Конспект урока по РСВ и ФП
Методический материал для учителей- дефектологов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методический материал для учителей-дефектологов | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие для делегации Бременского университета по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 4-а классе
с ученицей Евтенко Анастасией
DS: Двусторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость IV степени.
Протезирована аппаратами Naida III UP – бинаурально.
Средняя потеря слуха: AD - 105 db AS - 100 db
Рабочее расстояние 2,5 – 5м, планируемое на I четверть – 3,5м.
Тема занятия: текст «Осень в лесу»,
дифференциация согласных звуков с – ц в свободной речи.
Цель занятия: выработка умения различать текст по частям; развитие логического мышления и творческого воображения; коррекция произношения.
Оборудование. Картинки с изображением осени, текст об осени и текст загадки.
Ход занятия
1.Организация начала занятия: (приветствие, уточнение состояния индивидуальных слуховых аппаратов, сообщение темы занятия)
2. Восприятие материала разговорно – обиходного характера по теме «Лес»
- Назови лесные ягоды.
- Ты собирала в лесу ягоды?
- Что можно варить из лесных ягод?
3. Упражнение на обобщение.
- Найди лишнее слово: (земляника, черника, шиповник, брусника).
- Почему шиповник лишнее слово?
- Земляника, черника, брусника это - ….?
4. Восприятие на слух текста «Осень в лесу» целиком с голоса учителя.
Светит солнышко, но оно уже не греет. Высоко в ярко-синем небе летят косяки перелетных птиц. Слышны их прощальные голоса. Это гуси, журавли, лебеди улетают в дальние страны, на юг. Лес как будто принарядился. На опушке желтеют молодые березки. Между ними краснеет рябина. Листья старого могучего дуба стали медного цвета. На большом пне под высокой сосной рассыпались желтые опята.
- Скажи, какой текст ты слушала?
- Почему в лесу не слышно кузнечиков, не видно бабочек?
5.Восприятие на слух текста по частям с голоса учителя, проверка понимания основного содержание текста путем подбора иллюстраций из нескольких похожих.
1) Высоко в ярко-синем небе летят косяки перелетных птиц. Слышны их прощальные голоса. Это гуси, журавли, лебеди улетают в дальние страны, на юг.
2) На опушке желтеют молодые березки. Между ними краснеет рябина.
3) . На большом пне под высокой сосной рассыпались желтые опята.
6.Восприятие предложений из текста с инверсиями:
- Молодые березки желтеют на опушке.
(На опушке желтеют молодые березки.)
- Под высокой сосной на большом пне рассыпались желтые опята.
(На большом пне под высокой сосной рассыпались желтые опята.)
7. Отгадывание загадки.
(предъявляется без наглядного материала, если затруднится – предъявить картинку)
Под березой и под горкой,
Под сосною и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. ( Что это?)
8. Дифференциация согласных с – ц на материале загадки:
- послушай, как говорит учитель, отгадай загадку:
- читай загадку, говори правильно звуки. Поставь паузы. Прочитай еще раз.
На ночь два оконца
Сами закрываются.
А с восходом солнца
Сами открываются.
(отгадка с опорой на картинку)
Организация окончания занятия.
- Чем ты занималась сегодня на занятии?
- Что тебе понравилось?
- До понедельника.
Открытое занятие
для делегации Бременского университета
по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 4-а классе
с обучающейся Евтенко Анастасией
учитель-дефектолог: Любушкина Л.В.
Открытое индивидуальное занятие
по развитию слухового восприятия с ученицей подготовительного класса Рудоманенко Кристиной, протезированной кохлеарным имплантом в 2011 году.
Тема занятия: различение звуков, слогов, слов, работа над силой голоса.
Цель занятия.
Учить:
- изменять силу голоса (сопряженно и отраженно),
- находить соответветствие между слуховыми образами слов и неречевых звуков, передаваемых КИ, с теми которые хранятся в памяти, наполняя их значением,
- накопить в памяти учащейся новые слуховые образы звуков речи, слов, фраз, звуков окружающей среды, передаваемых КИ.
Оборудование: таблички со звуками, словами и фразами, картинки с изображением животных; компьютерная программа мир звуков «Otto» - городские шумы
Словарь: громко, тихо, корова, кошка, собака, петух; глаголы: мяукает, мычит, лает, кукарекает; самолет гудит, голубь воркует.
Ход занятия
- Организация начала занятия.
- Упражнения по развитию подвижности артикуляционного аппарата:
- определение положения губ, отработка последовательной работы губ при произнесении звуков иииииииииии, ууууууууууу, иу;
- определение гласного по беззвучной артикуляции.
3. Упражнения по развитию силы и контроля голоса:
-Произнесение звуков речи по одному и с повторением;
А, И, У, С, Ш, М (3 раза А, 2 раза С, 1 раз У)
- Длительное произнесение звуков на одном выдохе:
звука с--------------
- гласных звуков:
У---------------У И------------И АИ------------ АУИ---------------
А---------------А ОИ----------- УИ---------- ОУИ-----------------
Э---------------Э ОА------------ АУ---------- ОУА-----------------
О---------------О УА------------ АЭ---------- УИЭ-----------------
4. Усиление и ослабление голоса при повторяющемся произнесении слогов:
А) ПАПАпа , паПАПА, паПА ПА ПАПА
МАМАма маМАМА мА МАМА МАМА
Б) МУ---- кто так? Корова мычит
- послушай, какая корова мычит? (большая, меньше, маленькая)
- Мяу--- -кто так? Кошка мяукает
- послушай, какая кошка мяукает? (большая, маленькая) и т.д.
(петух, собака)
5. Соотнесение слов, фраз на материале предыдущего задания.
6. Различении бытовых шумов.
- Компьютерная программа мир звуков «Otto»
Тема: «Шум улицы» при выборе из 2 – х шумов:
- звук летящего самолета, воркование голубей на крыше.
7.Организация окончания занятия.
Ты говорила, слушала. Молодец.
Белгородская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II, III, IV и VI видов
Открытое индивидуальное занятие
по развитию восприятия устной речи
в подготовительном классе
с обучающейся Рудоманенко Кристиной, протезированной
кохлеарным имплантом в 2011 году.
Учитель – дефектолог Любушкина Л.В.
(Для делегации Бременского унивеситета)
2011г