Авторизованна программа по физической культуре (раздел "Спортивные игры" Баскетбол)
Согласовано: Утверждено:
Руководитель МО учителей решением педагогического
физической культуры г. Ейск совета МОУ СШ №3, г.Ейска
_______________Магаляс В. протокол№1
«25»августа 2014 г. от «30»августа 2014г.
Директор ________Мозговая Е.Х.
АВТОРИЗОВАННАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
(раздел «Спортивные игры» Баскетбол)
1-9 классы
Составитель:
Тетикова Ольга Федоровна
Учитель физической культуры
МБОУ СОШ№3
г. Ейск
Пояснительная записка
Среди большого разнообразия средств физического воспитания, используемых в целях гармонического развития современного человека, одно из ведущих мест занимают спортивные игры. Баскетбол - относится к числу самых распространенных и любимых видов физических упражнений у людей всего мира. В школьной программе по физическому воспитанию используются различные виды спорта - одним из них является баскетбол. Игра отличается большой эмоциональностью, требует проявления разносторонних физических качеств и двигательных действий, интеллектуальных способностей, моральных и волевых качеств. Эти особенности делают ее одним из наиболее действенных оздоровительных и воспитательных средств, оказывающих комплексное воздействие на организм занимающихся. Зная об этом, каждый учитель общеобразовательной школы целенаправленно вводит элементы спортивных игр на уроках, начиная с I класса.
Данная программа позволяет сформировать навыки игры в баскетбол на более
высоком уровне, привить интерес учащимся к данному виду спорта, закрепить навыки здорового образа жизни.
1-2 класс
Упражнения в ходьбе и беге
1. Чередование ходьбы и бега
2. Бег с ускорением
3. Бег по линиям баскетбольной площадки/боковой, лицевой, средней, зоны штрафной площадки/
4. Бег прыжками через полосу / 1-1,5 м./ с поочередным толчком.
5. Ходьба спиной вперед, приставными шагами вправо, влево.
6. Чередование ходьбы спиной вперед с ходьбой приставными шагами
вправо и влево.
7. Приставные шаги вправо и влево бегом.
8. Чередование приставных шагов с бегом по сигналу.
9. Чередование бега по длинной стороне площадки с рывком - вдоль
короткой линии площадки»
10. Чередование прыжков на одной ноге.
11. Прыжки на двух ногах / два обычных, третий повыше/
12. Чередование бега с прыжками, толчком одной ноги, толчком двух ног.
13. Прыжки через гимнастическую скамейку толчком двух ног.
14. Прыжки вверх, с одновременным подниманием одной или двух рук.
15. Прыжки с высоты 30-50 см.
16. Прыжки по разметкам.
17. Метание малого мяча с места из-за головы, стоя лицом
к ориентиру, с дальнейшим увеличением расстояния.
18. Метание малого мяча на дальность из-за головы.
19. Метание малого мяча в цель.
20. Подбрасывание мяча двумя руками, правой, левой рукой, ловля двумя руками /постепенно с увеличением высоты/
21. Метание мяча через волейбольную сетку.
22. Удары мяча об пол и ловля двумя руками.
23. Перебрасывание мяча в парах.
24. Подбрасывание мяча и ловля с дополнительными движениями руками /хлопки, ногами /повороты, приседания, прыжки/
25. Упражнения с в/б и б/б мячами. Передача из рук в руки в шеренгах и
колоннах, через голову, в сторону, под ногами вперед и назад.
26. Броски мяча в стенку и ловля двумя руками после отскока.
27. Это же упражнение, но ловля после поворота кругом.
28. Ходьба с подбрасыванием мяча вверх и ловля двумя руками.
29. Ходьба с ударами мяча в пол одной рукой и ловлей двумя руками.
30. Передача мяча во встречных колонах с уходом после передачи в конец
своей колонны.
31. Ведение мяча правой и левой рукой на мосте.
32. Ведение мяча с продвижением вперед шагом.
3 КЛАСС.
1. Ходьба с изменением частоты шага
2. Ходьба выпадами
3. Бег по "кочкам"
4. Бег на скорость / 30 м. /
5. Чередование ходьбы и бега / 400 м./
6. Бег спиной вперед.
7. Бег, остановка, поворот на 180° и бег в обратном направлении / по звук
новому сигналу; по зрительному сигналу /
8. Прыжки с высоты / 70-80 см./
9. Прыжки с поворотом на I80 -360° градусов.
