
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- музыкальная, видеоаппаратура, аудиозаписи, видеозаписи.
- специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером – коврик);
Учебно-тематический план 1 год обучения.
Тема | Теория | Практика | Итого | |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Ритмика | 3 | 19 | 22 |
3 | Игровые танцы | 2 | 8 | 10 |
Итого | 33 |
Учебно-тематический план 2 год обучения.
Содержание программы:
. Ожидаемый результат: к концу 2-го года обучения дети должны: Знать: - термины хореографической лексики; - основные разновидности сценического танца; Уметь: - уверенно ориентироваться в пространстве; - слаженно исполнять разученные этюды; - делать движения на расслабление мышц. - импровизировать под предложенную музыку. |
Учебно-тематический план 3 год обучения.
Тема | Количество часов | |||
Теория | Практика | Итого | ||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Ритмика | 3 | 15 | 18 |
3 | Танец | 1 | 5 | 6 |
Итого | 35 |
Содержание программы:
№ | Программный материал | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Введение | Инструктаж по технике безопасности. Повторение ранее изученного. | |
2 | Ритмика | Ознакомление с комплексом силовых упражнений, способствующих выносливости и работоспособности. | Изучение основной группы элементов, непосредственно влияющих на физическую форму учащихся. Комплекс силовых упражнений (отжимание, приседание и поднимание в медленном темпе, упражнения на укрепление пресса ) |
3 | Танец | Разучивание различных танцевальных этюдов и постановок. Изучение точек хореографического зала. | Постановка танца: разучивание и отработка шагов, элементов, комбинаций и схем танца. Отработка позиций рук (подготовительная I , II , III позиции) и ног (свободные I, III, VI позиции) классического танца (переводы рук) Повороты на предлагаемую точку хореографического зала |
Ожидаемый результат: к концу 3-го года обучения дети должны:
Знать:
- позиции рук и ног классического танца;
- расположение точек хореографического зала.
Уметь:
- исполнять простые повороты по точкам хореографического зала;
- исполнять заданные педагогом хореографические этюды, постановки;
- правильно делать открытие и закрытие рук.
Учебно-тематический план 4 год обучения.
Тема | Количество часов | |||
Теория | Практика | Итого | ||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Ритмика | 3 | 19 | 22 |
3 | Творческая мастерская | 2 | 10 | 12 |
Итого | 35 |
Содержание программы:
№ | Программный материал | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Введение | Инструктаж по технике безопасности. Повторение ранее пройденного. | |
2 | Ритмика | Изучение новых усложнённых композиций в разных танцевальных стилях. | Выполнение этюдов с элементами аэробики, классики, джаза, свободной пластики. Выполнение усложнённых комплексов упражнений: стрейчинг (растяжка), релаксация (расслабление), акробатика (статичные движения), силовые упражнения (отжимы) |
3 | Творческая мастерская | Ознакомление с репертуарами ведущих хореографических коллективов страны и мира. Разучивание танцевальных этюдов и постановок в разных стилях. | Танцевальные этюды: разучивание и отработка шагов, элементов, комбинаций и схем танца. Разучивание, отработка и закрепеление вращений, различных прыжков и танцевальных связок по диагонали. Импровизация под заданную музыку (создание и раскрытие сюжета, передача образов) |
Ожидаемый результат: к концу 4-го года обучения дети должны:
Знать:
- правильную постановку корпуса, головы, рук ног.
- хореографические термины;
- деление хореографического зала на точки;
- несколько танцевальных этюдов;
Уметь:
- правильно исполнять прыжки;
- правильно делать вращения;
- уверенно владеть своим телом;
- творчески мыслить;
- взаимосвязывать музыку с движением;
- придумывать и изображать какой- либо персонаж;
- музыкально и синхронно с другими учащимися выполнять заданные хореографические композиции;
- владеть всем материалом, который был дан педагогом за все годы обучения.
