"Методический семинар"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование компетенции здоровьесбережения и самосовершенствования на уроках ритмики Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. Формирование с детских лет потребности в здоровом образе жизни способствует развитию культуры здоровья, а формирование культуры здоровья становится неотъемлемой частью развития общей культуры личности. Я занимаюсь решением этой проблемы, внедряя на уроках ритмики здоровьесберегающие технологии, направленные на работу с осознанностью движения, на восстановление физической активности учащихся, укрепление и сохранение индивидуального здоровья с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, ключевая идея которых – понимание учащимися значимости физического воспитания для дальнейшей практической деятельности.
Цель методического семинара Представить здоровьесберегающие технологии, способствующие укреплению и сохранению индивидуального здоровья
Задачи с формулировать ключевую проблему; п редложить варианты решения; п редставить здоровьесберегающие технологии; о жидаемые результаты внедрения.
Гиподинамия - болезнь развитой цивилизации Результаты медицинского обследования учащихся МБОУ СОШ № 2 им. Д.Х. Скрябина Г.О. «Жатай»: з аболевания сердечно-системы – 3% о санка – 7% о жирения – 9% з аболевания ЦНС – 26%
Один из путей решения проблемы повышение уровня физического и психического состояния учащихся до величин, гарантирующих им стабильное здоровье. Средства достижения этой цели : уроки физической культуры; уроки ритмики; уроки культуры здоровья; внеурочная деятельность; танцевальные переменки; использование здоровьесберегающих технологий на общеобразовательных предметах.
Здоровьесберегающие технологии, формирующие компетенцию здоровьесбережения и самосовершенствования ритмотерапия ; музыкотерапия ; терапия творчеством ; логоритмика ; фольклорная арттерапия сказкотерапия ; улыбкотерап и я .
Ритмотерапия Музыкально-ритмические упражнения помогают снятию психоэмоционального напряжения, повышению интеллектуальной активности детей и дают наибольший оздоровительно-развивающий эффект. с физиологической точки зрения способствуют формированию двигательной сферы, психомоторики, творческой активности детей. Музыкально-ритмические упражнения: « Зеркало» ( в парах). Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении. « Стоп-кадр». Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно даётся команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать. Ритмические упражнения: « Ритмическое эхо». Учитель даёт ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить . «Ладушки » (эта игра хорошо развивает не только чувство ритма, но также произвольное внимание и координацию движений).
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения . Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки , в том числе среди джаза и рока, можно найти не мало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях. Игра на воображаемых инструментах. Создание самых различных образов: вальс из балета «Спящая красавица» П.Чайковского - плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные плясовые « Камаринская », «Калинка» - притопы, прихлопы, полуприсядка ). Музыкотерапия
Терапия творчеством Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его человеческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, пробуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. В процессе музыкального творчества происходит более полное познания учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. «О чем рассказывает музыка». Звучит классическая музыка, детям предлагается з акрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать, рассказать или изобразить свои представления.
Логоритмика Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи. Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку. Пример логоритмических упражнений: бабочка Спал цветок (исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками). И вдруг проснулся (поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела). Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся. Взвился вверх и полетел (выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»); Солнце утром лишь проснется - бабочка кружит и вьется («летать», имитируя движения бабочки); тук-тук - Тук-тук-тук (три удара кулаками друг о друга ). - Да-да-да (три хлопка в ладоши ). - Можно к вам ? ( три удара кулаками друг о друга ). - Рад всегда ! ( три хлопка в ладоши ).
Фольклорная арттерапия Русский фольклор - это естественная система интегративной арттерапии , включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением. Драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, жудожественно - образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей. « Разыграй песню ». П редлагаем учащимся, используя тексты и сюжеты русских народных песен: « Как на тоненький ледок», « Жили у бабуси два весёлых гуся», «Как под наши ворота» и другие. Исполнение может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами.
Сказкотерапия в нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. н а обобщающем уроке любой четверти можно осуществить постановку музыкальной сказки ( « Теремок», « Репка», « Колобок» и т.д .), подготовить на уроках труда и изобразительного искусства несложные детали костюмов.
Улыбкотерапия Медики считают, что здоровье школьников станет крепче от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребёнка. Вскоре улыбка становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей . Перед любым уроком, попросите детей улыбнуться , потом повернуться и подарить улыбку всем присутствующим. Можно попросить детей представить, что они обезьянки и покорчить рожицы, тем самым вызвать улыбку и поднять настроение.
Предполагаемые результаты внедрения здоровьесберегающих технологий Метапредметные способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; накопление представлений о ритме, синхронном движении . наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Предметные представлять ритмику как средство укрепления здоровья, физического, эстетического развития; оказывать посильную помощь и моральную поддержку при выполнении движений, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения . Личностные активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания ; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; дисциплинированность , трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей ; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Позитивная динамика качества знаний обучающихся за последние 2 года 2011–2012 учебный год. Успеваемость – 100 % Качество – 85,8 % 2014–2015 учебный год. Успеваемость – 100 % Качество – 96,8 %
Динамика достижений участников школьного танцевального коллектива «фантазия» Получив начальные навыки танцевально-ритмической деятельности учащиеся приобретают устойчивую потребность в сохранении физического, психического здоровья, двигательной активности. Многие из них посещают внеурочные занятия, спортивные, кружки и секции, а также школьный танцевальный коллективе «Фантазия». Российский уровень 2014-2015 г . Всероссийский творческий конкурс « Рассударики » (диплом 1 место). Международный конкурс «Золотой олень» («Сертификат»). Республиканский уровень 2012г – 2013 г. Республиканский фольклорный фестиваль «Хоровод дружбы» (диплом 2 степени). 2014-2015 г. Республиканский фестиваль детско-юношеского творчества « Юные таланты за безопасность» в номинации «Хореография» (1-е место). Региональный фестиваль-конкурс «Зима начинается с Якутии» (« Дипломант 3 степени »). Республиканский фестиваль «70 Мирных лет» (лауреат 2 степени).
Динамика достижений участников школьного танцевального коллектива «фантазия» Муниципальный уровень 2010-2011 г. Хореографический фестиваль «Русские узоры» (лауреат). Фольклорно-музыкальный фестиваль «Мы едины – мы Россия» (диплом 3 степени). 2011-2012 г. Городской фестиваль «Славянский базар» (Грамота Министерства Образования). Городской фестиваль национальных культур «В семье единой» (диплом 2 степени). 2013-2014 г. Городской музыкально-фольклорный фестиваль «Славянский базар» (диплом 1 степени). 2014-2015 г. Городской музыкально-фольклорный фестиваль «Славянский базар» (диплом 2 степени). Муниципальный Фестиваль–конкурс «Салют Победы» (лауреаты 2 степени, лауреаты 3степени, дипломанты 1 степени).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!