Советы Бывалого педагога
Методические и организационные рекомендации педагогам детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематический план на 2015-2016 учебный год
Неделя | Младший, средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
СЕНТЯБРЬ 1- 27.09.15. | ||
1 | Детский сад. Игрушки | Детский сад. Профессии работников ДОУ |
2 | Я-человек. Предметы гигиены, охрана здоровья | Я - Человек. Строение и работа организма. Укрепление здоровья. |
3 | Осень (погода, деревья, цветы) | Осень (погода, растения: кусты, цветы, трава..) Осень в других странах. |
4 | Урожай (фрукты, овощи) | Урожай (фрукты, овощи, хлеб, труд человека) |
ОКТЯБРЬ 28.09.15.- 31.10.15. | ||
5 | Мой дом. | Мой дом. Моя Родина. Почта |
6 | Лес осенью. Грибы. Ягоды. | Лес осенью. Грибы. Ягоды |
7 | Домашние животные и их детеныши | Домашние животные, их детеныши в разных странах |
8 | Дикие животные наших лесов, их детеныши | Дикие животные наших лесов, их детеныши |
9 | Домашние птицы | Птицы |
НОЯБРЬ 2.11.15.-29.11.15. | ||
10 | Поздняя осень. Зимующие птицы. | Поздняя осень. Подготовка животных и насекомых к зиме. Зимующие и перелетные птицы |
11 | Одежда | Одежда |
12 | Обувь, головные уборы | Обувь, головные уборы и др. атрибуты одежды |
13 | Семья. День матери | Семья, родственники. День матери |
ДЕКАБРЬ 30.11.15.-31.12.15. | ||
14 | Зима (погода, деревья). Зимние забавы | Зима (погода, растения) Зимние виды спорта. Зимние забавы в других странах |
15 | Мебель | Мебель |
16 | Посуда | Посуда |
17 | Новогодний праздник. Игрушки | Новогодний праздник в разных странах |
18 | Профессии работников магазина | Профессии работников торгового центра |
ЯНВАРЬ 11.01.16.-31.01.16. | ||
19 | Комнатные растения | Комнатные растения. Уход за растениями |
20 | Животные жарких стран и севера, их детеныши | Животные жарких стран и севера, их детеныши |
21 | Продукты питания, приготовление блюд | Продукты питания, полезные и вредные. |
ФЕВРАЛЬ 1.02.16.-28.02.16. | ||
22 | Безопасность на дорогах. Профессии | Безопасность на дорогах. Профессии |
23 | Строительные профессии | Строительные профессии |
24 | День защитника отечества | День защитника отечества. Рода войск |
25 | Моя Родина | Моя страна. Государственная символика |
МАРТ 29.02.16.-31.03.16. | ||
26 | Мамин праздник. Женские профессии | Мамин праздник. Женские профессии |
27 | Транспорт наземный и подземный, профессии | Транспорт наземный и подземный, профессии |
28 | Транспорт водный и воздушный, профессии | Транспорт водный и воздушный, профессии |
29 | Весна (погода, деревья, цветы) | Весна (погода, растения: кусты, цветы, трава..) |
30 | Животные и птицы весной | Животные и птицы весной |
АПРЕЛЬ 04.04.16.-30.04.16. | ||
31 | Рыбы | Обитатели водоемов |
32 | Космос | Космос, профессии |
33 | Насекомые | Насекомые |
34 | Бытовые приботы | Бытовые приборы |
МАЙ 03.05.16.- 31.05.16. | ||
35 | День Победы | День Победы |
36 | Школа | Школа |
37 | Книги. | Библиотека. |
38 | Здравствуй, лето! | Здравствуй, лето! |
Предварительный просмотр:
СОЦИО - ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
(методическое объединение)
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и тренировки и научения» В.М.Букатов |
Формы организации детей | |
|
|
ТРИ «золотые» составляющие социо- игровой технологии
Первое - это движение. Если на занятии мало движения, то, скорее всего, оно прошло скучно, и не являлось социо - игровым.
Второе - на занятии обязательно должна была быть смена. Смена не только слов, не только заданий, но даже смена мизансцен. Если дети «сиднем» сидят все время на одном месте, то это ужасно.
И третье - работа в малых группах.
ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ И УСЛОВИЙ
1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.
2 правило: «смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки)
Это способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.
4 правило: смена темпа и ритма.
Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, н-р с помощью песочных и обычных часов.
5 правило – социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.
Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
6 правило: принцип полифонии:
«За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток»
Законы общения
- Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его.
- Не ворчите, не нойте, не бурчите.
- Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её.
- Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными.
- Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании.
- Поддержи, помоги подняться и победить.
- Задувая чужую свечу, вы не делаете свою ярче.
- Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего.
- Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.
Классификация игр социо-игровой направленности, предложенная Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и ВМ. Букатовым | ||||
Игры для рабочего настроя | Игры-разминки (разрядки) | Игры социоигрового приобщения к делу | Игры творческого самоутверждения | Игры вольные (на воле) |
главные задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. | принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться | могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий | при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия | игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате |
- «Найти друга» - используется для деления на микрогруппы; нужно объединиться в группы по определенному принципу: по месяцу рождения, по цвету волос ил глаз, по гороскопу и т. д.
- «Японская печатная машинка» – садятся в круг и хлопком руки по колену «стучат» слова на заданную тему (каждый), например, «фрукты». Делают 3 кона. Кто ошибается – выбывает из круга.
- «Испорченный телефон» - как можно быстрее передать друг другу какое-то слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, например, в среднем ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные ловят слово на слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Затем педагог спрашивает, какое слово передавалось у тех, кто ловил, у последнего игрока и у первого.
- «Пишу по воздуху» - выбранный ведущий пишет по воздуху цифры, буквы, геометрические фигуры, а команды отгадывают, что было нарисовано. Писать по воздуху можно не только кистью руки, а плечом, головой, ногой, коленкой и т.п.
- «Выбор водящего» - варианты жеребьевок: на кулачках (представители команд зажимают кулаком по очереди часть гимнастической палки один за другим, чей верх, тот первый вступает в игру); всевозможные считалки; вытягивание жребия (участники по очереди вытягивают из шапки записки с указанием номера вступления в игру).
- «Угадай-ка» - ведущий задумывает предмет, разделившиеся на команды дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да» или «нет». После серии вопросов каждая команда получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения.
Источники
- Букатов В.М. «Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов»
- Букатов В.М. "Карманная энциклопедия социо - игровых приемов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада
- Букатов В.М., Ершова А.И. “Возвращение к таланту” учебное издание
- Сайт http://www.openlesson.ru
Предварительный просмотр:
Перспективно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста
Современное развитие общества диктует новые требования к образовательной системе, и поэтому сегодня государство серьезно занимается модернизацией и стандартизацией как среднего, так и дошкольного образования. Принятый в 2014 году Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования. Согласно ФГОС ДО, современное дошкольное образование должно отличаться менее жесткой регламентацией и ориентироваться на развитие личности ребенка, которая формируется в различных видах деятельности ребенка. Основная образовательная программа дошкольного образования нашего дошкольного учреждения разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (научные редакторы: Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.).
Основная функция основной образовательной программы ДО МБДОУ № 133 - раскрыть содержание, принципы организации, методы, приемы, техники, порядок организации совместной, самостоятельной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени. Назначение ООП образовательной организации во ФГОС ДО определяется следующим образом: «Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)». Реализация Программы осуществляется согласно ФГОС ДО в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
При организации образовательной работы с детьми в МБДОУ № 133 реализуется комплексно-тематический принцип. Он заключается в том, что исследуемый «объект» рассматривается не отдельно, не обособленно, а в комплексе с другими предметами, явлениями, событиями, что способствует установлению причинно-следственных взаимосвязей между ними, выявлению последствий влияния друг на друга, роли человека и так далее. Такой подход позволяет повысить познавательный интерес ребенка, способствует формированию у него целостного восприятия окружающей действительности и стимулирует развитие его интеллектуальных и личностных качеств.
