Профессиональная деятельность
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (АУ «Сургутский политехнический колледж») |
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ - 4 (Энергетическое отделение) |
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
/А.Н. Ниматов/
« » 20 г.
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОП.02 «Электротехника »
Для студентов очной формы обучения
по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»
Наименование профиля: технический
г. Сургут, 2020
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Электротехника» разработана на основе ФГОС СПО по профессии «13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)» (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. №802)
Организация-разработчик: АУ «Сургутский политехнический колледж»
Разработчик(и): Филиппов Андриян Сергеевич, преподаватель
Рассмотрена на заседании профессионально-методического объединения «Энергетика и автоматика», протокол № ____ от «27» июня 2020 г.
Согласовано
Руководитель ПМО «Энергетика и автоматика»
/Мирошниченко Ирина Вячеславовна
(подпись) Ф.И.О.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 «Электротехника»
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области энергетики.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- контролировать выполнение заземления, зануления;
- производить контроль параметров работы электрооборудования;
- пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
- рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
- снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
- проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
- сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
- типы и правила графического изображения и составления электрических схем;
- условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
- основные элементы электрических сетей;
- принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
- двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;
- способы экономии электроэнергии;
- правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
- виды и свойства электротехнических материалов;
- правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
1. Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций.
ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.
ПК 1.2. Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.
ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.
ПК 1.4. Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.
2. Проверка и наладка электрооборудования.
ПК 2.1. Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.
ПК 2.2. Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала.
ПК 2.3. Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты.
3. Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования.
ПК 3.1. Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования.
ПК 3.2. Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам.
ПК 3.3. Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправностей.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 24 |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | 0 |
внеаудиторная самостоятельная работа | 38 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 «Электротехника»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. | Электрическое поле и цепи постоянного тока | ||||
Тема 1. Электрическое поле | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Предмет и задачи дисциплины, его значение. Литература для изучения дисциплины. Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Краткие исторические сведения о развитии электротехники. Электрическое поле и его параметры. Закон Кулона. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов. | 1 | |||
Практическая работа №1 Включение и отключение цепей с конденсатором. Расчёт ёмкости конденсаторов при последовательном и параллельном соединениях | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа № 1 Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов | 4 | ||||
Тема 2.1 Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Электрическая цепь и ее элементы. Электродвижущая сила. Электрическое сопротивление и проводимость, энергия и мощность электрической цепи. Баланс мощностей. Основы расчета электрических цепей постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа. Чтение принципиальных, электрических и монтажных схем. | 1 | |||
Практическая работа №2 1. Решение задач. Расчёт простых электрических цепей постоянного тока по законам Ома 2. Расчёт электрических цепей постоянного тока по законам Кирхгофа | 4 4 | 2 | |||
Самостоятельная работа №2 Решение задач по цепям постоянного тока с использованием законов Ома и Кирхгофа | 8 | ||||
Раздел 2. | Магнитные цепи | ||||
Тема 2.1. Магнитные цепи | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Магнитная цепь: понятие, классификация, элементы, характеристики, единицы измерения, законы магнитной цепи, расчет. Магнитное поле: понятие, характеристики, единицы измерения. Магнитные свойства веществ: классификация, строение, характеристики, единицы измерения. | 1 | |||
