Рабочие программы

Дудкина Татьяна Александровна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Говоренковская основная общеобразовательная школа»

 

 

Рассмотрено                                                             УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                                        Директор школы

 (протокол № 1 от 28.08.2015 г.)

                                                                                   ___________________ Г.А. Курачинова

                                                                                   (приказ №  ____- ОД от _______ 2015 г.

 

                                                                    ПОЛОЖЕНИЕ                              

о рабочей программе педагога

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о рабочей программе педагога (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральным Государственным образовательным стандартом, Уставом МКОУ « Говоренковская ООШ» (далее - Школа).

1.2. Рабочая программа учителя по учебному предмету (учебному курсу, элективному курсу, факультативу) – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС к условиям, структуре и результату освоения основных образовательных программ по конкретному предмету учебного плана Школы в соответствии с уровнем образования.

1.3. Цель рабочей программы — создание условий для реализации государственных образовательных стандартов.

1.4. Рабочая программа учителя способствует выполнению его управленческих функций:

-     нормативной, так как является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

-     целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена;

-     определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;

-     организационной, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания (планирование), организационные формы и методы, средства и условия обучения;

-     контрольно-оценочной, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности Школы в рамках реализации основной образовательной программы, относятся:

-     программы по учебным предметам;

-     программы по учебным курсам;

-     программы факультативов;

-     программы элективных курсов;

-     программы по внеурочной деятельности;

-     программы дополнительного образования.

2. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательной организации и реализуется ей самостоятельно.

2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей - школьным методическим объединением).

2.3. Рабочие программы разрабатываются по уровням образования или по классам.

2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

-     Федеральному государственному образовательному стандарту;

-     для рабочих программ учителей, реализующих ФГОС 2 поколения, - стандартизированным «Требованиям к структуре основной образовательной программы»;

-     УМК МКОУ «Говоренковская ООШ», примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

-     федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; 

-     учебному плану Школы;

-     требованиям к оснащению образовательного процесса.

2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

2.6. Рабочая программа является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

2.7. Если в примерной  или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы

3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена аккуратно, без исправлений. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4; таблицы встраиваются непосредственно в текст.

Тематическое и календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучается.

3.2. В зависимости от степени корректировки примерной программы рабочая программа может полностью соответствовать примерной или иметь отличия, обоснованные в пояснительной записке:

-          по количеству часов в учебном плане Школы и примерной программе;

-          возможно изменение числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени;

-          возможно использование двух и более примерных программ;

-          рабочие программы факультативов и элективных курсов могут быть составлены на основе учебной литературы;

-          по решению Педагогического совета школы учитель должен предусмотреть в календарно-тематическом плане в каждой учебной четверти резервный урок для осуществления административного контроля; если этот урок не был использован администрацией, учитель использует его по своему усмотрению;

-          каждому уроку контроля обязательно должен предшествовать урок подготовки к контрольной работе или урок повторения (обобщения, закрепления) изученного материала, а после контрольной работы – обязательно  должен быть проведен  анализ контрольной работы  и работа над ошибками;

3.3. Составитель рабочей программы может самостоятельно:

-         раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС НОО и примерной программе;

-         конкретизировать и детализировать темы;

-         устанавливать последовательность изучения учебного материала;

-         распределять учебный материал по годам обучения;

-         распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов школы;

-        конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы учащихся;

-        включать в содержание образования краеведческий материал (региональный компонент);

-         выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся. 

3.4. Структура и структурные элементы рабочей программы

3.4.1. ФГОС 1 поколения

1)        Титульный лист (см. Приложение 1). Титульный лист и следующий за ним лист «Оглавление» не нумеруются.

а) Титульный лист содержит:

- полное название общеобразовательного учреждения;

- название учебного предмета, для изучения которого написана программа;

- указание ступени (класса), на которой реализуется данная программа;

- ФИО разработчика программы, его квалификационная категория (при ее отсутствии не указывать);

- грифы согласования с заместителем директора по УВР и руководителем ШМО (при наличии);

- гриф утверждения директором школы;

- год составления программы.

2)        Пояснительная записка: нормативные основания; характеристика предмета (его цели, задачи, требования к результату обучения); место предмета в учебном плане Школы; цели, задачи, планируемые результаты освоения программы; используемые технологии; название УМК; формы контроля, использование банка КИМов по предмету, оказание содействия учащимся по подготовке к итоговой аттестации.

3)        Тематическое планирование в табличном выражении: раздел или тема/ часы/ содержание образования/требования к результатам обучения по темам/основные виды деятельности учащихся.

4)         Календарно-тематическое планирование в табличном выражении:

 

№ урока

Наименование разделов и тем изучаемого материала

Дата проведения

урока

Примечание

 

 

 

 

 

5)        Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса: требования к МТО; демонстрационные пособия; приборы и инструменты демонстрационные; печатные пособия; технические средства обучения, ИКТ-оборудование, интернет-ресурсы).

6)        Список литературы (основной и дополнительный).

7)        Приложения к программе (при необходимости).

