Профессиональная деятельность

Филиппов Андриян Сергеевич

Профессиональная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РУП ОП.02 Электротехника73.24 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение
профессионального образования
лого СПК_1

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(АУ «Сургутский политехнический колледж»)

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ - 4

(Энергетическое отделение)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

                         /А.Н. Ниматов/

«        »                        20        г.

Рабочая программа

учебной дисциплины

ОП.02 «Электротехника »

Для студентов очной формы обучения

по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»

Наименование профиля: технический

г. Сургут, 2020

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Электротехника» разработана на основе ФГОС СПО по профессии «13.01.10  Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)» (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. №802) 

Организация-разработчик: АУ «Сургутский политехнический колледж»

Разработчик(и):         Филиппов Андриян Сергеевич, преподаватель

                                                

Рассмотрена на заседании профессионально-методического объединения «Энергетика и автоматика», протокол № ____ от «27» июня 2020 г.

Согласовано

Руководитель ПМО «Энергетика и автоматика»

                         /Мирошниченко Ирина Вячеславовна        

         (подпись)                                                                                Ф.И.О.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОП.02 «Электротехника»

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области энергетики.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • контролировать выполнение заземления, зануления;
  • производить контроль параметров работы электрооборудования;
  • пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
  • рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
  • снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
  • читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
  • проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
  • сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
  • типы и правила графического изображения и составления электрических схем;
  • условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
  • основные элементы электрических сетей;
  • принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
  • двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;
  • способы экономии электроэнергии;
  • правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
  • виды и свойства электротехнических материалов;
  • правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

           Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

1. Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций.

ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.

ПК 1.2. Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.

ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.

ПК 1.4. Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.

2. Проверка и наладка электрооборудования.

ПК 2.1. Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.

ПК 2.2. Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала.

ПК 2.3. Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты.

3. Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования.

ПК 3.1. Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования.

ПК 3.2. Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам.

ПК 3.3. Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправностей.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося114 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;

самостоятельной работы обучающегося 38 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

76

в том числе:

     лабораторные  работы

24

     практические занятия

18

     контрольные работы

2

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

38

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

0

внеаудиторная самостоятельная работа

38

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета                                         2

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 «Электротехника»

                                                                                                                                                                                       

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Электрическое поле и цепи постоянного тока

Тема 1. Электрическое поле  

Содержание учебного материала

2

1

Предмет и задачи дисциплины, его значение.   Литература для изучения дисциплины.  Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Краткие исторические сведения о развитии электротехники. Электрическое поле и его параметры. Закон Кулона. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов.

1

Практическая работа №1 Включение и отключение цепей  с конденсатором. Расчёт ёмкости конденсаторов при последовательном и параллельном соединениях

2

2

Самостоятельная работа № 1 Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов

4

Тема 2.1 Электрические цепи постоянного тока  

Содержание учебного материала

6

1

Электрическая цепь и ее элементы. Электродвижущая сила. Электрическое сопротивление и проводимость, энергия и мощность электрической цепи. Баланс мощностей. Основы расчета электрических цепей постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа. Чтение принципиальных, электрических и монтажных схем.

1

Практическая работа №2 1. Решение задач. Расчёт простых электрических цепей постоянного тока по законам Ома        

2. Расчёт электрических цепей постоянного тока по законам Кирхгофа

4

4

2

Самостоятельная работа №2 Решение задач по цепям постоянного тока с использованием законов Ома и Кирхгофа

8

Раздел 2.

Магнитные цепи

Тема 2.1. Магнитные цепи

Содержание учебного материала

4

1

 Магнитная цепь: понятие, классификация, элементы, характеристики, единицы измерения, законы магнитной цепи, расчет. Магнитное поле: понятие, характеристики, единицы измерения. Магнитные свойства веществ:

классификация, строение, характеристики, единицы измерения.

1

Практическая работа №3 Расчет напряженности, индукции и магнитного потока для участка, узла и контура магнитной цепи.

2

2

Самостоятельная работа №3 Электромагниты- область применения (конспект)

4

Раздел 3.

Электрические цепи переменного тока

Тема 3.1.