Программный материал изложен по принципу «от простого к сложному». Для достижения стабильного результата необходимо наряду с изучением новых движений закреплять и пройденный материал, т.е. включать его в более сложные комбинации, которые вырабатывают мышечную силу, устойчивость, координацию движений, а также выносливость и волю к преодолению трудностей. Необходимо оптимальное и равномерное распределение силовой нагрузки, важна логичность сочетания движений, которая не позволит перегружать упражнения излишним количеством различных элементов и приёмов.
Автор составленной программы оставляет за собой право вносить изменения и дополнения в программу, изменять количество часов, отведённое на ту или иную тему, менять местами и производить другие изменения с учётом возможностей, потребностей и способностей обучаемых учащихся и с учётом материально- технической базы.
Список литературы:
- Ткаченко Т. Народный танец- М., 1967.
- Смирнов И. Искусство балетмейстера- М., 1986.
- Беликова М. Бальные танцы- М., 1984.
- Бекина С. Музыка и движение- М., 1983.
- Вайцеховский С. Физкультура и здоровье- М., 1985.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь- М., 1997.
- Медведева Р. Эстетика – Г., 1989.
- Алексеева Л.Н. Танцы для детей – М., 1982.
- Вевиорская А.О. Сюжетные танцы – М., 1989.
10.Захаров В.М. Радуга русского танца- М., 1986.
11.Мерцалова М. Поэзия народного костюма- М., 1988.
12.Захаржевская Р. Костюм для сцены.- М., 1983.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы в силах помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Сам подросток самоутверждается, становится уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
Цель программы:
Развитие волонтерского движения, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Задачи:
1.Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере. 2.Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.) 3.Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров. 4. Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения. 5. Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни; 6.Снизить количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН. 7. Создать механизм работы с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.
К основным направлениям работы относятся:
- Валеологическое (пропаганда здорового образа жизни).
- Профилактическое (профилактика употребления психоактивных веществ подростками и молодежью).
- Досуговое (организация полноценного досуга подростков и молодежи).
- «Милосердие» (оказание адресной помощи детям из неблагополучных семей, инвалидам и участникам ВОВ).
При профилактической работе с подростками и молодежью могут, быть использованы следующие формы:
-Дискуссия «Мозговая атака»
-Аудиовизуальные формы;
-Ролевые игры;
-Интерактивные игры;
-Групповая работа;
-Метод проекта;
-Проектно - исследовательская деятельность;
-Научно - методическая деятельность;
Конкурсная программа;
Фестивали;
Оздоровительные мероприятия;
Спортивные соревнования;
Экскурсионная работа;
Информационно - лекционная работа;
Развлекательно - познавательная деятельность;
Акции (милосердие, шефство);
Диспуты, дискуссии, круглые столы, ролевые игры;
Открытый микрофон;
Презентации;
Культурно - массовая просветительская работа (агитбригады);
Семинары-тренинги;
Тематический день" "Мир без наркотиков";
Психологическое сопровождение (Школа волонтёра).
Механизм реализации Программы:
В организации и развитии волонтерского движения принимают участие:
1. Координатор (куратор) – педагог дополнительного образования, курирующий работу волонтеров. Координатор производит подбор инициативной группы подростков и в дальнейшем поддерживает все ее начинания, оказывая помощь в подготовке и проведении мероприятий, спланированных группой.
2. Администрация МБОУ «Средняя школа №3».
С помощью администрации решаются многие организационные вопросы. Администрация может помочь в поиске средств, предоставить помещения для работы, поощрить детей за работу.
3. Родители.
Важно чтобы родители поддерживали детей в их начинаниях. Они могут стать активными участниками программы: помочь в тиражировании каких-либо памяток, участвовать в организации досуговых мероприятий.
Для успешной реализации программы необходимо использовать определенную группу принципов, составляющих целостную и неделимую основу программы.
Принципиальные основы деятельности взрослого: обеспечение безопасности ребенка; достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов; организация совместной деятельности “Взрослый – ребенок”; продуманная логичная система вовлечения подростка в ту или иную деятельность; максимальное использование имеющихся материально- технических и природных ресурсов.
Принципиальные основы деятельности ребенка:
добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности; реализация личных способностей ребенка; значимость деятельности ребенка; положительный результат участия в программе.
