Дистанционный курс «От Древней Руси до современной России»
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА
Дистанционный курс «От Древней Руси до современной России» призван решить несколько важных задач. В условиях гуманитаризации средней школы он должен помочь учащимся:
- понять и уметь объяснять сложные и противоречивые события отечественной истории;
- уметь сравнивать ход исторического развития российской и мировой цивилизаций;
- уметь анализировать особенности проявления главных факторов всемирного исторического процесса в истории России IX-XX вв.;
- увидеть те факторы, которые в течение длительного времени определяли историческое развитие России: особенности политического и экономического развития страны, становление и развитие социальной структуры российского общества, динамику взаимоотношений власти и общества, национальную политику государства и др.;
- осмыслить историю Российского государства IX-XX вв. для использования исторического опыта и его уроков в жизни, учебной и общественной деятельности.
В результате самостоятельной работы по изучению курса учащийся должен приобрести знание содержания, сущности и характера исторического процесса развития российского общества.
Мы надеемся помочь ученику уяснить как логику, так и диалектику исторического процесса, сформировать целостное представление об историческом пути России и успешно подготовиться к экзамену по истории.
Уверены, что полученные знания и практика историко-познавательной деятельности в ходе самостоятельной работы расширят общий кругозор, повысят интеллектуальное развитие и сформируют у учащихся умения и навыки, необходимые в учебной деятельности.
Программа
дистанционного курса «От Древней Руси до современной России»
Блок -модули | темы | содержание |
Введение. | История России — часть всемирной истории. Основные этапы развития исторической мысли в России. | |
Модуль I. Народы и древнейшие государства на территории России | Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России |
|
Модуль II. Русь в IX – начале XII века. | Тема 1. Возникновение государственности у восточных славян. |
|
Тема 2 | Дискуссии о происхождении Древнерусского государства. |
|
Тема 3. | Принятие христианства на Руси. |
|
Тема 4. | Расцвет Киевской Руси (конец Х – середина XII вв.) |
|
Тема 5. | Культура Киевской Руси. |
|
Модуль III. Период удельной раздробленности Руси. | Тема1. Государственная раздробленность русских земель в XII – середине XV вв |
|
Тема 2. | Монголо – татарское нашествие на Русь. Монголо – татарское иго. |
|
Тема 3. | Экспансия с Запада и её роль в истории народов Руси и Прибалтики. |
|
Тема 4. | Особенности русской культуры в период феодальной раздробленности. |
|
Модуль IV. Россия в период складывания централизованного государства | Тема 1. Образование единого Российского государства. |
|
Тема 2. | Российское государство во второй половине XV-XVI веках. |
|
Тема 3. | Внешняя политика России в XV – XVI веках. |
|
Модуль V. Россия в период Смутного времени. | Тема 1. Россия в период Смутного времени. |
|
Модуль VI. История России XVII веке | Тема 1 Правление первых Романовых. |
|
Тема 2 | Внешняя политика в XVII веке. |
|
Тема 3 | Развитие культуры в XVII веке. | 1. Обучение грамоте. Круг чтения. 2. Школы и академия. 3 Научные знания. 3 Фольклор. 4. Развитие литературы. 5. Развитие архитектуры. 6 Развитие изобразительного искусства. 7 Возникновение театра. |
Модуль VII. Россия при Петре I | Тема 1 Россия в начале XVIII века. Внутренняя политика Петра I. | 1. Правление царевны Софьи 2. Внутренняя политика Петра. Великое посольство. 3. Реформы органов власти и управления 4. Преобразования в промышленности и торговле. 5. Военная реформа. 6. Социальные реформы Петра. 7. Итоги реформ: «Табель о рангах» 8. Церковная реформа 9. Оценка петровских преобразований. |
Тема 2 | Внешняя политика Петра I. |
|
Модуль VIII. История России в XVIII веке | Тема 1. Эпоха дворцовых переворотов (от Екатерины I до Петра III) |
|
Тема 2. | Внутренняя политика Екатерины II. |
|
Тема 3. | Внешняя политика Екатерины II. |
|
Тема 4. | Правление Павла I. |
|
Тема 5. | Развитие культуры в XVIII веке. |
|
Модуль IX. История России в XIX веке | Тема 1. Россия в начале XIX века |
|
Тема 2. | Внешняя политика России в начале XIX века. | 1. Направления внешней политики Александра I в начале XIX века 2. Западное направление. Участие России в антифранцузских коалициях. Первый этап войны. 3.Северное направление. 4.Московское направление. 5.Южное направление. 6. Бородино и Москва (август – сентябрь) 7.Захват Москвы 1812 8.Второй этап войны: освобождение. 9. Северное направление. 10. Южное направление. 11.Итоги войны 12.Хронология Отечественной войны 1812 года. Заграничные походы русской армии. 13. Венский конгресс. |