Практическая работа №3 Расчет напряженности, индукции и магнитного потока для участка, узла и контура магнитной цепи. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа №3 Электромагниты- область применения (конспект) | 4 | ||||
Раздел 3. | Электрические цепи переменного тока | ||||
Тема 3.1. Электрические цепи переменного тока | Содержание учебного материала | ||||
Характеристика цепей переменного тока. Векторные диаграммы. Электрические цепи переменного тока с активным, индуктивным и емкостным сопротивлениями. Резонанс напряжений и токов. Принцип получения трехфазной электродвижущей силы. Схемы соединения трехфазных цепей. Соединение трехфазной сети звездой. Четырех – и трехпроводные сети. Назначение нулевого провода. Соединение нагрузки треугольником | 4 | 1 | |||
Практическая работа №4 Решение задач. Расчет электрических цепей переменного тока Расчёт параметров трёхфазных сетей переменного тока, соединённых по схеме «треугольник» («звезда») | 2 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа №4 Мощность переменного тока | 2 | ||||
Раздел 4. | Электрические машины. | ||||
Тема 4.1. Электрические двигатели и генераторы | Содержание учебного материала | ||||
1 | Основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств. Классификация, устройство, характеристики и принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Скольжение. Пуск вход асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором. Регулирование частоты вращения ротора. Классификация, устройство, характеристики и принцип действия машин постоянного тока. Генераторы и двигатели постоянного тока. Пуск в ход и регулирование частоты вращения | 4 | 1 | ||
Практическая работа№5 Исследование работы электрической машины. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа №5 Синхронные двигатели и коллекторные машины | 6 | ||||
Тема 4.2. Трансформаторы | Содержание учебного материала | ||||
1 | Однофазные и трехфазные трансформаторы. Назначение, устройство и рабочий процесс. | 2 | 1 | ||
Раздел 5. | Основы электропривода | ||||
Тема 5.1.Основы электропривода | Содержание учебного материала | ||||
1 | Понятие об электроприводе. Режимы работы электродвигателей и выбор их мощности. Правила эксплуатации электрооборудования | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа №6 Применение приводов в быту | 4 | ||||
Раздел 6. | Передача и распределение электрической энергии | ||||
Тема 6.1 Передача и распределение электрической энергии | Содержание учебного материала | ||||
1 | Способы получения, передачи и использования электрической энергии. Устройство понижающей трансформаторной подстанции ТП 10/04 кВ. Защитное заземление, защитное зануление. | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа №7 ВЛЭП 1150кВ - назначение | 2 | ||||
Контрольная работа | 2 | 3 | |||
Раздел 7. | Электроника | ||||
Тема 7.1. Полупроводниковые приборы | Содержание учебного материала | ||||
1 | Электрические свойства полупроводников. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковые диоды и транзисторы, область применения и маркировка. | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа №8 Стабилитроны и тиристоры | 4 | ||||
Тема 7.2. Электронные выпрямители | Содержание учебного материала | ||||
1 | Классификация электронных выпрямителей. Устройство, работа и область применения. | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа №9 Выпрямители на тиристорах | 4 | ||||
Тема 2.1. Электрические цепи постоянного тока | Лабораторная работа №1 Ознакомление с основными измерительными приборами и методами электрических измерений Лабораторная работа №2 Линейная электрическая цепь постоянного тока с последовательным соединением приемников электрической энергии. Лабораторная работа №3 Линейная электрическая цепь постоянного тока при смешанном соединении приемников электрической энергии Лабораторная работа №4 Нелинейная электрическая цепь постоянного тока | 2 2 2 2 | 3 | ||
Тема 3.1. Электрические цепи переменного тока | Лабораторная работа №5 Последовательное соединение индуктивной катушки и конденсатора при синусоидальных напряжениях и токах Лабораторная работа №6 Параллельное соединение индуктивной катушки и конденсатора при синусоидальных напряжениях и токах Лабораторная работа №7 Трехфазная электрическая цепь при активной нагрузке однофазных приемников, соединенных «звездой» Лабораторная работа №8 Трехфазная электрическая цепь при реактивной нагрузке однофазных приемников, соединенных «звездой» Лабораторная работа №9 Трехфазная электрическая цепь при активной нагрузке однофазных приемников, соединенных «треугольником» Лабораторная работа №10 Трехфазная электрическая цепь при реактивной нагрузке однофазных приемников, соединенных «звездой» | 2 2 2 2 2 2 | 3 | ||
Тема 2.2. Электронные выпрямители | Лабораторная работа №11 Выпрямители | 4 | 3 | ||
3 | |||||
Дифференцированный зачет | 2 | ||||
Всего: | 114 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете электротехники; мастерских - электромонтажная; лабораторий – электротехники, электрических измерений.
