Конспект открытого занятия по хореографии " Спасение Терпсихоры"
Конспект открытого занятия по хореографии
на тему: «Музыкально-ритмические движения ,как средство развития творческой личности ребёнка»
«Спасение Терпсихоры»
Разработала педагог дополнительного образования МКДОУБГОЦРР детский сад№19г. Борисоглебска Воронежской обл. Облакова Наталья Павловна.
Занятие проводится в хореографическом зале на ковровом покрытии. Группа детей составляет 10-15 человек. Урок, учитывая возрастные особенности учащихся, длится 30 минут. Все задания выполняются под музыкальные произведения детских композиторов и классиков, что помогает развивать хороший музыкальный вкус учащихся, помогает в их духовно-эстетическом воспитании.
На занятие применяется ИКТ. Всё время идёт трансляция видеослайдов
В процессе обучения воспитания детей дошкольного возраста хореография занимает особое место.
Для развития творческих способностей на уроке хореографии, очень большое место отводится музыке. С первых уроков детям надо предоставлять возможность самостоятельно отвечать на музыку движением. Большое место в развитии творческих способностей отводится на работу над образом. Передача образа музыки в движениях развивает творческую активность, воображение, коммуникативные навыки детей при помощи создания ими различных образов, творческих заданий на создание образа.
Занятия с маленькими детьми проводится в игровой форме, где преобладают разнообразные образно-игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний.
«Человеком можно стать, только играя», - утверждал Ф.Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет.
Цель данного урока: научить детей старшего дошкольного возраста воплощать музыкальные образы в движениях
Задачи:
1. Обучающая: сформировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку у детей 5-6лет.
2. Развивающая: развить навыки активности, воображения, выразительности, грациозности в создаваемых детьми образах.
3. Воспитательная: воспитывать музыкальный вкус, трудолюбие .
.
План занятия:
1.Вводная часть занятия: «Послание от музы танца».
приглашение детей в зал;
поклон;
знакомство с Ноткой и Терпсихорой.
2.Основная часть занятия: «На помощь Терпсихоре».
Разминка: ходьба под муз. «В деревню к бабушке»,
бег и поскоки под муз. «Песня красной шапочки».
Экзерсис. Изучение и отработка позиций рук и ног;
Импровизация.
3.Заключительная часть: «Спасение Терпсихоры».
Встреча с Терпсихорой;
Исполнение разученного ранее хореографического номера;
Прощание с Терпсихорой и гостями. Поклон.
Ход занятия:
Под « Музыку Вивальди» (вальсовой «дорожкой») в зал входят дети с педагогом. Через центр зала дети расходятся в полукруг, педагог встаёт впереди. П. исполняет «Реверанс», второй раз делает его вмести с девочками. После чего педагог делает поклон сам, затем, вмести с мальчиками.
Неожиданно, музыка резко стихает.
П,:- Ребята, я не пойму, что случилось? Почему вдруг стихла музыка? Как нам теперь проводить с вами наше занятие?
В зал входит грустная Принцесса-Нотка(ребёнок)
Принцесса Нотка (печально)– Здравствуйте! Я – маленькая принцесса Нотка и живу в царстве Терпсихоры.
П. Ребята, а вы знаете , кто такая Терпсихора?
---------/на экране появляется слайд с изображением Терпсихоры/-----------
П. Терпсихора (Teryicora) - муза танца и хорового пения в греческой мифологии ,одна из девяти муз, покровительница танца (иногда - хорового пения). Изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами". Муза, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом. Греки понимали танец очень широко, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство.
Принцесса, а почему ты такая печальная?
Принцесса Нотка.– Гости в каретах на бал приезжают,
Бальные платья нарядно сверкают,
Все собрались, а вокруг тишина… --------/слайд. Гости, бал, кареты/-----
Музыка, больше здесь не слышна.
Злая колдунья пришла Тишина,
В плен Терпсихору она забрала ……/слайд. Башня, страшный замок,/---
Ребята, пожалуйста, нас вы спасите,
Музу из плена освободите!
П.-Ребята, поможем Принцессе Нотке высвободить из плена Терпсихору?
Дети.- Да! Поможем!
П.-Тогда нам срочно пора отправляться в путь!!!Поедем на паровозе!
Паровоз наш не большой, ……./слайд. Паровозик/………
Паровоз наш не простой,
В нем колеса не стучат,
Состоит он из ребят.
