Программы внеурочной деятельности для 6 класса
В данном документе содержится рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса с УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokrovishcha_russkoy_klassicheskoy_muzyki.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13
Рассмотрено на методическом объединении Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 2014г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 13 _____ /_Церабаева С.В./ ФИО «___» _________ 2014г. | Утверждаю Руководитель МБОУ СОШ № 13 _____ /_Гейнц Л.В./ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочных занятий по музыке
Сокровища русской классической музыки
Направление развития личности школьника: общекультурное
Класс - 6
Разработчик:
Гавриличева Ольга Владимировна,
учитель музыки
2014- 2015 учебный год
Пояснительная записка
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме
факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по музыке для обучающихся 6-х классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)
3.Положение МБОУ СОШ №13 о рабочих программах.
Сокровища русской классической музыки - ключевой курс в музыкальной литературе. Он имеет как познавательное, так и воспитательное значение для школьников подросткового возраста. Рабочая программа состоит из ряда монографических и обзорных тем, расположенных в хронологической последовательности, в которых находит освещение творческая деятельность всех великих русских классиков XIX века и ряда композиторов ХХ века, наиболее значительные музыкально-общественные явления того времени в их связях с отечественной историей и культурой. Каждая монографическая тема включает небольшое введение, биографию и обзор творческого наследия композитора, разбор 2 - 4 наиболее значительных произведений разных жанров, которые затем прослушиваются в звукозаписи. Отбор материала и его освещение даются с учетом возрастных и познавательных возможностей подростков, а также количества уроков, отводимых на изучение каждой темы согласно тематическому планированию.
Занятия проводятся в форме комбинированного школьного урока. Задания на дом ограничены повторением и закреплением пройденного в классе учебного материала.
Настоящая программа рассчитана на 35 аудиторных и внеаудиторных занятий с детьми в возрасте 11-13 лет, срок реализации программы- 1 учебный год, количество занятий в неделю -1ч., продолжительность занятий – 40 минут.
Цель:
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям, основам музыкальной культуры, к наследию русской классической музыки, обеспечение эмоционального развития детей.
Задачами программы являются:
-изучение творчества выдающихся русских композиторов – классиков и современников, накопление слухового опыта, развитие музыкальных способностей, привитие навыков анализа, умения размышлять,
-формирование нравственных и эстетических идеалов на примерах лучших произведений вокальной, инструментальной, симфонической музыки,
-развитие эмоциональной отзывчивости и чуткости ребенка.
Планируемые результаты обучения
Ученик научится:
-слушать музыку;
- объяснять новые понятия;
- рассказывать о создании музыкальных сочинений;
- размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
-проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;
-аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
-представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека;
Ученик получит возможность научиться:
-систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников;
-стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
- работать в лекторских группах.
-самостоятельно выполнять творческие работы в форме рефератов, сообщений.
Содержание образовательной программы
Тема 1 (3 часа)
Русская музыка: от древнерусской до русской музыки 19 века.
Сжатый обзор русской музыки с древних времён до начала XIX веках.
Тема 2 (4 часа)
П. И. Чайковский.
Многогранность личности и творческой деятельности Чайковского. Богатство
тематики и жанров созданных им сочинений.
Родительский дом в Воткинске. Семья Чайковского. Петербургские годы
жизни. Училище правоведения и консерватория. Учителя Чайковского. Московский
период жизни и творчества — педагогическая, музыкально-критическая и
композиторская деятельность. Первый расцвет творчества. Отъезд из Москвы.
Жизнь в Европе и в России в последующие годы. Напряженная творческая
деятельность. Общение с видными музыкантами Европы. Рост популярности
музыки Чайковского. Выступления в качестве дирижера. Высший расцвет
творчества композитора. Дом в Клину. Музыка Чайковского в наши дни.
Международный конкурс его имени.
Обзор творческого наследия Чайковского. Оперы и симфонии как ведущие
жанры творчества. Другие произведения для оркестра, сочинения с участием хора.
Камерные инструментальные и вокальные сочинения. Духовная музыка.
Литературное наследие композитора. Наглядные схемы основных периодов жизни и
творческого наследия композитора.
Первая симфония. Место симфоний в творчестве Чайковского, их краткий обзор. Лирико-
драматическое содержание Первой симфонии, ее программный замысел.