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:
- увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
- привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН;
- создание модели детского и родительского волонтерского движения внутри школы и вне ее; уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
Участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, районом. Волонтёр-это доброволец, разговаривающий на языке юной аудитории, вызывающий доверие и интерес к себе. Волонтёрство (по пропаганде ЗОЖ) - это доступный, массовый способ профилактики вредных привычек и асоциального поведения в обществе.
Программа рассчитана на 2 года, (1 год- 216 часов, 2 год – 216 часов.)
Учебно – тематический план образовательной программы
на 2 года обучения.
Разделы | Количество часов | ||
теоретические | практические | Общее количество | |
Знакомство. Основы добровольческой деятельности. | 6 | 6 | |
Школа волонтера. | 14 | 14 | |
Все различны – все равны - 1. | 3 | 18 | 21 |
Все различны – все равны - 2 | 6 | 18 | 24 |
Все различны – все равны – 3 | 6 | 48 | 54 |
Все различны – все равны – 4 | 3 | 6 | 9 |
Основы ЗОЖ. 1 | 12 | 33 | 45 |
Основы ЗОЖ. 2 | 9 | 30 | 39 |
Социальное проектирование | 6 | 21 | 27 |
Время жить вместе | 3 | 17 | 20 |
Общественные организации Сибири. | 24 | 24 | |
Международное добровольчество. | 28 | 28 | |
Предпринимательство. | 18 | 24 | 42 |
Донорство | 12 | 12 | |
Экологический дозор | 34 | 34 | |
Краеведческая работа | 3 | 30 | 33 |
Итого: | 153 | 279 | 432 |
Содержание общеобразовательной программы
№ | Темы занятий | Содержание |
1 | Знакомство. Основы добровольческой деятельности (6) Школа волонтера. (14) | Презентация программы. Добровольчество в современной России. Пропаганда волонтерской деятельности в молодежной среде. Игры на знакомство. Разработка принципов законов деятельности. Расширение числа участников волонтерской деятельности. |
2 | Все различны – все равны - 1.(особенности работы с детьми сиротами, детьми и подростками, оставшихся без попечения родителей) (21) | Обсуждение актуальных социальных проблем современного общества. Толерантность. Знакомство с разными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС. Лекции: «Бояться не надо, Надо знать!»; беседы: «Это касается каждого», «Путешествие в страну здоровья»; Акции «На свете нет чужих детей», «Разговор по душам», «День служения добру» |
3. | Все различны – все равны – 2. (без барьеров, без границ) Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями.(24) | Дать конкретные советы и подсказки, которые помогут молодежи облегчить работу с людьми с ограниченными возможностями. Как подготовить к проекту молодых людей с ОВЗ и без. Как адаптировать работу к потребностям учеников. Тренинг - семинар «Мы знаем как себя защитить», Акции «Протяни руку сверстнику», «С любовью и заботой», «День служения добру», «От сердца к сердцу» |
4. | Все различны – все равны - 3. Особенности работы с пожилыми людьми. (54) | Специфика добровольческой помощи пожилым людям, участниками ВОВ. Психологические особенности пожилых людей. Основы общения с пожилыми людьми. Практические рекомендации добровольцам по работе с пожилыми людьми. Акции «Ветеран», «Поделись улыбкою своей», «Для них война закончится не скоро», «От сердца к сердцу». |
5. | Все различны – все равны - 4. Особенности работы с правонарушителями (трудными подростками)(9) | Тренинги по развитию толерантности «Основы успешных коммуникаций». Проведение соц. опросов. Информационные видеоуроки «Предупреждение вовлечения молодежи в экстремисско-настроенные организации и группировки» |
6. | Основы ЗОЖ. 1 (Особенности ведения профилактической работы употребления ПАВ) (45) | Причины и последствия употребления наркотических веществ. Отработка навыков отказа и противостояния давлению группы в ситуации предложения наркотиков. Тренинг- семинар «Мы знаем как себя защитить», тест Дэниэла Хорна « Почему я курю». Пресс конференция с врачами ЦРБ « Мифы и правда о наркотиках», анкетирование «Что я знаю о наркотиках», «Наркотики и алкоголь»,акции – «Твой выбор», «Дети земли против наркотиков» |
