Материал к конкурсу профессионального мастерства "Воспитатель года 2019"
Материал воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Ибрагимовой Гюзель Наилевны
к конкурсу профессионального мастерства "Воспитатель года 2019"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конкурсное задание эссе "Я- воспитатель" | 19.34 КБ |
Конкурсное задание - «Методический семинар» | 31.84 КБ |
sovremennye_metody_i_formy_intellektualnogo_razvitiya_kak_sredstvo.pptx | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Ибрагимова Гюзель Наилевна
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
«Я - воспитатель»
К.Д. Ушинский писал: «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.»
Многие считают воспитание делом знакомым, понятным и даже легким. Однако, мой опыт показывает, что искусство быть педагогом так же многогранно и сложно, как всякое искусство.
Ведь от того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада - это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя - не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в этом свет.
Но, несмотря на все сложности профессии воспитателя детский сад моя радость и тревога, мое вдохновение и забота, мой второй дом, моя жизнь. Воспитатель - моя профессия, мое призвание.
Что же такое профессия - воспитатель для меня? Как оказалось, не так легко ответить на этот вопрос. Но, и все же, я попробую…
Для меня быть воспитателем — это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии, где особо осознаешь значимость профессии, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое твоё слово, твой взгляд и жест. И глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что именно ты закладываешь ростки будущего поколения.
И я все чаще и чаще задаю себе вопрос: «Каким же должен быть современный воспитатель, чтобы соответствовать высоким требованиям творца человеческой личности?»
Мой небольшой опыт позволил мне сделать следующие выводы:
• Современный воспитатель должен любить детей, ибо воспитание — длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости.
• Воспитатель должен много знать. Перед ним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию.
• Воспитатель должен много уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей.
• Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, например устное народное творчество.
И я убеждена, чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему работать с детьми. А еще очень важно иметь жизнерадостный и веселый характер, умение сердиться недолго, избегать монотонности, скуки, серости будничных дней. Дети оптимистичны по натуре и очень ценят позитивные качества в своем наставнике, которому стараются подражать.
Каждый мой день работы с детьми - поиск. Мы вместе находим путь познания и преобразования веществ или предметов. Поэтому я даю детям возможность экспериментировать, Исследовать, играя с самым разнообразным материалом.
Я очень люблю детей, люблю необъяснимой любовью: люблю как воздух, как природу, как благоухание цветов, плеск воды, треск костра, пение птиц…
В моем понимании, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. И этот мир должен окружать его всегда!
Я считаю, что каждый ребенок изначально талантлив. Как интересно работать с малышами! Их ответы поражают воображение оригинальностью и основаны на интуиции.
За свою любовь к детям, за свой труд в педагогическом поприще я вознаграждена сполна детской радостью, блеском в детских глазах, ожиданием открытий и превращений, волшебства. И это еще только начало моего пути в педагогическую профессию! ...
Но оглядываясь назад, пусть и небольшого педагогического пути, я еще ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, а с каждым годом лишь все больше и больше убеждаюсь, что труд наш не легок, но необходим и интересен. Нигде, как в детском саду так тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания и преданности.
Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свою любовь и знания детям и получающим взамен приумноженную любовь и признание моих малышей и их родителей. Не это ли высшее счастье в каждой профессии!
В заключении хочу сказать, что мастерство педагога в знании своего дела ,в любви к нему, в неотделимости профессионального труда от собственных жизненных интересов, в самоотверженной отдаче своего времени и сил, ощущении удовлетворения и радостной приподнятости ,в счастье видеть устремленные на тебя детские глаза, в которых безграничное доверие, радость, надежда, пытливость.
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Ибрагимова Гюзель Наилевна
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
«Современные методы и формы интеллектуального развития как средство познания окружающей действительности»
Слайд 2
Актуальность.
Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, их развитие не может сводиться лишь к обучению чтению, письму, формированию математических представлений.
Очень важно «разбудить» мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать, классифицировать представления и понятия и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания. Ребенок с развитым мышлением имеет больше шансов быть успешным
Актуальным становится применение современных методов обучения, в ходе которых осуществляется взаимодействие педагога и ребенка. Применение современных методик в интеллектуальном развитии ребёнка – одна из актуальных проблем на сегодняшний день и оно не предопределено заранее: его можно ускорить, замедлить или даже остановить. Поэтому, на мой взгляд, крайне важно правильно организовать процесс обучения и направлять активность детей в нужное русло.
