Подготовка к ОГЭ

Носырева Светлана Викторовна

Материаля для подготовки к ОГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

1) Саша Белов был девятнадцатым ребенком в семье мелкопоместного шляхтича из Тульской губернии. (2)Беловы были живучи, и только четырех детей прибрал господь, а остальные женились, вышли замуж и расселились по соседству с родительской усадьбой. (3) Все земли окрест были беловскими, но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.

(4) Отец Саши, Федор Пахомыч Белов, служил когда-то в пехотных полках сержантом, а в отставку вышел по обычаю того времени в офицерском чине. (5) Человек он был простой, добрый и кроткий. (6) Любимая супруга его умерла родами, произведя на свет последнего, Сашеньку, и он один остался опорой многочисленного семейства.

(7) Беловы еле сводили концы с концами. (8) Дети, зятья, внуки, словно состязаясь в настырности, без конца делили отцовскую пенсию, усадьбу, тридцать душ крепостных и даже нехитрый скарб родительского дома. (9) Желание помочь многочисленной родне вынудили Федора Пахомыча заняться делом, казалось бы, вовсе ему не свойственным, - он начал писать письма, и этот эпистолярный труд скоро стал главным занятием в его жизни.

(10) "Всемилостивый граф, отец и благодетель! (11) Всенижайше прошу Вашего сиятельства простить мне, убогому, в моем дерзновении засвидетельствовать должное почтение и преданность мою..."- писал он важным адресатам, с коими состоял ранее в однополчанах. (12) Вспомнил он также всех родственников от Литвы до Урала, правильно полагая, что и от них может быть какая-то польза.

(13) Вряд ли нуждались сиятельные адресаты в изъявлении почтения убогого тульского помещика, но писем было написано так много, что обильный посев стал давать плоды и ретивый корреспондент начал потихоньку распихивать детей и внуков по полкам и учебным заведениям.

(14) Черновиками его, письмами, ответами были забиты до отказа два сундука, а Федор Пахомыч все писал и писал, уже не из рачения о потомстве, а находя невинную радость в таком общении с миром.

(15) По неведомой протекции был устроен в навигацкую школу и Саша. (16) Отец так и не понял толком, куда и зачем едет его младший отпрыск. (17) Вместе с тощим кошельком и родительским благословением он выдал сыну пухлую книжицу, исписанную фамилиями и адресами. (18)"В них помощь найдешь", - были последние напутственные слова родителя. (19) Кроме книжки, Саша получил пачку рекомендательных писем.

(20) Он с сомнением отнесся к родительскому дару, но по прибытии в Москву решил проверить некоторые из адресов, вооружился рекомендательными письмами и отправился с визитами.

(21) Саша имел приятную наружность, при этом был общителен и уверен в себе, и, хотя родительский дом не дал ему подобающего воспитания, сметливость, умение перенять и бойкий нрав, данные ему от природы, легко восполнили пробелы образования. (22) Скоро он был принят во многих домах, и принят радушно.

(по отрывку из книги Н.Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Фёдор Пахомыч Белов начал писать так много писем важным адресатам?»

  1. Он любил писать письма.
  2. Он хотел устроить судьбы своих детей.
  3. Ему нечего было делать.
  4. Он писал письма только богатым родственникам, чтобы попросить денег в долг.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Беловы еле сводили концы с концами.
  2. Вспомнил он также всех родственников от Литвы до Урала, правильно полагая, что и от них может быть какая-то польза.
  3. Все земли окрест были беловскими, но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.
  4. Скоро он был принят во многих домах, и принят радушно.

4Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С-, если после неё следует глухой согласный.»

5Из предложений 16-17 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН.»

6Замените устаревшее слово СКАРБ в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово

7Замените словосочетание С РОДИТЕЛЬСКОЙ УСАДЬБОЙ (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

8Выпишите грамматическую основу предложения 15.

9Среди предложений 16-19 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Желание помочь многочисленной родне вынудили Федора Пахомыча заняться делом, (1) казалось бы, (2) вовсе ему не свойственным, (3) - он начал писать письма, (4) и этот эпистолярный труд скоро стал главным занятием в его жизни.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.

12В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными подчинительной связью.

Всенижайше прошу Вашего сиятельства простить мне, (1) убогому, (2) в моем дерзновении засвидетельствовать должное почтение и преданность мою..."- писал он важным адресатам, (3) с коими состоял ранее в однополчанах.