7. | Основы ЗОЖ. 2 (профилактика ВИЧ/СПИДА) (39) | День борьбы со СПИДом, День борьбы с наркоманией. Семинар «Понимаем, сопереживаем, поддерживаем» Информационные тренинги- семинары «Работа волонтеров в области профилактики ВИЧ/СПИДА среди молодежи» Видеоуроки: «ВИЧ. Знать, чтобы жить!»; «Белая смерть», «Жизнь ради жизни» |
8. | Социальное проектирование (27) | Обучение основам проектной деятельности в области работы с молодежью. Рассмотрение общей структуры социального проекта, обучение правилам определения целей и задач проекта, распределение функционала участников. Разработка проектов по здоровому образу жизни. |
9. | Время жить вместе (20) | Тренинг – семинар по развитию толерантности « Мы знаем как себя защитить». |
10. | Общественные организации Сибири. (24) | Информирование участников о деятельности основных общественных организаций Республики Мордовия. |
11. | Международное добровольчество. (28) | Информирование участников о деятельности основных международных волонтерских программах. Видеоролики о деятельности волонтерских отрядов России. |
12. | Предпринимательство.(64) | Знакомство с основами предпринимательской деятельности. Тренинг «Я- юный предприниматель». Анкетирование. Знакомство с бизнес –планированием. |
13 | Донорство (12) | Знакомство со службой крови в России и за рубежом. Круглый стол «Что я знаю о донорстве» |
14 | Экологический дозор (34) | Оказание помощи в благоустройстве села, Акции «Обелиск», «Тимуровский десант», «Чистое село», «Чистый берег» |
15 | Краеведческая работа (33) | Экскурсии по родному кпаю |
Методическое обеспечение образовательной программы
1. http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82 Практическое руководство для начинающих волонтеров
2. "Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua
3. http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
- «Донорство» сайт: http://www.donors.ru
- Видеоролики о вреде употребления ПАВ.
- Видеоролики о деятельности волонтерских отрядов России.
Литература
1. Целевая программа ведомства «Вовлечение молодежи Республики Мордовия в волонтерскую деятельность» разработанная Государственным комитетом Республики Мордовия по делам молодежи
2. Программа обучающего курса школы волонтеров «Академия добра»
ГУ «Мордовский республиканский молодежный центр»
3. Лях. Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010 – 160 с.
4. Либоракина, М., Якимец, В., Гражданские инициативы и будущее России, - М., 1997
5. Агапов, Е.. Социальная помощь и культура // вопросы социального обеспечения. 2006 - №21.
6. Бодренкова, Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1
7. Добровольцы: как их найти и удержать / под. ред. Гриффит, К.М.: Педагогическое объединение «Радуга». 1995г.
8. Дьячек, Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под.ред. Л.В. Никитиной. – М.: «ACADEMIA» 2000г.
9. Белые волонтеры. Добровольческая армия. (1917-февраль 1919): Г.М. Ипполитова, В.Г. Казаков, В.В. Рыбников – Санкт Петербург., Щит. – М.: 2003Г. – 456 с.
10. ДМТ – молекула духа. Революционное медицинское исследование и мистического опыта : Рик Страссман – Москва, ИГ – «Весь», 2010г. – 352 с.
11. Левдер, И.. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания //Социальная работа, 2006, №2
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка. Актуальность программы 3
- Реализация программы 5
- Методическое обеспечение 6
- Ожидаемые результаты 6
- Учебно - тематическое планирование 7
- Содержание программы 8
- Глоссарий 11
- Литература 12
- Рекомендуемая литература 13
1.Пояснительная записка
В Концепции модернизации Российского образования одним из приоритетных направлений выделяют формирование лидерских качеств личности ребёнка через включение его в различные виды деятельности на всех этапах подростковой жизни.
Задача социального становления личности ребёнка является важной и актуальной для современного общества.
