Методическая работа
Предварительный просмотр:
Доклад по теме: «Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся»
Доклад для выступления на РМО
преподавателей математики подготовила
учитель математики МБОУ МО Плавский район
«Ново-Никольская СОШ» Кострикова Е.И.
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность обучающегося, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Ребенок активен и берет из наших обучающих и воспитывающих воздействий только то, что хочет, в соответствии с уже имеющимися потребностями, мотивами и ценностями. Самообучение и самовоспитание намного эффективнее узкоцелевых, прагматичных воздействий педагога, поэтому в данное время технологии обучения должны быть переориентированы с технологий обучения на технологии самообучения и самовоспитания, на развитие способностей в смысле создания необходимых условий для их саморазвития. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а способность организовать свою работу. Запомнить и ответить – это накопление знаний; подставить значение в готовую формулу – это реализация умений; узнать из многих математических выражений квадратное уравнение – это проявление навыков; применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентность.
В соответствии с этим выстроено три уровня компетентности:
- Ключевые компетентности – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
- Общепредметные компетентности – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей (например, в качестве общепредметной компетентности рассматривают логические общепредметные универсальные умения и навыки);
- Предметные компетентности – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетентности, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Общую тенденцию всех форм обучения, направленных на развитие или формирование ключевых компетенций можно сформулировать так: это смещение акцента с односторонней активностью учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих учеников.
Ключевые компетенции рассматриваются как, готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.
Для того, чтобы формировать «универсальные учебные действия» и поддерживать у обучающихся интерес к знаниям, на уроках математики возникла необходимость строить обучение на основе активной деятельности самих обучающихся, актуально развитие у них способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности.
Приоритет в этом отношении принадлежит проектно-исследовательскому методу. В рамках школьного обучения, метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;
- зарождаются основы системного мышления;
- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;
- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и, одновременно, формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
Деятельность обучающихся в рамках проекта обеспечивает им возможность «проживания» всех этапов формирования умственной деятельности. Практические задания и задачи ориентированы на физическое выполнение тех действий, для которых не хватает времени в классе. Предварительные измерения, изготовление моделей треугольников, сгибание и разрезание фигур, поиски информации – все это служит базой для теоретических обобщений, выдвижение гипотез.
При добросовестной самостоятельной работе школьников на уроках удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение школьников к выполнению домашних заданий существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя. Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении. Одним из направлений реформирования отечественной системы образования является переход к профильному обучению. Но готовить обучающихся к выбору будущей деятельности необходимо заранее, через выполнение проектных заданий.
На уроках математики часто предлагаю обучающимся поработать над проектами. Так с 7-классниками попробовали реализовать проектные задачи «Треугольники», «Окружность», результатами которых стали плакаты-справочники, которые подготовили ребята. В шестом классе обучающиеся создавали коллекцию презентаций «Великие математики», «Графики вокруг нас» (Медицина и графики. Прогноз погоды и графики. Графики и экономика. Графики и физические процессы. Что в моей жизни можно изобразить графиком? См. приложение). Одним из этапов выполнения проекта была выставка работ - фотографий, рисунков, выполненных обучающимися. Запоминающимся событием было участие в школьном проекте «День числа Пи».
Остановлюсь на двух проектах, которые можно реализовать в 5 классе: «Подарочная упаковка» (прямоугольный параллелепипед) и « Магия чисел». Предметная цель первого проекта - вывод формулы площади поверхности, развертка прямоугольного параллелепипеда. Конечный продукт проекта - создание праздничной упаковки. Знакомство с параллелепипедом началась с просмотра видеороликов из музея упаковки, где ребята увидели различное оформление праздничных коробок, красивые упаковочные контейнеры. Самая распространенная по форме упаковка-коробка привлекла внимание своей простотой. На уроке ребята начинают свое знакомство с параллелепипедом с построения «скелета», т. е. строят каркас параллелепипеда из палочек разной длины. Потом переходят на «бумажный вариант» создания развертки, склеивания модели. Так достигается цель урока - вывод площади поверхности параллелепипеда. После практической деятельности ребята должны решить несколько теоретических задач: сколько краски, обоев потребуется для ремонта комнат, хватит ли листа картона для создания коробки, сколько кружев надо для оформления упаковки и т. д. Дома они должны оформить коробку - параллелепипед так, чтобы ее не стыдно было подарить. Поскольку тема изучается в конце апреля, и особых дат, где пригодилась бы красивая упаковка, нет, то можно вручить в приготовленных коробочках подарки одноклассникам на празднике окончания учебного года.
«Магия чисел»- это сборник детских проектов, которые могут подготовить
5-классники. В своих работах ребята должны собрать информацию о числах, пословицы, поговорки, составить ребусы, подготовить иллюстрации к литературным произведениям, в названиях которых встречаются числа.
Можно использовать в своей работе тесты интегрированных заданий. Сборник таких заданий «Наш Тульский край», проект «Наш Плавск в числах и задачах», который может стать общешкольным. Пока идет сбор информации, ребята посещают музеи Плавска, работают с информационными источниками, знакомятся с историей района, выполняют некоторые измерительные работы, числовые значения им пригодятся для задач. Результат проекта предполагает издание сборника тестов, задач, текстовой информации. Уверена, что данный проект будет интересен не только ученикам, но и родителям, которые надеюсь, подключатся к нам.
Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно её переработать, мы педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными, не требующими особого внимания. Именно сейчас, умение быстро обучаться и переобучаться, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей может стать залогом успеха каждого учителя. В начале, новые термины, вызывают смятение, страхи. Сейчас можно сказать, что проекты это не только не страшно, но и очень интересно.