Тема 3. | Правление Александра I после Отечественной войны 1812 года. |
|
Тема 4. | Внутренняя политика Николая I. | 1. Деятельность Третьего отделения, усиление цензуры. 2. Теория “официальной народности”. 3. Разрастание бюрократического аппарата. Сущность бюрократического управления 4.Кодификация законов. 5.Крестьянский вопрос при Николае I 6. Факторы развития общественного движения 1830 -1850 – х г.г. 7.Общественно – политическое движение конца 1820 – начала 1830 –х г.г. 8. Общественное движение 40- х годов. Славянофильство. 9. Общественное движение 40- х годов. Западники. 10. Революционная демократия. |
Тема 5. | Внешняя политика Николая I. |
|
Тема 6. | Внутренняя политика Александра II. | 1. Начало правления. Предпосылки «великих реформ». 2. Отмена крепостного права в России. Манифест 19 февраля 1861 года. 3. Земская реформа 1864 год. 4. Городская реформа 1870 год. 5.Судебная реформа 1864 год. 6. Военная реформа 1874 год. 7.Реформа полицейского аппарата. 8. Экономическая реформа 1862 -1868 г.г.. 9. Реформы просвещения и цензуры. 10. Усиление реакции. |
Тема 7. | Внешняя политика Александра II. | 1. Западное направление внешней политики России. 2. Восточный кризис и русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. 3. Среднеазиатское направление. 4. Борьба с Кокандским ханством. 5. Борьба с Бухарским эмиратом. 6.Присоединение Хивинского ханства. 7. Присоединение Туркменских племён. Значение присоединения Средней Азии. 8. Дальневосточное направление внешней политики. |
Тема 8 | Внутренняя политика Александра III. Контрреформы. |
|
Тема 9 | Внешняя политика Александра III. |
|
Модуль X. Россия в начале XX века | Тема 1. Российская империя на рубеже XX века. | 1. Территория Российской империи. 2. Геостратегическое положение Российской империи. 3. Население российской империи в начале XIX века. 4. Особенности структуры российского общества. 5.Положение буржуазии и пролетариата. 6. Положение поместного дворянства и крестьянства. 7. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция. 8. Развитие экономики России. Сельское хозяйство. 9. Уровень промышленного развития. 10. Органы государственной власти в XIX-ХХ веках. Государственный Совет |
Тема 2. | Внешняя политика начала XX века. Русско – японская война. |
|
Тема 3. | Первая русская революция 1905 -1907 годов. | 1. Стачечное движение рабочих на рубеже XIX - XX вв. 2. Крестьянское движение 3. Возникновение на рубеже XIX- ХХ вв. социал-демократических и неонароднических партий и групп. 4. Начало революции 1905 - 1907 гг. ее характер и движущие силы. 5. Нарастание революции (весна-лето 1905 г.) 6. Высший подъём революции (декабрь 1905 года) 7. Отступление революции (1906- весна 1907) 8. Основные политические партии и их программы. 9. I и II Государственные думы. 10. Государственный переворот 3 июня 1907 г. Итоги и значение революции 1905 - 1907 гг. |
Тема 4 | Внутренняя политика самодержавия в 1907 – 1914 г.г. | 1. «Третьеиюньская политическая система». III Государственная дума. Столыпин и его программа. 2. Столыпинская аграрная реформа. 3.Рабочий и национальный вопросы. 4. Распад «третьеиюньской системы». 5. Революционное и общественное движения. 6. IV Дума и русская буржуазия. |
Тема 5 | Русская культура конца XIX начала XX века. «Серебряный век». | 1. Развитие образования. 2. Достижения в науке и технике. 3. Развитие гуманитарных наук. 4.Направления в музыке, живописи. Развитие театра. 5. Развитие педагогики и просвещения |
Тема 6. | Внешняя политика 1905 -1914. Первая мировая война | 1. Международное положение России после русско – японской войны. 2. Боснийский кризис 1908 - 1909 гг. Россия и Балканские войны 1912-1913 гг. 3. Россия и Балканские войны 1912-1913 гг. 4. Причины Первой Мировой войны. Начало. 5. Хронология событий Первой мировой войны 1914 -1915 года. 6. Военные события 1915-1918 года. 7. Итоги Первой мировой войны. |
Модуль XI . Россия 1917 - 1941 г.г | Тема 1. От Февраля к Октябрю 1917 года. | 1. Причины и характер Февральской революции. 2. Восстание Петрограде 27 февраля 1917 года. 3.Образование Временного правительства. Отречение от престола Николая II. 4. Свержение старой власти в Москве и на периферии. Первые декреты Временного правительства 5. Сущность двоевластия. Кризисы временного правительства. 6. Завершающий этап демократического развития страны сентябрь – октябрь 1917 года. Итоги. |
Тема 2. | Октябрьский переворот. Становление советской власти. | 1. Приход к власти большевиков. Первые Декреты. 2. Разгон Учредительного собрания. 3. Становление системы Советов. 4. Конституция РСФСР 1918 года. 5. Социально-экономическая политика советского правительства. 6. Политика «военного коммунизма» 7. Итоги политики «военного коммунизма» |
