Художественно - эстетическое развитие
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной организованной образовательной
деятельности
по образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"
Тема: «Русская береза – символ России»
Цель: через загадки, музыку, стихи, картинки способствовать формированию образа белоствольной красавицы-березы; использование нетрадиционных техник рисования в передаче характерных особенностей березы, ставшей символом России.
Задачи:
- образовательные:
- дать представление о березе как символе России
- развивать умение с помощью нетрадиционных техник рисования передавать в рисунке строение дерева.
- развивающие: развивать речь, словарный запас, коммуникативные навыки, фантазию, воображение; внимательность, усидчивость, координацию движений, мелкую моторику рук.
- воспитательные: воспитание любовь к природе, эмоционально – патриотического отношения к символике России.
Оборудование: зеленая гуашь, пена для бритья, бумажные салфетки, листы черного картона, белый мел, простые карандаши, магнитная доска, проектор, ноутбук, презентация «Русская береза».
Предварительная работа: наблюдения во время прогулок за березой, беседы; чтение стихов, пословиц, поговорок о берёзе; разучивание хороводов, чтение рассказов о березе; рассматривание репродукций картин с изображение березы и др.
Словарь: березняк, белоствольная, изящная, красивая, нарядная, высокая, статная, стройная, пышная, тонкая, гладкая, гибкая, кудрявая, раскидистая, лиственная.
Ход ООД
Организационный момент.
Дети стоят вокруг стола, у своих мест.
Воспитатель: Ребята, с каким настроением сегодня каждый из вас пришел в детский сад? (ответ детей) А давайте сделаем так, чтобы у всех было хорошее настроение - посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу, садитесь, пожалуйста.
Основная часть.
Воспитатель: ребята, внимательно послушайте мелодию и скажите, что вы услышали (звучит мелодия «шум леса»)?
Дети: шум леса.
Воспитатель: кто знает, что такое лес?
Дети: лес – это место, где растет много деревьев (показ слайда с изображением леса)
Воспитатель: ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку об одном дереве:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
Дети: береза!
Воспитатель: правильно и сегодня мы с вами поговорим о русской березе – символе нашей с вами больной страны - России. Появилась береза в России давным-давно, и полюбил ее народ за красоту. Ребята, а где можно встретить березу?
Дети: в лесу, на поляне, около дома, в парке (показ слайда)
Воспитатель: как называется лес, где растут одни березы?
Дети: березовая роща, березняк.
Воспитатель: березой можно восхищаться в любое время года (показ слайда: береза в разное время года) и о ней сложено много песен, сказок и стихов.
1 ребенок:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
2 ребенок:
Березка белый сарафан надела,
Кудри завила, косы заплела,
До чего – же хороша,
Словно девица – душа!
Воспитатель: (показ слайда с изображением березы)
Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзы стан,
И её золотистые косы
И холщовый её сарафан.
Тугие распущены косы
И белые платья до пят.
Как будто невесты, берёзы,
Куда не посмотришь, стоят!
Воспитатель: посмотрите на березку и скажите, какая она
Дети: красивая, нарядная, тонкая, гладкая, высокая…
Воспитатель: какой ствол у березы?
Дети: прямой, белый.
Воспитатель: если у нее белый ствол, как можно назвать ее одним словом, какая березка?
Дети: белоствольная.
Воспитатель: что еще характерно для ствола березы?
Дети: черные точки.
Воспитатель: да, это черный точки, есть даже про них стихотворение.
3 ребенок:
Ливень хлещет, рвет сережки,
Может листья все сорвать,
Но полоски у березки,
Не отмыть, не отстирать.
Воспитатель: На Руси любили белоствольную красавицу-березку. Ее называли деревом счастья и считали символом девичьей нежности и красоты. На «Троицу» украшали дома и храмы березовыми ветками (показ слайда)
Береза – щедрое и доброе дерево. Как вы думаете, почему березу называют щедрым деревом? (ответ детей)
Воспитатель: Правильно ребята, ведь береза дарит людям разные дары, внимание на экран (слайды)
- Березовые веники. Они заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья.
- Береста. Издавна люди плели из нее лапти, лукошки и туески для ягод и грибов.