Оборудование учебного кабинета: ученические парты на 28 посадочных мест, доска, компьютер, экран, проектор.
Технические средства обучения: АРМ преподавателя.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: Стенд электроизмерительный с измерительным блоком 12D 73OM.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: Лабораторный стенд «Электротехника и основы электроники», Лабораторный комплекс «Электрические измерения неэлектрических величин». Установка лабораторная «Методы измерения электрических величин МСИ 3м».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Кузовкин, В. А. Электротехника и электроника : учебник для СПО / В. А. Кузовкин, В. В. Филатов. – Москва : Юрайт, 2016. – 430 с.
2. Кузовкин, В. А. Электротехника и электроника : учебник для СПО / Кузовкин В. А., Филатов В. В. - Москва : Юрайт, 2017. - 431 с. - Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblio-online.ru/book/ (дата обращения 26.05.2020).
3. Миленина, С. А. Электротехника : учебник и практикум для СПО / С. А. Миленина ; под ред. Н. К. Миленина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2018. – 264 с.
4. Миловзоров, О. В. Основы электроники : учебник для СПО / О. В. Миловзоров, И. Г. Панков. – 6-е изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2018. – 344 с. - Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblio-online.ru/book/ (дата обращения 03.06.2020).
5. Немцов, М. В. Электротехника и электроника : учебник для СПО / М. В. Немцов, М. Л. Немцова. – 9-е изд., испр. – Москва, 2017. – 480 с.
6. Прошин, В. М. Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике : учебное пособие / В. М. Прошин. – Москва : Академия, 2016. – 78 с.
7. Прошин, В. М.Сборник задач по электротехнике : учебное пособие / В. М. Прошин, Г. В. Ярочкина. – Москва : Академия, 2015. – 124 с.
8. Ярочкина, Г. В. Электротехника : учебник для СПО / Г. В. Ярочкина. – Москва : Академия, 2017. – 240 с.
9. Ярочкина, Г. В. Электротехника : учебное пособие для НПО / Г. В. Ярочкина. – 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2016. – 240 с.
10. Ярочкина, Г. В. Электротехника : учебное пособие для НПО / Г. В. Ярочкина. – 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2015. – 240 с.
Дополнительная литература
1. Бредихин, А. Н. Организация и методика производственного обучения. Электромонтер-кабельщик : учебное пособие для СПО / А. Н. Бредихин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2018. – 163 с.
2. Хрусталева, З. А. Электротехнические измерения: задачи и упражнения : учебное пособие для СПО / З. А. Хрусталева. - Москва: Кнорус, 2017. – 250 с.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
контролировать выполнение заземления, зануления; | лабораторная работа, самостоятельная работа, дифференцированный зачет |
производить контроль параметров работы электрооборудования; | лабораторная работа, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет |
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании; | практическая работа, дифференцированный зачет |
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов; | лабораторная работа, контрольная работа, дифференцированный зачет |
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации; | лабораторная работа, дифференцированный зачет |
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; | практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет |
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ. | лабораторная работа, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет |
Знания: | лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет |
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей; | лабораторная работа, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет |
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов; | лабораторная работа, контрольная работа внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет |
типы и правила графического изображения и составления электрических схем; | лабораторная работа, дифференцированный зачет |
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин; | лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет |
основные элементы электрических сетей; | лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет |
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения; | лабораторная работа, контрольная работа, дифференцированный зачет |
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки; | практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет |
способы экономии электроэнергии; | внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет |
правила сращивания, спайки и изоляции проводов; | внеаудиторная самостоятельная работа, лабораторная работа, дифференцированный зачет |
виды и свойства электротехнических материалов; | внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет |
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами | лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет |
Разработчики:
АУ «Сургутский
политехнический колледж преподаватель А.С.Филиппов
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)