Актуальность программы:
Организация самоуправления - не только отклик на требования жизни. В его основе ещё более глубинные, основательные причины: развитие общественно-политических и социальных систем в современном обществе свидетельствует о том, что XXI век, безусловно, будет ещё более динамичным, требующим взаимодействия, координации огромного количества людей, экономических ресурсов, финансов, информационных потоков. Отсюда и берёт свои корни возрастающий интерес к восстановлению самоуправления в детском возрасте, которое превращается в необходимый атрибут целесообразной педагогической деятельности, предпосылку успешного жизненного самоопределения молодого человека. Становление гражданской позиции школьника возможно только в гражданском обществе, которое его окружает. Если ребенок постоянно видит нежелание окружающих принимать самостоятельные решения, активно менять жизнь к лучшему, то и от ребенка нельзя ждать большего. Именно поэтому роль школы в воспитании активной жизненной позиции лидерских качеств так велика.
В этой связи возрастает роль детской общественной организации, как одного из важнейших институтов социализации личности ребенка, его самореализации, самоопределения. Ведь именно участие в деятельности детской общественной организации способствует развитию детской инициативы, творчества, воспитанию патриотизма, формированию активной гражданской позиции, приобретению детьми опыта социально значимых отношений, т. е. детская организация создает реальные условия для практического включения и адаптации ребенка к постоянно изменяющейся среде и активного социального становления.
Представляемая программа способствует развитию личности детей, формированию навыков цивилизованного общения, проявлению и развитию таких лидерских качеств, как активность, инициативность, самообладание, самостоятельность, организованность. Она призвана обобщить опыт развития самоуправления в условиях детской организации, мотивировать детей на дальнейшее развитие их собственного «Я». Формирование лидерской позиции – это формирование активного отношения к жизни, развитие способности рефлексировать, оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социально-значимых целей, сознание человеком своих ценностей, установок и умений.
Программа рассчитана на детей 11-17 лет. Срок реализации программы 1 год.
Цель программы: создание условий для формирования лидерских качеств ребёнка в условиях детской организации.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию: лидерских качеств, навыков руководства и умений руководить. Психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.
Развивающие:
Способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде. Творческих и интеллектуальных способностей. Эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости. Умения самокритичного отношения к себе.
Воспитательные:
Создать условия для: нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.
Формы и режим занятий
Форма работы – групповая и индивидуальная.
Формы учебных занятий:
-Деловые и ролевые игры.
-Упражнения на взаимодействия в группе.
-Тренинги.
-Творческие задания.
-Участие в конкурсах.
-Проигрывание ситуаций.
-Дискуссии.
-Моделирование.
-Проектирование.
-Встречи со специалистами и интересными людьми.
-Экспресс тесты и опросы.
-Беседы.
-КТД.
информационные, постановочные, репетиционные, концертные.
Режим занятий: 3 занятия по направлениям и одно совместное по 2 академических часа в неделю.
Деловые и ролевые игры учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения ролевых игр показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей, способствуют развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию.
Между практическими блоками организуется беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и перспективных тем. Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в изучаемый вопрос (например, «Правила поведения во время экскурсий») или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам программы («Достоинства недостатки деятельности детской организации»). Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.
Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить, быстро и аргументировано). Применяться данная форма может нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого общения и умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.
Проектирование и моделирование реализуются с целью создания условий воспитанникам для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как индивидуальной, так и групповой.
Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др. Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию «Я-образа» через соперничество, самопознание себя путем сравнения себя и сверстника. Результативность участие в районных, областных и всероссийских конкурсах позволяет реализовать «ситуацию успеха».
Коллективно-творческое дело (КТД) основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей. Кроме уже названных форм проведения учебных занятий целесообразно проводить упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми.
2. Реализация программы:
Реализация задач программы осуществляется через:
1. Групповые занятия с лидерским активом.
2. Ведение волонтёрской деятельности в классных коллективах.
3. Разработку и реализацию социальных проектов.
