Методическая копилка
Методическая тема
"Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся через интеграцию НИТ в учебный процесс".
Рабочие программы
Календарно-тематическое планирование
КИМы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы преподавателя
«Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся
через интеграцию новых информационных технологий в учебный процесс»
У каждого предмета и каждого преподавателя есть свои средства и способы осуществления организации процесса обучения, направленного на учащегося. При формулировании своих целей обучения, преподаватель должен учитывать цели предмета. Но цель обучения заключается не только в формировании ЗУН, она должна соответствовать современным реалиям, которые диктует нам жизнь.
Современный преподаватель должен учитывать новые политические, социально-экономические, культурные изменения не только в России, но и во всем мире.
На современном этапе, как я считаю, целью иностранного языка, как предмета, должно быть
- Формирование современной, самостоятельно мыслящей личности, свободной от предрассудков и готовой к диалогу с представителями других национальных культур;
- Развитие умения социального взаимодействия, свободно выражать свое мнение, умение аргументировать свои взгляды и убеждения;
- Формирование позитивного отношения к иноязычным народам, готовность к нахождению компромиссов, к мирному разрешению конфликтов, а также к уходу от национальных стереотипов и предрассудков.
Таким образом, цель преподавания иностранного языка смещается от ЗУН к развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, включающей языковую, речевую, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции.
Как преподаватель, результатом своей работы я вижу учащегося социально адаптированного в современном мире, поликультурного, приобщённого к общечеловеческим ценностям, с развитыми коммуникативными умениями, готового к практическому овладению иностранным языком.
Один из шагов к развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, я считаю интеграцию новых информационных технологий в учебный процесс.
В мировом сообществе развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность и роль государства в мировом сообществе. Во всех развитых странах и во многих развивающихся странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий. Выступая на заседании Государственного Совета Российской Федерации В.В. Путин отметил: «И, наконец, еще одна тема, которую считаю нужным затронуть. Это внедрение в образование современных информационных технологий. Вопрос, как вы понимаете, жизненно важный».
Если «интеграцию» понимать как процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов (словарь по общественным наукам), то под интеграцией НИТ в процесс преподавания иностранного языка, понимается
- адаптация НИТ к уже существующему коммуникативному методу обучения по технологии Е.И. Пассова
- создание взаимно совместных новых структур
- активное способствование развитию иноязычной коммуникативной компетенции
Под Новыми информационными технологиями понимается - совокупность методов и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую достижение конкретных педагогических целей.
Внедрение новых информационных технологий на уроке рассматривается:
- как цель, как еще один способ постижения мира ребенком
- как источник дополнительной информации по предмету
- как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся
- как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя
- как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка
В процессе интеграции НИТ в преподавание иностранного языка, я решаю следующие задачи:
- использую новые информационные технологи в обучении иностранному языку для самореализации учащихся.
- способствую успешной адаптации в современном информационном обществе учащихся через включение их в различные виды деятельности в процессе обучения иностранному языку.
- формирую положительные мотивы изучения иностранного языка у обучающихся.
Таким образом, процесс интеграции НИТ и коммуникативного метода обучения иностранному языку способствует адаптации и мотивации учащегося, способного к самореализации в дальнейшей жизни.
Иноязычная коммуникативная компетенции включает в себя:
речевую компетенцию;
языковую компетенцию;
компенсаторную компетенцию
учебно-познавательную компетенцию
Для развития речевой компетенции (т.е. развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо), я использую упражнения программного обеспечения («Platimun English», «Bridge to English», «English»):
- понимания на слух, а также воспроизведение основного содержания на актуальные темы текстов монологического и диалогического характера сначала с опорой на картинки, затем самостоятельно;
- чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных (в том числе страноведческих), художественных, а также текстов из разных областей знания;
- заполнение анкет, формуляров различного вида;
- составление диалогов на знакомую тему из ситуаций официального и неофициального общения.
Для развития языковой компетенции (овладение новыми фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими навыками) я использую упражнения;
-по совершенствованию слухо-произносительных навыков на основе графического изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности;
-на введение, закрепление, контроль тематической лексики;
-на введение, закрепление, грамматических структур, используемых в диалогах и монологических высказываниях. Старшеклассники разрабатывают свои компьютерные программы на проверку лексических и грамматических знаний учащихся;
Для развития компенсаторной компетенции (развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств), применяется тестирование On-line, Интернет-переписка: создание, отправка и получение электронных писем, с целью обмена мнениями, получения информации по интересующей теме или проблеме.
Для развития учебно-познавательной компетенции (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, овладение способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур), учащимся предлагается выполнить домашние задания с помощью НИТ (создание мультимедийных презентаций, поиск информации со ссылкой на Интернет-рессурсы, использование электронных газет, журналов, энциклопедий, словарей, в качестве источника знаний.
Немало важную роль в развитии иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, играет внеклассная работа по предмету. С 2007года под моим руководством работает группа учащихся над созданием мультимедийного пособия, с помощью НИТ, по теме «Англоговорящие страны».
В ходе работы над проектом я
- формирую у учащихся представления об ином образе жизни и мышления, иной системе нравственных ценностей.
- формирую представления о диалоге культур, как единственно возможной форме мировоззрения в современном обществе.
При обсуждении тем проекта, изучаются различные аспекты жизни англоговорящих стран: музыка, субкультура, литература, география, традиции.
Результаты интеграции НИТ в обучение иностранному языку можно представить в следующей схеме:
Каждый отдельно взятый урок-это звено в цепи уроков. Он сложная процессуальная система, состоящая из компонентов-этапов. Если представить себе урок в виде кирпичной стены, то этап-это её кирпичик. Если такие «кирпичики» сама по себе и хороши, но плохо пригнаны друг к другу и скверно сцементированы, то стена развалиться. Интеграция НИТ в обучение является именно тем цементом, который скрепляет этапы урока, уроки между собой.
Конечная цель процесса обучения состоит в том, чтобы дать учащимся в руки инструмент, с помощью которого, они могли бы самостоятельно углублять и совершенствовать полученные знания и добывать новые.