Тема 3. | Гражданская война в России. | 1. Начало Гражданской войны. Карта военных действий. 2. Главные события на фронте и в тылу. Май – ноябрь 1918 года. 3. Ноябрь 1918 – март 1919 годов. 4. Март 1919 г. - март 1920 г. 5. Апрель – ноябрь 1920 года. 6. Завершение гражданской войны (1921 -1922 года) 7. Причины победы большевиков в гражданской войне. |
Тема 4. | Новая экономическая политика. Образование СССР. | 1. Причины введения НЭП. 2. Цели, противоречия и результаты нэпа 3. Внутрипартийная борьба в 20- е годы 4. Образование СССР |
Тема 5. | Великий перелом. Внутренняя политика СССР в 1930 – е годы. | 1. Хлебозаготовительный кризис зимы 1927- 1928 годов. 2. Коллективизация в СССР 3. Политическая жизнь в СССР. Массовые репрессии 4. Социалистическая индустриализация СССР 5. Первые пятилетки. 6. Результаты и последствия «великого перелома» |
Тема 6. | Внешняя политика СССР в 1920 -1941 г.г.. | 1. Международное положение Советской России в начале 1920 года. 2. Внешняя политика советского государства конец 1920 -1933 года 3. Внешняя политика в 30-е гг. Борьба за «коллективную безопасность» 4. Договор «Риббентроп-Молотов» и его последствия 5. Начало II Мировой войны. 6. Советско-финская война 1939 -1941 г.г.. |
Тема 7. | Советская культура 1917 -1941 г.г.. | 1. Формирование тоталитарной культуры 2. Литература в 20-е — 30-е гг. «Социалистический реализм» 3. Кинематография — молодая отрасль культуры. 4.Музыкальное искусство. 5.Изобразительное искусство 6. Образование. 7.Развитие науки и техники. |
Модуль XII . СССР во Второй мировой войне | Тема 1: Начало великой Отечественной войны Этап стратегической обороны ( 1941-1942 г.г..) | 1. СССР накануне войны. 2. Основные этапы Великой Отечественной войны 1941 -1945г.г.. 3. Вероломное нападение Германии на СССР. 4. Отступление советских войск . 5. Битва за Москву. 6 Начало контрнаступления до апреля 1942 г. 7. Причины неудач Красной Армии. |
Тема 2. | Коренной перелом в ходе войны (1942 -1944 г.г.). | 1.Основные события периода коренного перелома. 2. Сталинградская битва. 3. Прорыв блокады Ленинграда (1943г.). 4. Битва на Курской дуге. 5. Освобождение Берлина. 6. Итоги боевых действий в Европе СССР и его союзников в июне –декабре 1944 года. 7. Советско-японская война 8.Партизанское движение. 9. Культура Великой Отечественной. |
Тема 3. | Внешняя политика СССР 1941-1945г.г.. Итоги и цена Победы. | 1. Создание антигитлеровской коалиции 2. Второй фронт. 3. Послевоенное устройство мира. Международные конференции. 4.Итоги войны. Политические последствия войны. 5. Цена Победы. |
Модуль XIII . СССР 1945 - 1985 | Тема 1. СССР в 1945 -1953 г.г.. | 1. Послевоенная экономика СССР. 2. Новый виток репрессий. 3.Депортация народов 1941-1953 г.г.. 4. Идеология и культура. 5. Внешняя политика СССР 1941-1953г.г.. 6. Корейская война. |
Тема 2. | СССР в 1953 -1965 годах. | 1. Альтернативы развития страны после смерти Сталина. 2. Борьба за власть после смерти Сталина 3. Реабилитация 4. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций” 5. Конституционный проект 1962-1964 гг.” 6. Реформы Н.С. Хрущёва. 7. Внешняя политика 1953 -1965 годов. |
Тема 3. | СССР во 2 –й половине 1960 – начале 1980 годов. |
|
Модуль XIV. Россия 1985 -2009 | Тема 1. Перестройка в СССР. Распад СССР. |
|
Тема 2. | Внешняя политика СССР. Успехи и просчёты. |
|
Тема 3. | Российская Федерация в 90- е годы XX века. |
|
Тема 4. | Современная Россия: политика и экономика. | Россия в 2000 -2009 годах |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Лебедева Т.В. Дистанционный курс по истории России. Модуль I
Тема 1: Народы и древнейшие государства на территории России.
ТЕМА: НАРОДЫ И ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Первобытнообщинный строй на территории нашей страны
2.Великое переселение народов.
3. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи.
4. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
5. Практикум.
6. Проверь себя!
7. Литература.
Предварительный просмотр:
Лебедева Т.В. Дистанционный курс по истории России. Модуль II
Тема 1: Возникновение государственности у восточных славян.
ТЕМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У СЛАВЯН (IX – XII века)
СОДЕРЖАНИЕ
- Предпосылки для создания государства у восточных славян. Периодизация.
- Рюрик – основатель династии Рюриковичей
- Киевский князь Игорь Старый.
- Княгиня Ольга Мудрая.
- Князь Святослав: «Иду на вы!».
- «Повесть временных лет»: « Откуду єсть пошла Руская земля»
- Управление древнерусским государством.
- Практикум.
- Проверь себя!