Электрические цепи переменного тока

Содержание учебного материала

Характеристика цепей переменного тока. Векторные диаграммы. Электрические цепи переменного тока с

активным, индуктивным и емкостным сопротивлениями. Резонанс напряжений и токов. Принцип получения

трехфазной электродвижущей силы.

 Схемы соединения трехфазных цепей. Соединение трехфазной сети звездой.

Четырех – и трехпроводные сети. Назначение нулевого провода.

Соединение нагрузки треугольником

4

1

Практическая работа №4 Решение задач. Расчет электрических  цепей переменного тока

 Расчёт параметров трёхфазных сетей переменного тока, соединённых по схеме «треугольник» («звезда»)

2

2

2

Самостоятельная работа №4 Мощность переменного тока

2

Раздел 4.

Электрические машины.

Тема 4.1.

Электрические двигатели и генераторы

Содержание учебного материала

1

Основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств. Классификация, устройство, характеристики и принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Скольжение. Пуск вход асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором. Регулирование частоты вращения ротора. Классификация, устройство, характеристики и принцип действия машин постоянного тока. Генераторы и двигатели постоянного тока. Пуск в ход и регулирование частоты вращения

4

1

Практическая работа№5 Исследование работы электрической машины.

2

2

Самостоятельная работа №5 Синхронные двигатели и коллекторные машины

6

Тема 4.2.

Трансформаторы

Содержание учебного материала

1

Однофазные и трехфазные трансформаторы. Назначение, устройство и рабочий процесс.

2

1

Раздел 5.

Основы электропривода

Тема 5.1.Основы электропривода

Содержание учебного материала

1

Понятие об электроприводе. Режимы работы электродвигателей и выбор их мощности. Правила эксплуатации

электрооборудования

2

1

Самостоятельная работа №6  Применение приводов в быту

4

Раздел 6.

Передача и распределение электрической энергии

Тема 6.1

Передача и распределение электрической энергии

Содержание учебного материала

1

Способы получения, передачи и использования электрической энергии. Устройство понижающей трансформаторной подстанции ТП 10/04 кВ. Защитное заземление, защитное зануление.

2

1

Самостоятельная работа №7 ВЛЭП 1150кВ - назначение

2

Контрольная работа

2

3

Раздел 7.

Электроника

Тема 7.1.

Полупроводниковые приборы     

Содержание учебного материала

1

Электрические свойства полупроводников. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковые диоды и транзисторы, область применения и маркировка.

2

1

Самостоятельная работа №8 Стабилитроны и тиристоры

4

Тема 7.2.

Электронные выпрямители

Содержание учебного материала

1

Классификация электронных выпрямителей. Устройство, работа и область применения.

2

1

Самостоятельная работа №9 Выпрямители на тиристорах

4

Тема 2.1. Электрические цепи постоянного тока  

Лабораторная работа №1 Ознакомление с основными измерительными приборами и методами электрических измерений

Лабораторная работа №2 Линейная электрическая цепь постоянного тока с последовательным соединением приемников электрической энергии.

Лабораторная работа №3 Линейная электрическая цепь постоянного тока при смешанном соединении приемников электрической энергии

Лабораторная работа №4 Нелинейная электрическая цепь постоянного тока

2

2

2

2

3

Тема 3.1.

Электрические цепи переменного тока

Лабораторная работа №5 Последовательное соединение индуктивной катушки и конденсатора при синусоидальных напряжениях и токах

Лабораторная работа №6 Параллельное соединение индуктивной катушки и конденсатора при синусоидальных напряжениях и токах

Лабораторная работа №7 Трехфазная электрическая цепь при активной нагрузке однофазных приемников, соединенных «звездой»

Лабораторная работа №8 Трехфазная электрическая цепь при реактивной нагрузке однофазных приемников, соединенных «звездой»

Лабораторная работа №9 Трехфазная электрическая цепь при активной нагрузке однофазных приемников, соединенных «треугольником»

Лабораторная работа №10 Трехфазная электрическая цепь при реактивной нагрузке однофазных приемников, соединенных «звездой»

2

2

2

2

2

2

3

Тема 2.2.