Национальная основа и песенный склад тем. Разбор основного тематического
материала 1-й части. Выявление выразительных особенностей 2-й и 3-й частей, их построение. Общее представление о финале. Раздельное прослушивание всех частей.
Опера «Евгений Онегин».
Чайковский и Пушкин. Создание и первая постановка оперы. «Лирические
сцены». Душевная драма героев и картины русского быта. Композиция оперы и
отдельных картин. Некоторые особенности драматургии. Сцена и ариозо.
Последовательный разбор и прослушивание предусмотренных сцен и номеров, чтение стихов Пушкина.
Тема 3 (2 часа)
С.С.Прокофьев.
Кантата «Александр Невский».
Жизненный путь композитора. История создания кантаты. Просмотр видеофрагментов из кинофильма «Александр Невский», в которых звучит музыка из кантаты.
Тема 4 (5 часов)
А. С. Даргомыжский.
Даргомыжский и Глинка. Даргомыжский и его время. Детские годы в дворянской семье, разностороннее образование композитора. Знакомство с Глинкой. Опера “Эсмеральда”. Пребывание за границей. Сочинение вокальных произведений, оперы “Русалка”. Краткая характеристика оперы. Успех оперы при вторичной постановке. Работа Даргомыжского в журнале “Искра”, участие в деятельности РМО. Социально-обличительная тематика в вокальных сочинениях. Общественное признание композитора в России и Европе. Сближение с
композиторами “Могучей кучки”. Опера “Каменный гость”. Обзор творческого наследия. Оперы Даргомыжского, сочинения для оркестра в традициях Глинки. Камерно-вокальные сочинения; новаторские черты творчества. Романсы и песни.
Тематика и жанры вокальной музыки Даргомыжского.
Тема 5 (6 часов)
М. П. Мусоргский.
Социальная направленность и новаторство творчества Мусоргского. Развитие
традиций Даргомыжского.
Детство в имении отца. Окружение юного Мусоргского. Успех в игре на
фортепиано. Обучение по семейной традиции военному делу в Петербурге. Служба
в полку. Знакомство с Даргомыжским и Балакиревым, сближение с
демократической молодежью; новые увлечения.
Выход в отставку для серьезных занятий композицией. Театральные, вокальные и инструментальные произведения 60-х годов. Эпоха «Бориса Годунова»
(1868-1874); судьба оперы. Общение с Римским-Корсаковым и Стасовым.
Жизненная неустроенность, нужда, болезнь, отход от друзей. Отражение тяжелых
переживаний в вокальных циклах и опере «Хованщина». Артистический успех
концертной поездки с певицей Д.Леоновой. Преждевременная смерть, прервавшая
работу над завершением опер «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка».
Обзор творческого наследия. Оперы и вокальные произведения Мусоргского.
«Картинки с выставки» — лучшее инструментальное произведение композитора.
Опера «Борис Годунов». История создания и редакции оперы. Мусоргский и
Пушкин. Конфликт народа с царской властью. Сопоставление образа Бориса с
характеристикой народных сцен. Композиция и персонажи оперы. Идейное
содержание оперы, сквозное развитие действия, вокально-декламационное начало
вокальных партий ряда персонажей — характерные черты новаторского подхода
композитора к реализации замысла оперы.
Общая характеристика, разбор ряда пьес и их прослушивание при знакомстве
с циклом «Картинки с выставки».
Тема 6 (4 часа)
М. И. Глинка.
Зарождение русской музыкальной классики. Эпоха Глинки; современники композитора.
Детские годы. Формирование музыкальных представлений под воздействием народно-песенного искусства. Обучение в Благородном пансионе. Круг общения Глинки. Первые композиторские опыты.
Пребывание в Италии. Занятия с З. Деном. Создание оперы “Иван Сусанин” и
ее премьера. Работа в Придворной певческой капелле. Н. Кукольник. Высший расцвет творчества. Париж, Глинка и Берлиоз. Поездка по Испании, Испанские увертюры.
Последние годы жизни. Общение с молодыми музыкантами – продолжателями традиций Глинки. Обзор творческого наследия: сочинения для театра, концертные и камерные сочинения.
Опера “Иван Сусанин”. Общая характеристика; освоение композиции оперы.
Работа с нотным текстом хрестоматии при изучении оперы и романсов.
Характеристика и прослушивание 2-3 сочинений для оркестра.
