Примеры использования малых фольклорных жанров в обучении математике старших дошкольников с целью ознакомления и закрепления математических представлений, развития познавательного интереса к математике.

Романенко Анна Николаевна

Примеры использования малых фольклорных жанров в обучении математике старших дошкольников с целью ознакомления и закрепления математических представлений, развития  познавательного интереса к математике.

Используя малые фольклорные жанры на занятиях и в повседневной жизни, воспитатель сможет успешно решать вопросы активизации познавательной деятельности детей, формировать интерес к математике, развивать умственные способности, углублять математические представления, закреплять знания и умения в подготовке к успешному обучению в школе.

 

 

         Конспект «Математический КВН»

 

Тема: «Путешествие в страну математики».

Программное содержание:

Проверка умения детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре. Расширить словарный запас детей, закрепить прямой и обратный счет в пределах 10.

Ход: Под музыку В. Шаинского «Чему учат в школе?» дети входят в зал. Обходят круг и становятся по обе стороны.

Ведущая: Дорогие дети, гости. Сегодня мы собрались в клубе веселых и находчивых, чтобы вместе провести викторину – развлечение.

На встречу веселых и находчивых прибыло две команды:

         команды «Знайки» - капитан …

         команда «Умники» – капитан …

Жюри в составе … прошу занять свои места.

  • А сейчас команды поприветствуют друг друга.

Жюри оценивает.

  • Соревнование начнем с разминки. Отвечать будете после обсуждения.

«Знайки»: 1. Этот конь не ест овса,

         Вместо ног – два колеса.

         Сядь верхом и мчись на нем,

         Только лучше правь рулем. (Велосипед).

       2. На четыре ноги,

         Надевали сапоги,

         Перед тем, как надевать,

         Стали обувь надувать. (Шины).

«Умники»: 1. Для уборки урожая

       На поля я выезжаю,

       И за несколько машин

       Там работаю один . (Комбайн).

       2. Дом на рельсах тут как тут,

       Всех умчит он в пять минут.

       Ты садись и не зевай,

       Отправляется… (Трамвай).

 

  • Слово жюри.

Каждая команда подготовила загадки для другой команды.

      -  Первые загадывают команда «Знайки»:

  1. Вид ее, как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи – нет. (Двойка).

  1. Друг за дружкой чередою

Мирно ходят брат с сестрою.

Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот –

Спать немедленно зовет. (День и ночь).

       -  А теперь загадывают команда «Умники»:

  1. Ноль подставил спину братцу

Тот забрался не спеша.

Стали новой цифрой зваться,

Не найти на ней конца.  (Восемь).

  1. Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае,

Вереницею летят,

Не воротятся назад.  (Дни недели).

      -   Слово жюри.

  • Кто будет самым ловким, мы хотим узнать,

          Станем в две шеренги и начнем играть:

  Игра «Ловкий пешеход»

  • Вы по очереди переходите перекресток.

Перейти – значит на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора.

Попал в красный – не переходишь улицу – выбываешь из игры.

Попал в желтый – получаешь право бросать мяч еще раз.

        Слово жюри.

А теперь задание: Перед каждым из вас, ребята, лежит лист бумаги с нарисованными в ряд кружочками. Это болотце с кочками, по которым будут скакать лягушки. Лягушонок должен прискакать на седьмую точку слева и остаться на ней. Подумайте, как надо считать, чтобы лягушонок попал на седьмую кочку.

        Слово жюри.

     Задание - установление связей и отношений между числами натурального ряда.

 Ведущий. Сейчас поиграем в игру « Угадай числа». Я буду называть вам числа, а вы, взяв нужную карточку с цифрами, покажите, какое число больше (меньше) названного на 1 (называются числа 5, 6, 7).

   Итак: команда «Знайки» - какое число стоит перед 7? Какое число больше 7 и меньше 9?

   Команда «Умники» - какое число больше 5 и меньше 7? Какое число стоит   после 7?

        Назовите загадки, в которых встречаются эти числа.

      - Черен - да не ворон, рогат - да не бык, шесть ног без копыт. (Жук)

- Зимой и летом одним цветом. ( Ель)

- Живут пять братцев, один другого меньше. (Пальцы)

- Чтоб не мерзли пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка)

- Семь ребят на лесенке заиграли песенки. (Ноты)

- Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я . . . (Осьминог)

Каждая из команд должна рассказать по 1 стихотворению, в которых встречаются эти числа.

      1 команда.

Сколько у меня игрушек?