- Деготь. Он используется в медицине и парфюмерии, как противовоспалительное и антисептическое средство. В старину дегтем смазывали ступицы тележных колес для уменьшения трения.
- Дрова. Их используют для топления печей.
- Сок. Он используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери.
Я думаю, мы убедились, что береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.
Воспитатель: ребята, а нужно заботиться о деревьях, которые растут на территории нашего села детского сада?
Дети: да!
Воспитатель: что бы убедиться в этом - поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья». Правила игры: я буду говорить выражение, если вы с ним согласны, то отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет, тогда отвечаете так: «Это не я, это не я, это не все мои друзья».
Воспитатель: кто природу обожает, весной деревца сажает?
Дети: это я, это я, это все мои друзья.
Воспитатель: кто любит отдыхать и природу засорять?
Дети: это не я, это не я, это не все мои друзья.
Воспитатель: кто желает помогать, весной деревца сажать?
Дети: это я, это я, это все мои друзья.
Воспитатель: кто желает помогать деревца и кусты ломать?
Дети: это не я, это не я, это не все мои друзья.
Воспитатель: кто в любую непогоду любит матушку природу?
Дети: это я, это я, это все мои друзья.
Воспитатель: молодцы, а сейчас мы с вами попробуем нарисовать березу, но сначала представим себя деревьями.
Дети встают у столов и выполняют движения, которые необходимы по тексту.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле (потягивания и руки в стороны).
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки (дети машут руками),
Даже толстые стволы
Наклонились до земли (наклоны вперед).
Влево - вправо, взад-вперед
Так деревья ветер гнет (наклоны вправо-влево, вперед-назад).
Он их вертит, он их крутит,
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна (руки опустили, встали прямо).
Перед детьми на столах лежит белый мел, листы черного картона, одноразовые тарелочки, целлофан.
Воспитатель:
- рисуем ствол березы мелом на черном картоне, сверху вниз;
- простым карандашом рисуем черные пятна;
- хотя, сейчас на улице березы еще совсем без листьев, но мы с вами нашим березкам нарисуем небольшие кроны. Рисовать кроны мы будем необычным и нетрадиционным способом – с помощью пены для бритья.
- в тарелочке смешиваем пену для бритья с зеленой гуашью;
- Дети берут целлофан, сминают, окунают в полученную смесь и путем примакивания рисуют крону (показ рисования кроны нетрадиционным способом идет на доске).
Заключительная часть.
Повесить рисунки на стенд и провести анализ работ.
Воспитатель: ребята, посмотрите, как много берез, целая березовая роща получилась. Скажите еще раз, как нужно вести себя в лесу?
Дети: не ломать ветки, не разводить костры, не оставлять после себя мусор.
Воспитатель: ребята, наша деятельность сегодня подошла к концу, я хочу сказать вам спасибо за то, что вы активно работали и отвечали на вопросы и все справились с практической частью. Закончить я хочу пословицей, запомните ее и рассказывайте другим:
Много леса – не руби,
Мало леса – не губи,
Нет леса – посади!
Березка белый сарафан надела,
Кудри завила, косы заплела,
До чего – же хороша,
Словно девица – душа!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики
администрации городского округа города Бор Нижегородской области
Организованная образовательная деятельность
по художественно – эстетическому развитию – рисование
с детьми подготовительной группы
«Осеннее дерево под ветром и дождем»
Автор:
Горнухова Анна Адександровна
воспитатель высшей категории
МАДОУ детского сада «Журавушка»
2020г.
Тема: «Осеннее дерево под ветром и дождем»
Возрастная группа: подготовительная
Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Форма организации: групповая
Задачи:
Воспитывающая
Воспитывать умение видеть изменения в окружающей природе при разных погодных условиях
Развивающая:
Закреплять навыки работы с цветными карандашами (штриховка, проведение вертикальных линий, изгибистых линий с разным нажимом, расширять ствол и ветки неотрывными вертикальными линиями)
Образовательная:
Учить изображать дерево в ветреную погоду
Методические приёмы: художественное слово, вопросы, оценивание действий детей, рассматривание, показ действий с объяснением.
Материалы и оборудование: картинки с изображением деревьев при разных погодных условиях; тонированная бумага ½ альбомных листа, цветные карандаши, образец; использование (при желании) музыкального фона.