13Среди предложений 12-14 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 20-22 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

(1) Как уже упоминалось, стипендия курсантов составляла рубль в месяц. (2) На эти деньги каждый должен был обеспечить себе мундир, квартиру и стол, а так как большинству учеников из дома присылали очень мало или ничего, то, чтоб не умереть с голоду, морские питомцы прирабатывали на стороне кто как мог.

(3) Белов репетиторствовал сына богатой вдовы. (4) Впрочем, жизнь его протекала в сфере, не доступной пониманию курсантов. (5) Он имел связи, ходил франтом, при этом был скрытен, а в разговоре умел напустить такого туману, так значительно намекнуть на свою принадлежность к высшим кругам, что никто не удивился бы, узнав, что вдова выдумана им для отвода глаз, для объяснения внезапных исчезновений и водившихся в карманах денег.

(6) Княжеский отпрыск Никита Оленев попал в навигацкую школу из-за каких-то семейных неурядиц, но подмогу из дома получал регулярно, и немалую, чем и выручал друзей в трудных ситуациях.

(7) Алексею судьба уготовила приработок самый ненадежный и экзотический. (8) Он играл в театре, труппа которого состояла из курсантов артиллерийской школы и семинаристов Славяно-греко-латинской академии.

(9) В театр Алексей попал случайно. (10) Один из самодеятельных актеров квартировал по соседству и уговорил Алешу пойти на представление. (11) В антракте шутки ради Алексей примерил женское платье, и надо же тому случиться, чтобы в этом наряде его увидела попечительница театра, женщина чрезвычайно влиятельная и активная. (12) "Где вы нашли такую красотку? - восторженно спросила попечительница. (13) "Это, ваше сиятельство, не красотка, а красавец", - проворчал суфлер. (14) Последнее замечание ничуть не смутило попечительницу. (15) В театре все женские роли играли мужчины. (16) "Ты будешь играть у нас Калерию",- сказала важная дама. (17) Алексей отказывался изо всех сил. (18) Он-де бесталантен, застенчив, но ничего не помогло.

(19) Через неделю после роковой примерки его вызвали в дирекцию навигацкой школы и намекнули, что если он откажется играть в театре, то, невелика птица, может и вылететь из родных Сухаревых стен в ближайшие же сутки. (20) И Алексей смирился.

(21) Благодетельница не оставила его своим вниманием. (22) После каждого спектакля он получал от нее деньги и богатые подарки. (23) На каждое представление он должен был непременно надевать все презенты, чем вызывал завистливые и злые насмешки актеров.

(по отрывку из книги Н.Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Алексей стал играть в театре»?

1) Ему нравилось играть на сцене женские роли.

2) Ему нравились нарядные костюмы.

3) Ему много платили.

4) Ему пригрозили отчислением из навигацкой школы.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Алексею судьба уготовила приработок самый ненадежный и экзотический.

2) Он имел связи, ходил франтом, при этом был скрытен, а в разговоре умел напустить такого туману, так значительно намекнуть на свою принадлежность к высшим кругам, что никто не удивился бы, узнав, что вдова выдумана им для отвода глаз, для объяснения внезапных исчезновений и водившихся в карманах денег.

3) После каждого спектакля он получал от нее деньги и богатые подарки.

4) "Где вы нашли такую красотку? - восторженно спросила попечительница.

4Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З-, если после неё следует звонкий согласный.»

5Из предложений 5-6 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н.»

6Замените многозначное слово СТОЛ в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7Замените словосочетание ВОСТОРЖЕННО СПРОСИЛА (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 7.

9Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

"Это, (1) ваше сиятельство, (2) не красотка, (3) а красавец",(4) - проворчал суфлер. "Ты будешь играть у нас Калерию",(5) - сказала важная дама.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

12 В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными сочинительной связью.

В антракте шутки ради Алексей примерил женское платье,(1) и надо же тому случиться,(2) чтобы в этом наряде его увидела попечительница театра,(3) женщина чрезвычайно влиятельная и активная.

