Интегрированное занятие по экологии тема: "Воздух вокруг нас"
Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи, способствует развитию мышления и построению связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по экологии тема: "Воздух вокруг нас "
в старшей группе
Аннотация: Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи, способствует развитию мышления и построению связной речи.
Образовательные области: познание, познавательно-исследовательская деятельность
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Образовательная:
- область «Познание»: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты; упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия
- область «Познавательно-исследовательская деятельность»:способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Развивающая: развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты), развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельность. Вызвать желание детей помогать детей друг другу.
Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная,коммуникативная
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Оборудование: оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушный надутый шар, нитка, игрушки(мяч, надувная рыба, камень,шар , ложка и.т), нитка, 2 тазика.
Ребята, здравствуйте(исэнмесез).Меня зовут Алсина Маратовна(тихая спокойная музыка звучит) .Ребятки давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками и встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся теперь друг другу и подарим всем хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Дети действуют в соответствии с текстом)
Молодцы, ребята.
Сюрпризный момент:
Ребята послушайте загадку и отгадайте её:
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас. Что это? (воздух)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Ребята, кто мне ответить, что такое воздух? Как можно его увидеть и почувствовать? (ответы детей) Посмотрите на экран. (вопросы детям).
А вы когда нибудь слышали слово «атмосфера .(ответы детей) В переводе с греческого языка слово «атмосфера» означает «воздух вокруг Земли». Воздух состоит из нескольких различных газов. Один из них кислород, который необходим людям и животным для дыхания и жизни. Воздух вокруг нас, но мы его не видим. Мы его чувствуем только тогда, когда ветер дует на нас. Ветер – это движущийся воздух.
- Ребята, а хотите узнать много интересного о воздухе? (Да)
- И так ребята, закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.
Дети считают до 5.
- Лаборатория чудес начинает работу. А кто знает, что такое лаборатория? (Это помещение, где проводят опыты) Ребятки, я вас приглашаю в нашу лабораторию.
Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)
- А раз мы его не видим, значит какой воздух? (прозрачный, бесцветный)
Ребята, хотите научиться видеть воздух? (Да) Давайте попробуем поймать воздух в ладошки! Ну, как, получается?! (ответы детей-нет). Чтобы увидеть воздух, его надо поймать ,для этого мы с вами проведем 1–й опыт:
Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают) Тогда возьмите полиэтиленовый пакет, раскройте его, проведите по воздуху, (и резко зажмите - для самых ловких). Что вы видите? Пакет надулся, почему? (ответы детей). Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).
- Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
-Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух?(правильно, на экране выходит слайд картинок:надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)
Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим и проведем опыт №2 «Где спрятался воздух?».
Мы сейчас достанем из сундука(корбки) игрушки и будем раскладывать их на два подноса ,разберем игрушки на те, которые плавают, и те, которые не плавают. В каких игрушках спрятан воздух сейчас мы узнаем.(Звучит музыка)
Ребята, как можно проверить, правильно ли вы разобрали игрушки? Давайте проведем опыт №3, опустим игрушки в воду! И что мы видим?(ответы детей)
Молодцы ребята! Теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух будут плавать, но будьте осторожены, если во внутрь попадет вода, и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Ребята, а сейчас выйдем все на середину зала, встанем в полукруг, давайте отвлечемся-разомнемся (физминутка).
Ветер
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)
Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)
Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть )
Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка )
Сел на дерево скворец,(присели)
И игре нашей конец.
Молодцы , ребята!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, внутри человека есть воздух?(Ответы детей) Давайте проверим!
Ребята пройдите за лабораторные столы. Опыт №4 «Воздух внутри человека»У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее.
Воспитатель: Что вы видите? (В воде появились пузырьки)
- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Значит, и в нас есть воздух.
Ребята, Какие же вы все молодцы .
Ребята , а сейчас мы проведем опыт под названием «Ракета из воздушного шарика».
Давайте посмотрим, как сила воздуха может двигать предметы или построим ракету. Я хочу чтобы ИРИНА помогла мне провести данный опыт.(1 ребенок помощник) Для этого возьмем надутый воздушный шарик. Придержим рукой отверстие, через которое вы его надували, чтобы шарик не сдулся. Я заранее продела нитку через трубочку (указать в место эксперимента) Один конец нити я привязала к книжной полочке, другой конец держит в руке помощник мой ИРИННА.
Скотчем прикрепим трубочку к шарику. Теперь отпустите шарик.
Что произошло? (Ответы детей.). Он как настоящая ракета полетел от одного конца нити к другому.
Ребята, сегодня мы с вами выяснили: Воздух не имеет формы, невидимый, прозрачный, необходим для дыхания всего живого; в ладоши поймать нельзя, но в пакет или иной типовой предмет можно. Имеет вес и силу.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Рефлексия.
Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)
- Вам понравилось быть молодыми учеными?
Мне очень было приятно с вами работать. У меня для вас есть подарочки. Я хочу вам пожелать, чтобы вы оставались такими же наблюдательными, активными и умными.
До свидание , ребята!