3.4.2. ФГОС 2 поколения

О титульном листе см. п.3.4.1.

1) Пояснительная записка: нормативные основания; общие цели начального общего образования с учетом специфики предмета; цели, задачи, планируемые результаты освоения  рабочей программы; отличительные особенности рабочей программы от примерной; используемые технологии; формы контроля.

2) Общая характеристика учебного предмета, образовательная область.

3) Место учебного предмета в учебном плане Школы.

4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

5) Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.

6) Содержание учебного предмета (в таблице тематического планирования).

7) Тематическое планирование в табличном выражении: тема или раздел/ часы/содержание/основные виды учебной деятельности.

8) Календарно-тематическое планирование в табличном выражении:

 

№ урока

Дата

Наименование разделов и тем изучаемого материала

Планируемые результаты

Деятельность уч-ся, УУД

Освоение предметных знаний

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Описание УУД может быть отдельным по урокам или  общее к разделу изучаемого курса.

 

9) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса: требования к МТО; демонстрационные пособия; приборы и инструменты демонстрационные; печатные пособия; технические средства обучения, ИКТ-оборудование, интернет-ресурсы.

10) Список литературы (основной и дополнительный).

Приложение к рабочей программе  по решению ШМО может включать, помимо краткого описания УМК, системы оценивания (в том числе безотметочной) в части предметных и метапредметных результатов, другие материалы.

4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы

4.1. Учитель, работающий в 1-4 классах, представляет рабочую программу на заседание школьного методического объединения учителей  начальных классов на предмет соответствия установленным требованиям и, в первую очередь, ФГОС, примерной программе. В протоколе заседания методического объединения указывается факт соответствия Рабочей программы требованиям Стандарта и данного Положения; на титульном листе делается отметка о рекомендации ШМО к использованию рабочей программы.

4.2. Учитель, работающий в 5-9 классах, и учитель начальных классов после согласования с ШМО представляют рабочую программу на согласование заместителю директора, который анализирует ее на предмет соответствия учебному плану Школы, требованиям структуры и структурного наполнения. По итогам согласования рабочей программы заместитель директор делает отметку о согласовании на титульном листе.

4.3. После согласования заместитель директора предоставляет рабочую программу педагога директору Школы, который  принимает решение об утверждении рабочей программы , на титульном листе делается об этом пометка.

4.4. При рассмотрении рабочих программ факультативных и элективных курсов заместитель директора проводит рецензирование (оценка степени новизны для учащихся; мотивирующий и развивающий потенциал рабочей программы; здоровьесберегающие характеристики; полнота содержания; связность и систематичность содержания; методы обучения; реалистичность с точки зрения ресурсов; соответствие структуре программы).

4.5. Рабочие программы, составленные учителем не в соответствии с требованиями настоящего Положения, возвращаются педагогу для доработки.

5. Компетенция и ответственность учителя

5.1. К компетенции учителя относятся:

§  разработка рабочих программ;

§  использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;

§  организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего трудового распорядка школы, иными локальными актами к Уставу школы;

§  осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом школы и другими локальными актами школы;

§  отчетность о выполнении учащимися практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом  школы на текущий учебный год и расписанием занятий.

5.2. Учитель несет ответственность за:

§  невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

§  реализацию учащимися не в полном объеме рабочих программ, в том числе  практической части, в соответствии с учебным планом образовательной организации на текущий учебный год и расписанием занятий;

§  качество знаний, умений и способов деятельности обучающихся у него учащихся;

§  нарушение прав и свобод учащихся во время реализации рабочих программ.

5.3. Индивидуальная подготовка учителя к уроку осуществляется на основании календарно-тематического планирования.

 

6. Заключительное положение

6.1. Изменения в данное Положение вносятся по решению директора соответствующим приказом. Ходатайствовать об изменении данного Положения имеют право как заместитель директора, так и учителя школы.

 6.2. Данное Положение рассматривается на Педагогическом совете, утверждается директором школы и доводится до сведения всех педагогических работников под роспись.

6.3. Данное Положение вступает в силу с 01.09.2015 года. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Примерный формат титульного листа

 

Образец структуры рабочей программы

Титульный лист

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Говоренковская основная общеобразовательная школа»

(12 размер шрифта)

 

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей начальных классов

_________________________

«___»___________2015 г.

(при наличии)

Согласовано

Заместитель директора

 

______________________

«___»___________2015 г.

 

Утверждаю

Директор школы

 

____________________

«____»____________2015г.

(12)

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по _______________

____ класс

 (24 размер шрифта)

 

 

                                                                                                                                                                              

 

 

 

Разработана учителем

                                                                                                                                                                                                ___________________(14)

 

                                                                                                                                                                              Ф.И.О., квалификационная категория        

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год (14)

 

Приложение 2

 

Лист регистрации изменений

к рабочей программе по ____________________________________________

                                                                                                                                              (название программы)

учителя _________________________

(Ф.И.О. учителя)

 

 

 

№№

п/п

Дата

Изменения

Причина

изменения

Суть изменения

Корректирующие действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: