Советы Бывалого педагога


Предварительный просмотр:

Комплексно-тематический  план на 2015-2016 учебный год

Неделя

Младший, средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

СЕНТЯБРЬ    1- 27.09.15.

1

Детский сад.  Игрушки

Детский сад. Профессии работников ДОУ

2

Я-человек. Предметы гигиены, охрана здоровья

Я - Человек. Строение и работа организма. Укрепление здоровья.

3

Осень (погода, деревья, цветы)

Осень (погода, растения: кусты, цветы, трава..) Осень в других странах.

4

Урожай (фрукты, овощи)

Урожай (фрукты, овощи, хлеб, труд человека)

ОКТЯБРЬ 28.09.15.- 31.10.15.

5

Мой дом.

Мой дом. Моя Родина. Почта

6

Лес осенью. Грибы. Ягоды.

Лес осенью. Грибы. Ягоды

7

Домашние животные и их детеныши

Домашние животные, их детеныши в разных странах

8

Дикие животные наших лесов, их детеныши

Дикие животные наших лесов, их детеныши

9

Домашние птицы

Птицы

НОЯБРЬ 2.11.15.-29.11.15.

10

Поздняя осень. Зимующие птицы.

Поздняя осень. Подготовка животных и насекомых к зиме. Зимующие и перелетные птицы

11

Одежда

Одежда

12

Обувь, головные уборы

Обувь, головные уборы и др. атрибуты одежды  

13

Семья. День матери

Семья, родственники. День матери

ДЕКАБРЬ 30.11.15.-31.12.15.

14

Зима (погода, деревья). Зимние забавы

Зима (погода, растения) Зимние виды спорта. Зимние забавы в других странах

15

Мебель

Мебель

16

Посуда

Посуда

17

Новогодний праздник. Игрушки

Новогодний праздник в разных странах

18

Профессии работников магазина

Профессии работников торгового центра

ЯНВАРЬ 11.01.16.-31.01.16.

19

Комнатные растения

Комнатные растения. Уход за растениями

20

Животные жарких стран и севера, их детеныши

Животные жарких стран и севера, их детеныши

21

Продукты питания, приготовление блюд

Продукты питания, полезные и вредные.

ФЕВРАЛЬ 1.02.16.-28.02.16.

22

Безопасность на дорогах. Профессии

Безопасность на дорогах. Профессии

23

Строительные профессии

Строительные профессии

24

День защитника отечества

День защитника отечества. Рода войск

25

Моя Родина

Моя страна. Государственная символика

МАРТ 29.02.16.-31.03.16.

26

Мамин праздник. Женские профессии

Мамин праздник. Женские профессии

27

Транспорт наземный и подземный, профессии

Транспорт наземный и подземный, профессии

28

Транспорт водный и воздушный, профессии

Транспорт водный и воздушный, профессии

29

Весна (погода, деревья, цветы)

Весна (погода, растения: кусты, цветы, трава..)

30

Животные и птицы весной

Животные и птицы весной

АПРЕЛЬ 04.04.16.-30.04.16.

31

Рыбы

Обитатели водоемов

32

Космос

Космос, профессии

33

Насекомые

Насекомые

34

Бытовые приботы

Бытовые приборы

МАЙ 03.05.16.- 31.05.16.

35

День Победы

День Победы

36

Школа

Школа

37

Книги.

Библиотека.

38

Здравствуй, лето!

Здравствуй, лето!



Предварительный просмотр:

СОЦИО - ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

(методическое объединение)

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и тренировки и научения»

                             В.М.Букатов

Задачи технологии

Формы организации детей

  • Развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок», «Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
  • Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного, конформного поведения.
  • Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия.
  • Решение задач социального «закаливания».
  • Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства;
  • Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя.
  • Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договариваться.
  • Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, режиссёрская игра.
  • Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
  • Сказкотерапия.
  • Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
  • Тренинги.
  • Самопрезентация

ТРИ  «золотые» составляющие социо- игровой технологии

Первое  - это движение. Если на занятии мало движения, то, скорее всего, оно  прошло скучно, и не являлось социо - игровым.

Второе - на занятии  обязательно должна была быть смена. Смена не только слов, не только заданий, но даже смена мизансцен. Если дети «сиднем»  сидят все время на одном месте, то это ужасно.

И третье - работа в малых группах.

 ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ И УСЛОВИЙ

         1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»

         Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.

2 правило: «смена лидерства».    

    Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

          3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки)

   Это способствует снятию эмоционального напряжения. Дети  не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

          4 правило: смена темпа и ритма.    

  Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, н-р с помощью песочных и обычных часов.

          5 правило – социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

    Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.    

         6 правило: принцип полифонии:  

    «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток»

Законы общения

  • Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его.
  • Не ворчите, не нойте, не бурчите.
  • Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её.
  • Будьте  взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными.
  • Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании.
  • Поддержи, помоги подняться и победить.
  • Задувая чужую свечу, вы не делаете свою ярче.
  • Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего.
  • Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.

