В помощь педагогу
Материалы для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности познавательной сфер. Причины. Возм. причины | 44.5 КБ |
Как создать благоприятную атмосферу на онлайн-уроке? | 13.65 КБ |
Рекомендации педагогам работающим в дистанционном режиме | 145.74 КБ |
Предварительный просмотр:
- Особенности познавательной сферы
Проблемы:
Низкий уровень произвольности познавательных процессов. Низкий уровень развития мышления.
Несформированность важнейших учебных умственных действий.
Возможные причины:
- высокая личностная или школьная тревожность, вызванная нарушениями общения с педагогами или со сверстниками, а также семейными проблемами
- низкий уровень учебной мотивации, вызванный объективным педагогическим отставанием по программе, низким уровнем психологической готовности к обучению на данной школьной ступени, интеллектуальной пассивностью и др. в целом низкая учебная мотивация может быть следствием двух совокупностей факторов.
Проблема:
Низкий уровень речевого развития
Возможные причины:
- высокая личностная или школьная тревожность
- низкий уровень учебной мотивации
- специфические логопедические проблемы
- социально – педагогические условия развития (характер и стиль общения в семье, особенности речевого развития той субкультуры, которой принадлежит семья и референтная группа школьника)
Проблема:
Низкий уровень развития тонкой моторики
Возможные причины:
- специфические нейропсихологические проблемы
- леворукость
- психофизический инфантилизм.
Проблема:
Низкий темп умственной деятельности и низкая учебная работоспособность
Возможные причины:
- особенности нервной системы
- высокая личностная или школьная тревожность
- нарушения общения в школе (с педагогами и сверстниками)
- стиль семейного воспитания (гиперпротекция)
- негативный эмоциональный фон внутрисемейных отношений
- Особенности поведения и общения школьников
Проблема:
Нарушения общения со сверстниками и педагогами преимущественно агрессивного характера
Возможные причины:
- Агрессивность как сформировавшаяся черта личности ребенка и подростка (личностная акцентуация). Она может быть связана как с определенными социально-педагогическими условиями жизни ребенка вне школы, в частности, усвоением стиля агрессивного поведения в семье, особенностями подростковой референтной группы, кроме того, она может быть отражением определенных клинический проблем.
- Агрессивность защитного характера, как проявления тревожности, неуверенности школьника в принятии его значимыми взрослыми или сверстника, неадекватное проявление внутренней незащищенности
- Агрессивность как отражение несформированности продуктивных форм общения, связанная со стилем семейного воспитания, условиями жизни.
- Агрессивность как отражение непринятой одаренности ребенка, нестандартности личности ребенка.
Проблема:
Нарушения общения со сверстниками, проявляющиеся в форме замкнутости, избегания контактов со сверстниками и педагогами
Возможные причины:
- объективно обусловленные особенности общения ребенка и подростка, связанные с особенностями интеллектуального или эмоционального развития,
- особенности защитной психологической природы, связанные с высокой личностной или школьной тревожностью. В этом случае замкнутость ребенка часто сочетается с недоверчивостью, опасливостью, особенно – по отношению к новым жизненным ситуациям. Такого ребенка во многих случаях характеризует непродуктивный тип учебной и социальной мотивации - ориентация на избегание неудачи.
- Замкнутость как отражение низкого уровня сформированности продуктивных средств общения, связанного со стилем воспитания и общения в семье.
Проблема:
Нарушение общения со сверстниками и педагогами преимущественно в форме негативистической демонстративности – сознательном нарушение правил и норм школьного поведения.
Возможные причины:
- Несформированность адекватных форм реализации потребности во внимании и признании окружающих, связанная чаще всего с особенностями стиля семейного воспитания.
- Непризнанная окружающими одаренности и нестандартность личности ребенка или подростка
- Высокая личностная тревожность, приводящая к неуверенности в принятии значимыми взрослыми и сверстниками.
- Как демонстрация подростковой независимости, связанная в большинстве случаев с нарушением нормального эмоционального контакта школьника с педагогами и сверстниками.
Проблема:
Нарушения общения с педагогами и сверстниками, проявляющиеся в чрезмерной исполнительности, конформности ребенка. Общение такого школьника характеризует «прилипчивость», демонстративная лояльность.
Возможные причины:
- высокая личностная тревожность, проявляющаяся в неуверенности ребенка в любви и принятии значимыми взрослыми и педагогами. Иногда такое поведение выступает своеобразной формой компенсации семейных проблем ребенка (например, таких стилей семейного воспитания как гипоопека)
- эмоционально-личностная инфантильность ребенка, проявляющаяся в высокой конформности, несформированности представлений о своем «Я», мотивационной незрелости. Часто такие особенности провоцируются и поддерживаются определенным стилем семейного воспитания, отношением к ребенку.
Проблема:
Двигательная расторможенность, неугомонность, низкий уровень контроля над своим поведением и эмоциональными реакциями
Возможные причины:
- В случае, если расторможенность и неугомонность сочетаются с высокой активностью (учебной, познавательной, социальной или какой-либо другой) и целенаправленностью, можно говорить об особенностях нервной системы, проявлениях общей одаренности и высокой познавательной мотивации школьника. В этом случае подобные поведенческие проявления могут свидетельствовать о неполной, недостаточной реализации ребенком своего потенциала.
