Что нужно знать о ФГОС

Кондратьева Елена Михайловна

С этого учебного года учащиеся 5 классов обучаются по программе ФГОС. У учителей - предметников возникает много вопросов при подготовке и проведении уроков. Статьи, помещённые в этой рубрике, помогут решить трудности перехода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ

по ФГОС

1. Необходимо согласовать требования всех учителей — предметников.

2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:

готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте); правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.

3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования: начинать урок со звонком; готовиться к уроку на перемене; прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.

4.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.

5.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику,стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

6.Учитель - предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физминутку.

7.На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.

Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.

8.Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.

9.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.
10.Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися.
11.Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний, найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей, контролируйте.

12.Своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе.

13.Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.

14.Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.

15.Задача учителя - знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.

16.Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».

Учитесь учить не уча.




Предварительный просмотр:

«Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено в условиях ФГОС»

 
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Ключевым в познавательном развитии учащихся является универсальное учебное действие «научить учиться». Оно предусматривает формирование учебных действий – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
 
По статистике школьную дезадаптацию при переходе в основное звено на начальном этапе переживают около половины учащихся пятого класса.
 
Под школьной адаптацией учащегося при переходе из начальной в основную школу понимается процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы, в результате чего устанавливается оптимальное соответствие, с одной стороны, возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития, с другой стороны, условий образовательной системы. При этом приоритетным результатом взаимодействия считается обогащение субъектного опыта ребенка, развитие его индивидуальности, его Я – образа.
 
Е.В. Руденский в своих работах рассматривает понятие адаптации как процесс формирования механизма приспособления ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, режиму жизнедеятельности, обеспечивающей успешность последующей учебной деятельности. Однако адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
 
Э. Фром отмечает, что человек может адаптироваться и к не желательным, отрицательным для себя социальным явлениям. Эта адаптация будет происходить в ущерб человеку как личности, за счёт снижения моральных и интеллектуальных качеств личности, развитие у него ментальных и эмоциональных нарушений, которые приведут к изменению среды.
 
К основам, способствующим успешной адаптации к школьной жизни, можно отнести – врождённые задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма, умения и навыки приобретённые на предыдущих возрастных этапах, характер и тип семейного воспитания.
 
Школьная дезадаптация, согласно научному определению, – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к условиям обучения в школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития.
 
Это внешнее проявление нарушений, при которых ребенок не может найти в школьной среде «свое место», не может быть принят таким, какой он есть, и оптимально для себя реализовать имеющийся потенциал.

 
Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации:

  1. неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации);

2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент школьной дезадаптации);

3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент школьной дезадаптации)

Процесс адаптации к школе может быть осложнен рядом обстоятельств. К подобным трудностям можно отнести следующие:

1.Изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно. А учитель – практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.
 При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало много учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов – много. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс (например, гимназический). Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив, много новых ребят.
 Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок и в каком кабинете он будет. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

2. Изменение требований. Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей - предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой – тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии – все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено». И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать, и не запутаться, где что надо делать.

3. Отсутствие индивидуального контроля. Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс. Одному из них напомнит, что надо сделать домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем, отслеживал выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать – в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны, появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Не организовывает в полной мере досуг после уроков. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, играть малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

4. Пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика остаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки... Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы, ведь сразу трудно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что он не сможет подобрать проверочные слова. Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти
 
Овчарова Р.В. подчеркивает, что главная причина школьной дезадаптации в связана с характером семейного влияния. Это объясняется тем, что именно семья является первичным микроколлективом, где закладывается основа комплекса отношений необходимых в дальнейшем для успешной адаптации в основном звене школы. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, непринятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «Я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия. Соответственно, большую значимость приобретает тип воспитания в семье школьника.
 
Нередко к дезадаптированным детям относят тех, кто, наоборот, сам является лицом, серьезно влияющим на адаптацию другого лица (группы лиц).
Высокая адаптируемость к среде новых детей нестандартного поведения нередко ведет к серьезным проблемам негативного характера по отношению к основной массе детей. Практика показывает, что встречаются факты, когда появление такого ребенка требует от учителя, воспитателя определенных защитных усилий по отношению ко всей группе (классу). Отдельные личности вполне могут негативно воздействовать на всю группу, способствовать ее дезадаптации в учебе и дисциплине.
 
По мнению Н.А. Рычковой, можно выделить следующие группы детей, имеющих повышенный риск развития дезадаптивных форм нарушения поведения:

- дети, находящиеся на воспитании в семьях с различным уровнем социальной дезадаптации;

 - дети с высокой наследственной отягощенностью психическими и психосоматическими заболеваниями;

 - дети с гипердинамическим синдромом;

 - дети, находящиеся под гиперопекой со стороны родителей, близких, воспитателей.
 
Таким образом, понятие школьной дезадаптации рассматривается как многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению вследствие несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям.

Основными симптомами школьной дезадаптации являются: нарушения учебной деятельности, поведения, конфликтные отношения с одноклассниками и взрослыми, чувство собственной неполноценности, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться на работе, частые эмоциональные расстройства


Форма дезадаптации


Причины


Мероприятия


Несформированность навыков учебной деятельности


– педагогическая запущенность;
– отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.


Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям.


Неспособность к произвольной регуляции поведения и учебной деятельности


– потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм);
– доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми).


Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.


Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность)


– неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей.


Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика.


Несформированность школьной мотивации, направленность на внешкольные виды деятельности


– психологическая неготовность к школе;
– разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома.


Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.





Предварительный просмотр:

Родителям о ФГОС основной школы.

   Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

   Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ученика, например: осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.

   Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта мы считаем ведущим и системообразующим. Формируя эту составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации  — в планируемые результаты. Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и другие)