Учитель года - 2022
Предварительный просмотр:
Эссе "Я - учитель"
Тема: «Гражданская позиция современного учителя»
Целью современного образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Основополагающим является личностный результат, поэтому и главное предназначение учителя сегодня – воспитание гражданина России.
Современный учитель должен не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Быть учителем - это быть человеком, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он знает свой предмет, образован и эрудирован, знает, что только большой багаж знаний дает право учить других. Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам.
Сегодня, когда перед современным школьным образованием стоят масштабные задачи реализации новых образовательных стандартов, сфера деятельности педагогов значительно расширяется. Маршалл Маклюэн писал: «Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является скорее открытие, нежели обучение». В наше время, когда изменились требования к результатам освоения образовательных программ начального обучения, я полностью осознаю, что должна дать своим ученикам больше, чем просто знания и умения, я должна суметь «вылепить» из ребёнка активную и творческую личность, самостоятельную и уверенную, способную успешно жить в нашем сложном, противоречивом мире. Считаю особенно важным, что любой педагог должен быть информационно грамотным человеком, мог разбираться в информации, иметь широкий профессиональный кругозор.
В наш скоростной век появились инновационные технологии, формы и методы обучения и воспитания учащихся. Перед учителем стоит большой выбор всевозможных средств обучения. Я могу с уверенностью сказать, что нужно не только переносить в свою работу всё то лучшее, что есть в педагогической науке и практике, но и осмысливать это, критически оценивать и использовать только то, что в наибольшей степени способствует обучению, воспитанию и развитию учеников. Бесспорно, что именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм.
Дети - это наше богатство. Сегодня, как никогда, важно сформировать у детей активную жизненную и гражданскую позиции. Ведь именно от них, зависит наше будущее. А мы, учителя, работаем с детьми и много можем сделать для будущего процветания нашего государства.
Гражданская позиция – это набор жизненных принципов, убеждений, взглядов на общественную жизнь. Но это еще и многогранное качество личности, проявляющееся во всем: в отношении к себе, к окружающим людям и животным, к Родине и ее проблемам, моральные нормы, поступки и даже мысли. А самое, наверное, главное – это ответственность перед обществом и окружающими. Гражданственность тесно связана с патриотизмом, чувством долга и чести.
Важно, чтобы вырастая, ребенок знал, что он нужен своей стране, и является полноценным ее гражданином. Считаю, что гражданская позиция- одна из важнейших характеристик педагогической профессии. А значит, каждый современный учитель должен иметь собственную гражданскую позицию, чтобы правильно учить и воспитывать «будущее нашей страны».
В чём же заключается гражданская позиция современного учителя? Гражданская позиция учителя формируется в деле.
Социальная активность учителя – это качество личности, которое проявляется в его деятельностном, энергичном, открытом характере, в способности побудить своих учеников к активной деятельности, направленной на преобразование общественных отношений и самого себя. Педагог должен сам проявлять социальную активность, инициативу, стремиться к постоянному позитивному преобразованию окружающей действительности. Ведь очень часто именно учитель – главный пример для ученика.
Я уверена, у современного учителя должно быть сформировано гражданское самосознание, а значит, он должен знать и уважать историю своей страны, принимать посильное участие в создании её будущего, ощущать себя её неотъемлемой частью, учитель должен стать примером всем: и своим ученикам, и их родителям, и всем окружающим.
Ещё одним выражением гражданского самосознания, на мой взгляд, является толерантность в национальном вопросе. Россия – многонациональное государство. Нетерпимый педагог не сможет воспитать толерантное отношение к другим людям и другим культурам в своих воспитанниках. Уравновешенность, эмоциональная стабильность, умение выходить из психологических стрессов и конфликтных ситуаций самому и помогать в этом другим – это важнейшие качества современного учителя.
Неотъемлемая часть гражданской позиции современного учителя – его личные качества. С уверенностью могу сказать, что профессионально необходимыми качествами учителя являются: выдержка и самообладание, оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика), справедливость, общительность, требовательность к себе и к детям, альтруизм (бескорыстная забота о благе других), педагогическая наблюдательность, интеллигентность, современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками), креативность.
По моему мнению, обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках
Признаками гражданской позиции учителя являются интересы к политической, правовой, общественной сферам; потребность в реализации прав и обязанностей, гражданском и общественном участии; позитивное отношение к государству, праву, гражданскому обществу, правам и обязанностям гражданина; качества личности, необходимые для эффективной гражданской деятельности. Я думаю, если современный учитель обладает всеми этими составляющими, то «будущее нашей страны» в надёжных руках, главное помнить, что гражданская позиция должна быть не на словах, а в конкретных делах.
В своей педагогической практике я стараюсь подходить к формированию гражданственности через множество аспектов. Так как считаю, что только живая деятельность – будь то детская организация, помощь ветеранам, проекты по благоустройству своего школьного двора, участие в школьных и внешкольных мероприятиях – только то, что требует общения с окружающим миром, создания чего-либо нового, своего дела, - только эти настоящие шаги помогут нам воспитать человека неравнодушного к проблемам общества. Это не просто игра, это деятельность, полезная и нам, и детям, и окружающему сообществу. Мы учимся решать проблемы взрослого окружения, применяя детские хитрости и новейшие технологии, мы как бы играем, но в то же время – делаем полезные дела. Изучая историю малой Родины и всей своей огромной страны на уроках, ученик воспитывает в себе патриотизм и гражданственность
Активная гражданская позиция, я считаю, обязательно должна предполагать наличие интереса к общественной работе, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений.
В своей работе я большое внимание уделяю гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся. Примеров тому великое множество. Мы активно участвуем в подготовке и проведении школьных мероприятий: «День Матери», «День защитников Отечества», акциях и социальных проектах: «Чистый посёлок», «Чистый берег», «Ветеран живет рядом». В нашей школе регулярно проводится акция «Бессмертный полк», классные часы: «День народного единства», «Георгиевская ленточка», экскурсии в школьный краеведческий музей «Наши земляки - известные люди» и т.д. Участие в таких мероприятиях помогает освежить исторические знания и, самое главное, дает возможность почтить тех, кто отдал свою жизнь, чтобы сегодня мы могли работать, путешествовать, чтобы мы могли жить. То немногое, что мы можем сделать для них – помнить.
На своих уроках я стараюсь регулярно приводить примеры из жизни, кинофильмов и произведений, чтобы дети видели, что герои – это простые люди, которые живут среди нас, и что в нашей жизни всегда есть место доброму поступку. Я надеюсь, что наши ребята вырастут настоящими гражданами России. Для меня быть гражданином и патриотом России это большая гордость и вместе с тем большая ответственность.
Свою гражданскую позицию я реализую в педагогической практике через формирование гражданственности и считаю, что это:
- один из непременных нравственных ориентиров благородного человека,
- сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека;
- безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству;
- это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного;
И главное, я отдаю себе отчёт в том, что никогда не смогу сформировать гражданскую позицию в детях, если её не будет, в первую очередь, во мне самой.