Статья "Воспитание сказкой".
Воспитание сказкой.
Не зря существует в народе поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Каждая сказка преподает нам нравственный урок, нацеливает маленького слушателя на не всегда напрямую сформулированный «намек». Важно не опоздать с главным – научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции. «Воспитание добрых чувств» - нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно емкое. Каким мы представляем себе доброго человека – любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать, он не может быть завистливым и грубым, он проявляет храбрость и самоотверженность. В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, которые становятся примерами подражания. Только очень важно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.
Сказка учит малышей сравнивать, сопоставлять; формирует привычку доказывать, что это так или иначе; ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу, возможность выбора собственной позиции; упражняет детей в выражении чувств, обеспечивая значительно более глубокое сопереживания действиям и поступкам героев.
К примеру:
- «Кого тебе жалко в этой сказке?»
- «Кто тебе понравился больше всех и почему?»
- «Докажи, что лиса хитрая плутовка»
- «Как бы ты поступил на месте…?»
- «Как можно помочь…?»
Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо-плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки и явления. Значит, сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
Например: русская народная сказка «Рукавичка». Нравственный урок: «В тесноте, да не в обиде». Хорошо, что звери укрылись в рукавичке, плохо – дед потерял рукавичку, холодно зимой.
Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания добрых чувств.
Право же трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи: расширяют словарный запас малышей; помогают правильно строить диалоги; влияют на развитие связной речи; разумно сформулировать вопрос и ответить на него.
Одна из важнейших задач – формирование экологической культуры детей с раннего возраста. Сказка сама подсказывает динамику развития предмета или явления, помогает малышам подойти к пониманию того, что все в природе взаимосвязано и все находится в развитии. Все вокруг нас приспосабливаются: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост заметает следы, откуда берется хлеб…
Сказка – прекрасное творение народного искусства. Благодатный и ничем заменимый источник нравственного воспитания малышей, т.к. в ней отражена жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет малышу жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Чтение сказок может являться доброй семейной традицией, поможет создать теплую, задушевную атмосферу в доме.