Конспект занятия по обучению грамоте. Маленькие грамотеи

Ход занятия.

Ритуал начала.

(Дети заходят в музыкальный зал и встают полукругом.)

Воспитатель.

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

 (Дети здороваются с гостями).

1. Вводная часть.  (Организационный момент. Мотивация).

Воспитатель предлагает присесть на стульчики, расставленные полукругом на ковре.

«Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Воспитатель:

Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Верно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Мне на электронную почту пришло письмо. Я его распечатала. Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, для того чтобы много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Пиши – читай.

Ну что ж, а вот и конверты с заданиями. (Подходят к столу с разноцветными конвертами.)

Но с какого же конверта начать? Поможет нам клубок! Какой цвет нить?  (Красный.)

Воспитатель берёт красный конверт и читает первое задание:

- Скажите, чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

- Из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

- Какими бывают звуки? (звуки бывают гласными и согласными, твердыми  и мягкими, глухими и звонкими)

- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом).

- Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими)

- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

Теперь вы по очереди будете наматывать нитку на клубок. Какой цвет нити - такой конверт нужно взять. Цвет второго конверта определит девочка, имя которой начинается на Т. (Ребёнок наматывает нить и определяет цвет конверта). Воспитатель берёт конверт и читает второе задание: Игра «Кто скорее?» (На мольберте картинки, содержащие звук [ш] в названиях, а перед детьми контейнер с разноцветными магнитами.) Воспитатель: Рассмотрите и назовите картинки. Помните, что нужно правильно произносить все звуки. Дети. Шуба, малыш, мышка, шмель, кошка, шапка, рубашка, парашют, камыш, лягушка, шар, ландыш. Педагог. Сейчас вы будете «ходить» по очереди и закрывать любую картинку цветным магнитом: красным, если слово начинается со звука [ш]; желтым, если звук [ш] стоит в середине слова; зеленым, если звук [ш] стоит в конце слова. Дети выполняют задание по очереди и комментируют свои действия. Педагог оценивает их работу и убирает игру. Дети выполняют задание по очереди и комментируют свои действия. Педагог оценивает их работу и убирает игру.

Цвет следующего конверта определит мальчик, имя которого начинается на В. (Ребёнок наматывает нить и определяет цвет конверта). Воспитатель берёт конверт и читает задание: Определить местоположение определенного звука.

Воспитатель просит детей пройти за столы.

Руки?

На месте!

Ноги?

На месте!

Локти?

У края!

Спина?

Прямая!

 

Пальчиковая гимнастика:

В школу осенью пойду. («Шагают» пальчиками по столу.)

Там друзей себе найду. (Соединяют пальчики рук в замок.)

Научусь писать, читать, (Быстро, правильно считать.)

(Загибают большие пальчики, затем загибают по два пальчика одновременно на обеих руках.)

Я таким учёным буду! (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Но свой садик не забуду. (Двигают указательным пальчиком влево-вправо.)

Работа с перфокартами. Определите место звука [с] или [р] в слове (начало, середина, конец) и соедините линией с соответствующей схемой. Кто выполнил задание, поднимите смайлика. (Дети выполняют задание.) Поменяйтесь картами и проверьте правильность его выполнения. Если считаете, что задание выполнено, нарисуйте солнышко, если заметили ошибку - тучку.

Где находится звук с  в слове автобус? И т.д.

Цвет следующего конверта определит девочка, имя которой начинается на О. (Ребёнок наматывает нить и определяет цвет конверта).

Воспитатель берёт конверт:

Но заданий два. Сейчас поиграем и игра поможет разделиться на две команды.

Мы по кругу идём.

Мы друзей себе найдём.

Один, два, три

Двух друзей себе найди.

1. Одной команде задание: «Кто в домике живет?» (На мольберте три домика, с разным количеством окошек.) — В первый домик поселить предметы, в названии которых один слог; во второй – предметы, в которых два слога; в третий соответственно три слога. (Картинки: лук. бант, жук, белка, ваза,  часы, бусы. машина. карандаш, светофор).

  1. Другой команде «Составь слово по первым слогам?»

 (Дети выполняют задания. Кто выполнил, поднимите желтый круг, кому требуется помощь – красный.) Взаимопроверка.

Воспитатель:  Молодцы, с заданиями справились

Цвет следующего конверта определит мальчик, имя которого начинается на А. (Ребёнок наматывает нить и определяет цвет конверта). Воспитатель берёт конверт и читает. Игра с мячом: Цепочка слов. Воспитатель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

 

Цвет следующего конверта определит мальчик, имя которого начинается на А. (Ребёнок наматывает нить и определяет цвет конверта). Воспитатель берёт конверт и читает.

Ребус. (Дети садятся на коврик, на конверте написано имя ребенка, внутри задание.) Дети выполняют задание.

Цвет следующего конверта определит мальчик, имя которого начинается на А. (Ребёнок наматывает нить и определяет цвет конверта). Воспитатель берёт конверт и читает. Чтение текста разбор первого предложения.

 

Пти-ца сви-ла гнез-до. Де-ти на-шли гнез-до и сня-ли на зем-лю. Гля-ди, Вася, три птич-ки. Ут-ром при-шли де-ти, а гнез-до у-же бы-ло пус-то. Жал-ко бы-ло! Рефлексия. Вручение медалей будущий школьник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dlya_uchiteley.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

Тема: «Маленькие грамотеи!»