Тема 7 (4 часа)
Состав музыкальной культуры. Творческая деятельность музыкантов всех специальностей, способствующая распространению и усвоению музыкальных ценностей. Меценаты и музыкально-общественные деятели. Развитие музыкального образования.
Плодотворная разносторонняя музыкальная деятельность третьего поколения русских композиторов-классиков, сочетающая национальные традиции с поисками новых путей в искусстве. Связи музыкальной культуры с отечественным искусством и литературой, ее широкое признание за рубежом.
А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилёв -представители жанра «романс».
Комическая опера-неизвестные факты. Представители жанра комической оперы.
Тема 8 (2 часа)
А. П. Бородин.
Многогранность творческой деятельности Бородина. Широкий круг интересов юного Бородина, увлечение естественными науками и искусством. Учеба в Медико-хирургической академии. Музыкальное развитие Бородина. Научная командировка в Германию. Сближение с балакиревским кружком. Первая симфония, ее успех у слушателей. Другие сочинения. Совмещение композиторской работы с разносторонней научно-педагогической деятельностью. Создание Второй симфонии
и работа над оперой «Князь Игорь». Встречи с Листом в Веймаре. Широкое признание музыки Бородина. Сочинения последнего десятилетия.
Обзор творческого наследия. Жанровое разнообразие произведений Бородина.
Опера «Князь Игорь» — центральное произведение композитора.
Сочинения для оркестра, камерных ансамблей, вокальная лирика. Сочетание в произведениях эпического и лирического начала.
Романсы и ноктюрны.
Тема 9 (4 часа)
Н. А. Римский-Корсаков.
Многогранность творческой и общественной деятельности Римского-Корсакова. Сказка, история и повседневный быт народа в операх Римского-Корсакова — ведущем жанре творчества.
Детство в Тихвине. Семья Римских-Корсаковых. Талант и тяга к музыке юного Римского-Корсакова. Учеба в Морском корпусе в Петербурге. Развитие музыкальных интересов, уроки у Канилле. Знакомство с Балакиревым, сочинение симфонии, прерванное заграничным учебным плаванием. Успех симфонии у слушателей, создание ряда других сочинений для оркестра. Увлечение народной
песней. Первая опера «Псковитянка». Педагогическая работа в консерватории.
Совершенствование композиторского мастерства. «Майская ночь» и «Снегурочка», «Шехеразада» и «Испанское каприччио». Беляевский кружок; выступления в роли дирижера. Завершение и редактирование сочинений Мусоргского и Бородина.
Новый расцвет оперного творчества с середины 90-х годов. Римский-Корсаков и революция 1905 года. «Золотой петушок» — опера-сатира. Ученики и последователи Римского-Корсакова. Всемирное признание композитора.
Обзор творческого наследия. Ведущее место оперы, сочинения для оркестра, романсы. «Летопись моей музыкальной жизни».
Тема 10 (1 час)
Обобщающий урок.
Методическое обеспечение
Реализация рабочей программы внеурочных занятий по музыке предусматривает наличие учебного класса, кабинета, музыкальных инструментов–фортепиано, наличие персонального компьютера, интерактивной доски, полного комплекта аудиозаписей классической музыки, портретов композиторов, наличие видеозаписей русской классической музыки, других наглядных пособий и средств учебного процесса. Всё это будет способствовать реализации настоящей программы и грамотной организации учебного процесса.
Список литературы:
Э. Смирнова, Русская музыкальная литература. 6-7 класс. – М., Музыка, 1989.
Э. Смирнова, А Самонов. Хрестоматия по русской музыкальной литературе. – М., Музыка, 1974.
Р.Б. Лисянская. Примерные тематические планы по предмету «Музыкальная литература». – М., 1988.
Л. Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. – М., Советский композитор, 1986.
Генри У. Саймон. Сто великих опер и их сюжеты. – М., Крон-пресс, 1998.
Л. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М., Крон-пресс, 1998.
Л. Михеев, Т. Розова. В мире оперы. – Л., Советский композитор, 1989.
Сказка в творчестве Римского-Корсакова. – М., 1987.
М.А. Овчинников. Творцы русского романса. – М., Музыка, 1988.
Н. Спектор. Фортепианная прелюдия. – М., Музыка, 1991.
Е. Дулова. А.П. Бородин. – М., Детская литература, 1990.
Шорникова М. Музыкальная литература. 1 год обучения. Музыка, ее формы и жанры. Р.-на-Д., Феникс, 2006.
