Рабочие программы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Говоренковская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор школы
(протокол № 1 от 28.08.2015 г.)
___________________ Г.А. Курачинова
(приказ № ____- ОД от _______ 2015 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочей программе педагога
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочей программе педагога (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральным Государственным образовательным стандартом, Уставом МКОУ « Говоренковская ООШ» (далее - Школа).
1.2. Рабочая программа учителя по учебному предмету (учебному курсу, элективному курсу, факультативу) – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС к условиям, структуре и результату освоения основных образовательных программ по конкретному предмету учебного плана Школы в соответствии с уровнем образования.
1.3. Цель рабочей программы — создание условий для реализации государственных образовательных стандартов.
1.4. Рабочая программа учителя способствует выполнению его управленческих функций:
- нормативной, так как является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;
- организационной, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания (планирование), организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- контрольно-оценочной, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности Школы в рамках реализации основной образовательной программы, относятся:
- программы по учебным предметам;
- программы по учебным курсам;
- программы факультативов;
- программы элективных курсов;
- программы по внеурочной деятельности;
- программы дополнительного образования.
2. Разработка рабочей программы
2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательной организации и реализуется ей самостоятельно.
2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей - школьным методическим объединением).
2.3. Рабочие программы разрабатываются по уровням образования или по классам.
2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
- Федеральному государственному образовательному стандарту;
- для рабочих программ учителей, реализующих ФГОС 2 поколения, - стандартизированным «Требованиям к структуре основной образовательной программы»;
- УМК МКОУ «Говоренковская ООШ», примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
- федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- учебному плану Школы;
- требованиям к оснащению образовательного процесса.
2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.
2.6. Рабочая программа является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.
2.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы
3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена аккуратно, без исправлений. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4; таблицы встраиваются непосредственно в текст.
Тематическое и календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучается.
3.2. В зависимости от степени корректировки примерной программы рабочая программа может полностью соответствовать примерной или иметь отличия, обоснованные в пояснительной записке:
- по количеству часов в учебном плане Школы и примерной программе;
- возможно изменение числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени;
- возможно использование двух и более примерных программ;
- рабочие программы факультативов и элективных курсов могут быть составлены на основе учебной литературы;
- по решению Педагогического совета школы учитель должен предусмотреть в календарно-тематическом плане в каждой учебной четверти резервный урок для осуществления административного контроля; если этот урок не был использован администрацией, учитель использует его по своему усмотрению;
- каждому уроку контроля обязательно должен предшествовать урок подготовки к контрольной работе или урок повторения (обобщения, закрепления) изученного материала, а после контрольной работы – обязательно должен быть проведен анализ контрольной работы и работа над ошибками;
3.3. Составитель рабочей программы может самостоятельно:
- раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС НОО и примерной программе;
- конкретизировать и детализировать темы;
- устанавливать последовательность изучения учебного материала;
- распределять учебный материал по годам обучения;
- распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов школы;
- конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы учащихся;
- включать в содержание образования краеведческий материал (региональный компонент);
- выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
3.4. Структура и структурные элементы рабочей программы
3.4.1. ФГОС 1 поколения
1) Титульный лист (см. Приложение 1). Титульный лист и следующий за ним лист «Оглавление» не нумеруются.
а) Титульный лист содержит:
- полное название общеобразовательного учреждения;
- название учебного предмета, для изучения которого написана программа;
- указание ступени (класса), на которой реализуется данная программа;
- ФИО разработчика программы, его квалификационная категория (при ее отсутствии не указывать);
- грифы согласования с заместителем директора по УВР и руководителем ШМО (при наличии);
- гриф утверждения директором школы;
- год составления программы.
2) Пояснительная записка: нормативные основания; характеристика предмета (его цели, задачи, требования к результату обучения); место предмета в учебном плане Школы; цели, задачи, планируемые результаты освоения программы; используемые технологии; название УМК; формы контроля, использование банка КИМов по предмету, оказание содействия учащимся по подготовке к итоговой аттестации.
3) Тематическое планирование в табличном выражении: раздел или тема/ часы/ содержание образования/требования к результатам обучения по темам/основные виды деятельности учащихся.
4) Календарно-тематическое планирование в табличном выражении:
№ урока | Наименование разделов и тем изучаемого материала | Дата проведения урока | Примечание |
|
|
|
|
5) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса: требования к МТО; демонстрационные пособия; приборы и инструменты демонстрационные; печатные пособия; технические средства обучения, ИКТ-оборудование, интернет-ресурсы).
6) Список литературы (основной и дополнительный).
7) Приложения к программе (при необходимости).
3.4.2. ФГОС 2 поколения
О титульном листе см. п.3.4.1.