Едем-едем друг за другом,
Едем лесом, едем лугом.
Чтобы не скучать в пути-
На РАЗМИНКУ выходи!
( ВО ВРЕМЯ СЛОВ ДЕТИ ПЕРЕСТРАИВАЮТСЯ В КРУГ)
Под муз. « В деревню к бабушке» выполняются различные виды ходьбы:
П. Паровоз наш едет по шпалам и стучит колёсами : тук-тук --«топотушки»
П. аккуратно крадёмся на носочках по шпалам… --ходьба с носка
П. Справа-отвесная скала, с слева пропасть-аккуратно, чтобы не сорваться, крадёмся приставным шагом бочком правым, а теперь левым --приставной боковой шаг
П. Посмотрите-ка за окно! Мы проезжаем мимо леса. А по лесу крадётся волк!--«крадущийся шаг» («волк»)
П. А за волком, виляя шикарным рыжим хвостом выбражает лиса! --ходьба «выбражая» на полупальцах («лисица»)
П. А кто же это от них удирает? Да это же Зайчик-Попрыгайчик на двух лапках скачет!--поскоки на двух ногах («зайчик»)
П. Ну совсем чудеса! В нашем лесу, кажется, Страус завелся!--наклоны корпуса к ноге на каждый шаг (« страус»)
П. Ах, нет! Это не страус, это цапля была на болоте-лягушек она ловила, а теперь важная ходит по своему болоту… --шаги с высоким поднятием согнутой в колене ноги(«цапля»)
П. Ну, вот мы и добрались до конечной станции! Спасибо, тебе ,Машинист! --Русский поклон «Спасибо, машинист».
П.-Мы немного засиделись в вагоне. Дальше пойдём пешком-разомнёмся .
-------------------------------/слайд. Дорога, тропа/--------------------------------------
Под муз. «Песня Красной шапочки» отображая текст пени, выполняются различные виды бега и поскоков:
--подскоки
--боковой галоп
--бег «Захлёст»
--бег на полупальцах
-- дыхательные упражнения
Музыкальное сопровождение стихает.
------------------------------------/слайд. Замеревший лес/-------------------------------
П. –Ребята, посмотрите, мы, кажется, попали на опушку леса .Но как здесь всё непривычно, необычно, тихо, слишком тихо. ….Ни пения птиц, ни гула лесных ручейков, и ,даже, листва деревьев не шумит. Всё замерло, как на картинке, уснуло…..
В лесу молчанье, тишина,
Как будто жизнь в глухой лощине
Не солнцем заворожена,
А по совсем другой причине
Куда уходит час ночной?
Куда рассветные минуты?
Принцесса Нотка.- А разве можно с кем-то спутать
Ту, что зовешь ты Тишиной?
Она рукою колдовскою
Живое может усыпить
П.- И только магия лишь танца
предмет способна оживить…
Дети выстраиваются в две линии в шахматном порядке.
П. - Мы сейчас попробуем с вами «оживить» природу
------------------------------/слайд. Цветы/--------------------------------------------
П.-Ножки ставим по 3 позиции, стоим Крепко, Н.-3 позиция; уверенно, Р. -подготовительная позиция
как растения держаться корнями за землю …
Представим, что мы –цветы. Цветочки растут. Р. переводятся из подг. поз. . в 1-ю,
Растут, тянутся к солнцу…. из 1-ой –в3-ю,
Распускаются… из 3-ей – во 2-ю ,
Но они ещё слишком слабы, поэтому из 2-ой – в подг. поз.
засыпают снова…
Упражнение повторяется 3-4 раза/( по ходу выполнения упражнений, появляется музыка(Поль Мориа «Токката» и постепенно становиться чуть громче
-----------------------------------/слайд. Деревья./----------------------------------------------
П.-А теперь мы растём высоко-высоко, р. Из подг.поз. переводятся в 3-ю
вверх.
Тянемся к солнцу, как берёзки.
Вдруг, ветерок налетает, наклоны корпуса влево-вправо
тихо берёзки качает
Стал ветерок стихать, р. из 3-ей поз. Переводятся перестал и берёзки качать в подг. --------------------------------/слайд. Волны/---------------------------------------------------
Побежал ветерок по воде, плавные взмахи пр/р., л/р.
Да запутался он в волне . перевести руки в подг.поз.