10. Прыжки в высоту с разбега толчком одной ноги с доставанием подвешенного предмета с приземлением на обе ноги, после ходьбы, после бега.
11. Передача мяча во встречных колоннах с уходом в конец противоположной колонны.
12. Ведение мяча правой и левой рукой, сидя на гимнастической скамейке,
13. Ведение мяча на месте, с передачей партнеру стоящему напротив.
14. Ведение мяча шагом поочередно правой и левой рукой.
Наряду с изучением новых приемов надо повторять ранее изученные упражнения, чтобы заинтересовать детей - закрепление проводить в подвижных играх, эстафетах, давать домашние задания. Акцентировать внимание на рациональное использование элементов ранее изученных. В школьной программе по физическому воспитанию рекомендуются четыре спортивные игры: баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол. Учитель выбирает игры, с помощью которых он будет решать задачи физического развития школьников.
Программа по баскетболу предусматривает техническую и тактическую подготовку. Технические приемы необходимо изучать в первую очередь, т.к. они являются необходимой базой для успешного решения тактических задач. Изучение приемов игры проводят в основной части урока. Учащимся сразу сообщают, какой технический прием необходимо усвоить. Нельзя забывать- перед разучиванием технического приема объяснить его тактическое применение. При обучении технике игры применяют метод разучивания приемов по частям так и в целом, соблюдая методическую последовательность, общие педагогические принципы.
Методика обучения техническим приемам складывается из нескольких взаимосвязанных этапов:
1. Ознакомление с изучаемым техническим приемом, /практическим объяснением техники, хорошим образцовым показом самим учителем или учащимся, демонстрацией кинограмм, плакатов, кинокальцовок, схем и т.д.
2, Выполнение технического приема в упрощенных условиях.
3. Выполнение технического приема в условиях, приближенных к игровой
обстановке.
4. Закрепление и совершенствование в игре.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯМ.
Прежде чем приступить к обучению передвижениям, необходимо научить основной стойке баскетболиста и умению владеть своим телом. Это самая трудная задача учителя, но ее нужно решить.
Упражнения.
1. Прямолинейный бег баскетболиста
2. Бег по дуге
З Бег по разметкам площадки
4 Бег с изменением направления
5. Бег спиной вперед
6. Бег с ускорением
7. "Рваный бег"
8. "Челночный бег"
9. Передвижение приставными шагами вправо, влево, вперед, назад шагом.
10. То же бегом.
11. Остановка шагом.
12. Остановка прыжком.
13. Остановка в два шага, сначала с места толчком одной ноги /как левой, так и правой/.
14. Остановка в два шага в движении шагом, бегом /остановка сначала на ориентирах/.
15. Повороты на месте /передний, задний /
16. Повороты в движении на 30° и 360°
17. Сочетание: бег – остановка- поворот- бег в обратном направлении.
18. То же, бег- остановка- задний поворот- передний поворот- бег в этом же направлении,,
19. То же - рывок - остановка - рывок.
20. Прыжок поочередно толчком левой и правой ноги с доставанием предмета»
21. Прыжок толчком одной с приземлением на обе ноги./Стараясь достать предмет/.
22. Прыжок толчком двух ног
23. Челночный бег
24. Многоскоки
Все передвижения должны быть на согнутых ногах, туловище удерживать прямо. Ходьба и бег - с пятки на носок. Ускорение, рывок - с носка. Во время передвижений руки согнуты в локтевых суставах. Обучение передвижениям лучше отводить место в подготовительной части урока. Вначале учащиеся выполняют простые передвижения из положения высокого старта или обычной баскетбольной стойки лицом в направлении бега, стойки лицом в направлении бега, затем полубоком, боком, спиной. Выполняются по сигналу звуковому и зрительному.
Совершенствуются в соревновательных моментах, в пассивном и активном сопротивлениях, закрепляются в учебных играх. Далее изучаются остановки и повороты.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛОВЛЕ И ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА
Эта задача решается одновременно, следует акцентировать внимание на ловле мяча, во избежание травмы пальцев.
5 КЛАСС
Научить плавильному держанию мяча.
Лежащий мяч взять широко расставляя пальцы, сохранить положение пальцев го передачи его из pук в руки партнера.
- научить исходному положению при ловле мяча
- имитация ловли мяча по сигналу учителя
- имитация передачи мяча двумя руками от груди по сигналу учителя
- подбросить мяч и поймать его, сгибая руки в локтевых суставах.
- ловля и передача мяча двумя руками от груди в кругу с водящим.