Принципы реализации программы:
социализация
гуманизация
демократизация
сотрудничество
Программа построена на принципах демократизации, креативности, личностной ориентации, которые важны для педагога, доступны для понимания детей:
- Гуманизм во взаимоотношениях «педагог-ученик», «ученик-ученик»;
- Демократизм, уважение ученика;
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе
- Принцип индивидуальности;
- Принцип развития;
- Принцип творчества и успеха;
- Принцип поддержки и доверия;
- Принцип ответственности;
- Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать);
- Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях
В области реализации творческих способностей учащихся, а также организации их досуга:
• проводить конкурсы, выставки, праздники, акции и т.д.
• учреждать свои печатные органы, содействовать со СМИ
• содействовать сотрудничеству и сотрудничать с другими детскими организациями
В области развития самоуправления в школе:
• организовывать учебу активов Организации
• вносить свои предложения по управлению школой в административный совет школы
• организовывать проектную деятельность школьников
• проводить тренинги
• создать школу лидеров
В области организации сотрудничества между родителями, учащимися и учителями школы:
• проводить совместные встречи, поездки, круглые столы, конференции и т.п.
• привлекать родителей и учителей к проведению совместных мероприятий
• информировать общественность о деятельности Организации
Формы реализации задач:
1. Изучение психологических особенностей учащихся. (наблюдение,
индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и классными
руководителями, анкетирование)
2. Беседы-встречи с учащимися.
3. Организация мероприятий различного направления
4. Ролевые, деловые, образовательные игры;
5. Экскурсии, походы;
Используемые педагогические технологии: игровые, информационные,
здоровьесберегающие, технология успеха, технология коллективного творчества,
могут присутствовать одновременно в проводимом мероприятии.
В каждом проводимом деле надо обеспечивать возможность для проявления
учащимися своих способностей и творческих устремлений, создание для своих
воспитанников ситуацию успеха. Не случайно в разных видах деятельности
становятся лидерами разные обучающиеся, которые выполняют эту роль не по
принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно
сделанным выбором.
Методическое обеспечение программы:
- использование современных информационных технологий.
- интерактивные методы в учебной и внеклассной работе
- организация совместной работы участников образовательного процесса
- совместное планирование деятельности по самоуправлению;
- использование интерактивных методик в работе с органами ученического самоуправления;
- проектная деятельность учащихся (социальный проект»);
- вовлечение учащихся в работу детских движений.
- здоровьесберегающие технологии воспитания (круглый стол);
- участие родителей в общешкольных праздниках и трудовых операциях;
- участие в социально значимой деятельности.
Ожидаемые результаты:
- формирование партнерских отношений, проявление навыков гражданского поведения (наблюдение);
- повышение уровня гражданской культуры учащихся (тестирование, социальный опрос);
- активизация социально значимой деятельности учащихся и педагогов (анализ);
- появление социальных инициатив, проектов (наблюдение, анализ);
- реализация новых продуктивных методов воспитания (накопление и обобщение опыта);
- развитие индивидуальных способностей каждого ребенка с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей широкого выбора внеурочной занятности;
- повышение социальной защищенности школьников, предупреждение роста правонарушений;
- вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором нормы семейного и школьного воспитания постепенно сближаются, перестраиваются, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Название раздела | часы |
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | Познаём | 34 |
3 | Играем | 14 |
4 | Творим | 154 |
5 | Итого | 204 |
Тематическое планирование занятий.
Темы занятий | Количество часов | |||
всего | В том числе | |||
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Познаём | 34 | 12 | 22 |
2.1 | Познай и реализуй себя | 20 | 6 | 14 |
2.2 | Социальное проектирование | 14 | 6 | 8 |
3 | Играем | 14 | 6 | 8 |
3.1 | Законы о защите прав детей Законы, регулирующие школьную жизнь | 8 | 4 | 4 |
3.2 | Избирательное право в школе: выборы | 6 | 2 | 4 |
4 | Творим | 154 | 58 | 96 |
4.1 | Понятие «Лидер». Качества и функции лидера | 20 | 8 | 12 |
4.2 | Лидер и его команда | 20 | 8 | 12 |
4.3 | Конфликты и пути их разрешения | 20 | 10 | 10 |
4.4 | Этика и культура делового общения | 20 | 8 | 12 |
4.5 | «Мозговой штурм» | 34 | 14 | 20 |
4.6 | Творческая мастерская | 40 | 10 | 30 |
всего | 204 | 77 | 127 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие (2 часа)
Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения.