13Среди предложений 5-8 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

(1) Никита Оленев снимал верхние апартаменты в богатом старинном доме на углу Сретенки и Колокольникова переулка. (2) Крутое, в два излома, крыльцо вело на второй этаж. (3) Три теплых помещения, два холодных, обширные сени и балкончик в затейливой резьбе - истинно княжеское помещение. (4) Под лестницей находились баня и хозяйский винный погреб со множеством дубовых и липовых бочонков. (5) Когда Никита был при деньгах, Гаврилу то и дело гоняли вниз с кувшином, а потом гурьбой шли в баню, ломая во дворе свежие березовые веники, чтобы как следует попариться.

(6) Воскресный день Никита проводил дома. (7) Он лежал в подушках на лавке, укутав ноги одеялом, и пытался читать. (8) Намедни он перепил морсу со льда, и у него болело горло, мучил то озноб, то жар, и злость за вынужденное свое безделье он срывал на камердинере Гавриле.

(9) - Ты зачем, чернокнижник, эти подозрительные рецепты в дом притащил? (10)Людей травить?

(11) - Грех вам, Никита Григорьевич, говорить такое. (12) Вы знаете, я эти книги читаю от природной склонности к перемешиванию различных компонентов с целью изобретения различных снадобьев.

(13) - Слова-то выучил -"компонентов"! (14) Фу, горечь какая! (15) И кисло, - сморщился Никита, выпив лекарство. - (16) Опять "незначительное количество незрелых померанцев"? (17) А почему воняет мерзко?

(18) - В этой настойке сложный букет трав для согретия груди, - торжественно произнес Гаврила. - (19) Незрелые померанцы идут для других целей.

(20) - Мне бы лучше незначительное количество спиртовой настойки да со зверобоем. (21) Это мне больше поможет.

(22) - Спирт при вашем телосложении зело вреден. - (23) Гаврила вздохнул. - (24) Яд он при вашем телосложении. (25) Будете принимать это питье, - он указал на бокал, - мане эт нокте, то есть утром и вечером.

(26) Никита рассмеялся.

(27) - Мне-то хоть латынь не переводи, эскулап. (28) Латынь для твоего телосложения - яд!

(29) Камердинер с отвлеченным видом уставился в окно.

(по отрывку из книги Н.Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Гаврила подозрительные рецепты в дом притащил»?

1) Для изобретения «различных снадобьев».

2) Лечить Никиту.

3) Делать настои для бани, когда туда пойдёт Никита.

4) Он коллекционировал рецепты.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Намедни он перепил морсу со льда, и у него болело горло, мучил то озноб, то жар, и злость за вынужденное свое безделье он срывал на камердинере Гавриле.

2) Под лестницей находились баня и хозяйский винный погреб со множеством дубовых и липовых бочонков.

3) В этой настойке сложный букет трав для согретия груди, - торжественно произнес Гаврила.

4) Будете принимать это питье, - он указал на бокал, - мане эт нокте, то есть утром и вечером.

4Из предложений 8-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением «приближение».

5Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «Если прилагательное образовано от существительного с основой на Н с помощью суффикса Н, то в нём пишется НН». 

6Замените просторечное слово ВОНЯЕТ в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7Замените словосочетание ЛИПОВЫХ БОЧОНКОВ (предложение 4), построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 27.

9Среди предложений 2-5 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

- Грех вам,(1) Никита Григорьевич,(2) говорить такое. Вы знаете,(3) я эти книги читаю от природной склонности к перемешиванию различных компонентов с целью изобретения различных снадобьев. - Фу,(4) горечь какая! И кисло,(5) - сморщился Никита,(6) выпив лекарство.

11Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

12В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между его частями, связанными сочинительной связью.

Намедни он перепил морсу со льда,(1) и у него болело горло,(2) мучил то озноб, (3)то жар, (4) и злость за вынужденное свое безделье он срывал на камердинере Гавриле.

13Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

(1) После того, как Саша Белов в последний раз махнул рукой и выбежал из ворот дома в Колокольниковом переулке, жизнь Никиты Оленева была заполнена одним - он ждал известий от отца. (2) Кажется, все сроки прошли, а нарочных из Петербурга с письмом и деньгами все не было. (3) Никита томился, нервничал. (4) Сама собой напрашивалась мысль, что отец не хочет его видеть, что тяготится самой необходимостью заботиться о сыне.