Комплексно-тематическое планирование разработано по лексическим темам. Лексические темы и дополнительные тематические мероприятия, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того учитывали и интересы детей, текущие явления и яркие события (времена года, праздники, традиции). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Описывается примерное развернутое содержание работы по каждой теме, итоговое мероприятие в конце каждой темы и работа с родителями. Планируются различные виды и формы организации совместной деятельности в течение недели: чтение художественной литературы, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты, непосредственно образовательная деятельность (математика, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Перспективно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста на сентябрь
ОКТЯБРЬ Неделя | Тема недели | Формы, методы работы с детьми |
1 неделя | Осень «Во саду ли в огороде»
| Дидактические игры («Узнай на ощупь, по запаху, вкусу, по описанию». «Четвертый лишний», «Подбери признак», «Встреча с коробейником». Рассматривание репродукция картин: П.Кончаловский «Поднос и овощи», Р. Гуттузо «Корзина с картофелем», А.Лентулов «Овощи», А. Куприн «Натюрморт с кабачком и корзиной», Ю. Васнецов «Корзина с яблоками», «Картофель». Чтение художественной литературы: Л.Толстой «Косточка», русская народная сказка «Вершки-корешки». Экспериментальная деятельность: определение качеств овощей (цвет, вкус, запах, форма и т.п.), приготовление сока, морса, винегрета, овощного салата. Составление описательных рассказов об овощах, фруктах, ягодах. Лепка и рисование фруктов, овощей, ягод с натуры. Сюжетное рисование «Машины везут урожай», «Что созрело в огороде» Аппликация «Блюдо с овощами», «Натюрморт из овощей». Изготовление лото «овощи». Праздник урожая на участке детского сада. Ярмарочные игры, забавы. Сюжетно-ролевая игра «Едет с поля урожай», «Супермаркет». Оформление выставок урожая в группе. Музыкальная викторина «Песни и игры об овощах» Кукольный театр «Во саду ли, в огороде» Подвижная игра «Найди свою грядку». Эстафетные игры «Собери урожай», «Сбор картофеля», «Варим суп из овощей». |
2 неделя | Осень «Хлеб – всему голова» | Дидактические игры: «Откуда хлеб пришел?», «Подбери родственное слово», «Что сначала, что потом», «От зернышка до булочки». Чтение художественной литературы: украинская народная сказка «Колосок», Знакомство с пословицами, поговорками о хлебе, о выращивании хлеба, о приметах хлеборобов. Беседы о бережном отношении к хлебу, о труде взрослых, о роли животных в сельскохозяйственном труде. Экспериментальная деятельность – замешивание теста, выпечка булочек, печенья. Лепка хлебо-булочных изделий из соленого теста. Чаепитие с приглашением гостей: родителей, детей из соседних групп. |
3неделя | Осень «Лес»
| Дидактические игры: «Подбери признак, действие к предмету» «Придумай слово с заданным звуком», «С какой ветки детка?». Игра- имитация «Деревья в разную погоду». Рассматривание репродукций: И.Левитан «Золотая осень», И.Грабарь «Рябинка», П.Кончаловский «Осень», И.Остроухов «Золотая осень», Л.Бродская «Опавшие листья» Составление рассказа по картине. Работа в дневнике наблюдений. Беседы о ядовитых грибах, ягодах, оказании первой помощи (рассказать детям о Международном Дне врача). Рисование осенних листьев разными техниками: монотипия, граттаж, обводка и штриховка. Экспериментальная деятельность на прогулке: «Как шуршат листья». Чтение художественной литературы:В.Бояринов «Почему у дуба листья облетели», А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», И.Бунин «Березовый лист», Заучивание отрывков стихотворений наизусть. Рисование «Осеннее дерево», «Осенние листья» Знакомство с хохломской росписью. Лепка «Листик» (пластилинография). Коллективная аппликация- коллаж «Осенний пейзаж», объемная аппликация «Осенние деревья». Совместные с родителями прогулки в парк, лесопарк, к озеру. Беседы о правилах дорожного движения. Бег между деревьями. Подвижная игра «Найди свое дерево». Релаксация-медитация «Обними дерево». Упражнения на равновесие «Мы по бревнышку пойдем», «Через бревно». Творческое рассказывание «Прогулка в парк в лес» Конструктивная деятельность (макеты леса, различные виды домов). Выставка гербариев, осенних пейзажей. |
4 неделя | Осень «Перелетные птицы» | Рассматривание иллюстраций, презентаций о перелетных птицах. Рассматривание репродукций картин: А. Саврасов «Перелет птиц», Дидактические игры: «Улетает – не улетает», «Четвертый-лишний». Экспериментальная деятельность: опыт «Как с гуся вода», «Почему у водоплавающих такой клюв», «Повадки птиц». Составление описательных рассказов о перелетных птицах. Чтение художественной литературы: В.Бианки «Чей клюв лучше?», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», И.Поленов «Синичкины кладовки» Разучивание стихов: И.Токмакова «Птичка». Составление творческих рассказов об осени. Дидактические и игры на развитие речи. Сюжетное рисование «Птицы улетают на юг» Конструктивная деятельность- оригами «Птицы» Аппликация «Перелетные птицы», «Снегири на ветке рябины». Изготовление кормушек для зимующих птиц. Подвижные игры и упражнения: «Перелет птиц», «Совушка», «Попрыгунчики -воробьишки» Праздник «Осенний бал» |
Итак, комплексно-тематическое планирование позволяет строить образовательный процесс:
– с учётом интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
– в единстве воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели;
– в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.