Форма проведения: беседа, тестирование.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Познаём
2.1. Познай и реализуй себя (20часов)
Теоретические знания: понятие «личность», «воображение», «характер», «темперамент», «эмоции»
Примерные темы занятий: «Вы - личность», «Дайте волю воображению», «Воля и самостоятельность», «Решение проблем», «Мир эмоций», «Общение: необходимость и роскошь», «Шансы стать генералом», «Без конфликтов не бывает», «Правила делового общения», «К своей социальной зрелости», «Будь уверен в себе»
Практическая деятельность: работа с методической и справочной литературой, тренинги Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа.
Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: справочная литература, интернет.
- Социальное проектирование (14 часов)
Теоретические знания: проектная деятельность, специфика, правила работы по проекту, оформление работы, понятие «Социальный проект»
Примерные темы занятий: «Понятие проект», «Целеполагание в проектной деятельности», «Создаем проект вместе», «Этапы работы над проектом», «Социальная значимость»,
Практическая деятельность: работа с литературой и в интернете, экскурсия в областную библиотеку, тренинги.
Методы и приемы: словесный, наглядный, поисковый, беседа и др.
Форма проведения: беседа, практическая работой.
Форма подведения итогов: защита творческих работ.
Материал: справочная литература, интернет.
Играем
- Закон по защите прав детей (8 часов)
Теоретические знания: знакомство с законом по защите прав детей в РФ и в мире, гражданское право
Примерные темы занятий: «Декларация прав о защите детей», «Что мы знаем о Конвенции», импровизированная игра «Имею право», дискуссия «Защита прав детей в России»
Практическая деятельность: подбор материала для творческой работы, оформление и защита творческой работы «Я гражданин России» (в рамках акции «Миссия жить») Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: беседа, творческая
работа
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: методическая литература, словарь, Интернет-ресурсы
Теоретические знания:устав школы, детской организации, законы школы, правила поведения.
Примерные темы занятий: «Главный школьный документ - устав», «Наши права и обязанности», «Правила поведения в школе», «Нужна ли школьная форма?», «Как наказать нарушителей»
Практическая деятельность: творческая работа, разработка законов детского объединения
Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа.
Форма проведения: практическая работа.
Форма подведения итогов: защита творческих работ Материал: методическая литература, словарь, Интернет-ресурсы
- Избирательное право в школе (6 часов)
Теоретические знания: Избирательное право, права и обязанности членов избирательной комиссии.
Примерные темы занятий: «Законы о выборах», «Мы выбираем, нас выбирают...», «Работа избирательной комиссии», «Агитационная кампания кандидата: победит лучший!», «Избирательная комиссия: должности и обязанности», «Кандидат и его команда»
Практическая деятельность: участие в выборах в школе;
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: викторина, участие в выборах в школе
Форма подведения итогов: защита исследовательских работ
Материал:методическая литература, интернет-ресурсы, справочная литература.
Творим
4.1 Понятие «Лидер». Качества и функции лидера (20 часов)
Теоретические знания: понятие «Лидер», основные качества лидера, «Команда», работа в группе
Практическая деятельность: работа с методической и справочной литературой, тренинги
Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа.
Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: справочная литература, интернет.
4.2 Лидер и его команда (20 часов)
Теоретические знания: понятие «лидер», «команда», качества лидера, взаимоотношения
лидера и его команды.
Примерные темы занятий: «Понятия «лидер», «Разбуди в себе лидера», «Скромность - достоинство королей», «Лидер - человек действия», «Лидер и доверие», «Ключи к успехи: стремление к самосовершенствованию», «Развитие навыков принятия и исполнения решений»
Практическая деятельность: проведение коллективно- творческого дела Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: тренинг «Развитие навыков общения»
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: методическая литература, раздаточный материал
4.3 Конфликты и пути их разрешения (20 часов)
Теоретические знания: понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их разрешения.