1) Пояснительная записка: нормативные основания; общие цели начального общего образования с учетом специфики предмета; цели, задачи, планируемые результаты освоения рабочей программы; отличительные особенности рабочей программы от примерной; используемые технологии; формы контроля.
2) Общая характеристика учебного предмета, образовательная область.
3) Место учебного предмета в учебном плане Школы.
4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
5) Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.
6) Содержание учебного предмета (в таблице тематического планирования).
7) Тематическое планирование в табличном выражении: тема или раздел/ часы/содержание/основные виды учебной деятельности.
8) Календарно-тематическое планирование в табличном выражении:
№ урока | Дата | Наименование разделов и тем изучаемого материала | Планируемые результаты | |
Деятельность уч-ся, УУД | Освоение предметных знаний | |||
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
Описание УУД может быть отдельным по урокам или общее к разделу изучаемого курса.
9) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса: требования к МТО; демонстрационные пособия; приборы и инструменты демонстрационные; печатные пособия; технические средства обучения, ИКТ-оборудование, интернет-ресурсы.
10) Список литературы (основной и дополнительный).
Приложение к рабочей программе по решению ШМО может включать, помимо краткого описания УМК, системы оценивания (в том числе безотметочной) в части предметных и метапредметных результатов, другие материалы.
4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
4.1. Учитель, работающий в 1-4 классах, представляет рабочую программу на заседание школьного методического объединения учителей начальных классов на предмет соответствия установленным требованиям и, в первую очередь, ФГОС, примерной программе. В протоколе заседания методического объединения указывается факт соответствия Рабочей программы требованиям Стандарта и данного Положения; на титульном листе делается отметка о рекомендации ШМО к использованию рабочей программы.
4.2. Учитель, работающий в 5-9 классах, и учитель начальных классов после согласования с ШМО представляют рабочую программу на согласование заместителю директора, который анализирует ее на предмет соответствия учебному плану Школы, требованиям структуры и структурного наполнения. По итогам согласования рабочей программы заместитель директор делает отметку о согласовании на титульном листе.
4.3. После согласования заместитель директора предоставляет рабочую программу педагога директору Школы, который принимает решение об утверждении рабочей программы , на титульном листе делается об этом пометка.
4.4. При рассмотрении рабочих программ факультативных и элективных курсов заместитель директора проводит рецензирование (оценка степени новизны для учащихся; мотивирующий и развивающий потенциал рабочей программы; здоровьесберегающие характеристики; полнота содержания; связность и систематичность содержания; методы обучения; реалистичность с точки зрения ресурсов; соответствие структуре программы).
4.5. Рабочие программы, составленные учителем не в соответствии с требованиями настоящего Положения, возвращаются педагогу для доработки.
5. Компетенция и ответственность учителя
5.1. К компетенции учителя относятся:
§ разработка рабочих программ;
§ использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;
§ организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего трудового распорядка школы, иными локальными актами к Уставу школы;
§ осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом школы и другими локальными актами школы;
§ отчетность о выполнении учащимися практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и расписанием занятий.
5.2. Учитель несет ответственность за:
§ невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
§ реализацию учащимися не в полном объеме рабочих программ, в том числе практической части, в соответствии с учебным планом образовательной организации на текущий учебный год и расписанием занятий;
§ качество знаний, умений и способов деятельности обучающихся у него учащихся;
§ нарушение прав и свобод учащихся во время реализации рабочих программ.
5.3. Индивидуальная подготовка учителя к уроку осуществляется на основании календарно-тематического планирования.
6. Заключительное положение
6.1. Изменения в данное Положение вносятся по решению директора соответствующим приказом. Ходатайствовать об изменении данного Положения имеют право как заместитель директора, так и учителя школы.
6.2. Данное Положение рассматривается на Педагогическом совете, утверждается директором школы и доводится до сведения всех педагогических работников под роспись.
6.3. Данное Положение вступает в силу с 01.09.2015 года. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).
Приложение 1
Примерный формат титульного листа
Образец структуры рабочей программы
Титульный лист
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Говоренковская основная общеобразовательная школа»
(12 размер шрифта)
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов _________________________ «___»___________2015 г. (при наличии) | Согласовано Заместитель директора
______________________ «___»___________2015 г.
| Утверждаю Директор школы
____________________ «____»____________2015г. |
(12)
Рабочая программа
по _______________
____ класс
(24 размер шрифта)
Разработана учителем
___________________(14)
Ф.И.О., квалификационная категория
2015 год (14)
Приложение 2
Лист регистрации изменений
к рабочей программе по ____________________________________________
(название программы)
учителя _________________________
(Ф.И.О. учителя)
№№ п/п | Дата Изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|