ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИКА

Коммуникативная методика предполагает обучение грамматики на функциональной и ситуативной основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2011-2012_pedagogicheskie_tehnologii_.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИКА

На своих уроках я часто использую коммуникативную методику. Это очень удобно для объяснения любого материала урока, особенно грамматики.

Коммуникативная методика предполагает обучение грамматики на функциональной и ситуативной основе. Это означает, что грамматические явления изучают и усваиваются не как формы и структуры, а как средства выражения определенных мыслей, отношений, коммуникативных намерений. Так повелительное наклонение выполняет в общении побудительную функцию, и с его помощью можно выразить просьбу, совет, предложение, пожелание, предостережение, приглашение, разрешение, запрещение, дать рекомендации, инструкции. На среднем этапе обучения все эти коммуникативные намерения уже должны быть в речевом опыте учащихся. Необходимо создавать условия для показа изучаемой формы и конструкции как динамической единицы, играющей вполне определенную функционально- коммуникативную роль в общении и выражении мысли. Такими условиями являются речевые ситуации, типичные для употребления изучаемых явлений в среде носителей языка.

Для начала я предлагаю учащимся  прочитать или прослушать аутентичные высказывания и фрагменты, воспроизвести их, обращая внимание на структурное оформление, и определить, в каких ситуациях повседневной жизни французов часто используются формы повелительного наклонения.

Например: «Следуйте диете! Не ешьте жареного!» (совет доктора)

                               «Внимание! Надвигается ураган! Закройте двери и окна, отключите газ и электричество и не выходите из дома» (объявление на радио) и т.п.

        Вывески, табло и объявления представляют собой прагматические материалы, которые иллюстрируют реальное употребление повелительного наклонения для выражения предостережения, запрещения, инструкции.

        Например: «Не прислоняться» (метро)

                        «Животных не кормить» (зоопарк)

        Ситуации употребления повелительного наклонения разнообразны. На их основе я предлагаю ребятам речевые упражнения, в которых использование этого наклонения естественно мотивированно.

        Кто часто советует, предостерегает, запрещает? Ну, конечно же, родители. Типичная ситуация за столом, когда родители учат детей вести себя правильно. Я напоминаю некоторые правила и предлагаю учащимся дать советы и рекомендации своим младшим братьям и сестрам.

        Например: «держи вилку в левой руке, а нож – в правой».

        Мы и сами любим принимать гостей и угощать их блюдами собственного приготовления. Поэтому мы охотно читаем кулинарные рецепты и обмениваемся ими.

        Например: «Чтобы приготовить яичницу, возьмите 2 яйца, щепотку соли и т.п.»

        Если мы хотим отведать все эти блюда, нужно позаботиться о своей фигуре. Сделаем гимнастику. Нам очень пригодится повелительное наклонение, чтобы отдавать команды.

        Например: «Ноги на ширине плеч, руки на поясе».

        Повелительное наклонение широко используется в гороскопах, клише, формулах вежливости и в пословицах.

        Конечно же наряду с повелительным наклонением существует множество других языковых явлений, выполняющих побудительную функцию. Коммуникативная грамматика предусматривает вариативное использование языковых средств в зависимости от ситуации общения.