(5) Август в Москве был пыльным и жарким. (6) Занятия в навигацкой школе кончились до осени. (7) Скучая без друзей и вынужденного безделья, Никита вспомнил свое былое увлечение - рисование. (8) С утра, взяв картон и уголь, он уходил на весь день, чтобы, примостившись где-нибудь в тихом переулке, рисовать главки древних церквей, белокаменную резьбу на полукруглых апсидах и узорочье кокошников. (9) Удачные рисунки он развешивал в своей комнате.

(10) Особенно нарядной и веселой получилась церковь Ржевской Божьей Матери, стоящей на берегу глубокого Сивцева оврага. (11) Гаврила долго рассматривал рисунок, потом вздохнул.

(12) - Похоже на наш Никольский храм. (13) Тоже на холме стоит. (14) А помните, Никита Григорьевич, надвратную надпись на нашем храме? (15) "Пусть будут отверсты очи твои на храм сей ночью и днем". (16) Матушку вашу покойную, княгиню Катерину Исаевну, очень эта надпись умиляла.

(17) И словно спохватившись, что сказал лишнее, он поспешно вышел из комнаты.

(18) Никита благодарно улыбнулся ему вслед. (19) Гаврила, сам того не ведая, почувствовал в рисунке то настроение, в котором Никита провел весь предыдущий день. (20) Шумела на ветру ольха, перекатывались по галечному дну воды тихой речки Сивки, старинная колокольня парила над Сивцевым оврагом. (21) Ничто округ не напоминало присутствия большого города, и Никите казалось, что он опять на родительской мызе, за спиной стоит мать и, как бывало в детстве, водит углем, зажатым в его руке, и оттого линии на бумаге ложатся четко и ровно.

(22) В этот вечер он лег с твердым намерением пойти завтра к тетке и узнать, не имеет ли она каких-либо сведений об отце.

(23) Ирина Ильинична жила на Тверской улице в двухэтажном каменном особняке. (24) Дом был построен при государе Алексее Михайловиче и отвечал всем требованиям тогдашней архитектуры, но ряд пристроек, сделанных сообразно моде последнего времени, совершенно изменил его облик, и теперь он являл собой странную помесь русской барской усадьбы и жилища голландского буржуа. (25) Высокие окна с рамами на двенадцать стекол мирно уживались с подслеповатыми, забранными решетками, оконцами старой части дома. (26) Просторный двор, отгороженный от мира бревенчатым забором, был распланирован наподобие цветника и украшен двумя жалкими беседками.

(27) К покосившейся колонне одной из беседок был прикован лохматый пёс. (28) При виде Никиты он оскалился, залился злобным лаем и так натянул цепь, что, казалось, неминуемо должен был свалить хлипкое сооружение.

(29) На стук в дверь вышел молодой краснощекий мужик, одетый несколько необычно: немецкого покроя камзол и франтоватый парик были под стать иностранной пристройке дома, а холщовые порты, заправленные в нечищеные сапоги, вызывали твердую уверенность в том, что никакая сила не может выбить из мужика русский дух. (30) Он хмуро окинул Никиту взглядом, словно раздумывая, сразу ли захлопнуть дверь или выслушать пришедшего.

(по отрывку из книги Н.Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Никита Оленев нервничал»?

1) У него не получалось красиво нарисовать церковь.

2) Он боялся идти к тётке.

3) Он ждал известий от отца.

4) В Москве было очень жарко.

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Гаврила, сам того не ведая, почувствовал в рисунке то настроение, в котором Никита провел весь предыдущий день.

2) Особенно нарядной и веселой получилась церковь Ржевской Божьей Матери, стоящей на берегу глубокого Сивцева оврага.

3) Сама собой напрашивалась мысль, что отец не хочет его видеть, что тяготится самой необходимостью заботиться о сыне.

4) Ирина Ильинична жила на Тверской улице в двухэтажном каменном особняке.

4Из предложений 29-30 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением «присоединение».

5Из предложений 27-29 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН.»

6Замените книжное слово УМИЛЯЛА в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7Замените словосочетание БРЕВЕНЧАТЫМ ЗАБОРОМ (предложение 26), построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8Выпишите грамматическую основу предложения 27.

9Среди предложений 14-17 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

После того, (1) как Саша Белов в последний раз махнул рукой и выбежал из ворот дома в Колокольниковом переулке, (2) жизнь Никиты Оленева была заполнена одним - он ждал известий от отца. Кажется,(3) все сроки прошли,(4) а нарочных из Петербурга с письмом и деньгами все не было

11Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.