Ход занятия.

Ритуал начала.

(Дети заходят в музыкальный зал и встают полукругом.)

Воспитатель.

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

 (Дети здороваются с гостями).

1. Вводная часть.  (Организационный момент. Мотивация).

Воспитатель предлагает присесть на стульчики, расставленные полукругом на ковре.

«Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Воспитатель: 

Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Верно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Мне на электронную почту пришло письмо. Я его распечатала. Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, для того чтобы много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Пиши – читай.

Ну что ж, а вот и конверты с заданиями. (Подходят к столу с разноцветными конвертами.)

Но с какого же конверта начать? Поможет нам клубок! Какой цвет нить?  (Красный.) 

Воспитатель берёт красный конверт и читает первое задание:

- Скажите, чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

- Из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

- Какими бывают звуки? (звуки бывают гласными и согласными, твердыми  и мягкими, глухими и звонкими)

- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом).

- Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими)

- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

Теперь вы по очереди будете наматывать нитку на клубок. Какой цвет нити - такой конверт нужно взять. Цвет второго конверта определит девочка, имя которой начинается на Т. (Ребёнок наматывает нить и определяет цвет конверта). Воспитатель берёт конверт и читает второе задание: Игра «Кто скорее?» (На мольберте картинки, содержащие звук [ш] в названиях, а перед детьми контейнер с разноцветными магнитами.) Воспитатель: Рассмотрите и назовите картинки. Помните, что нужно правильно произносить все звуки. Дети. Шуба, малыш, мышка, шмель, кошка, шапка, рубашка, парашют, камыш, лягушка, шар, ландыш. Педагог. Сейчас вы будете «ходить» по очереди и закрывать любую картинку цветным магнитом: красным, если слово начинается со звука [ш]; желтым, если звук [ш] стоит в середине слова; зеленым, если звук [ш] стоит в конце слова. Дети выполняют задание по очереди и комментируют свои действия. Педагог оценивает их работу и убирает игру. Дети выполняют задание по очереди и комментируют свои действия. Педагог оценивает их работу и убирает игру.

Цвет следующего конверта определит мальчик, имя которого начинается на В. (Ребёнок наматывает нить и определяет цвет конверта). Воспитатель берёт конверт и читает задание: Определить местоположение определенного звука.

Воспитатель просит детей пройти за столы.

Руки?

На месте!

Ноги?

На месте!

Локти?

У края!

Спина?

Прямая!

Пальчиковая гимнастика:

В школу осенью пойду. («Шагают» пальчиками по столу.)

Там друзей себе найду. (Соединяют пальчики рук в замок.)

Научусь писать, читать, (Быстро, правильно считать.)

(Загибают большие пальчики, затем загибают по два пальчика одновременно на обеих руках.)

Я таким учёным буду! (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Но свой садик не забуду. (Двигают указательным пальчиком влево-вправо.)

Работа с перфокартами. Определите место звука [с] или [р] в слове (начало, середина, конец) и соедините линией с соответствующей схемой. Кто выполнил задание, поднимите смайлика. (Дети выполняют задание.) Поменяйтесь картами и проверьте правильность его выполнения. Если считаете, что задание выполнено, нарисуйте солнышко, если заметили ошибку - тучку.

Где находится звук с  в слове автобус? И т.д.

Цвет следующего конверта определит девочка, имя которой начинается на О. (Ребёнок наматывает нить и определяет цвет конверта).

Воспитатель берёт конверт:

Но заданий два. Сейчас поиграем и игра поможет разделиться на две команды.

Мы по кругу идём.

Мы друзей себе найдём.

Один, два, три

Двух друзей себе найди.

1. Одной команде задание: «Кто в домике живет?» (На мольберте три домика, с разным количеством окошек.) — В первый домик поселить предметы, в названии которых один слог; во второй – предметы, в которых два слога; в третий соответственно три слога. (Картинки: лук. бант, жук, белка, ваза,  часы, бусы. машина. карандаш, светофор).

  1. Другой команде «Составь слово по первым слогам?»

 (Дети выполняют задания. Кто выполнил, поднимите желтый круг, кому требуется помощь – красный.) Взаимопроверка.

Воспитатель:  Молодцы, с заданиями справились

Цвет следующего конверта определит мальчик, имя которого начинается на А. (Ребёнок наматывает нить и определяет цвет конверта). Воспитатель берёт конверт и читает. Игра с мячом: Цепочка слов. Воспитатель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

Цвет следующего конверта определит мальчик, имя которого начинается на А. (Ребёнок наматывает нить и определяет цвет конверта). Воспитатель берёт конверт и читает.

Ребус. (Дети садятся на коврик, на конверте написано имя ребенка, внутри задание.) Дети выполняют задание.

Цвет следующего конверта определит мальчик, имя которого начинается на А. (Ребёнок наматывает нить и определяет цвет конверта). Воспитатель берёт конверт и читает. Чтение текста разбор первого предложения.

Пти-ца сви-ла гнез-до. Де-ти на-шли гнез-до и сня-ли на зем-лю. Гля-ди, Вася, три птич-ки. Ут-ром при-шли де-ти, а гнез-до у-же бы-ло пус-то. Жал-ко бы-ло! Рефлексия. Вручение медалей будущий школьник.