Классификация игр социо-игровой направленности,

предложенная Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и ВМ. Букатовым

Игры для рабочего настроя

Игры-разминки (разрядки)

Игры социоигрового приобщения к делу

Игры творческого самоутверждения

Игры вольные (на воле)

главные задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться

могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий

при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия

игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате

Примеры игр:

  1. «Найти друга» - используется для деления на микрогруппы; нужно объединиться в группы по определенному принципу: по месяцу рождения, по цвету волос ил глаз, по гороскопу и т. д.
  2. «Японская печатная машинка» – садятся в круг и хлопком руки по колену «стучат» слова на заданную тему (каждый), например, «фрукты». Делают 3 кона. Кто ошибается – выбывает из круга.
  3. «Испорченный телефон» - как можно быстрее передать друг другу какое-то слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, например, в среднем ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные ловят слово на слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Затем педагог спрашивает, какое слово  передавалось у тех, кто ловил, у последнего игрока и у первого.
  4. «Пишу по воздуху» - выбранный ведущий пишет по воздуху цифры, буквы, геометрические фигуры, а команды отгадывают, что было нарисовано. Писать по воздуху можно не только кистью руки, а плечом, головой, ногой, коленкой и т.п.
  5. «Выбор водящего» - варианты жеребьевок: на кулачках  (представители команд зажимают кулаком по очереди часть гимнастической палки один за другим, чей верх, тот первый вступает в игру); всевозможные считалки;  вытягивание жребия   (участники по очереди вытягивают из шапки записки с указанием номера вступления в игру).
  6. «Угадай-ка» - ведущий задумывает предмет, разделившиеся на команды дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да» или «нет». После серии вопросов каждая команда получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения.

Источники

  • Букатов В.М. «Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов»
  • Букатов В.М. "Карманная энциклопедия социо - игровых приемов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада
  • Букатов В.М., Ершова А.И. “Возвращение к таланту” учебное издание

  • Сайт      http://www.openlesson.ru


Предварительный просмотр:

Перспективно-тематический план работы с детьми                                                                        старшего дошкольного возраста

  Современное развитие общества диктует новые требования к образовательной системе, и поэтому сегодня государство серьезно занимается модернизацией и стандартизацией как среднего, так и дошкольного образования.  Принятый в 2014 году Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования. Согласно ФГОС ДО, современное дошкольное образование должно отличаться менее жесткой регламентацией и ориентироваться на развитие личности ребенка, которая формируется в различных видах деятельности ребенка. Основная образовательная программа дошкольного образования нашего дошкольного учреждения разработана  в соответствии  с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерной образовательной  программы дошкольного образования  «Детство» (научные редакторы:  Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.).

        Основная функция  основной образовательной программы ДО МБДОУ № 133 - раскрыть содержание, принципы организации, методы, приемы, техники, порядок организации совместной, самостоятельной,   партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени.   Назначение  ООП  образовательной организации во ФГОС ДО определяется следующим образом: «Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)». Реализация Программы осуществляется согласно ФГОС ДО в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

     При  организации образовательной работы с детьми в МБДОУ № 133 реализуется  комплексно-тематический принцип. Он заключается в том, что исследуемый «объект» рассматривается не отдельно, не обособленно, а в комплексе с другими предметами, явлениями, событиями, что способствует установлению причинно-следственных взаимосвязей между ними, выявлению последствий влияния друг на друга, роли человека и так далее. Такой подход позволяет повысить познавательный интерес ребенка, способствует формированию у него целостного восприятия окружающей действительности и стимулирует развитие его интеллектуальных и личностных качеств.

        Комплексно-тематическое планирование разработано по лексическим темам. Лексические темы и дополнительные тематические мероприятия, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того учитывали и интересы детей, текущие явления и яркие события (времена года, праздники, традиции). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Описывается примерное развернутое содержание работы по каждой теме, итоговое мероприятие в конце каждой темы и работа с родителями. Планируются различные виды и формы организации совместной деятельности в течение недели: чтение художественной литературы, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты, непосредственно образовательная деятельность (математика, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Перспективно-тематический план работы                                                                                                                         с детьми старшего дошкольного возраста на сентябрь

ОКТЯБРЬ

Неделя

Тема недели

Формы, методы работы с детьми

1 неделя

Осень

«Во саду ли в огороде»

 

Дидактические игры («Узнай на ощупь, по запаху,  вкусу, по описанию». «Четвертый лишний», «Подбери признак», «Встреча с коробейником».                                                                                                      

Рассматривание репродукция картин: П.Кончаловский «Поднос и овощи», Р. Гуттузо  «Корзина с картофелем», А.Лентулов «Овощи», А. Куприн «Натюрморт с кабачком и корзиной», Ю. Васнецов «Корзина с яблоками»,  «Картофель».