- ловля и передача мяча двумя руками от груди во встречных колоннах/после передачи встать в конец своей колонны/
- ловля и передача мяча двумя руками от груди после ведения мяча на месте
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРИ ЛОВЛЕ МЯЧА
1. Мяч ловить кончиками пальцев, а не ладонью.
2. Кисть рук расслаблять
3. Делать смягчающие движения - сгибая руки в локтевом суставе, туловище слегка подавать назад.
4. Сохранять равновесие
5. Не отрывать взгляда от мяча.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ
1. Ведение мяча правой и левой рукой
- научить правильному положению кончиков пальцев на мяч
- ведение мяча на месте правой рукой
а/ высокая стойка
б/ средняя стойка
- ведение мяча сидя на гимнастической скамейке
- ведение мяча на прямой, правой левой рукой
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКА
1. Бросок двумя руками от груди с места
- перевод мяча в и.п. перед броском
-подводящие упражнения для обучения финального усилия кисти
- имитация движения на бросок в целом
- бросок мяча двумя руками от плеча в ориентир с небольшого расстояния
-бросок справа от щита, слева от щита, стоя против щита /расстояние 2-Зм /
а/ с отражением в щит
б/ с попаданием в корзину /точно/
2. Бросок одной рукой от плеча.
-перевод мяча в и.п. перед броском
- подводящие упражнения для обучения финального усилия кисти
- имитационное движение на бросок в целом
- бросок мяча одной рукой от плеча в ориентир с небольшого расстояния/ правой, левой'/
- бросок правой рукой с места, стоя слева от щита
- бросок мяча одной рукой от плеча стоя прямо против щита / 2- 3 м./
а/ с отражением от щита
б/ точно в корзину
6 КЛАСС
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛOBЛE И ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА
- ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и сменой мест
- повторить ловлю и передачу мяча в парах на месте, чуть увеличив дистанции
- ловля мяча с шагом назад впереди стоящей ногой- передает с шагом вперед- сзади стоящей ногой /сначала имитация этого упражнения всем классом; а затем выполнение в парах с мячом
- ловля и передача мяча двумя руками от груди во встречной колонне с шагом вперед и с шагом назад с уходом в конец своей колонны.
- то же с уходом в конец противоположной колонны.
- то же, но передача по кругу с уходом за мячом.
- то же, но в пятерках образуя "звезду"
Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении,
- ловля мяча в движении шагом от игрока стоящего на месте, после чего выполнить передачу двумя руками от груди в движении.
- это же упражнение в движении бегом.
- ловля и передача мяча стоя боком друг к другу /интервал 3-4 м/
- ловля и передача мяча двумя, руками от груди в движении шагом при параллельном перемещении.
- то же в движении бегом / ритм двух шагов /
- передача мяча после ведения / ритм двух шагов /
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА
- Ведение мяча шагом и бегом.
- ведение мяча шагом по прямой правой рукой
левой рукой
- то же с переводом мяча с правой руки в левую и наоборот.
- ведение мяча по полной в медленном беге правой рукой
- то же левой рукой
- то же с переводом с левой на правую и наоборот
- ведение мяча по прямой с увеличением скорости
- ведение мяча в сочетании с изученными техническими приемами.
- можно вводить элементы соревнования
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКА
Бросок мяча в движении после ведения»
- ведение мяча и бросок по корзине после остановки
а/ с правой стороны щита
б/ с левой стороны щита
в/ по центру
- бросок с правой стороны щита с близкого расстояния -
толчком левой ноги, махом правой ноги, согнутой в коленном суставе вытолкнуться вверх и выполнить бросок с отлаженном от щита.
- научить ритму 2-х шагов с имитацией броска /фронтальное выполнение/
напомнить учащимся, что при ведении правой рукой толкаемся левой ногой
- выполняем 1-й шаг широкий со стопорящим движение правой ногой- 2 шаг левой ногой - короткий с хорошим стопорящим движением /при ведении левой рукой все наоборот/
- бросок в движении после одного удара мяча о пол.
- ведение мяча на месте, протолкнуть бросок.
- ведение шагом- ловля - 2 шага и бросок
- ведение бегом, попасть левой ногой на ориентир - ловля - бросок в два шага / при ведении правой рукой, а при ведении левой наоборот / - по мере усвоения ориентир убирается.
7 КЛАСС
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛОВЛЕ И ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА
Передача мяча одной рукой от плеча
- имитация передачи /левой, правой рукой /
- передача мяча одной рукой от плеча, стоя на месте /правой, левой/
- поочередная передача мяча правой и левой рукой на. месте.