Слайд 3
Научность.
Исследования отечественных психологов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца свидетельствуют о том, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют важное значение для интеллектуального развития ребенка в будущем. Воспитание, основанное на усвоении конкретных фактов, изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.
Исследования же многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиа¬же, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Л.М. Фридмана и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.
Слайд 4
Инновационность опыта.
Инновационность опыта заключается в том, что интеллектуальное развитие ведется комплексно по всем пяти образовательным областям («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
Целенаправленная и систематическая работа по опытно-исследовательской деятельности, включение в образовательный процесс элементов ТРИЗ, метода эйдетики, квест-игр и других современных методов и форм работы с детьми дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и развития физического ребенка.
Слайд 5
Методологические основы интеллектуального развития.
Интеллектуальное развитие – это специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности и интересов детей, способов умственной деятельности и формирование системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
Интеллектуальное развитие детей происходит в процессе умственного воспитания. Его методологические основы представлены как:
- культурно-историческая теория развития высших психических функций в фило-и-онтогенезе;
- представления о роли обучения в умственном развитии ребенка, развивающем характере обучения;
- системный подход к организации процесса умственного воспитания;
- представления о зонах актуального и ближайшего развития;
- теория поэтапного формирования способов умственной деятельности.
Слайд 6
Процесс интеллектуального развития дошкольников сложный и длительный. Поэтому я поставила перед собой цель — повышать уровень интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через систему современных методов. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• Создать условия для развития интеллектуальных способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
• Формировать у дошкольников с помощью различных методов и форм деятельности мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
• Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
• Развивать речь, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
• Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
• Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
• Формировать представление о математических понятиях: углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях; закрепление детьми математической терминологии.
Слайд 7
Считаю, что решение поставленных задач невозможно без создания условий для развития интеллекта:
• создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
• отсутствие принуждения (интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер);
- разнообразие интеллектуальных и практических действий;
• доступная для ребенка и соответствовать его возрасту развивающая деятельность;
- заинтересованность самого педагога.
Практика доказывает, что познавательная и интеллектуальная активность дошкольника, основанная на анализе, синтезе, преобразовании, установлении причинно-следственных связей и планировании своей деятельности, создает условия для развития интеллектуальных способностей.
В своей педагогической практике я применяю различные методы и формы развития интеллекта детей:
Слайд 8
1. развивающие игры (шашки, головоломки, настольные и дидактические игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей);
Слайд 9
2. квест-игры (мотивируют к рассуждению и принятию решения);
3. эйдетика (способствует развитию образной памяти, внимания, мышления);
Слайд 10
4. опытно-исследовательская деятельность и экспериментирование (способствуют установлению причинно-следственных связей);
Слайд 11
5. теория решения изобретательских задач или ТРИЗ (способствует творческому мышлению, развивает способность нестандартно мыслить);
Слайд 12
6. различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование (развивают абстрактное и логическое мышление);
Слайд 13
7. математические ребусы и задачи на логику, наглядное моделирование;
8. чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач;
10. придумывание сюжета на основе эпизода или заданных ролей.
Я заметила, что при использовании этих методов и форм работы с детьми развиваются устойчивость и сосредоточенность внимания, абстрактное мышление, умение анализировать, переходить на высокий уровень обобщения, давать определённые понятия, осуществлять классификацию, способность устанавливать логическую последовательность между предметами, прослеживать причинно-следственные связи. Дети проявляют особый интерес и активность тогда, когда им дается что-то новое, более сложное, когда надо придумать, догадаться, выбрать, сделать вывод.
Слайд 14
Считаю, что для интеллектуального развития детей наиболее эффективны такие приемы как:
1. Поддержка проявления любознательности ребенка;
2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
4.Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием схем, алгоритмов, карточек, пазлов;
5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша;
6. Расширение круга общения детей;
7. Общение с малышом на равных, как со взрослым человеком;
8. Соблюдение следующих условий: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
9. Поддержка и привитие малышу любви к чтению.
Слайд 15
В своей педагогической практике я опираюсь на принципы интеллектуального развития дошкольников:
а) Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект.
Для реализации данного принципа детям предлагается выполнить задания, в которых формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатываются и совершенствуются мышление, внимание, память и речь.
б) Принцип действенного подхода к обучению.
Дети используют собственные неординарные пути решения проблем, учатся выделять главное в объекте, активизируя мыслительную деятельность.
в) Принцип сотрудничества, делового партнерства педагога и ребенка.
Реализовывается этот принцип на занятиях чаще всего при изучении нового материала. Теоретические знания воспитанники приобретают активным путём, т.е. применяют поисковый путь познания или частично-поисковый метод.
г) Принцип обоснованного ответа.
Дошкольники поставлены перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.
д) Принцип индивидуального подхода к детям.
Убеждена, что важное значение в интеллектуальном развитии дошкольников имеет тесная взаимосвязь с родителями, семьёй. Общеизвестно, что дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе игр, труда, в процессе общения со старшими или сверстниками или какой-либо деятельности. Поэтому очень важно привлечь родительское сообщество к улучшению качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий в совместной с малышами деятельности. Стараюсь убедить родителей в значимости каждой минуты их общения с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Предлагаю родителям организовывать с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания. Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически и дома, и в дошкольном учреждении.
Слайд 16
Теоретическая значимость.
На основе проведенной инновационно-практической деятельности определено эффективное влияние, применяемых методов и форм работы на развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
Слайд 17
Практическая значимость.
Практическая значимость в том, что в ходе реализации инновационной деятельности разработаны разнообразные упражнения, игры, ребусы, составлены конспекты, проведена работа по сотрудничеству с родительским и педагогическим сообществом направленные на развитие интеллектуальных способностей, которые могут быть использованы воспитателями непосредственно в практической работе, студентами во время педагогической практики, родителями при подготовке детей в школе.
Слайд 18
Результативность опыта.
Результаты мониторинга развития интеллектуальных способностей дошкольников показывают эффективность использования в работе с детьми современных методов и форм познания окружающей действительности. Благодаря целенаправленной работе у детей отмечаются положительные изменения в интеллектуальном развитии:
• сформированы мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
• развиты умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
• развиты речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
• у детей сформирован интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
• развиты навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласования своих действий с действиями сверстников и взрослого.
• сформированы математические понятия о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; навыки счета и т.д.
Слайд 19
Вывод.
Развитие интеллектуальной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков детьми дошкольного возраста - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.
Интеллектуальные способности - это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Применение современных методов обучения в процессе взаимодействия педагога и ребенка – одна из актуальных проблем на сегодняшний день и оно не предопределено заранее: его можно ускорить, замедлить или даже остановить. опытно-исследовательская деятельность и экспериментирование теория решения изобретательских задач или ТРИЗ
Научность
Инновацинность
Методологические основы интеллектуального развития - представления о зонах актуального и ближайшего развития; - теория поэтапного формирования способов умственной деятельности. 4 5
Цель: повышение уровня интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через систему современных методов Задачи. • Создать условия для развития интеллектуальных способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. • Формировать у дошкольников с помощью различных методов и форм деятельности мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование. • Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий. • Развивать речь, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. • Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое. • Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции , согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого. • Формировать представление о математических понятиях: углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях; закрепление детьми математической терминологии.
Условия развития интеллекта
Р азвивающие игры
К вест -игры
О пытно-исследовательская деятельность и экспериментирование
Т еория решения изобретательских задач
Р азличные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование
М атематические ребусы и задачи на логику
Принципы Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект Принцип действенного подхода к обучению Принцип сотрудничества, делового партнерства педагога и ребенка Принцип систематичности и последовательности Принцип обоснованного ответа Принцип индивидуального подхода к детям
На основе проведенной инновационно -практической деятельности определено эффективное влияние, применяемых методов и форм работы на развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Теоретическая значимость
Практическая значимость в том, что в ходе реализации инновационной деятельности разработаны разнообразные упражнения, игры, ребусы, составлены конспекты, проведена работа по сотрудничеству с родительским и педагогическим сообществом направленные на развитие интеллектуальных способностей, которые могут быть использованы воспитателями непосредственно в практической работе, студентами во время педагогической практики, родителями при подготовке детей в школе. Практическая значимость.
Результативность опыта высокий средний низкий сформированы мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование 78 22 0 развиты умения обдумывать и планировать свои действия 65 32 3 развиты речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения 75 25 0 сформирован интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия 68 29 3 развиты навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции 78 22 0 сформированы математические понятия о множестве, числе, величине, форме и т.д 80 20 0
Интеллектуальные способности - это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Вывод Развитие интеллектуальной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков детьми дошкольного возраста - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.