Конспект НОД в подготовительной группе о традициях и обычаях на Руси от Рождества до Крещения.
Как и все народы , занимающиеся земледелием , славяне, в том числе и русский народ , избрали главными вехами своего календаря важнейшие солнечные фазы : зимнее и летнее солнцестояние , которые праздновались с особым размахом . Год начинался с того , что солнце убыстряло свой бег , дни становились длиннее .Землю нужно было разбудить ото сна , заставить расцвести и родить новый урожай . Именно поэтому на первое полугодие приходится так много праздников , обрядов. В нашем детском саду стало традицией проведение таких обрядовых праздников как Колядки, Масленица, Пасха , День Ивана Купалы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyatki_na_rusi.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Святки на Руси.
Конспект НОД в подготовительной группе .
Автор: Агапова Т.А. , воспитатель МКДОУ БГО ЦРР д/с № 19 г.Борисоглебска.
Программное содержание :продолжать знакомить детей с традициями и обычаями наших предков . Развивать интерес к традициям русского народа .Закреплять знания о малых жанрах русского фольклора. Воспитывать любовь и уважение к русским традициям и обычаям .
Предшествующая работа : рассматривание иллюстраций , чтение сказок, сказов, потешек. Просмотр презентации о русской старине .Обыгрывание предметов быта в играх-драматизациях. Посещение музея кукол в детском саду.
Ход НОД.
Воспитатель, хозяюшка, одетая в русский костюм , встречает детей.
-Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные ! Хорошим гостям и хозяюшка рада ! Хоть не богата , а гостям рада.
Дети отвечают на приветствие знакомыми пословицами :
- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
-Много гостей, много и новостей.
-Что есть в печи . на стол мечи.
-Хозяин весел и гости рады.
-Для дорогого гостя и ворота настежь.
Ну раз уж гости дорогие ко мне пожаловали , то расскажу я вам как наши предки-славяне отмечали Рождество и Крещение на Руси. Чем занимались в святые вечера.
Итак, в канун Рождества ( в сочельник) после торжественного богослужения , возвращаясь в свои дома , крестьяне садились за постную обрядовую трапезу. Под скатерть стелили солому из необмолоченных зёрен , на стол ставили кутью, кисель и взвар. ( хозяюшка демонстрирует детям кушанья и поясняет)
Кутья- главное угощение Рождественского сочельника .Это каша из целых зёрен пшеницы , ячменя , гречки или риса, сдобренная мёдом или изюмом. Её во многих семьях готовят и в наши дни .Кутья, с одной стороны, считается поминальной едой , а с другой –символом вечного обновления жизни , потому что зерно способно долго хранить и вновь воссоздавать жизнь , умножая её. Есть кутью –означает почитать предков , приобщаться к обновлению жизни, обеспечить себе в будущем достаток и благополучие. Мы сегодня с вами тоже отведаем это старинное блюдо.
После ужина люди ходили по дворам и поздравляли друг друга специальными песнями –колядками .Колядовщики наряжались в цыганей, надевали маски козлов, медведей, журавлей и т.д. Сейчас всё это делается для смеха , а раньше люди верили, что т.о. они могут напугать нечистую силу.
Войдя в дом, колядующие обязательно спрашивали разрешения у хозяев «Коляду кликать»
Главная часть колядок содержит мотивы величаний и благожеланий .В них создаётся яркая картинка идеальной крестьянской семьи, богатого дома , хорошего хозяйства .Использование колядок было обязательным в крестьянском мире. Мы с вами разучивали такие колядки, давайте их вспомним. ((дети встают и пропевают заранее выученные колядки)
Коляда светлая, пришла коляда
Вперёд Рождества, вперёд Масленицы.
Зашла Коляда к добрым людям на двор.
Доброму хозяину –корову с телёночком,
Овцу с ягнёночком , лошадь с жеребёночком,
Свинью с поросёночком.
В последнее время часто исполняются коротенькие новогодние песенки , содержащие в основном,
просьбу одарить колядующих.
Маленький мальчик залез в стаканчик,
А стаканчик на бочок, давай, бабка, пятачок,
Пяточка –мало-давай кусок сала.
Маленький мальчик залез в стаканчик,
А стаканчик хруп-давай, бабка, рубь.
А рубля мало, давай пышку под мышку
И пошёл вприпрыжку.
Коляда-моляда прикатила молода!
Мы нашли Коляду во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон , вынеси добро во двор .
Как на улице мороз подмораживает нос.
