Внеклассная работа по предмету
в данном разделе размещены материалы по проводимой исследовательской работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_po_predmetu.docx | 51.27 КБ |
vnekl.pdf | 2.28 МБ |
avtorskaya_programma_razvitiya_shkolnogo_muzeya_vozrozhdenie.pdf | 490.52 КБ |
vneurochnaya_rabota_uchitelya_sidorovoy_mt.pdf | 369.14 КБ |
issl_rab_missionersko-prosvetitelskaya_deyatelnost.pdf | 275.46 КБ |
proekt_vozrozhdenie.pdf | 1.83 МБ |
shkolnyy_proekt_po_grazhdansko-patrioticheskomu_vospitaniyu.pdf | 415.76 КБ |
konnova_snezhana_viktorovna_8_klass_laishevskiy_rayon_mbou_tashkirmenskaya_oosh.pdf | 138.17 КБ |
malaya_rodina.pdf | 464.8 КБ |
proekt_sots-ekon_praktiki.pdf | 380.72 КБ |
proektn_deya-t_doklad.pdf | 138.77 КБ |
zhemchuzhina.pdf | 258.9 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время остро ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно проводить в школе краеведческую работу. Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.
Целью проводимой работы является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
В процессе внеурочной краеведческой работы ставятся определенные образовательные и воспитательные задачи:
1. развитие у учащихся познавательной, творческой деятельности;
2. изучение истории родного края, обычаев и традиций русского народа;
3. изучение экологии родного края;
4. обучение детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их;
5. развитие речевых и мыслительных умений, понимания искусства и культуры наших предков;
6. обучение детей умению использовать различные источники краеведческой информации и научно-вспомогательных материалов;
7. воспитание духовности, нравственности
Неотъемлемой частью нашей работы является использование различных источников краеведческой информации. К документальным относятся: карты, книги, энциклопедические словари, справочники, хрестоматии, сборники устного народного творчества, музейные материалы. К живым источникам относятся: местные жители (старожилы), специалисты – краеведы. Самое главное состоит в том, чтобы научить ребят искать и находить нужный материал, делать записи, зарисовывать, определять местоположение по карте.
Общеобразовательные программы по русскому языку, литературе, истории, географии включают направления по изучению родного края. Но все они существуют разобщено, изучаются бессистемно относительно друг друга, не имеют объединяющей научно-педагогической цели. Внеурочная деятельность по краеведение должно носить системный, плановый характер.
Поэтому внеурочной деятельности в моей работе с детьми имеет следующее содержание
- географические,
- экологические,
- хозяйственно-экономические,
- социально-политические,
- конфессиональные,
- этнографические,
- лингвистические,
- исторические.
В своей работе я ориентируюсь по следующим направлениям:
- Исследование - Одна из главных особенностей краеведческой работы. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.
- Экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам.
- Историко-краеведческие конференции обычно проводятся по итогам определенного периода исследовательской работы кружка.
В качестве примера остановимся на работе над темой “ Миссионерско- просветительская деятельность Н.И. Ильминская”, которая была приурочена к юбилею Н.И. Ильминского.
- Фольклор. Предполагает изучение народного творчества местного населения, его обрядов и традиций.
- Проектирование. Основой этого направления является итог проведенной работы. Ученик должен уметь правильно составить проект, поставить цели работы и подвести итог проведенной работы.
Для более глубокого и поэтапного изучения родного края мной в соавторстве с учителем русского языка и литературы Сабанаевой В.М. была разработана программа по этно-краеведческому развитию школьного музея.
Актуальность, новизна, отличительные особенности программы заключаются в том,что программа реализуется через принципы музейной педагогики с экскурсионной методикой.
Цели программы:
- Сохранение исторической памяти и наследия кряшен, развития интереса к истории своего народа, края, района.
- Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своего села, своей страны.
- Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.
- Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.
Задачи программы:
Образовательные
- Научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки зрения развития истории и культуры;
- обучить активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;
- способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний;
- обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками;
- сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;
- сформировать устойчивый интерес в изучении истории и культуры края, района;
- cформировать навыки публичных выступлений;
- сформировать первоначальные навыки общения с экскурсионной группой;
- сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуры посредством общения с памятниками истории и культуры;
- сформировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
- сформировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
Развивающие
- развивать уверенность в реализации личностных качеств;
- содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
- способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;
- развивать предпосылки для осознанного подхода обучающихся к подготовке и проведению экскурсий;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия кряшен.
