Конспект открытого занятия по хореографии " Спасение Терпсихоры"

Облакова Наталья Павловна

Конспект открытого занятия по хореографии

на тему: «Музыкально-ритмические движения ,как средство развития творческой личности ребёнка»

«Спасение Терпсихоры»

Разработала педагог дополнительного образования МКДОУБГОЦРР детский сад№19г. Борисоглебска Воронежской обл. Облакова Наталья Павловна.

 

         Занятие проводится в хореографическом  зале на ковровом покрытии. Группа детей  составляет  10-15 человек. Урок, учитывая возрастные особенности учащихся, длится 30 минут. Все задания выполняются под музыкальные произведения детских композиторов и классиков, что помогает развивать хороший музыкальный вкус учащихся, помогает в их духовно-эстетическом воспитании.

       На занятие применяется ИКТ. Всё время  идёт трансляция видеослайдов

 

        В процессе обучения  воспитания детей дошкольного возраста хореография занимает особое место.

        Для развития творческих способностей на уроке хореографии, очень большое место отводится музыке. С первых уроков детям  надо предоставлять возможность самостоятельно отвечать на музыку движением. Большое место в развитии творческих способностей отводится на работу над образом. Передача образа музыки в движениях развивает творческую активность, воображение, коммуникативные навыки детей при помощи создания ими различных образов, творческих заданий на создание образа.

      Занятия с маленькими детьми проводится в игровой форме, где преобладают разнообразные образно-игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний.

«Человеком можно стать, только играя», - утверждал Ф.Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет.

 

Цель данного урока: научить детей старшего дошкольного  возраста воплощать музыкальные образы в движениях

Задачи:

1. Обучающая: сформировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку у детей 5-6лет.     

2. Развивающая: развить навыки активности, воображения, выразительности, грациозности в создаваемых детьми образах.     

3. Воспитательная:  воспитывать музыкальный вкус, трудолюбие .

.

План занятия:

1.Вводная часть занятия: «Послание от музы танца».
    приглашение детей в зал;

    поклон;

    знакомство с Ноткой и Терпсихорой.

2.Основная часть занятия: «На помощь Терпсихоре».

     Разминка: ходьба под  муз. «В деревню к бабушке»,

                      бег и поскоки под муз. «Песня красной шапочки».

 

     Экзерсис. Изучение и отработка позиций рук и ног;

      Импровизация.
3.Заключительная часть: «Спасение Терпсихоры».

   Встреча с Терпсихорой;

   Исполнение разученного ранее хореографического номера;

   Прощание с Терпсихорой и гостями. Поклон.

Ход занятия:

     Под  « Музыку Вивальди»  (вальсовой  «дорожкой») в зал входят  дети с педагогом. Через центр зала  дети расходятся в полукруг, педагог встаёт впереди. П. исполняет «Реверанс», второй раз делает его вмести с девочками. После чего педагог делает поклон сам, затем, вмести с мальчиками.

Неожиданно, музыка резко стихает.

П,:- Ребята, я не пойму, что случилось? Почему вдруг стихла музыка? Как нам теперь проводить с вами наше занятие?

В зал входит грустная Принцесса-Нотка(ребёнок)

 

Принцесса  Нотка (печально)– Здравствуйте! Я – маленькая принцесса Нотка и живу в царстве Терпсихоры.

П. Ребята, а вы знаете , кто такая Терпсихора?

---------/на экране появляется слайд с изображением Терпсихоры/-----------

    П.    Терпсихора (Teryicora) - муза танца и хорового пения в греческой мифологии ,одна из девяти муз, покровительница танца (иногда - хорового пения). Изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами". Муза, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом. Греки понимали танец очень широко, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство.

     Принцесса, а почему ты такая печальная?

Принцесса Нотка.– Гости в каретах на бал приезжают,

Бальные платья нарядно сверкают,

Все собрались, а вокруг тишина…        --------/слайд. Гости, бал, кареты/-----

Музыка, больше здесь не слышна.

Злая колдунья пришла Тишина,

В плен Терпсихору она забрала             ……/слайд. Башня, страшный замок,/---

Ребята, пожалуйста, нас вы спасите,

Музу из плена освободите!

 

П.-Ребята, поможем  Принцессе Нотке высвободить из плена  Терпсихору?

Дети.- Да! Поможем!

П.-Тогда нам срочно пора отправляться в путь!!!Поедем на паровозе!

Паровоз наш не большой,   ……./слайд. Паровозик/………

Паровоз наш не простой,

В нем колеса не стучат,

Состоит он из ребят.