- Литература.
Предпосылки для создания государства у восточных славян. Периодизация. | К IX веку у славян складываются условия образования государства:
Основные этапы формирования древнерусского государства
| ||||||||||||||||||||||||||||
Рюрик – основатель династии Рюриковичей Рюрик был основателем династии Рюриковичей – династии русских князей, а затем и царей, правившей 736 лет, с конца IX по XVI век. Последний из Рюриковичей – царь Федор Иоаннович – умер в 1598 году. По летописной легенде, Рюрик, руководитель варяжского племени "рос" или "русь", был призван ильменскими славянами на княжение в Новгород. | |||||||||||||||||||||||||||||
Вещий Олег (882 – 912) Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он приехал вместе с дружиной Рюрика, получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сыном Рюрика Игорем. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Его основной задачей было присоединение к своему государству земель по течению Днепра. Прежде всего, он захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев "матерью городов русских". Новгород при нем был вторым по значению городом. Киевский князь Игорь Старый (912 -945) Согласно летописи, князь Игорь принял власть в 912 году после смерти Олега, находясь уже в зрелом возрасте. После смерти Олега, почувствовав более слабую руку, древляне отказались | |||||||||||||||||||||||||||||
было выплачивать установленную дань, но князь Игорь усмирил бунт и заставил древлян подчиниться. Игорь совершил ряд походов, но такой удачи, как у Олега, уже не было. В 913 году под предводительством Игоря, был совершен поход на побережье Каспийского моря, подступы к которому находились под контролем хазар. Поэтому в качестве платы за пропуск им была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной. Половину русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено. В правление князя Игоря территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. В 915 году князю Игорю удалось заключить с ними союз, и 5 лет они не тревожили русские земли. В 941 году князь Игорь предпринял поход на Царьград, который закончился очень печально для русского войска: византийцами был применен так называемый "греческий огонь" и большая часть войска князя была уничтожена. Желая смыть позор после поражения первого похода на Царьград, князь Игорь собрал второй поход. В 944 году объединенное войско русичей , варягов и печенегов отправилось на юг. Предупрежденные болгарами и хазарами "о руси без числа", византийцы предложили мир на выгодных для русичей условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, князь Игорь принял предложение императора. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор. После этого похода князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: "Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги; пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы". (Карамзин) После долгих уговоров князь Игорь отправился со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав дань недостаточной, князь Игорь решил собрать дань еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили. Это произошло в 945 году. В целом деятельность русских князей первой половины X века можно охарактеризовать так: | |||||||||||||||||||||||||||||
Ольга Мудрая (945 – 964) Князь Игорь был женат на псковитянке Ольге, которую по одной из легенд ему избрал Олег в 903 году, и имел сына Святослава. Князь Игорь правил 32 года. по свидетельству летописцев, Ольга вышла замуж за князя Игоря в 903 году. Относительно происхождения Ольги летописи расходятся во мнении. Согласно одним, Ольга – простая сельская девушка из Пскова, встретившая князя Игоря на охоте и полюбившаяся ему с первого взгляда. Другие намекают, что Ольга – дочь князя Олега и имя свое приняла в его честь. После смерти мужа княгиня Ольга правила государством до достижения совершеннолетия ее сыном Святославом. Ей помогали двое знаменитых воевод: Асмуд и Свенельд.
| |||||||||||||||||||||||||||||
Князь Святослав (964 -972): «Иду на вы» Святослав был сыном князя Игоря и княгини Ольги. После убийства древлянами князя Игоря Святослав был слишком мал, чтобы править государством: ему было всего три года. До его совершеннолетия правила княгиня Ольга. Летопись сохранила описание начала военной карьеры Святослава. Желая отомстить за мужа, княгиня Ольга собрала большое войско и направилась в Древлянскую землю. Войско киевлян "встретилось с ними, и младый Святослав сам начал сражение. Копие, брошенное в неприятеля слабою рукой отрока, упало к ногам его коня; Асмуд и Свенельд, ободрили воинов примером юного героя и с восклицанием: "Друзья! Станем за князя!" – устремились в битву...". (Карамзин) Так с самого детства была определена жизнь Святослава – князя-воина. Подробнее см. карту «Внешняя политика первых русских князей» | |||||||||||||||||||||||||||||
«Повесть временных лет»: « Откуду єсть пошла Руская земля» "Повесть временных лет",общерусский летописный свод, составленный в Киеве во 2-м десятилетии XII в. и положенный в основу большинства дошедших до настоящего времени летописных сводов. Как отдельный самостоятельный памятник "П. в. л." не сохранилась. Её старшими и основными списками являются Лаврентьевская летопись, где отразилась 2-я редакция "П. в. л.", и Ипатьевская летопись, где отразилась 3-я редакция "П. в. л.". В списках некоторых летописных сводов составителем "П. в. л." назван монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Исследователи XVIII – XIX вв. считали Нестора первым русским летописцем, а "П. в. л." — первой русской летописью. Изучение летописания А. А. Шахматовым, М. Д. Присёлковым, Д. С. Лихачевым, А. Н. Насоновым, М. Н. Тихомировым, Л. В. Черепниным, Б. А. Рыбаковым и другими показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие "П. в. л.", а сама "П. в. л." не является единым произведением. После своего появления "П. в. л." ещё дважды подвергалась переработкам. Источниками 1-й редакции "П. в. л." послужили Киево-Печерский свод конца XI века., русско-византийские договоры X века., "Хронограф по великому изложению" — древнерусское компилятивное сочинение по всемирной истории, византийская хроника Георгия Амартола, житие Василия Нового, соч. Епифания Кипрского, тексты Священного писания, "Сказание о грамоте Словенской", предания о восточно-славянских племенах, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы Яна Вышатича, монахов Киево-Печерского монастыря и др. Нестор был первым древнерусским феодальным историографом, который связал историю Руси с историей восточно-европейских и славянских народов и со всемирной историей, как она понималась в то время. После неоконченной статьи 1110 в "П. в. л." содержится запись о написании летописи в 1116 игуменом Сильвестром, который создал новую, 2-ю редакцию "П. в. л.". Сильвестр был игуменом Михайловского Выдубецкого монастыря, семейного монастыря Владимира Мономаха. Он частью опустил, а частью изменил последние статьи 1-й редакции "П. в. л.". При переделках Сильвестр большое внимание уделил Владимиру Мономаху, преувеличив и приукрасив его роль в событиях конца XI — начала XII вв., и ввёл ряд дополнений в "П. в. л.". В 1118 "П. в. л." была подвергнута новой переделке. В центре внимания 3-й редакции "П. в. л." остаются события, связанные с домом Мономаха, главным образом с сыном Владимира — Мстиславом. Последний редактор "П. в. л." дополнил свой источник данными о семейных делах Владимира Мономаха и его отца Всеволода, уточнил данные о византийских императорах, в родстве с которыми состояли Мономахи. В целом же "П. в. л." сохранила то значение, какое придал ей Нестор, — первого на Руси историографического труда, в котором история Древнерусского государства была показана на широком фоне событий всемирной истории. Летописцы призывали князей к единству и защите русской земли от внешних врагов. Летопись вобрала в себя родовые предания, повести, сказания и легенды исторического и сказочно-фольклорного характера, жития первых русских святых, произведений современной летописцам литературы. Язык летописи тесно связан с живым русским языком XI —XII вв., отличается лаконичностью и образностью. Рассказы "П. в. л." неоднократно использовались русскими писателями (А. С. Пушкин, А. Н. Майков, А. К. Толстой и др.). Источник: http://slovari.yandex.ru/ | |||||||||||||||||||||||||||||
Посадник 1) наместник князя в землях Древнерусского государства X—XI вв. 2) Высшая государственная должность в Новгороде в XII—XV вв. и Пскове в XIV — начале XVI вв. Избирался из знатных бояр на вече. Князь- 1) Вождь племени или союза племён у восточных славян, правитель государства или государственного образования, удельного княжества. 2) Почётный наследственный дворянский титул; с XVIII в. жаловался императором за особые заслуги Дружина — в Древней Руси войско для сбора дани и охраны князя. Полюдье — сбор дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в X веке первыми князьями Киева Одним из признаков государства является постоянный государственный налог, взимаемый властью на всей подвластной ей территории. Потому важным для понимания характера раннефеодального государства является вопрос о дани. Понятие "дань" можно трактовать по-разному.
В этот период истории встречаются все виды дани, но только два последних характерны для раннефеодального государства. Раннефеодальная монархия существует еще параллельно с институтами общинного самоуправления, оставшимися с периода военной демократии. Власть внутри общины свободных жителей принадлежит совету старейшин, и княжеская власть - власть государственная - носит по отношению к общине внешний характер, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь общины. Государственная власть по отношению к общине выполняет ограниченное число функций: обороняет от внешних врагов, разбирает наиболее важные споры и конфликты, то есть творит суд, и в качестве вознаграждения за это взимает дань. Власть князя еще сильно зависит от общины: община призывает и изгоняет князя, община формирует ополчение для отпора внешним врагам. Ведь сами княжеские дружины были немногочисленны. К тому же многочисленная военная дружина требовала большой дани. Призывая князя, прежде всего, рассчитывали не на количество воинов, с ним приходящих, а на его полководческий талант. Князь постоянно нуждался в помощи общинного ополчения и при совершении походов на соседние земли или на богатую Византию за данью. С малочисленной княжеской дружиной, без общинного ополчения (воевавшего за часть военной добычи) добиться успеха было невозможно Вече - (общеславянское; от старославянского вет — совет), народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. Вече уходит своими корнями в древнейшую историю славян. В то же время оно претерпевало и определенные изменения. Нельзя говорить о вечевых собраниях X в. и XIII в. как единой по своей сути явлениях. Социальный состав веча - также изменяющаяся во времени категория. Если в древнейший период это было действительное “народное собрание” самых широких кругов взрослых свободных членов племени, то на последних этапах своего существования вече становится представительным органом городов (при этом социальный состав его пока не поддается уточнению). В сферу компетенции вечевых собраний мог входит самый широкий круг вопросов: от сборов средств для городского ополчения и найма военных отрядов до изгнания или избрания князя. Неясно лишь, всегда ли вече занималось подобными проблемами либо источники зафиксировали исключительные случаи, связанные, как правило, с серьезными социальными кризисами и катаклизмами. На ранних этапах развития государства городские вечевые собрания существовали повсеместно. Позднее их судьба в разных землях была различной. Если на Северо-Западе вече с XII в. переживало своеобразный рассвет, то на Северо-Востоке оно, видимо, уже к концу XII в. прекратило свое существование. | |||||||||||||||||||||||||||||