Воспитательные
- воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам жителей воспитывать целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;
- воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия
Образовательное пространство:
Школьный музей.
Кабинет истории.
Районный архив
Сельская администрация
Интернет.
Профиль музея – этнокультурное, краеведческое наследие села. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев.
Направление «Кирмэн».
«Кирмэн» в переводе с татарского языка означает крепость. Мы используем это понятие не как архитектурное, а как символическое обозначение того, что современное поколение кряшен возрождает, хранит и воспроизводит традиции. Собранный материал станет основой в открывшемся музее, планируется создание таких экспозиций как: «Одежда. Элементы одежды мужчин и женщин кряшен», «Быт кряшен» и т.д. Изучение топонимики села Ташкирмень.
Направление «Тропа предков».
Главной идеей этого направления является обозначение экскурсионной тропы по историческим местам села, сбор, обработка и создание экскурсионного материала. Это семь объектов:
- Церковь св. Гурия
- Здание миссионерской школы
- Кала Башы (большое городище)
- Бишек Тавы (малое городище «Колыбель гора»)
- Этно – краеведческий музей при МБОУ Ташкирменская ООШ
- СДК и ансамбль «Сурэкэ»
- Волжско-Камский заповедник и Куйбышевское водохранилище.
Направление «Звон серебряных монет».
Основной задачей данного направления является изучение и воспроизведение фольклора кряшен:
- традиционные песни кряшен села Ташкирмень;
- обряды и обычаи;
- праздники кряшен;
- устное народное творчество кряшен.
Изучение элементов одежды и их значение в социуме предков:
- женский головной убор – сурэкэ, мэлэнчек и др;
- нагрудные женские украшения – тамакса, кукрэкчэ и др;
- обувь кряшен;
- значение отдельных элементов одежды.
Основные виды деятельности школьного музея:
Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом | 1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов. 2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение. 3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам. 4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея. 5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями. 6. Составление картотеки музейных предметов. 7. Создание условий для хранения экспонатов. |
Исследовательская деятельность учащихся | 1. Поиск адресов и сбор информации о выпускниках школы. 2. Поиск адресов и сбор информации о бывших учителях школы. 3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы. 4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края. 5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа. 6.Создание видео- и мультимедийных творческих проектов. 7. Представление результатов исследований на районных конференциях. |
Экскурсионно-просветительская работа | 1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей. 2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений. 3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, другими интересными людьми. 4. Дни открытых дверей. 5. Творческие отчеты. 6. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе. |
Творческая работа | 1. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений. 2. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства. 3. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района. |
Организационная работа | 1. Создание актива музея. 2. Планирование работы музея. 3. Организация встреч, поздравлений ветеранов, досуговой деятельности учащихся. |
Методическая и консультативная работа | 1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации. 2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий. 3.Постоянное пополнение тематических папок с материалами. |
Реализация программы
1) уроки истории, литературы, музыки, изобразительного искусства;
2) интегрированные уроки;
3) уроки технологии;
4) курс «Основы православной культуры и светской этики»;
5) школьные традиции;
6) краеведческие экскурсии и походы;
7) организация свободного времени подростков.
Основные блоки программы.
Программа рассчитана не только на деятельность учащихся в самом музее, но и дает возможность классным руководителям, учителям школы формировать достаточно высокую духовную культуру учащихся. Программа предлагает вести работу по 5-ти блокам, содержание которых усложняется по мере взросления учеников.
Это следующие блоки:
- «Ташкирмень – жемчужина Лаишевского края»
- «Фольклор кряшен»
- «Быт кряшен»
- «Родословные истоки»
- «Кряшены в судьбе Российского государства»
Сроки действия программы.
Программа рассчитана на период с 2013 по 2020 гг.
Участники программы. Совет школьного музея. Возраст – 11 – 16 лет.
Результаты внеурочной деятельности.
Эффективность достижения целей внеурочной краеведческой деятельности будет оцениваться
Во-первых, уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности.
Во-вторых, результатами участия в краеведческих форумах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТАШКИРМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН