Главные вкладки
Высоцкая Юлия Владимировна
Статья: Роль проектной деятельности в преподавании литературы
В современной школе особую актуальность получают приёмы и методы, способствующие формированию умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Вследствие этого наблюдается интерес к проектной деятельности учащихся. Кроме того, актуальность этого процесса обусловлена возросшими социальными запросами; необходимостью предоставить в условиях информатизации общества умение быстро находить, анализировать и использовать новую информацию. В преподавании литературы использование проектов дает возможность по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, что позволяет частично отказаться от репродуктивного уровня усвоения материала и выйти на новый уровень осмысления проблематики художественного произведения. Формулирование проблемных вопросов учебной темы потребует от учащихся знания содержания произведения, умения вести анализ художественного текста на всех уровнях, навыка работы с различными источниками информации, позволит высказать собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции. В основе содержания проекта лежит материал учебной темы, представленный как проблемно-поисковая задача. Решение же должно быть представлено в виде готового продукта, который должен быть наполнен и личностно, и социально значимым смыслом для его участников. Тематика проектов в области литературы может быть связана как со школьной программой, так и выходить за её рамки. Организовать проектную работу можно по следующим направлениям: изучение новаторства и традиций, сопоставление творчества различных авторов, анализ развития той ли иной темы, поиск исторических параллелей с литературными произведениями. Но какая бы тема выбрана не была необходимо учесть следующие моменты организации и проведения деятельности: необходима постановка определённых целей и задач; проблема должна быть сформулирована так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации; тема исследования должна быть интересной и значимой; следует вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его подготовки; создание на уроке условий для творческой и исследовательской деятельности; желательно использование информационно-коммуникационных технологий. Довольно часто исследовательские проекты имеют мультимедийное сопровождение или представлены в виде презентации. Эта форма также имеет свои специфические особенности. Во-первых, она имеет смысл, если состоит не менее чем из 7-10 слайдов (а не сводится к обозначению темы работы, целей, задач и общих выводов). Во-вторых, желателен единый стиль оформления каждого из разделов и всей презентации в целом. В-третьих, нельзя забывать об указании ссылок на источники используемой информации. И наконец, должна быть четко продумана система управления презентацией (установлены соответствующие настройки и закреплен определенный человек, помогающий при её демонстрации). Говоря о практической реализации метода проектов на уроке литературы, важно отметить, что, метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся в течение определенного отрезка времени. Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.) Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Хороший проект должен: иметь практическую ценность, предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований, предполагать возможность решения актуальных проблем, давать учащимся возможность заниматься в соответствии с его способностями, способствовать налаживанию взаимодействия между учащимися. Включение школьников в создание учебных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, поскольку метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот нужно организовать. Важно помнить, что учащиеся в ходе работы могут столкнуться с рядом трудностей: намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы; осуществлять или аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора; действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым; корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов; объективно оценивать саму деятельность и результаты проектирования. Организуя работу над проектом, учителю важно развить способности ученика к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для составления плана и помочь ученику в его реализации. Учитель должен способствовать развитию способностей ученика и его умению анализировать свою деятельность. В целом использование проектной деятельности предусматривает: развитие личности обучаемого; развитие навыков проектно-исследовательской деятельности; подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества; формирование информационной культуры; развитие творческого мышления; формирование умений принятия решений. В результате, работая над проектом, ученик чувствует, что процесс ориентирован на него, его личность, его деятельность с учетом собственного опыта, интересов и склонностей. В работе над проектом важнейшее значение приобретает обсуждение и разрешение проблемы, которые интересны самому школьнику. Дети получают возможность обсуждать интересные темы и проблемы литературоведческого, философского, искусствоведческого и общечеловеческого характера, учатся высказывать свое мнение, обосновывать собственную позицию, анализировать информацию, обобщать результаты исследовательской работы.