Эссе

Я- учитель (эссе)

Гайфуллина Алия Гумеровна

Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ с.Тарказы

 

                                                                                                                                     Самое прекрасное зрелище

                                                                                                                                    на свете - это вид ребёнка,

                                                                                                                                     уверенно идущего по дороге

                                                                                                                      жизни, после того,

                                                                                                                             как её показали ему вы.

                                                                                                                                                              Конфуций

     В народе говорят: «Не мы выбираем дороги, они выбирают нас». Действительно, мудрые слова, но, наверное, не на все случаи жизни. Дорогу учителя я выбрала сама и нисколько об этом не жалею, потому что лучшей профессии просто не знаю.

      На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти своё призвание. Считаю, что среди множества различных профессий - эта  самая интересная и привлекательная.

     Я – учитель…  Не помню даже, когда у меня появилась мысль стать учителем. Наверное, еще в  далеком детстве, , когда  80-е годы  профессия учителя была в почете, когда мы боготворили своих учителей, стремились быть похожими на них. Примерами для подражания стали Халикова Наркиза Хакимовна,  Гиззатуллина Сария Закировна. Они были   энергичными, творческими личностями. Я восхищалась их душевным отношением к детям, умом и талантом преподавания, мне хотелось быть похожей на них.

     Любовь к чтению, сформированная в раннем детстве, а также любовь к  учителям  часто в дальнейшем  становятся основой для  будущей профессии. Так случилось и со мной. После окончания школы, не задумываясь, поступила в  педагогический институт на филологический  факультет, окончив который, пришла работать в родную школу... С тех пор, вот уже 25 лет,   стараюсь привить любовь к чтению подрастающему поколению,  пытаюсь убедить в том,  что  русский  язык – «великий  и могучий»,  потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы. 

       Знания доношу   через простые формы, жизненные ситуации, путём общения и обмена опытом. Для меня каждый новый урок  – это возможность открыть в себе скрытые резервы работоспособности и выносливости, артистизма и обаяния, духовной красоты. И если после моих уроков учащиеся становятся хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не остаются для многих фразой – значит, я на правильном пути. Значит, моя роль УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ важна.

       В настоящее время существенно изменились приоритеты образования, реализация национального проекта «Образование» в очередной раз подчеркнула важность нашего дела. На первый план современное образование выдвигает цели развития личности обучающегося, формирования и развития у школьников самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, главная задача современной школы- это раскрытие способностей каждого обучающегося. И я согласна с этим. Конечно, очень важно, знает ли ребёнок таблицу умножения, умеет ли писать без ошибок, умеет ли читать быстро, чётко, внятно, сможет ли показать на карте свою страну, свой регион. Но ещё важнее, на мой взгляд, каким будет ребёнок, когда вырастет. Сможет ли он сам найти правильные пути решения тех задач, которые перед ним поставит жизнь. Поэтому, я думаю, что главное предназначение человека, который решил посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти этот важный и трудный путь становления. Главное не сформировать личность, а создать условия для её формирования, для реализации её способностей, помочь найти свою дорогу, помочь преодолеть все трудности, встречающиеся на пути. Как же этого добиться?

      В первую очередь, конечно, нужно быть самому личностью, потому что, как писал К.Д.  Ушинский: «Только личность может воспитать личность». Из этого следует, что хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передаёт свои знания другим. Для того, чтобы раскрыть личность обучающегося, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, сформировать его компетентности есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. Для того, чтобы осуществить поставленные цели в своей педагогической деятельности я использую различные технологии.

     За годы моей работы в школе много раз менялось всё в мире, в России, на нашей малой Родине. Менялись и дети, то есть те, ради, кого и существует наша профессия. Мы переживаем мучительное время, когда в мире рушатся многие наши идеалы, устои человеческой морали. Современные дети сейчас многое имеют благодаря заботе родителей. Но после окончания школы в их жизни начинаются трудности, которых не знали мы в своё время. Поэтому так важно сейчас дать им не только знания и умения, но и научить использовать  их так, чтобы стать успешным в жизни, найти своё место под Солнцем. Поэтому, мне кажется, что в наше время дети сильнее нуждаются в наших совета, подсказках, положительном примере, оптимизме и умении преодолевать трудности. Их жизнь стала такой разнообразной, что не заблудиться в ней трудно.