Едем-едем друг за другом,

Едем лесом, едем лугом.

Чтобы не скучать в пути-

На РАЗМИНКУ выходи!

( ВО ВРЕМЯ СЛОВ ДЕТИ ПЕРЕСТРАИВАЮТСЯ  В КРУГ)

Под муз. « В деревню к бабушке» выполняются различные виды ходьбы:

П. Паровоз наш едет по шпалам и стучит колёсами : тук-тук --«топотушки»

П. аккуратно крадёмся на носочках по шпалам… --ходьба с носка

П. Справа-отвесная скала, с слева пропасть-аккуратно, чтобы не сорваться, крадёмся приставным шагом бочком  правым, а теперь левым  --приставной боковой шаг

П. Посмотрите-ка за окно! Мы проезжаем мимо леса. А по лесу крадётся волк!--«крадущийся шаг» («волк»)

П. А за волком, виляя шикарным рыжим хвостом выбражает лиса! --ходьба «выбражая» на полупальцах («лисица»)

П. А кто же это от них удирает? Да это же Зайчик-Попрыгайчик на двух лапках скачет!--поскоки на двух ногах («зайчик»)

П. Ну совсем чудеса! В нашем лесу, кажется, Страус завелся!--наклоны корпуса к ноге на каждый шаг (« страус»)

П. Ах, нет! Это не страус, это цапля была на болоте-лягушек она ловила, а теперь важная ходит по своему болоту… --шаги с высоким поднятием согнутой в колене ноги(«цапля»)

П. Ну, вот мы и добрались до конечной станции! Спасибо, тебе ,Машинист! --Русский поклон «Спасибо, машинист».

 

П.-Мы немного засиделись в вагоне. Дальше пойдём пешком-разомнёмся .

-------------------------------/слайд. Дорога, тропа/--------------------------------------

Под муз. «Песня Красной шапочки» отображая текст пени, выполняются различные виды бега и поскоков:

--подскоки

--боковой галоп

--бег «Захлёст»

--бег на полупальцах

-- дыхательные упражнения

 

Музыкальное сопровождение стихает.

------------------------------------/слайд. Замеревший  лес/-------------------------------

П. –Ребята, посмотрите, мы, кажется, попали  на опушку леса .Но как здесь всё непривычно, необычно, тихо, слишком тихо. ….Ни пения птиц, ни гула лесных ручейков, и ,даже, листва деревьев не шумит. Всё замерло, как на картинке, уснуло…..

В лесу молчанье, тишина,

Как будто жизнь в глухой лощине

 Не солнцем заворожена,

А по совсем другой причине

Куда уходит час ночной?

Куда рассветные минуты?

Принцесса Нотка.-  А разве можно с кем-то спутать

                  Ту, что зовешь ты Тишиной?

                  Она рукою колдовскою

                  Живое может усыпить

П.- И только магия лишь танца

      предмет способна оживить…                   

 

Дети выстраиваются в две линии в шахматном порядке.

П. - Мы  сейчас попробуем с вами «оживить» природу    

------------------------------/слайд. Цветы/--------------------------------------------

П.-Ножки ставим по 3 позиции, стоим Крепко,             Н.-3 позиция; уверенно,                                                              Р. -подготовительная позиция

как растения держаться корнями за землю …                     

Представим, что мы –цветы. Цветочки растут.    Р. переводятся из подг. поз.                                                                                                                                    .                                                                                              в 1-ю,

Растут, тянутся к солнцу….                                     из 1-ой –в3-ю,                              

Распускаются…                                                         из 3-ей – во 2-ю ,                          

 

Но они ещё слишком слабы, поэтому               из 2-ой – в подг. поз.

засыпают снова…

Упражнение повторяется 3-4 раза/(  по ходу выполнения упражнений, появляется музыка(Поль Мориа «Токката» и постепенно становиться чуть громче

-----------------------------------/слайд. Деревья./----------------------------------------------

П.-А теперь мы растём высоко-высоко,     р. Из подг.поз. переводятся в 3-ю

     вверх.

Тянемся к солнцу, как берёзки.

Вдруг, ветерок налетает,                               наклоны корпуса влево-вправо

тихо берёзки качает

Стал ветерок стихать,                                    р. из 3-ей поз. Переводятся                                          перестал и берёзки качать                             в подг.                                                    --------------------------------/слайд. Волны/---------------------------------------------------       

Побежал ветерок по воде,                             плавные взмахи пр/р., л/р.

 Да запутался он в волне .                             перевести руки в подг.поз.