Ход организованной образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность педагога | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия |
Вводная часть (организационный момент) | Воспитатель собирает детей на ковре и предлагает прослушать стихотворение. | Воспитатель (В): Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Жёлтые, красные листья летят… Птицы на юг улетели: гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая, Крыльями машет в дали. | Дети подходят, встают возле педагога | Создание условий для психологического комфорта в группе: обеспечение интереса и эмоциональности детей. |
Основная часть | Подготовлены картинки с изображением деревьев при разных погодных условиях. Воспитатель обращает внимание детей на картинку с деревом в ненастную погоду Постановка цели. Рассматривание схем и их обсуждение. Подготовлены ½ альбомных листов тонированной бумаги по количеству детей, цветные карандаши | В: - Дети, скажите, какое сейчас время года? - А, осень-какая? - Какая погода бывает поздней осенью? - Рассмотрите картинки с изображением деревьев при разных погодных условиях. - А теперь давайте посмотрим на картинки с изображением дерев в ненастную погоду и отгадаем загадку. Неизвестно где живёт, Налетит — деревья гнёт, И его нам не видать, Кто же это — можем отгадать? - Правильно, ветер. - Скажите, а если на улице ветер, то погода какая? - Как выглядит дерево во время ветра? - Что с кроной дерева происходит во время ветра? - Какие проявления окружающей природы мы видим во время ненастья? В: - Сегодня мы будем рисовать осеннее дерево под ветром и дождём. - В рисовании вам будут помогать вот эти схемы. Давайте посмотрим, с чего мы начинаем, что сначала… - А сейчас, давайте немного поиграем, представим, что мы деревья. Координация речи с движением. Руки подняли и покачали; Это деревья в лесу; Руки согнули и встряхнули, Это ветер сбивает листья, Плавно помашем — это птицы летят, Как они сели — руки — согнули назад. - Прежде чем приступать к работе разомнём пальчики, поиграем с ними. Пальчиковая гимнастика 1,2.3,4.5, будем листья собирать. Листья берёзы, листья рябины, листики клёна, листья калины, листики дуба мы соберём, — маме осенний букет отнесём В: А сейчас предлагаю приступить к работе. - Ребята, я предлагаю дополнять свой рисунок деталями: тучи, дождь, птицы улетают, последние листья облетают и т. д. | Дети отвечают на вопросы. (Ветреная, пасмурная, дождливая) Дети рассматривают картинки с изображением деревьев при разных погодных условиях. Дети отгадывают загадку (Ветер), отвечают на вопросы - (Ветреная) - (ствол наклонен, ветки прижаты к стволу с одной стороны и отклонены в сторону с другой) - (листья облетают, на дереве их остается очень мало) - (летят листья, мусор, веточки, наклонены травинки, спешат на небе облака, льёт косой дождь) Дети слушают, выполняют движения в соответствии с текстом игры Дети выполняют действия согласно тексту пальчиковой гимнастики | Практическое включение в образовательную деятельность. Создание условий для выполнения задания: доступность и свободный подход). Эмоциональный отклик на похвалу Эмоциональный отклик на действия взрослого, на ситуацию. Эмоциональный отклик на ситуацию |
Заключительная часть | Тем, кто закончил, предлагается убрать своё рабочее место, тихо, не мешая другим. | В: - Ребята, посмотрите на свои рисунки: у кого - то из вас получился самый сильный ветер, у кого - то слабый. - А как мы можем с вами это определить, в чем это проявляется?
| Дети рассматривают своим рисунки и отвечают на вопрос | Эмоциональный отклик детей на готовые работы. |
Рефлексия | Размещение рисунков на стенде для рисунков | В: - Давайте вспомним, ребята, что помогало вам в рисовании дерева? Где именно вы испытывали затруднения, передавая образ дерева в ненастную погоду? -Вам понравилось рисовать дерево в ненастную погоду? Что именно? - Найдите самый лучший рисунок? Почему вы считаете его лучшим? В: А я хочу отметить, что вы все были молодцы и постарались проявить все свои творческие способности в изображении осеннего дерева под ветром и дождём. | Общение детей с воспитателем ответы на вопрос. | Эмоциональный отклик на похвалу |