- Особенности поведения защитной психологической природы. Расторможенность как демонстративное проявление может возникать на фоне нарушений общения школьника с педагогами и сверстниками
- Двигательная расторможенность на фоне высокой импульсивности поведения, слабой его целенаправленности может свидетельствовать об определенных особенностях нервной системы ребенка, неблагоприятном неврологическом статусе
- Двигательная расторможенность как избалованность свидетельствует об особенностях стиля семейного воспитания и отношения к ребенку.
Проблема:
Нарушение поведения преимущественно в форме депрессивности.
Возможные причины:
- депрессивность, обусловленная объективными факторами – усталостью, низкой энергетикой. Такие особенности поведения могут свидетельствовать об общей соматической ослабленности ребенка, психологической или психофизическом истощении, а также об особенностях нервной организации ребенка – слабом типе нервной системы, прежде всего. При этом необходимо учитывать, что сам по себе такой тип нервной деятельности не выступает причиной депрессивного состояния школьника. Он становится провоцирующим фактором в условиях, неблагоприятных для обучения и развития детей такого типа.
- Депрессивное поведение защитной психологической природы. Такое поведение может быть вызвано сочетанием различных социально-психологических условий: демонстративная депрессия как отражение неудовлетворенной потребности во внимании, следствие высокой личностной или школьной тревожности, связанной с нарушением контактов со значимыми взрослыми и сверстниками, непризнанная одаренность.
- Общая замедленность темпа деятельности психофизической природы, ошибочно принимаемая за отклонение в поведении.
Проблема:
Нарушения поведения, проявляющаяся в расторможенности влечений ребенка и подростка
Возможные причины:
- расторможенность влечений социально –педагогической природы, связанные с особенностями среды жизнедеятельности ребенка, особенностями семейного воспитания.
- Расторможенность влечений психологической защиты природы, чаще всего приобретающей черты негативистической демонстративности. Имеет своим основанием нарушения общения со значимыми взрослыми и сверстниками.
Проблема:
Проявление невротических симптомов в поведении школьника, таких, как плаксивость, нарушения речи, навязчивые движения или звуки, психосоматические проявления (боли, аллергические реакции, энурез и прочее)
Возможные причины:
- как проявление ранее существовавших психосоматических нарушений и заболеваний.
- Высокая тревожность как отражение серьезных нарушений в отношениях со значимыми взрослыми, сверстниками в семье.
- Высокая тревожность как устойчивая черта личности (определенный тип акцентуации характера)
Что касается проблем, возникающих в системе отношений школьника с окружающими людьми, - негативная оценка этих отношений, восприятие их как неблагоприятных, непродуктивных, то они в большинстве случаев обусловлены объективными нарушениями в отношениях. Это может быть отвержение, неприятие со стороны значимых взрослых или сверстников, социальная изоляция школьника, неприятие и отвержение социального окружения самим ребенком. Возможной причиной может быть также глубокая внутренняя конфликтность личности самого школьника, проецирующая себя в систему внешних отношений.
Наконец, низкая самооценка в преобладающем большинстве случаев является вторичным фактором, производной определенных нарушений в обучении, поведении или самочувствии ребенка. Снижение самооценки часто происходит вслед за изменением социальной ситуации, системы социальных отношений ребенка.
Предварительный просмотр:
Как создать благоприятную атмосферу на онлайн-уроке?
(рекомендации педагогам)
1. Будьте терпимее к ошибкам и недопониманиям. Для учеников, как и для учителей, онлайн — это новый опыт. Они тоже не всегда знают, как правильно себя повести, как реагировать. Нужно быть терпимыми к их ошибкам, но не допускать хамства или невежества.
2. Контролируйте соблюдение этических норм деловой переписки. Далеко не каждый, даже взрослый человек, может общаться в онлайн-формате в соответствии со всеми этическими нормами деловой переписки. Если ученик перешѐл границы, ему важно указать на это, но не вступать в полемику при всех. Желательно после урока выйти на индивидуальный контакт и проговорить нормы поведения.
3. Важно быть не столь критичными к ответам учащихся. В очном формате доказать свою позицию проще, чем в онлайн. Учащимся нужно время для того, чтобы научиться общаться, а учителям научиться их слушать и слышать. В некоторых школах возникли конфликты на этой почве. Ребѐнок пересылает домашнее задание, отвечает в онлайне, а ему/ей по непонятной причине ставят оценку ниже, чем он/она обычно получала в классе. Возникает недопонимание и конфликт.
4. Давайте положительную обратную связь, помогайте справиться с ситуацией изоляции. Учащиеся часто находятся одни весь день перед компьютерами, один на один с уроками и заданиями. Онлайн создаѐт ощущение, что учитель приходит домой лично к ним. Поэтому очень важно, чтобы педагог демонстрировал радость своим ученикам. Улыбался, приветствовал, хвалил. Не обязательно индивидуально каждого. Но обязательно отмечал что-то положительное за урок, чтобы у учеников создавалось впечатление, что с чем-то они справились.