Решил на берег вернуться тогда.                 плавные взмахи л/р,пр/р

Не отпускает его волна.                                перевести руки  в подг.п.

Раззадорился наш Ветерок,                          поочерёдные взмахи пр/р и л/р

начал волны кидать на бережок.

--------------------------------/.слайд. чайка/-----------------------------------------------------

И с шумными криками ввысь

белые чайки, смотри ,поднялись!                   Взмахи обеими руками.

 

П.- ребята, вы обратили внимание, на то, что у нас появилась музыка? Это музыка леса, он тихонечко просыпается. Похоже, что нам удаётся победить Тишину…

 

Принцесса-Нотка.-Что бы до конца одолеть Тишину, нужна ещё более сильная магия-магия Перевоплощения.

П.-Я думаю, что мы обладаем такой магией. Правда, ребята?

Дети.-Да!

П.- Итак, сейчас вы должны очень внимательно прислушаться к музыке, представить-чему или кому она могла бы принадлежать, и перевоплотиться .Готовы?

Дети.-Готовы!

Включается муз . А. Рыбникова «Косые дожди». Ребята пытаются уловить характер мелодии  и изображают дождик.

П.-  Ребята,  давайте-ка присядем на стульчики и посмотрим, что у нас получилось. Кажется, у нас получилось разбудить дождик!

--------------------------------------/слайд. Дождик,/----------------------------------

Исполняется отрывок из готового номера «Дождинки» приглашёнными для этой цели ребятами ст.гр.№1.

П.- Ребят, прислушайтесь-ка повнимательнее: Кто-то ещё просит о помощи...

Давайте поможем.

В записи звучит произведение П.И. Чайковского Вальс цветов». Ребята изображают как просыпаются, как растут цветы, как бы они могли танцевать…

П.- Молодцы , ребята! На нашей полянке появились настоящие цветы. Давайте посмотрим какие они все красивые!

-------------------------------------------/слайд. Цветы./-------------------------------------

 Ребятами  из ст. гр. №1 исполняется разученный ранее танец «Весенние цветы»

П.- В нашем  лесу ,явно мрачновато… По моему, цветам немного не хватает солнца!

Играет «Финская народная полька». Дети показывают  «лучики».

-----------------------/слайд. Солнышко с лучиками./--------------------------------

После импровизации отходят в сторону. Отрывок из готового номера «Солнечные лучики»-исполняют дети подг.гр.№2  

П.-  В лесу проснулись цвет, прошёл дождик и даже, появились тёплые солнечные лучики! Но чего-то всё равно не хватает. Кого?

Дети.- Птиц!

П.- Да! Конечно же,  птиц! Как же лес может жить без их пения?! Давайте же поскорее разбудим их и освободим  царство Терпсихоры от немых чар Тишины!

Звучит муз.А Рыбникова «Летим со мной». Дети импровизируют, изображая полёт птиц.

---------------------------------------/слайд. Журавли/--------------------------------------

Дети ст.гр.№1 показывают небольшой отрывок из танца «возвращение журавлей»

 

Звучит  торжественная музыка, на экране  появляется изображение Терпсихоры.

 

Терпсихора –(видеозапись)-

Я муза танца-Терпсихора

Была в плену у Тишины

Вы меня спасли, ребята!

Теперь вы гости все мои!

Я хочу услышать музыку,

Я хочу увидеть  музыку.

Только, как же это сделать?

Расскажу я вам .друзья.

Тайна в том, что танец с музыкой

Не ходят порознь никогда!

 Звон капели – это танец,

Птичьи трели –это танец,

И особенный есть танец

В тихом шелесте ветвей.

Видишь, лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку,

Видишь, тучка в небе хмурится –

Будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у дождика,

И у маленького зернышка –

Тоже музыка своя

Ребята, большое спасибо, что спасли меня и моё королевство. А я  всегда была, есть и будет  среди вас. Правда, мало кто  уже знает моё имя и искусство, которому я покровительствую, Но возможно в чьем-то теле пробудилась неясная тоска, оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.

Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами можем её отпустить .А чтобы ваша душа никогда не была скована, я подарю вам крылья!

Терпсихора дарит ребятам крылья(девочкам –заколки в виде бабочек, мальчикам –самолётики). Педагог благодарит Терпсихору и раздаёт подарки детям.

П.- Ребята, какие замечательные волшебные подарки подарила нам Терпсихора. Теперь вы всегда сможете легко и изящно танцевать. Давайте же скорее их испытаем!

Ребята исполняют ранее изученный  Фигурный вальс. После чего исполняют реверанс, прощаясь со зрителями,  и выходят из зала