     В сельских школах количество детей очень маленькое. Многие дети не ходили в детский сад, многие не бывали в городе, большинство редко выезжают за пределы своего района. Отличников и хорошистов мало, прилежанием не отличаются и любовью к разнообразным наукам тоже. Поэтому приходится много трудиться, чтобы расположить их к себе, чтобы заинтересовать. Каждый день, проводя свои уроки, делаешь вывод, что надо любить то дело, которым занимаешься, и тех, кто находится рядом с тобой. Только если интересно самому, если не жалеешь ни себя, ни свободного времени, ни даже отпуска, если творчески относишься к своей работе, если сам не равнодушен к тому, что нас окружает, если сам любишь свою Родину, свой край, свою семью, то только тогда можно рассчитывать на успех.

    Сейчас одной из важных и обсуждаемых тем является взаимоотношение школы и семьи обучающегося. Конечно же, любой родитель волнуется о том, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него будут с учителями, с одноклассниками, будет ли ему нравится обучение в школе, насколько оно будет радостным и полезным для ребёнка. И от учителя зависит то, как сложится школьная жизнь ребёнка, какими будут отношения родителей к школе. Поэтому учителю очень важно научиться понимать ребёнка, оценивать его состояние, быть с ним искренним.

    Когда-то я прочитала у В. А. Сухомлинского, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня основополагающими в воспитательной деятельности. Я всё время пытаюсь оценить насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках, стараюсь создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам и, думаю, что дети отвечают мне благодарностью.

      Соглашусь со многими: нелёгкая профессия- учитель. Иногда устанешь от повседневных забот, от накопившихся проблем, но бурная школьная жизнь кружит и несёт стремительным потоком, не давая остановиться. А порой охватит состояние полного штиля и пустота. Нет сил даже крыльями пошевелить, не то чтобы летать, такая усталость навалится от бессонных ночей, подготовок к урокам, постоянного чтения учебной и научной литературы. А хочется выспаться, почитать любимую книгу, заняться любимым делом.

     Но приходит новый день. Полный штиль сменяется сначала легким бризом, затем перерастает в бурю. Бурю эмоций. Эта буря несёт меня в мою школу, где я вхожу в свой кабинет, вижу глаза учеников, слышу «Здравствуйте» и уходят все сомнения, кажутся мелкими все мои желания. И открывается истина- ты этим живёшь, без этого нет смысла твоей жизни, это навсегда.

     И очень хочется, чтобы в наших школах всегда была атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и учителя. Учителю необходимо быть терпеливым, общительным, оптимистичным и своим примером показывать детям- нельзя останавливаться на достигнутом, надо идти вперёд и вести за собой других, совершенствовать свои знания, чтобы соответствовать времени, в котором живёшь, месту, которое занимаешь. Также учитель должен постоянно развиваться, углублять свои знания по предмету, изучать новинки методической литературы, расширять свой кругозор. Прекрасные слова принадлежат К.Д. Ушинскому: «Педагог живёт до тех пор, пока он учится». Нам, выбравшим эту профессию, следует помнить об этом, быть постоянно готовым к своему личностному и профессиональному развитию. Человек, решивший стать учителем, ответственен за всё, что знает и умеет. Какими будут результаты труда педагога сегодня- таким будет наше общество завтра.

  Учитель! Как бесценно имя это

    Среди богатой россыпи сердец!

 Учитель! Это имя чище света.

        Он- мой отец, духовный мой отец.

         Склонял он надо мной виски седые

    И мир, учил, как надо понимать,

И под его диктовку я впервые

           Два слова вывел: «Родина» и «мать».