Решил на берег вернуться тогда. плавные взмахи л/р,пр/р
Не отпускает его волна. перевести руки в подг.п.
Раззадорился наш Ветерок, поочерёдные взмахи пр/р и л/р
начал волны кидать на бережок.
--------------------------------/.слайд. чайка/-----------------------------------------------------
И с шумными криками ввысь
белые чайки, смотри ,поднялись! Взмахи обеими руками.
П.- ребята, вы обратили внимание, на то, что у нас появилась музыка? Это музыка леса, он тихонечко просыпается. Похоже, что нам удаётся победить Тишину…
Принцесса-Нотка.-Что бы до конца одолеть Тишину, нужна ещё более сильная магия-магия Перевоплощения.
П.-Я думаю, что мы обладаем такой магией. Правда, ребята?
Дети.-Да!
П.- Итак, сейчас вы должны очень внимательно прислушаться к музыке, представить-чему или кому она могла бы принадлежать, и перевоплотиться .Готовы?
Дети.-Готовы!
Включается муз . А. Рыбникова «Косые дожди». Ребята пытаются уловить характер мелодии и изображают дождик.
П.- Ребята, давайте-ка присядем на стульчики и посмотрим, что у нас получилось. Кажется, у нас получилось разбудить дождик!
--------------------------------------/слайд. Дождик,/----------------------------------
Исполняется отрывок из готового номера «Дождинки» приглашёнными для этой цели ребятами ст.гр.№1.
П.- Ребят, прислушайтесь-ка повнимательнее: Кто-то ещё просит о помощи...
Давайте поможем.
В записи звучит произведение П.И. Чайковского Вальс цветов». Ребята изображают как просыпаются, как растут цветы, как бы они могли танцевать…
П.- Молодцы , ребята! На нашей полянке появились настоящие цветы. Давайте посмотрим какие они все красивые!
-------------------------------------------/слайд. Цветы./-------------------------------------
Ребятами из ст. гр. №1 исполняется разученный ранее танец «Весенние цветы»
П.- В нашем лесу ,явно мрачновато… По моему, цветам немного не хватает солнца!
Играет «Финская народная полька». Дети показывают «лучики».
-----------------------/слайд. Солнышко с лучиками./--------------------------------
После импровизации отходят в сторону. Отрывок из готового номера «Солнечные лучики»-исполняют дети подг.гр.№2
П.- В лесу проснулись цвет, прошёл дождик и даже, появились тёплые солнечные лучики! Но чего-то всё равно не хватает. Кого?
Дети.- Птиц!
П.- Да! Конечно же, птиц! Как же лес может жить без их пения?! Давайте же поскорее разбудим их и освободим царство Терпсихоры от немых чар Тишины!
Звучит муз.А Рыбникова «Летим со мной». Дети импровизируют, изображая полёт птиц.
---------------------------------------/слайд. Журавли/--------------------------------------
Дети ст.гр.№1 показывают небольшой отрывок из танца «возвращение журавлей»
Звучит торжественная музыка, на экране появляется изображение Терпсихоры.
Терпсихора –(видеозапись)-
Я муза танца-Терпсихора
Была в плену у Тишины
Вы меня спасли, ребята!
Теперь вы гости все мои!
Я хочу услышать музыку,
Я хочу увидеть музыку.
Только, как же это сделать?
Расскажу я вам .друзья.
Тайна в том, что танец с музыкой
Не ходят порознь никогда!
Звон капели – это танец,
Птичьи трели –это танец,
И особенный есть танец
В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку,
Видишь, тучка в небе хмурится –
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка –
Тоже музыка своя
Ребята, большое спасибо, что спасли меня и моё королевство. А я всегда была, есть и будет среди вас. Правда, мало кто уже знает моё имя и искусство, которому я покровительствую, Но возможно в чьем-то теле пробудилась неясная тоска, оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами можем её отпустить .А чтобы ваша душа никогда не была скована, я подарю вам крылья!
Терпсихора дарит ребятам крылья(девочкам –заколки в виде бабочек, мальчикам –самолётики). Педагог благодарит Терпсихору и раздаёт подарки детям.
П.- Ребята, какие замечательные волшебные подарки подарила нам Терпсихора. Теперь вы всегда сможете легко и изящно танцевать. Давайте же скорее их испытаем!
Ребята исполняют ранее изученный Фигурный вальс. После чего исполняют реверанс, прощаясь со зрителями, и выходят из зала