      Там, в углу лежат игрушки, отдыхают в тишине . . . Пять игрушек в день рожденья подарили гости мне. Раз - ушастый серый зайка, два - есть дудка у меня. Три - сейчас я покажу вам черногривого коня.

       Бурый мишка мой - четыре, белка рыженькая - пять .  Только всех моих игрушек мне никак не сосчитать.

     2 команда.

Котята

 Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята . Их по счету ровно пять.

 Мы решали, мы гадали: как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Раз - котенок самый белый,

 Два - котенок самый смелый,

 Три - котенок самый умный,

 А Четыре - самый шумный.

 Пять похож на Три и Два -

 Те же хвост и голова,

 То же пятнышко на спинке,

 Так же спит весь день в корзинке.

 Хороши у нас котята -

 Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

 Заходите к нам, ребята,

 Посмотреть и посчитать.

          Слово жюри.

  Звучит музыка: «Капитаны, Капитаны …»

  • А сейчас конкурс капитанов.

Задание «Все скороговорки не переговорить, не перевыскоговорить»

(состязание на лучшее повторение скороговорки).

«Знайки» - «Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки: три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера».

«Умники» - «Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть. И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть».

           Слово жюри.

- А сейчас игра «Не промочи ног» (команды делятся на две подгруппы).

- Вы находитесь на разных сторонах улицы. На улице дождь и на мостовой вода. Пройти через улицу можно только по кочкам, причем наступать на кочки надо в порядке, указанном цифрами. Когда игрок преодолевает улицу, он дотрагивается до следующего игрока и тот идет по кочкам в обратном порядке.

          Слово жюри.

- А сейчас задание болельщикам:

Чья команда болельщиков  больше вспомнит пословиц и поговорок с числом 2.

          Слово жюри.

Задание  - сохранение дискретных количеств.

 Ведущий. Все вы, дети, любите играть в шашки. Но сегодня вы будете играть не так, как в настоящей игре, а по правилам КВН. У каждого на столе два ряда черных и белых шашек (шашек одинаковое количество, расположены они параллельно). Каких шашек больше (меньше) или их поровну? Если шашек поровну, вы должны поднять квадрат красного цвета, если не поровну, то зеленого     цвета. (Дети поднимают красные квадраты.)

Ведущий. А теперь поставьте черные шашки в столбик. Каких шашек больше (меньше) или их поровну?

 

        В конце игры  жюри подводит итог.

        Все участники награждаются  призами.

 

Рефлексия

 

В заключении  можно сделать вывод о том, что проблема возможности использования малых фольклорных жанров в обучении математике осознается во всей ее значимости, но в то же время она не разрешена в достаточной мере; не создана методическая система обучения дошкольников с использованием малых форм фольклора.

Вопросами изучения фольклора занимались многие ученые: В.П.Аникин, С.Ф. Баранов, Г.С. Виноградов, Э.В. Померанцева, В.А. Василенко и другие. В математике этой проблеме уделяли внимание Т.И. Ерофеева, 3.А.Михайлова, А. В. Белошистая, Е.В.Колесникова  и ряд других исследователей.

          Мы разработали и апробировали методику, целью которой было повысить уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров. Задачами  программы являлись: расширение, обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста математическими терминами и понятиями; ознакомление и закрепление математических представлений с использованием малых фольклорных жанров, развитие познавательного интереса к математике, посредством фольклорного материала, использование различных видов фольклора с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, создание положительного эмоционального фона на занятиях. Для достижения этой цели и поставленных в методике задач нами был разработан комплекс математических заданий, включающих малые фольклорные жанры, используемых на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Также малые формы фольклора мы старались активно использовать и вне занятий, в свободное время, в других видах деятельности.

Анализируя реализованную нами методику, можно сказать, что:

1. Дети активно занимались на занятиях, включались в предложенные виды деятельности, что позволило им получить положительную оценку своей деятельности на занятиях.

2. На занятиях, во время проведения математических и сюжетно-дидактических игр, использования малых фольклорных жанров, дети расширяли и пополняли словарь математическими терминами и понятиями.

3. Систематическое включение в структуру занятия математических и сюжетно-дидактических игр, малых фольклорных жанров  позволили повысить эффективность занятий по формированию элементарных математических представлений, о чем свидетельствовало умение детей оперировать математической терминологией, употреблять математические понятия в конкретной ситуации, логично и самостоятельно излагать ответы на задания педагога, а также повысить интерес к данному виду работы.

4. Малые фольклорные жанры способствовали развитию познавательного интереса дошкольников к математике, созданию положительного эмоционального фона на занятиях.

Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности и эффективности реализованного содержания методики по использованию малых фольклорных жанров в обучении математике старших дошкольников и об эффективности ее применения.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kvn_romanenko.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры использования малых фольклорных жанров в обучении математике старших дошкольников с целью ознакомления и закрепления математических представлений, развития  познавательного интереса к математике. 

Используя малые фольклорные жанры на занятиях и в повседневной жизни, воспитатель сможет успешно решать вопросы активизации познавательной деятельности детей, формировать интерес к математике, развивать умственные способности, углублять математические представления, закреплять знания и умения в подготовке к успешному обучению в школе.

         Конспект «Математический КВН»

Тема: «Путешествие в страну математики».

Программное содержание:

Проверка умения детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре. Расширить словарный запас детей, закрепить прямой и обратный счет в пределах 10.

Ход: Под музыку В. Шаинского «Чему учат в школе?» дети входят в зал. Обходят круг и становятся по обе стороны.

Ведущая: Дорогие дети, гости. Сегодня мы собрались в клубе веселых и находчивых, чтобы вместе провести викторину – развлечение.

На встречу веселых и находчивых прибыло две команды:

        команды «Знайки» - капитан …

        команда «Умники» – капитан …

Жюри в составе … прошу занять свои места.

  • А сейчас команды поприветствуют друг друга.

Жюри оценивает.

  • Соревнование начнем с разминки. Отвечать будете после обсуждения.

«Знайки»: 1. Этот конь не ест овса,

        Вместо ног – два колеса.

        Сядь верхом и мчись на нем,

        Только лучше правь рулем. (Велосипед).

       2. На четыре ноги,

        Надевали сапоги,

        Перед тем, как надевать,

        Стали обувь надувать. (Шины).

«Умники»: 1. Для уборки урожая

       На поля я выезжаю,

       И за несколько машин

       Там работаю один . (Комбайн).

       2. Дом на рельсах тут как тут,

       Всех умчит он в пять минут.

       Ты садись и не зевай,

       Отправляется… (Трамвай).

  • Слово жюри.

Каждая команда подготовила загадки для другой команды.

      -  Первые загадывают команда «Знайки»:

  1. Вид ее, как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи – нет. (Двойка).

  1. Друг за дружкой чередою

Мирно ходят брат с сестрою.

Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот –

Спать немедленно зовет. (День и ночь).

       -  А теперь загадывают команда «Умники»:

  1. Ноль подставил спину братцу

Тот забрался не спеша.

Стали новой цифрой зваться,

Не найти на ней конца.  (Восемь).

  1. Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае,

Вереницею летят,

Не воротятся назад.  (Дни недели).

      -   Слово жюри.

  • Кто будет самым ловким, мы хотим узнать,

          Станем в две шеренги и начнем играть:

  Игра «Ловкий пешеход»

  • Вы по очереди переходите перекресток.

Перейти – значит на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора.

Попал в красный – не переходишь улицу – выбываешь из игры.

Попал в желтый – получаешь право бросать мяч еще раз.

        Слово жюри. 

А теперь задание: Перед каждым из вас, ребята, лежит лист бумаги с нарисованными в ряд кружочками. Это болотце с кочками, по которым будут скакать лягушки. Лягушонок должен прискакать на седьмую точку слева и остаться на ней. Подумайте, как надо считать, чтобы лягушонок попал на седьмую кочку.

        Слово жюри.

     Задание - установление связей и отношений между числами натурального ряда.

 Ведущий. Сейчас поиграем в игру « Угадай числа». Я буду называть вам числа, а вы, взяв нужную карточку с цифрами, покажите, какое число больше (меньше) названного на 1 (называются числа 5, 6, 7).

   Итак: команда «Знайки» - какое число стоит перед 7? Какое число больше 7 и меньше 9?

   Команда «Умники» - какое число больше 5 и меньше 7? Какое число стоит   после 7?

        Назовите загадки, в которых встречаются эти числа.

      - Черен - да не ворон, рогат - да не бык, шесть ног без копыт. (Жук)

- Зимой и летом одним цветом. ( Ель)

- Живут пять братцев, один другого меньше. (Пальцы)

- Чтоб не мерзли пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка)

- Семь ребят на лесенке заиграли песенки. (Ноты)

- Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я . . . (Осьминог)

Каждая из команд должна рассказать по 1 стихотворению, в которых встречаются эти числа.

      1 команда.

Сколько у меня игрушек?

      Там, в углу лежат игрушки, отдыхают в тишине . . . Пять игрушек в день рожденья подарили гости мне. Раз - ушастый серый зайка, два - есть дудка у меня. Три - сейчас я покажу вам черногривого коня.