Примерные темы занятий: «Барьеры и общении», «Искусство спора», «Виды конфликтов», «Стили разрешения конфликтов»
Практическая деятельность: проведение коллективно- творческого дела Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: тренинг «Развитие навыков самооценки»
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: методическая литература, интернет, раздаточный материал.
4.4 Этика и культура делового общения (20 часов)
Теоретические знания: понятия «этика», «деловое общение», специфика и требования к форме делового общения
Примерные темы занятий: «Понятия «этика», «Деловое общение»
Практическая деятельность: подбор необходимого материла по теме «Я будущий президент», проведение коллективно- творческого дела.
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: Итоговое занятие «Я - будущий президент»
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: методическая литература, сценарий.
4.5 «Мозговой штурм»(34 часа)
Теоретические знания: предложение идей, разработка проектов, их сценарии, форма проведения.
Примерные темы занятий: соответствуют выдвинутой идее.
Практическая деятельность: проведение коллективно- творческого дела.
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: тренинг «если бы я...»
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: методическая литература, интернет, раздаточный материал.
4.6 «Творческая мастерская»(40 часов)
Теоретические знания: проектная деятельность, специфика, правила работы по проекту, оформление работ.
Примерные темы занятий: Запланированные мероприятия.
Практическая деятельность: проведение коллективно- творческого дела.
Методы и приемы: прикладной, наглядный, поисковый, беседа и др.
Форма проведения: беседа, практическая работа.
Форма подведения итогов: защита творческих работ, выступления.
Материал: справочная литература, интернет.
Глоссарий:
Толерантность – терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность –трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» - тем, кто от нас отличается.
Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
Самореализация личности ребенка- умение проявить себя в той или иной степени в различных ситуациях.
Социализация ребенка – развитие его способностей, умений и навыков.
Самоуправление учащихся – По мнению отечественных психологов, развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» — самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и активизация деятельности в классе, работы актива.
«Третий мир» – название детской школьной организации.
Использованная литература:
- Крылова Н. Педагогическая поддержка – иная культура воспитания. – М.:Народное образование, 1997
- Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник
- классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36
- Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. – 2002. - № 1. – С. 10-12
- Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
- Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000
- Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Народное образование, 2001.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – С. 37–45
- Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.
- Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20.
- Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М.: Педагогическое общество России, 1997.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта у школьников. М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Адаир Д. Психология лидерства. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 352 с.
- Андреев В.И. Деловая риторика. – М.: Народное образование, 1995. – 208 с.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое руководство по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. – М.: международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.
- Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2004. – 122
Интернет-ресурсы:
- http://www.ppoisk.ru
- http://www.pedsovet.su Каталог образовательных файлов
Рекомендуемая литература
Для педагогов:
- Фриш Г.Л. «Правовой справочник» - М.УЦ. «Перспектива» 2001.
- Я.Г. Плинер, В.А. Бухвалов.
«Воспитание личности» - М.Центр Педагогический поиск-2000.
- Т.А. Касимова, Д. Е. Яковлев – методическое пособие
«Патриотическое воспитание школьников» - М.2006.
- Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. Народная педагогика-2003.
- Д.И. Латышина «Традиции воспитания детей у русского народа» - М.2004.
- «Нравственность в современном мире» - Минск-2003.
- Л.П. Шустова «Воспитание толерантности» - кл.руководитель.2006.№ 4
- Г.Ефремова «Народная культура и патриотическое воспитание школьников»
Воспитание школьников -2005.№ 8
Для учащихся:
- Г.Л. Фриш «Правовой справочник для учеников» - М.УЦ.»Перспектива» 2001.
- Учебник граждановедения для7-8 класса.
3. «Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения –
российский путь развития» - рекомендации второй Всероссийской научно-
практической конференции. 2002.
4. Е.В.Усатова, Н.И. Еременко
«Гражданско-патриотическое воспитание»
(Кл.часы, викторины, мероприятия) Волгоград . Учитель.2006.