Кружок познавательно-речевой "Улыбка"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе методики Н.А.Зайцева
«Обучение чтению детей дошкольного возраста»
«Чтение – это один из истоков мышления
и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)
Современный ритм жизни требует от человека неизмеримо больше, чем раньше, а функциональные возможности организма человека остаются неизменными со времён Древнего Рима.
Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.
Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:
- На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
- Обогащается словарный запас;
- Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);
- Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;
- Раннее чтение влияет на грамотность.
- Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.
Цель:
- обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению.
Задачи:
1. Формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.
2. Овладевать техникой складового чтения.
3. Формировать умение «печатать склады и слова в тетради.
4. Стимулировать познавательный интерес к чтению.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированный навык осознанного чтения.
2. Проявление интереса к чтению, уважение к книге.
Содержание программы
Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.
Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводится параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия.
Этапы | Содержание работы | Продолжительность |
I | Работа с кубиками и таблицами по методике Н.А.Зайцева | 10 мин |
II | Ознакомление с окружающим миром (беседа, игра, экскурсии и т.д.) | 10мин |
III | Слушание, чтение художественных произведений | 5 мин |
IV | Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание букв, слов и т.д.) | 5 мин |
Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н.А.Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.
Этапы обучения дошкольников чтению через письмо
(по методике Н.А.Зайцева)
I этап – установочные занятия.
Задачи I этапа:
1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях.
2. Знакомство дошкольников с особенностями обучения в группе.
3. Формирование социальной позиции детей и восприятия ими сверстников на положительной эмоциональной основе.
II этап - запоминание складов.
На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить складовые слияния (МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь и т.д.). При работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз детей на высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»; про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
Задачи II этапа:
1. Введение ребёнка в знаковую систему:
а) знакомство со складом;
б) выделение и показ определённого склада;
в) графическое оформление склада;
г) классификация складов.
2. Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного произношения звуков.
III этап – выход в слово.
Продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.д.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку. Основными формами организации занятий по-прежнему остаются группы, подгруппы, работа в парах и индивидуальная работа с детьми.
Задачи III этапа:
1. Овладение техникой складового чтения:
а) «написание» слов по таблице и кубиками;
б) выделение ударного склада;
в) усвоение правила написания слов с большой буквы;
г) чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева.
2. Осознание детьми различий между написанием и произношением некоторых слов.
3. Формирование умения «печатать» склады и слова в тетради, ориентироваться на странице тетради.
IV этап – выход в предложение.
Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален. При работе по складовой таблице дети начинают «писать» сначала короткие предложения из двух-четырёх слов. Обязательное условие по методике Н.А.Зайцева – предложения для «письма» и составления из кубиков выбираются из произведений известных классиков литературы. Формы организации работы аналогичны используемым на предыдущем этапе. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и т.д.
Задачи IV этапа:
1. Усвоение понятий «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания».
2. Воспитание любви к русскому слову, народному фольклору.
3. Стимулирование познавательного интереса к чтению.
V этап – выход в текст. Алфавит.
На данном этапе более успешные дети выходят в чтение текстов: отрывки из произведений, небольшие сказки, стихотворения. Введение книжного шрифта походит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка чтения каждым ребёнком. Организация занятий носит дифференцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое чтение текстов на плакатах.
Задачи V этапа:
1. Формирование чистоты и выразительности чтения.
2. Стимулирование познавательного интереса к чтению произведений.
3. Увеличение словарного запаса.
4. Формирование знания алфавита, умения называть буквы.
Перспективный план кружка.
№ занятия | Содержание занятий | Содержание занятий по формированию навыка чтения |
Сентябрь 1 | «Рисование и письмо» Рисование. | Цели: закрепление умения определять первый звук в слове. Повторить правила написании заглавной буквы имен и фамилий. Закрепить навыка чтения слов. Рисование первой буквы своего имени. Разучивание стихотворения «До будущего лета» (с.5) Т. Собакин. Попевка №1 |
2 | «Цепочка» Д\игра. | Цели: умение определять две последние буквы и составлять из них новые слова используя кубики. Повторение стихотворения «До будущего лета» (с.5) Т. Собакин. Попевка №1 |
3 | «Собери целое» Игра-соревнование. | Цели: умение из слогов «склеивать» слова. Чтение стихотворение Ф.И.Тютчева ( С.17). Попевка №1 |
Октябрь 1 | «Трансформер» Д\игра.