Не стоит сводить обратную связь только к разбору ошибок и недочѐтов. Ребѐнок уходит с таких уроков расстроенный. Ему нужно делать что-то со своим состоянием, а переключиться на других детей или другие процессы ему непросто.
Если вы видите, что учащийся не справился с заданием, не нужно его ошибки
разбирать при всех, называя его имя, лучше обобщить общие ошибки. А если вы
видите, что у него что-то совсем не получается, придѐтся организовать отдельную
встречу. Подобные ситуации в онлайн формате учащаются и должны быть
запланированы в работе у педагога. Часто одной-двух встреч бывает достаточно.
Если вы чувствуете, что ребѐнок не справляется с дистанционным форматом,
прибегайте к помощи коллег. Педагогам тоже часто нужен взгляд со стороны.
5. Важно работать всем коллективом. У учащихся есть значимые взрослые среди
педагогов в коллективе. Есть классные руководители, авторитетные педагоги, соц.педагог, психолог. Важно дать понять ученикам, что они никуда не делись, всѐ так же с ними и готовы им помочь. Если с ребѐнком что-то происходит, важно также быстро и слаженно реагировать на его запросы и состояния как и в очной форме.
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам
1. Обеспечьте детям благоприятную позитивную виртуальную образовательную среду без стрессов, вызванных стремлением к академическим успехам. Внимание на сохранении здоровья детей, их психологического и социального благополучия.
2. Не привлекайте излишнего внимания к проблеме.
3. Используйте дистанционные формы обучения, поощряющие развитие интеллектуальной, творческой деятельности (например: олимпиады, квесты, соревнования), которые позволят и детям и их родителям поддерживать активность и создавать благоприятную психологическую атмосферу в семье.
4. Обязательно встречайтесь онлайн!
5. Заранее проверяйте площадку и работу всех систем. Старт по времени должен сочетаться со стартом занятия. Тогда с первых секунд занятия все ученики ваши.
6. Ссылки должны быть интегрированы заранее и разосланы за сутки. Очень важно, чтобы участники могли проверить их. Это тоже экономит время и придает дополнительную уверенность как учителю, так и ученику, создает ощущение готовности к предстоящему уроку.
7. Четко договоритесь о технических моментах. К ним относятся сроки пересылки ссылок, техническое время регуляции входа, ответы на вопросы. У учителя тоже должно быть личное время, и отвечать на «help» в полночь не очень правильно.
Заранее обговоренные временные рамки помогают и ученику лучше спланировать свое время. Для ребят это тоже новая форма, и им также не просто. Тем более, что многие родители продолжают работать, в то время как дети остаются одни один на один с компьютером, заданием и регламентами.
8. Домашние задания. Очень важны конкретные сроки пересылки и проверки домашних заданий.
- Онлайн-формат — это более трудозатратный и энергозатратный процесс, чем обычный. И для педагогов, и для учащихся.
У учителя возникает ощущение, что он не успевает додать материал и переносит его в формат самоподготовки. В итоге у детей перегруз.
Ученики тоже пока не умеют грамотно подойти к самостоятельному обучению. Многим из них сложно заставить себя сесть и самостоятельно делать домашнее задание в полном объѐме, а теперь ещѐ к тому же оно стало занимать практически всѐ их свободное время.
9. Грамотно подходите к планированию нагрузки. Усвоение материала в дистанционном формате происходит совсем по-другому. Больше информации приходится воспринимать на слух и дольше удерживать внимание. Это требует специальных навыков и привычки работать в подобном формате.
10. Обязательно реагируйте на письма. Игнорирование (даже если оно происходит из-за большой загрузки педагога) — это травмирующий фактор для многих детей. Часть из них начинают чувствовать себя брошенными и одинокими, если не видят обратной связи.
11. Если у вас не получается выйти в эфир, нужно обязательно предупреждать учащихся.
Внимание и уважение к ним крайне важно для установления контакта и доверительных отношений с ними.
12. Организуйте мини-группы. В условиях онлайн-сопровождения взаимодействие с детьми облегчит заведение групповых адресов и выбор ответственного (контактного лица). Информацию можно будет пересылать на один почтовый ящик, а не каждому отдельно. Туда же можно будет выгружать материалы и важные ссылки.
13. Поддерживайте детей и родителей. Помощь другим людям в трудную минуту
может принести вам лично психологическую пользу. Например, найдите возможности для распространения позитивных и обнадеживающих историй о выздоровлении людей, снижении распространения коронавируса, делитесь оптимистичными картинками.
14. На вас сейчас лежит двойное бремя ответственности за здоровье детей, психологическое и социальное благополучие членов их семей и академическую подготовку учащихся.
Относитесь к этой ситуации как к особым условиям работы. Берегите себя. Забота о своем психологическом состоянии так же важна, как и забота о физическом здоровье. Умейте находить положительные эмоции и вести полноценный здоровый образ жизни. Занимайтесь дыхательными и физическими упражнениям, упражнениями для релаксации и т.д.