Не велит долго стоять , велит скоро подавать .
Или тёпленький пирог , или маслица, творог,
Или денежку копьём , или рубль серебром.
В некоторых сёлах было принято , чтобы в ночь под Рождество деревенский пастух обходил подворья, где содержали скот и войдя в дом к хозяину , и ударяя кнутом по лавкам , приговаривал:
Овечкам-катиться, ягняткам-водиться.
Ягнятки гладки, сигают по лавкам.
Ребята, кто хочет побыть сегодня в роли пастуха?( Ребёнку предлагаются атрибуты : шляпа, кнут, пастушья сумка) и ребёнок произносит пожелание.
За такое пожелание хозяин одаривал пастуха кутьёй, салом, пирожками, другими продуктами или деньгами. Ещё наши предки на Рождество во дворах жгли старую прошлогоднюю солому , при этом считали, что рождественский огонь умерших родственников греет , хотя есть предположение , что костры жгли не с целью помянуть усопших , а как бы «закрепить» начало нового солнечного года.
На Рождество, Крещение или на Масленицу устраивались кулачные бои или «кулачки» .Они были важным символом борьбы старого отжившего и нового сильного , молодого , что должен принести с собой новый земледельческий год. Немощные старики следили за соблюдением строгих правил боя . Женщины и девушки в самых дорогих нарядах стояли поодаль , наблюдали, пели хороводные песни .
Под Старый Новый год вновь ряженые обходили дворы с пением поздравительных песен , но уже с другим рефреном , поэтому они назывались «авсени» или «авсеньки». Рано утром до рассвета на Новый год мальчишки ( реже мужчины) ходили по домам посевать или посыпать . Они с порога бросали в святой угол на иконы зёрна пшеницы, ржи, овса и приговаривали: «Зароди ,Боже, жито , пшеницу на каждую пашницу, сею-вею, посеваю , с новым годом поздравляю ! Здравствуйте, хозяин с хозяйкой !» Крестьяне верили , что это действие обеспечит в новом году не только благоприятный сев и всходы . но и здоровье, удачу во всём.
Молодёжь и детвора пели:
Вставай, бабка, с печи , зажигай свечи,
Открывай сундучок –доставай пятачок.
Хоть рубль, хоть пятак . не уйдём из хаты так.
На Новый год пели «авсеньки» «щедровки»
Щедровочка щедровала , под оконцем ночевала ,
Чи баран, чи овца, подавайте блинца,
Не кусайте , не ломайте , а по целому давайте.
Щедрый вечер, ой добрый вечер.
На первый план среди различных подарков выходят «пироги» «сало» « блины» «пышки» -традиционная обрядовая еда и конечно же деньги «пятачок» « копейка» «рубль» .Если же колядующие не получали подарка , произносились угрозы и проклятия «завалим лазейки» Завалим оконца» «расколем чугуны» «кто не даст пирога-мы корову за рога, кто не даст пышку-свинью за лодыжку» « у скупого мужика родись рожь хороша: колоском пуста , соломкой густа» «дай рубль, дай пятак , не уйдём из хаты так»
На зимних святках молодёжь устраивала праздничные посиделки (т.е. без работы –прядения, вышивания) Вскладчину нанимали у кого-нибудь из сельчан хату, устраивали там игры, пели , плясали .
Давайте наши девочки исполнят хоровод под красивую песню « Под Воронежем у нас…»
Весь святочный период крестьяне гадали, для того, чтобы узнать своё будущее. Но чаще всего гадали девушки о замужестве. Так продолжалось до Крещения.
Крещение или водосвятие- этот праздник своеобразное прощание со святками . В тех сёлах, где была река , заранее выпиливали огромный крест изо льда (прорубь) , в которой после богослужения и крестного хода батюшка освящал воду , тот кто рядился на святках должен был обязательно окунуться в прорубь – смыть с себя все грехи . Если реки в селе не было , водосвятие устраивали у колодца . Придя домой , горящей свечой выжигали кресты на воротах. Дверях, на притолоке-закрещивали от злых духов . На Крещение окропляли скот веничком из трав и святой водой , при этом нельзя было разговаривать и шуметь .
Считалось , что именно после Крещения новый солнечный год окончательно вступал в свои права .После Крещения и до Масленицы ( этот период назывался мясоед) повсеместно на Руси играли свадьбы .
В течение всего занятия демонстрируется презентация и дети имеют возможность наглядно увидеть и представить себе тот или иной момент .