| Цели: учить из длинного слова составлять несколько маленьких. Чтение стихотворения Г.М. Новицкая «Осенняя сказка» ( с.27). Попевка №2 |
2 | «Урок-загадки» | Цели: закрепить умения выделять и показывать определённые склады; учить графически оформлять склады и классифицировать. Разучивание стихотворения «Мирная считалка» (с.26) Попевка №1-2. |
3 | Урок-мудрости «Тараторки-Скороговорки» | Цели: закрепить умения выделять и показывать определённые склады; учить графически оформлять склады и классифицировать. Повторение стихотворения «Мирная считалка» (с.26) Попевка №1-2. |
4 | «Занятие-сюрприз» | Цели: учить писать односложные слова по таблице, составлять слова из кубиков. Попевка № 1-2. |
Ноябрь
1 | Досуг «Осенние посиделки». | Цели: учить писать односложные слова по таблице, составлять слова из кубиков. Попевка №3. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…» |
2 | Путешествие «Страна Вообразилия» | Цели: учить писать односложные и двусложные слова по таблице, составлять слова из кубиков. Чтение стихотворения Б.В. Заходер «Моя Вообразилия». Попевка 3.
|
3 |
Игра «Поезд» | Цели: учить писать односложные и двусложные слова по таблице, составлять слова из кубиков. Попевка №2-3. |
4 | Конкурс «Здравствуй, гостья Зима!» Аппликация «Снежинка». | Цели: учить писать односложные и двусложные слова по таблице, составлять слова из кубиков. Попевка №3. Развитие мелкой моторики рук. |
Декабрь 1 | Занятие-сюрприз. | Цели: упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. Чтение стихотворения М.Садовских «Хотел я снежинку домой принести» Попевка№3. |
2 | Развлечение «Диктант с указкой». | Цели: закрепить умения выделять и показывать определённые склады на слух под диктовку. Чтение Т. Собакин «Две коровы и коровка» (с.135) Попевка №4. |
3 | Развлечение «Гостья зима» | Цели: упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. (Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!». Чтение А.Бродский «Всюду снег») Попевка №3-4.
|
4 | Игра «Зоопарк» | Цели: упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. Чтение Л.Е Керн «Мордочка, хвост и четыре ноги». Попевка№4. |
Январь 1 | Музыкальный марафон. Семейное мероприятие. | Цели: показать умения читать слоги и составлять слова из кубиков, петь слоги по таблице. |
2 | Д\игра «Жи-ши, ча-ща, Чу,щу» | Цели: упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. Попевка№4. Упражнять применение правила Жи-ши на письме. |
3 | Игра-развлечение «Кафе» | Цели: упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. Чтение Г.Х.Андерсена «Чайник» Попевка№4. Упражнять применение правила Ча-ща на письме. |
4 | Поэтическая гостиная | Цели: упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. Закрепление навыков чтения предложений, текстов. |
Февраль 1 | Эхо-Чтение | Цели: упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. Чтение стихотворения В.Руденко «Мужской праздник». Попевка №5. |
2 | «С Днём Защитника, папуля» Рисование. Разучивание. | Цели: упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. (Пение песни «Праздничный салют». Попевка №5. |
3 | Игра «Пограничники»
| Цели: упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. Чтение К.Ваншенкин «Матрос», Г.Ладонщиков «Пограничник». Самостоятельное чтение. |
4 | Развлечение к 23 февраля «Слава армии родной!» | Цели: упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. (Игра №12 по складовым картинкам) |
Март 1 | Игра «Какое слово я задумал» | Цели: упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. Самостоятельное чтение. Попевка №5. Чтение стихотворения Т.М.Белозерова «Подснежники».(с.119) |
2 | Аппликация «Цветик-семицветик» | Цели: упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. Самостоятельное чтение. |
3 | Чтение А.Барто «Разговор с дочкой» | Цели: упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. Самостоятельное чтение. №1-5 |
4 | Игра-соревнование: «Скороговорки» | Цели: упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. Самостоятельное чтение. Чтение С. Черный «Приставалка», разучивание.(с.173) |
Апрель 1 | Соревнование «Диктант по Тоцкому» у таблиц Зайцева. | Цели: познакомить в написании заглавной буквы в названии городов. Закрепить навыка чтения слов. Упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. Самостоятельное чтение. Попевка №5. |
2 | Чтение «Зебра» Н.В. Ламм. | Цели: познакомить в написании заглавной буквы кличек животных. Закрепить навыка чтения слов. Упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. Самостоятельное чтение. |
3 | Конкурс «Диктант с указкой» | Цели: познакомить в написании заглавной буквы имен и фамилий. Закрепить навыка чтения слов. Упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. Самостоятельное чтение. |
4 | Состязание «Печатный бумеранг» | Цели: упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. Игра №15 по складовым картинка. (Пение песенки «Тень – тень») Самостоятельное чтение. Попевка №1-5 |
Май 1 | «Планеты солнечной системы» Образовательное путешествие | Цели: упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. (Пение песни «На зелёном лугу» Лента знаков). Самостоятельное чтение. Попевка «6.
|
2 | Экскурсия «Улицы героев нашего города» | Цели: упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. (Пение песни «На зелёном лугу» Лента знаков). Самостоятельное чтение. Попевка №6. |
3 | Игра «Эрудит» | Цели: упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. (Пение песни «На зелёном лугу» Лента знаков). Самостоятельное чтение. Попевка №6. |
4 | КВН «Весенние переливы» | Цели: обобщить знания и умения читать. |