- передача мяча после ведения
- передача мяча после ловли в движении
а/ при параллельном перемещении
б/ при встречном перемещении
После изучения поворотов и остановки в движении, можно дать связку из изученных технических приемов:
- ведение-остановка в 2 шага - задний поворот-передний поворот-передача одной от плеча.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА
Ведение мяча с изменением направления и скорости.
а/ ведение с изменением направления
- ведение мяча шагом с обводом набивных мячей, стоек
- то же бегом
- ведение мяча с обводкой пассивных защитников
- ведение мяча с обводкой активного защитника.
б/ ведение мяча с изменением скорости и ритма движения
- ведение мяча на месте правой / левой/ рукой е изменением высоты отскока.
- ведение мяча с изменением направления скорости, высоты отскока /ведение мяча с укрыванием его телом/
- эстафеты с элементами соревнований
- подвижная игра " Свой - защищай - у товарища выбивай!"
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКА
Бросок в движении после ловли
- Бросок мяча в движении, как с левой так и с правой стороны щита, беря мяч с руки учителя или учащегося.
Сначала это упражнение выполняется учащимся с места, затем перемещение- шаг и только потом бегом.
- Бросок в движении после ловли /мяч набрасывается учителем или учащимся/
- Бросок мяча в движении после ловли /партнер выполняет передачу из-под щита/
-
8 КЛАСС
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛОВЛЕ И ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА
Передача мяча при встречном движении
- передача мяча со сближением и удалением учащегося
Первоначальное расстояние между учениками -1м., сначала они выполняют передачу двумя руками от груди. Постепенно увеличивают расстояние до 4-5 м. На близком расстоянии передачу мяча надо выполнять усилием пальцев, а с увеличением дистанции включать в работу кисти, предплечья, плечо, туловище.
Встречные передачи хорошо развивают "хватку мяча"
- Передача мяча в колоннах с выходом на мяч с переходом в конец противоположной колонны.
Передача мяча с отскоком от пола /сначала двумя руками от пола, затем одной от плеча /
- передача мяча с отскоком от пола после ведения мяча
- то же во встречных колоннах
- то же при параллельном перемещении
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА
- ведение мяча с изменением направления
- ведение мяча с изменением скорости и высоты отскока
- ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока
- ведение мяча с поворотом в движении, переводя мяч на другую руку
- эстафеты с выполнением изученных упражнений
- подвижные игры " Пятнашки с мячом", "Свой защищай – у товарища выбивай»
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКУ
ШТРАФНОЙ БРОСОК
Необходимо объяснить учащимся за что дается штрафной бросок и правила его выполнения
- встать так за линию штрафного броска, чтобы на нее не наступить при броске.
- расслабить плечевой пояс и кисти рук, для чего сделать несколько ведений мячом на месте.
- посмотреть в точку прицеливания
- сделать глубокий вдох и выдох
- выполнить бросок, приемом которым лучше владеет учащийся
- штрафной бросок 2-3 раза подряд
Следить за правилами выполнения броска и устранять ошибки в технике броска
9 КЛАСС
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛОВЛЕ И ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА
Передача мяча в движении.
- ведение мяча - ловля- 2 шага- передача в стенку -ловля -поворот –ведение мяча попеременно правой и левой рукой - ловля - два шага – передача партнеру, встать в конец своей колонны
- ловля и передача мяча при параллельном перемещении,
ведение-ловля-передача влево /вправо/ловля и передача мяча в движении тремя игроками "Треугольник"
- ловля и передача в движении тремя игроками, но со сменой местами "восьмерка". Начинать упражнение с вершины "треугольника"
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА
- ведение мяча попеременно правой и левой рукой
- ведение мяча без зрительного контроля
- ведение мяча с изменением скорости попеременно правой и левой рукой
- ведение мяча попеременно правой и левой рукой в сопротивлении
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКУ
Бросок мяча двумя и одной рукой сверху в прыжке.
Повторить технику броска двумя руками от головы и одной рукой с места.
а/ правой рукой б/ левой рукой
- бросок в прыжке с места /имитация/
- бросок в прыжке с места /с гимнастической скамейки/
- бросок в прыжке с места в кольцо с небольшого расстояния / 2-3 м. с отражением от щита/
это же упражнение без помощи щита
- бросок в прыжке после ведения мяча с небольшого расстояния / 2-3 м./
- бросок в прыжке после передачи от партнера с небольшого расстояния.