ПРАКТИКУМ
Этапы развития Древнерусского государства
2. Ознакомьтесь с текстом документа №1 и ответьте на вопросы. Какие племена участвовали в создании ядра будущего Древнерусского государства в районе Приильменья? Согласны ли Вы с мнением о том, что с самого своего зарождения Русь складывалась как многонациональное (полиэтническое) государство? Означает ли варяжское происхождение первых князей, что государственность была привнесена на Русь иноземцами? О каком уровне развития общества восточных славян свидетельствует сам факт приглашения новгородцами варягов на княжение? Документ № 1. «Повесть временных лет» о призвании варягов в земли славян «В год 6367 (859, - сост.). Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и с всех кривичей? а хозары брали с полян и с северян, и с вятичей, - брали по серебряной монете и по белке от дыма. … В год 6370 (862, - сост.). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы, - сост.), а иные норманы и англы, а еще готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. … Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому - Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.» 3. Какие выводы о характере государственной власти в Киевской Руси в середине Х века можно сделать на основании документа 2? В чем, на Ваш взгляд, заключалась основная причина возникавших периодически кровавых конфликтов между политическим центром Древней Руси и ее составляющими объединениями? Документ № 2. «Повесть временных лет» о походе Игоря (Ингвара) «Рюриковича» в Деревскую землю (к древлянам) «В год 6453 (945, - сост.). В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда (киевского воеводы, - сост.) изоделись оружием и одеждою, а мы наги. Пойдем, князь с нами за данью, да и ты добудешь и мы». И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малою частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня против Игоря, убили Игоря и дружину»
| |||||||||||||||||||||||||||||
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
| |||||||||||||||||||||||||||||
ЛИТЕРАТУРА
|
Предварительный просмотр:
Лебедева Т.В. Дистанционный курс по истории России. Модуль II
Тема 3: Принятие христианства на Руси.
ТЕМА: ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ.
СОДЕРЖАНИЕ
- Предпосылки принятия христианства. Крещение князя Владимира.
- Крещение киевлян – начало утверждения христианства на Руси.
- Крещение других русских земель.
- Последствия и значение крещения Руси.
- Практикум.
- Проверь себя!
- Литература.
Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии. Крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа и было сопряжено со значительным сопротивлением новой православной культуре
Предпосылки принятия христианства Княгиня Ольга 945 -972 Крещение Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Крещение князя Владимира В. Васнецов | Предпосылки принятия христианства, появились уже давно. Земли и народы, объединённые именем Древняя Русь, узнали христианство задолго до 988 г., когда его официально принял князь Владимир. Существует предположение, согласно которому русов, находившихся под властью хазар, впервые крестили просветители славян Кирилл и Мефодий во время своего путешествия в Хазарский каганат в 858 г. Изначально, дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 г. она проникнулась христианством и приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, князю Владимиру. Принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Византийский император Василий II (976—1025 гг.), искавший союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки, обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, а такой союз высоко поднимал политический статус киевских князей. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства. Для славян Византия была таким же символом мощи, богатства и державного блеска, как и для других сопредельных государств, только начинавших строить и укреплять свою государственность. Союз с Византией открывал необходимые перспективы, как для дальнейшего военного, так и экономического роста. Наиболее распространённая версия обстоятельств Крещения Руси такова. Владимир отправил в помощь Василию II дружину, численностью около 6 тыс. человек, но греки не спешили выполнять обещания. Князь «поторопил» их, взяв город Корсунь (Херсонес), который не без некоторой иронии был предложен им как вено — выкуп за невесту. Империи оставалось тешить самолюбие лишь тем, что формально она приобретала нового подданного. Киевский князь получал третьестепенный придворный титул, автоматически вводящий, тем не менее, его в иерархическую систему империи. «Дипломатический» брак русского князя и византийской принцессы мог к тому же надолго обезопасить северные границы Византии, а преобладание на первых порах греческих священнослужителей на Руси предоставляло Царьграду (Константинополю) возможность воздействия на непредсказуемых русов авторитетом Православной Церкви. Ко второй половине X века феодальная формация на Руси имела два важнейших слагаемых: феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике, и государство, доминировавшее в сфере политики. А третий существенный компонент феодальной формации - феодальная идеология – отсутствовал. Поэтому великим князем Владимиром была сделана попытка приспособить к новым историческим условиям языческие верования: собрать всех языческих богов во главе с племенным богом полян Перуном в единый Пантеон. Но эта “языческая реформа” не была принята народом. Если реформировать язычество оказалось невозможным, оставалось принять уже существующее религиозное верование у соседних государств. Причем такое верование, которое отвечало бы потребностям феодального общества. Подходящие религии в соседних странах имелись. У волго-камских булгар был распространен ислам. У остатков Хазарского каганата – иудаизм. В Западной Европе – католицизм, как одна и ветвей христианства. В Византийской империи - православная христианская вера. При этом следует отметить, что все эти концессии уже имели своих приверженцев на Руси. Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя Владимира остановился именно на христианстве. | |||||||||||