Чтение художественной  литературы:  Л.Толстой «Косточка», русская народная сказка  «Вершки-корешки». Экспериментальная деятельность: определение качеств овощей (цвет, вкус, запах, форма и т.п.),  приготовление сока, морса, винегрета, овощного салата.

Составление описательных рассказов об овощах, фруктах, ягодах.

Лепка и рисование фруктов, овощей, ягод с натуры.

Сюжетное рисование «Машины везут урожай», «Что созрело в огороде»

Аппликация «Блюдо с овощами», «Натюрморт из овощей».

Изготовление лото «овощи».

Праздник урожая на участке детского сада.

Ярмарочные игры, забавы.

Сюжетно-ролевая  игра «Едет с поля урожай», «Супермаркет».

Оформление выставок урожая в группе.

Музыкальная  викторина «Песни и игры об овощах»

Кукольный театр «Во саду ли, в огороде»

Подвижная игра «Найди свою грядку».

Эстафетные игры «Собери урожай», «Сбор картофеля», «Варим суп из овощей».

2 неделя

Осень

«Хлеб – всему голова»

Дидактические  игры:  «Откуда хлеб пришел?», «Подбери родственное слово», «Что сначала, что потом», «От зернышка до булочки».

Чтение художественной  литературы: украинская народная сказка «Колосок»,

Знакомство с пословицами, поговорками о хлебе, о выращивании хлеба, о приметах хлеборобов.

Беседы о бережном отношении к хлебу, о труде взрослых,  о роли животных в сельскохозяйственном труде.

Экспериментальная деятельность – замешивание теста, выпечка булочек, печенья.

Лепка хлебо-булочных изделий из соленого теста.

Чаепитие с приглашением гостей: родителей, детей из соседних групп.

3неделя

Осень

«Лес»

     

Дидактические игры: «Подбери признак, действие к предмету» «Придумай слово с заданным звуком», «С какой ветки детка?».

Игра- имитация «Деревья в разную погоду».

Рассматривание репродукций: И.Левитан «Золотая осень», И.Грабарь «Рябинка», П.Кончаловский «Осень», И.Остроухов «Золотая осень», Л.Бродская «Опавшие листья»

Составление рассказа по картине.

Работа в дневнике наблюдений.

Беседы о ядовитых грибах, ягодах, оказании первой помощи (рассказать детям о Международном Дне врача).

Рисование осенних листьев разными техниками: монотипия, граттаж, обводка и штриховка.

Экспериментальная деятельность на прогулке: «Как шуршат листья».

Чтение художественной  литературы:В.Бояринов «Почему у дуба листья облетели», А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», И.Бунин «Березовый лист»,  

Заучивание отрывков стихотворений наизусть.

Рисование «Осеннее дерево», «Осенние листья»

Знакомство с хохломской росписью.

Лепка «Листик» (пластилинография).

Коллективная аппликация- коллаж  «Осенний пейзаж», объемная аппликация «Осенние деревья».

Совместные с родителями прогулки в парк, лесопарк, к озеру.

Беседы о правилах дорожного движения.

Бег между деревьями.

Подвижная игра «Найди свое дерево».

Релаксация-медитация «Обними дерево».

Упражнения на равновесие «Мы по бревнышку пойдем», «Через бревно».

Творческое рассказывание «Прогулка в парк в лес» Конструктивная деятельность (макеты леса, различные виды домов).

Выставка гербариев, осенних пейзажей. 

4 неделя

Осень

«Перелетные птицы»

Рассматривание иллюстраций,  презентаций о перелетных птицах.

Рассматривание репродукций картин: А. Саврасов «Перелет птиц»,

Дидактические игры: «Улетает – не улетает», «Четвертый-лишний».

Экспериментальная деятельность:  опыт «Как с гуся вода», «Почему у водоплавающих такой клюв», «Повадки птиц».

Составление описательных рассказов о перелетных птицах.

Чтение художественной литературы:  В.Бианки «Чей клюв лучше?»,  Г.Серебрицкий «Берегите птиц», И.Поленов «Синичкины кладовки»

Разучивание стихов: И.Токмакова «Птичка».

 Составление творческих рассказов об осени. Дидактические и игры на развитие речи.

Сюжетное рисование «Птицы улетают на юг»

Конструктивная деятельность- оригами  «Птицы»

Аппликация «Перелетные птицы», «Снегири на ветке рябины».

Изготовление кормушек для зимующих птиц.

Подвижные игры и упражнения:  «Перелет птиц», «Совушка», «Попрыгунчики -воробьишки»

Праздник «Осенний бал»

Итак, комплексно-тематическое планирование позволяет строить образовательный процесс:

– с учётом интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
– в единстве воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели;
– в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.