Электронные выпрямители

Лабораторная работа №11 Выпрямители

4

3

3

Дифференцированный зачет

2

Всего:

114

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в  учебном кабинете электротехники; мастерских - электромонтажная; лабораторий – электротехники, электрических измерений.                          

Оборудование учебного кабинета: ученические парты на 28 посадочных мест, доска, компьютер, экран, проектор.

Технические средства обучения: АРМ преподавателя.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: Стенд электроизмерительный с измерительным блоком 12D 73OM.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: Лабораторный стенд «Электротехника и основы электроники», Лабораторный комплекс «Электрические измерения неэлектрических величин». Установка лабораторная «Методы измерения электрических величин МСИ 3м».

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1.        Кузовкин, В. А. Электротехника и электроника : учебник для СПО / В. А. Кузовкин, В. В. Филатов. – Москва : Юрайт, 2016. – 430 с.

2.        Кузовкин, В. А. Электротехника и электроника : учебник для СПО / Кузовкин В. А., Филатов В. В. - Москва : Юрайт, 2017. - 431 с. - Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblio-online.ru/book/ (дата обращения 26.05.2020).

3.        Миленина, С. А. Электротехника : учебник и практикум для СПО / С. А. Миленина ; под ред. Н. К. Миленина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2018. – 264 с.

4.        Миловзоров, О. В. Основы электроники : учебник для СПО / О. В. Миловзоров, И. Г. Панков. – 6-е изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2018. – 344 с. - Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblio-online.ru/book/ (дата обращения 03.06.2020).

5.        Немцов, М. В. Электротехника и электроника : учебник для СПО / М. В. Немцов, М. Л. Немцова. – 9-е изд., испр. – Москва, 2017. – 480 с.

6.        Прошин, В. М. Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике : учебное пособие / В. М. Прошин. – Москва : Академия, 2016. – 78 с.

7.        Прошин, В. М.Сборник задач по электротехнике : учебное пособие / В. М. Прошин, Г. В. Ярочкина. – Москва : Академия, 2015. – 124 с.

8.        Ярочкина, Г. В. Электротехника : учебник для СПО / Г. В. Ярочкина. – Москва : Академия, 2017. – 240 с.

9.        Ярочкина, Г. В. Электротехника : учебное пособие для НПО / Г. В. Ярочкина. – 4-е изд., стер. -  Москва : Академия, 2016. – 240 с.

10.        Ярочкина, Г. В. Электротехника : учебное пособие для НПО / Г. В. Ярочкина. – 2-е изд., стер. -  Москва : Академия, 2015. – 240 с.

Дополнительная  литература

1.        Бредихин, А. Н. Организация и методика производственного обучения. Электромонтер-кабельщик : учебное пособие для СПО / А. Н. Бредихин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2018. – 163 с.

2.        Хрусталева, З. А. Электротехнические измерения: задачи и упражнения : учебное пособие для СПО / З. А. Хрусталева. - Москва: Кнорус, 2017. – 250 с.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

контролировать выполнение заземления, зануления;

лабораторная работа, самостоятельная работа, дифференцированный зачет

производить контроль параметров работы электрооборудования;

лабораторная работа, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

практическая работа, дифференцированный зачет

рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;

лабораторная работа, контрольная работа, дифференцированный зачет

снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

лабораторная работа, дифференцированный зачет

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ.

лабораторная работа, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

Знания:

лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;

лабораторная работа, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

лабораторная работа, контрольная работа внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

типы и правила графического изображения и составления электрических схем;

лабораторная работа, дифференцированный зачет

условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

основные элементы электрических сетей;

лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;

лабораторная работа, контрольная работа, дифференцированный зачет

двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;

практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

способы экономии электроэнергии;

внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

внеаудиторная самостоятельная работа, лабораторная работа, дифференцированный зачет

виды и свойства электротехнических материалов;

внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

правила техники безопасности при работе с электрическими приборами

лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

Разработчики:         

АУ «Сургутский

политехнический колледж             преподаватель                          А.С.Филиппов

   (место работы)                                   (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)