Крещение киевлян - начало утверждения христианства на Руси. Крещение киевлян К. Лебедев. | В Киеве христианство вводилось безболезненно с согласия народного собрания - веча, но в других землях оно навязывалось силой. Вот почему вплоть до конца "киевского периода" нашей истории можно говорить о том, что христианство лишь скользило по поверхности общества, не Первыми церковью были канонизированы князья Борис и Глеб, павшие в кровавой междоусобной борьбе, которая разгорелась после смерти Владимира. На киевском столе сел его старший сын Святополк. За убийство братьев он получил прозвище "Окаянный". Княжившему в Новгороде Ярославу удалось разгромить его, изгнать за пределы Руси и сесть на | |||||||||||
Крещение других русских земель. «Князь Глеб Святославович убивает волхва на новгородском вече» А.П.Рябушкин | Известно, что первыми епископскими кафедрами, кроме Киева, была Новгородская, а также, возможно, Черниговская и Владимир-Волынская и Белгородская (ныне селение Белогородка под Киевом). На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям. Согласно некоторым летописным свидетельствам, Новгород оказал активное сопротивление насаждению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты В Ростове и Муроме сопротивление насаждению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалась до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, а третий — св. Леонтий — погиб от рук язычников в 1073 (согласно прологу, в 993) Ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией (15 мая 1090) восшедшим на кафедру в 1078 году. К 1070-м, видимо, относятся и события, описанные в «Житии» Авраамия Ростовского, в частности сокрушение им идола Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь. Центрами новой религии стали города, в деревнях (по археологическим данным) языческий обряд погребения под курганами сменился христианским к XIII веку. Языческие боги в народных верованиях персонифицировались христианскими святыми (Перун — Ильей Пророком, Велес, покровитель скота — Власием и т. д.), но сохранилась вера в домовых, леших и т. п. Язычество было вытеснено официальной религией в область народной культуры: соблюдение христианской обрядности (церковные службы, посты и т. п.) сочеталось с общинным отправлением аграрных культов, участием в пирах и игрищах, с которыми боролись средневековые церковники, объявлявшие также языческими и различные формы искусства и народного творчества. С другой стороны, церковь включила в число христианских главные языческие праздники, чтобы подчинить своему влиянию общинные культы (например, Масленица, Карнавал). Сложившееся таким образом "двоеверие" сохранялось до начала XX века. | |||||||||||
Последствия и значение принятия христианства на Руси. Великий князь киевский, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси Владимир I Святославич скончался 15 июля 1015 года. Смерть крестителя Руси была насильственной. Когда в 30-е годы XVII века по указанию митрополита Петра Могилы в Киеве производились раскопки Десятинной церкви, разрушенной еще во времена Батыева нашествия, был найден мраморный саркофаг-гробница с именем Владимира Святославича, а в нем - кости со следами глубоких разрубов и отсеченной головой, при этом некоторые части скелета вообще отсутствовали Крещение Руси явилось важным фактором в объединении русских земель. Оно способствовало: – укреплению центральной власти; – консолидации древнерусской народности; – формированию единой древнерусской культуры; – распространению письменности на Руси; – развитию ремесла; – укреплению международных связей Киевской Руси. - развитие феодальных отношений - институт православной церкви на Руси ( см. также тему «Культура Киевской Руси») | ||||||||||||
ПРАКТИКУМ Документ № 1. «Повесть временных лет» об обстоятельствах крещения Руси «Созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними», - и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам (камским, - сост.), смотрели как они молятся в храме, т.е. в мечети, стоят там без пояса… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу… И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. … Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его баба (бабка, - сост.) твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». Почему, согласно летописи (документ 1), киевский князь Владимир сделал выбор в пользу христианства по византийскому образцу в качестве единой государственной религии? Какие еще причины крещения Руси Вы можете назвать? 2. О каком военно-политическом конфликте Киевской Руси с Византией идет речь? Какие по- следствия он имел для Руси? «… пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город» | ||||||||||||
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
| ||||||||||||
ЛИТЕРАТУРА
|
Предварительный просмотр:
Лебедева Т.В. Дистанционный курс по истории России Модуль II/
Тема 4. Расцвет Киевской Руси (конец Х – середина XII вв.)
ТЕМА: РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (конец X – середина XII века). «РУССКАЯ ПРАВДА»
СОДЕРЖАНИЕ
- Русь при Ярославе Мудром.