12В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными подчинительной связью.

На стук в дверь вышел молодой краснощекий мужик,(1) одетый несколько необычно: немецкого покроя камзол и франтоватый парик были под стать иностранной пристройке дома,(2) а холщовые порты,(3) заправленные в нечищеные сапоги, вызывали твердую уверенность в том, (4) что никакая сила не может выбить из мужика русский дух.

13Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 19-22 найдите сложное предложение с бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Время меняет людей. Но кроме времени, есть еще одна категория, воздействующая на тебя, может быть, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание — это особенный талант, и без него трудно оставаться человеком. 

Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них – и дети. Да, несчастья и беды — это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками. Несчастье кажется нетипичным, а типичным — счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе. 

Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли не трудно. Труднее плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствие — наши добродетели». (По А. Лиханову.)

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде — очень распространенное явление, и свидетельствует оно о незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости. 

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, — человеческой жизни. И сильный человек, понимая все это, как раз и силен своим благородством и великодушием. 

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно — это нужно, действительно нужно! Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (По Д.С. Лихачеву)

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. 

Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. 

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств. (По Д.С. Лихачёву.)

Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы, или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом когда-то стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для нас самих наполняют нашу жизнь, делая ее объемной, глубокой, осмысленной. 

Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно, оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом "сейчас", она обретает протяженность. 

А еще через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяженность моей жизни как будто дополняется объемом: я не один в моем прошлом. 

Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя ее частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни.

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного
человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы.
Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся
расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них
выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет
выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им
удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в
тиранов.
Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как
финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться
он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он
чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно
выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят
несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.
Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто
управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход
сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.
(По Михаилу Литвиновичу Литваку)

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.
Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно,
удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.
(По Андрею Николаевичу Москвину)

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое
искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это
выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это
познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто
отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как
его след в истории.
Момент обращения человека к творчеству, быть может, является
величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через
искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои
особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет
соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от
нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и
понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт
возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к
искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной
не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.
(По Юрию Васильевичу Бондареву)

Кто из людей не испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц-никогда. птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.
Самая богатая музыка-музыка природы. Один канадский композитор ввёл специальное понятие-"звуковой ландшафт". По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках-они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои "голоса", разные днём и ночью.
Природа не производит шум. Рёв бури, шелестящий лист, скороговорка дождя- во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада-вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность.
(По. В. Борейко) 164 сл.

Не помню где, в воспоминаниях какого-нибудь революционера, я вычитал трогательную историю о травинке.
Арестанту, заключенному в одиночке, принесли из большого мира стопу книг. Он стал читать книги и вдруг увидел, что к книжной странице прилипло крохотное семечко. Непонятное волнение охватило его. В безжизненном каменном мешке арестант посмотрел на семечко другими глазами. Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес и оно помещается в крохотной, едва различимой соринке.

У арестанта появилась банка с землей. Дрожащими руками человек опустил семечко в землю. Семечко в конце концов проросло, и это очень обрадовало человека. Да и как могло не обрадовать. Чудо, к которому мы так привыкли только потому, что оно происходит вокруг нас всегда в миллионно-миллиардном повторении, начало происходить и развертываться на глазах у потрясенного узника. Кустик был красив, а вернее сказать – прекрасен. Он радовал глаз законченностью, стройностью и той разумностью, которая не поддается анализу и объяснению, но которая воспринимается человеком, может быть, потому, что и сам он является ее частицей.

Арестант в воспоминаниях утверждал, что у него в жизни не было радости более полной и острой, нежели та, которую подарила ему земляника, выросшая в разбитой плошке. А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых – вот одно из побочных назначений всякого растения, и в особенности цветка.
(по В. Солоухину) 220

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством — в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, — надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убежден: необходимо. Память — наша история. Каким будет взгляд на нее ребенка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие ее факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них.

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. 
 Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, — это необходимо человеку, чтобы оправдать свое существование на земле. Память истории — это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем прадеде, который был фронтовиком.
(Е. Линд) 236

Охота на мечту – самый интересный вид охоты. Для того чтобы стать охотником, не требуется лицензии, охота разрешена и доступна детям и престарелым, женщинам и мужчинам.