Шорникова М. Музыкальная литература. 3 год обучения. Русская музыкальная классика. Р.-на-Д., Феникс, 2006.
Шорникова М. Музыкальная литература. 4 год обучения. Русская музыка ХХ века. Р.-на-Д., Феникс, 2006.
Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты. Вып.1, - М., 2007.
Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Тесты по русской музыке. Вып.3, - М., 2006.
Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Тесты по отечественной музыке. Вып.4,
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Число часов, | Дата | Примерные темы, раскрывающие | Характеристика основных видов деятельности | |
План | Факт | |||
1 | 01.09. | Древнерусская музыка. | Наблюдать бытование музыки и понимать её значение в жизни людей. Различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке. Сравнивать, формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения. | |
1 | 08.09. | Русская музыка 18 века. | ||
1 | 15.09. | Русская музыка второй половины 19 века. | ||
1 | 22.09. | П.И.Чайковский. Жизненный путь. | Сравнивать, сопоставлять, анализировать, работать с текстом, выделять главное. Различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке. Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты. Описывать и характеризовать музыкальные образы и музыкальную драматургию. | |
1 | 29.09. | Новый взгляд на «Детский альбом» П.И. Чайковского. | ||
1 | 06.10. | П.И.Чайковский. Симфония №1 «Зимние грёзы». | ||
1 | 13.10. | Оперное творчество Чайковского. Опера «Евгений Онегин». | ||
2 | 20.10. 27.10. | С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». | Описывать и характеризовать музыкальные образы и музыкальную драматургию. | |
1 | 10.11. | А.С.Даргомыжский. Жизненный путь. | Сравнивать, сопоставлять, анализировать, работать с текстом, выделять главное. Различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке. Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты. Описывать и характеризовать музыкальные образы и музыкальную драматургию. | |
1 | 17.11. | А.С.Даргомыжский. Романсы и песни. | ||
1 | 24.11. | А.С.Даргомыжский. Опера «Русалка». | ||
1 | 01.12. | А.С.Даргомыжский. Опера «Эсмеральда». | ||
1 | 08.12. | А.С.Даргомыжский. Опера «Каменный гость». | ||
1 | 15.12. | М.П.Мусоргский. Жизненный путь. | Сравнивать, сопоставлять, анализировать, работать с текстом, выделять главное. Различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке. Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты. Описывать и характеризовать музыкальные образы и музыкальную драматургию. | |
1 | 22.12. | Оперное творчество Мусоргского. Опера «Хованщина». М.П.Мусоргский. | ||
1 | 12.01. | М.П.Мусоргский. Оперное творчество Мусоргского. Опера «Борис Годунов». | ||
1 | 19.01. | Романсы и песни Мусоргского. | ||
2 | 26.01. 02.02. | Фортепианное творчество Мусоргского. «Картинки с выставки». | ||
1 | 09.02. | М.И.Глинка. Жизненный путь композитора. | Сравнивать, сопоставлять, анализировать, работать с текстом, выделять главное. Различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке. Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты. Описывать и характеризовать музыкальные образы и музыкальную драматургию. | |
1 | 16.02. | М.И.Глинка. Симфоническое творчество. | ||
1 | 02.03. | Романсы М.И.Глинки. | ||
1 | 16.03. | М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». | ||
1 | 30.03. | Творчество А.А.Алябьева. Романсы. | Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты. Описывать и характеризовать музыкальные образы и музыкальную драматургию. | |
1 | 06.04. | Творчество А.Е.Варламова. Романсы. | ||
1 | 13.04. | Песни А.Л.Гурилёва. | ||
1 | 20.04. | Творцы русской комической оперы 18 века. | Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении. | |
1 | 27.04. | А.П.Бородин. Жизненный путь. | Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты. Описывать и характеризовать музыкальные образы и музыкальную драматургию. | |
1 | 11.05. | А.П.Бородин. Работа над произведением «Симфония №2». | ||
1 | 18.05. | Н.А.Римский-Корсаков. Жизненный путь. | Сравнивать, сопоставлять, анализировать, работать с текстом, выделять главное. Различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке. Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты. Описывать и характеризовать музыкальные образы и музыкальную драматургию. | |
1 | 25.05. | Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Псковитянка». | ||
1 | 01.06. | Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Майская ночь». | ||
1 | 02.06. | Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Золотой петушок». | ||
1 | 04.06. | Обобщающий урок. |