       Бурый мишка мой - четыре, белка рыженькая - пять .  Только всех моих игрушек мне никак не сосчитать.

     2 команда.

Котята

 Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята . Их по счету ровно пять.

 Мы решали, мы гадали: как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Раз - котенок самый белый,

 Два - котенок самый смелый,

 Три - котенок самый умный,

 А Четыре - самый шумный.

 Пять похож на Три и Два -

 Те же хвост и голова,

 То же пятнышко на спинке,

 Так же спит весь день в корзинке.

 Хороши у нас котята -

 Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

 Заходите к нам, ребята,

 Посмотреть и посчитать.

          Слово жюри.

  Звучит музыка: «Капитаны, Капитаны …»

  • А сейчас конкурс капитанов.

Задание «Все скороговорки не переговорить, не перевыскоговорить»

(состязание на лучшее повторение скороговорки).

«Знайки» - «Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки: три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера».

«Умники» - «Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть. И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть».

           Слово жюри.

- А сейчас игра «Не промочи ног» (команды делятся на две подгруппы).

- Вы находитесь на разных сторонах улицы. На улице дождь и на мостовой вода. Пройти через улицу можно только по кочкам, причем наступать на кочки надо в порядке, указанном цифрами. Когда игрок преодолевает улицу, он дотрагивается до следующего игрока и тот идет по кочкам в обратном порядке.

          Слово жюри.

- А сейчас задание болельщикам:

Чья команда болельщиков  больше вспомнит пословиц и поговорок с числом 2.

          Слово жюри.

Задание  - сохранение дискретных количеств.

 Ведущий. Все вы, дети, любите играть в шашки. Но сегодня вы будете играть не так, как в настоящей игре, а по правилам КВН. У каждого на столе два ряда черных и белых шашек (шашек одинаковое количество, расположены они параллельно). Каких шашек больше (меньше) или их поровну? Если шашек поровну, вы должны поднять квадрат красного цвета, если не поровну, то зеленого     цвета. (Дети поднимают красные квадраты.)

Ведущий. А теперь поставьте черные шашки в столбик. Каких шашек больше (меньше) или их поровну?

        В конце игры  жюри подводит итог.

        Все участники награждаются  призами.

Рефлексия

В заключении  можно сделать вывод о том, что проблема возможности использования малых фольклорных жанров в обучении математике осознается во всей ее значимости, но в то же время она не разрешена в достаточной мере; не создана методическая система обучения дошкольников с использованием малых форм фольклора.

Вопросами изучения фольклора занимались многие ученые: В.П.Аникин, С.Ф. Баранов, Г.С. Виноградов, Э.В. Померанцева, В.А. Василенко и другие. В математике этой проблеме уделяли внимание Т.И. Ерофеева, 3.А.Михайлова, А. В. Белошистая, Е.В.Колесникова  и ряд других исследователей.

          Мы разработали и апробировали методику, целью которой было повысить уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров. Задачами  программы являлись: расширение, обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста математическими терминами и понятиями; ознакомление и закрепление математических представлений с использованием малых фольклорных жанров, развитие познавательного интереса к математике, посредством фольклорного материала, использование различных видов фольклора с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, создание положительного эмоционального фона на занятиях. Для достижения этой цели и поставленных в методике задач нами был разработан комплекс математических заданий, включающих малые фольклорные жанры, используемых на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Также малые формы фольклора мы старались активно использовать и вне занятий, в свободное время, в других видах деятельности.

Анализируя реализованную нами методику, можно сказать, что:

1. Дети активно занимались на занятиях, включались в предложенные виды деятельности, что позволило им получить положительную оценку своей деятельности на занятиях.

2. На занятиях, во время проведения математических и сюжетно-дидактических игр, использования малых фольклорных жанров, дети расширяли и пополняли словарь математическими терминами и понятиями.

3. Систематическое включение в структуру занятия математических и сюжетно-дидактических игр, малых фольклорных жанров  позволили повысить эффективность занятий по формированию элементарных математических представлений, о чем свидетельствовало умение детей оперировать математической терминологией, употреблять математические понятия в конкретной ситуации, логично и самостоятельно излагать ответы на задания педагога, а также повысить интерес к данному виду работы.

4. Малые фольклорные жанры способствовали развитию познавательного интереса дошкольников к математике, созданию положительного эмоционального фона на занятиях.

Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности и эффективности реализованного содержания методики по использованию малых фольклорных жанров в обучении математике старших дошкольников и об эффективности ее применения.