Начинающий охотник должен помнить, что успешность охоты зависит не только от сноровки охотника и проворности мечты, но еще и от количества охотников. Если одну и ту же синюю птицу ловит миллион человек, то шансов ее поймать мало. Отсюда вывод: надо охотиться на уникальную мечту, такую, какой почти ни у кого нет.

Снаряжение для охоты на мечту необходимо всегда содержать в чистоте. Говорят, синяя птица не летит в грязные руки. Чистый, незамутненный взгляд на вещи помогает разглядеть синюю птицу в синем небе, а чистые помыслы – удержать ее и даже уговорить петь в неволе. Начинающим охотникам мы рекомендуем двигаться к мечте не торопясь, но уверенно. Ваше спокойствие и настойчивость помогут мечте двинуться вам навстречу.
(По С. Паниной)

В привычной суете и занятости учёбой, друзьями, компьютером, спортом мы не находим время оглянуться вокруг себя и увидеть то, что нас с вами окружает, что не перестаёт удивлять.

Кошка была приручена в Древнем Египте примерно 5 тысяч лет назад. Египет был крупнейшей агарной державой,и запасы зерна необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Пушистых охотников, истребляющих крыс и мышей,египтяне считали священными животными. Не случайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова,а богиню плодородия и материнства Бастет изображали в виде кошки.

В Китае кошка символизировала материнство. Верили,что если повесить на дверь комнаты молодой матери пучок кошачьей шерсти,малыш обязательно будет счастлив,а в Японии хозяином кошки мог стать только очень обеспеченный человек. Содержание животного требовало огромных расходов: питомца было приятно наряжать,кормить только из золотой и серебряной посуды специально приготовленной пищей и даже приставлять к нему персонального слугу.

Сегодня кошка-одно из самых любимых домашних животных и символ уюта,а многие древние приметы о её поведении сохранились и по сей день.

Обиды,которые в наших взаимоотношениях мы наносим друг другу,не объясняются непосредственно нашей злой волей. Люди не причиняют друг другу зла в силу какой-то особой жестокости,зверства. Непосредственной причиной нанесения ближним обид часто бывает отсутствие необходимого опыта общения,неумение пойти навстречу окружающим,чрезмерное увлечение собой.

После того как человек нанес обиду,он может опомниться,но чаще всего это происходит с большим опозданием. Ранящие слова уже произнесены. Боль,которую человек пытается насильно переложить на ближнего,рано или поздно возвращается к обидчику,причем зачастую с двойной силой.

И хотя человек порой действительно не ведает,что творит,когда причиняет зло тем,кого больше всего любит,однако это не означает,что он может чувствовать себя свободным от ответственности за собственные слова и поступки,которыми он нанес своим близким столько обиды и зла. Унижение окружающих, применение насилия к ним является выражение чувства собственной слабости.(139слов)

Слово «характер» пришло в русский язык из греческого, в переводе оно означает «признак, особенность». В зависимости от существующих у человека волевых качеств формируется или сильный, или слабый характер, поэтому воля и характер тесно между собой связаны.
Как воспитать у себя сильную волю и характер? Эти качества утверждаются в человеке при преодолении различных препятствий — внутренних и внешних. Внутренние препятствия создаются самим человеком – его ленью, пугливостью, упрямством, ложным самолюбием, стеснительностью, пассивностью, сомнениями. Внешние могут создаваться другими людьми или трудностями выполнения задачи.
С чего следует начинать воспитание сильной воли и характера? Проще всего с достижения не слишком трудных целей, а затем постепенно их усложняя. Это даст возможность укрепить веру в себя и приобрести необходимый опыт. Очень важным условием воспитания силы ноли и твёрдого характера является систематическая тренировка в преодолении трудностей. Если её избегать в повседневной жизни, то можно оказаться беспомощным в серьёзных испытаниях. А кому же хочется казаться слабым и бесхарактерным в глазах окружающих?
(151 слово) (По Т. Морозовой)

Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души...
Не забывайте и о самых близких — родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достаётся меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь.
Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.
(135 слов) (По В. Бессоновой)

Ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.
Манеры — это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки. Дурными манерами принято считать развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемую в пренебрежении к чужим интересам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении» сдерживать своё раздражение, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек, прозвищ.
Обязательным условием культурного общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой. Одним словом, о вас скажут ваши манеры.
(147 слов) (Из материалов Интернета)