- Составление первого сборника законов «Русская Правда»
- Социальная структура русского общества.
- Великий князь – Владимир Мономах.
- Практикум.
- Проверь себя.
- Литература.
Ярослав Мудрый (1019-1054) Реконструкция по черепу М.М. Герасимова Софийский собор в Киеве 1037-1041 гг. | Двенадцать сыновей Владимира I управляют крупнейшими волостями на Руси. После Владимира I правил Святополк Окаянный (1015-1019). В междоусобице убиты любимцы Владимира I – Борис Ростовский и Глеб Муромский (причислены к лику святых (см. тему № 3)). Ярослав, княживший в Новгороде, выступает против Святополка и изгоняет «Святошку Окаянного» за границу России в Польшу. При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества.
- 1035 г. – смерть Мстислава Тмутараканского, Ярослав становится единовластный правитель Руси. Русь достигла широкого международного признания.
| |||||||||||
Составление первого сборника законов «Русская Правда» Социальная структура русского общества Знать (феодалы): князья, бояре (дружинники), церковь Смерды – полусвободные общинники, несшие повинности в отношении князя (?) Рядович – человек, обязанный выполнять работы по договору («ряду») со своим господином Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за заем («купу») Холоп – раб Челядь – рабы-военнопленные Бояре – 1) высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на Руси с Х по ХVIII вв., имевший землю на правах наследственной собственности. | «Русская правда» - свод древнерусского права. Включала отдельные нормы “Закона Русского”, Правду Ярослава Мудрого (Древнейшая правда), Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Посвящена защите жизни и имущества княжеских дружинников, слуг; свободных сельских общинников и горожан; регламентировала положение зависимых людей; излагала нормы обязательственного и наследственного права и др. Сохранилась в трех редакциях: Краткой, Пространной, Сокращённой (списки XIII—XVIII вв.). Новый свод законов в основанном был направлен на защиту собственности состоятельных людей, на установление порядка, который бы исключал на будущее общественные потрясения. Суровые наказания устанавливались за разбой, поджог, убийство, увечья, кражи, нарушение межевых знаков. За убийство княжеских огнищанина и тиуна полагался штраф в 80 гривен, за убийство княжеского старосты — 12 гривен. Штрафы были установлены за покражи собственности, скота, птицы, нарушение бортных владений, запашки чужой земли и т. Источник: http://elib.ispu.ru/library/history/02tema2/slovar2.html#drevnerusskoegosudarstvokievskaxrus_ | |||||||||||
Великий князь – Владимир Мономах (1113-1125) Шапка Мономаха «Имя Владимира Мономаха было до того уважаемо потомками, что впоследствии составилась сказка о том, будто византийский император прислал ему знаки царского достоинства, венец и бармы, и через несколько столетий после него спустя московские государи венчались венцом, который назвали "шапкою" Мономаха.» Н.И. Костомаров | Сын князя Всеволода Ярославича. Он был прозван Мономахом по имени матери — дочери византийского императора Константина IX Мономаха. В юности был князем Ростова (1066—1073), в 1073—1078 правил в Смоленске. В 1073 заключил в Сутейске мир с Польшей. В 1078 его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. В 1093 году после смерти отца, Великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая новой усобицы, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку. После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха. Став киевским князем, он подавил восстание, но в, то, же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав упорядочил прибыли ростовщиков и, определял условия закабаления, не покушаясь на основы феодальных отношений, стремился хотя бы декларативно облегчить положение должников и закупов. Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах и его ближайшие родственники управляли 3/4 территории Древнерусского государства; княжеские междоусобицы временно прекратились. Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, наличии общего врага (половцев) и концентрации всей полноты власти в руках великого князя. Владимир Мономах умер 19 мая 1125 возле возведенной по его указу церкви на реке Альте. Похоронен в храме Святой Софии в Киеве. | |||||||||||
ПРАКТИКУМ 1.Перед вами фрагмент «Русской правды», который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским языком, и изучающих историю России. Разъясните сущность и смысл данного фрагмента, исторические обстоятельства его появления. Для этого: 1.1. Переведите данный фрагмент на современный русский язык. 1.2 Дайте комментарий к словам, выделенным курсивом. 1.3. Назовите хронологический период истории России, в который имело место описанное событие. 1.4. Охарактеризуйте смысл проводившейся меры. 1. Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, ли братню сынови; аще ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривенъ. 2. По Ярославе же паки совкупившеся сынове его: Изяславъ, Святославъ, Всеволодъ и мужи ихъ: Коснячько, Перенегъ, Никифоръ, и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все якоже Ярославъ судилъ, такоже и сынове его оуставиша. 2.На основе прочитанного отрывка из Краткой редакции «Русской Правды» докажите, что древнерусское общество было раннефеодальным по своей социальной природе? «21. Аже убиють огнищанина у клети, или у коня, или у говяда, или у коровье татьбы, то убити в пса вместо … 22. А в княжи тивуне 80 гривен. 23. А конюх старыи у стада 80 гривен, яко уставил Изяслав в своем конюсе, его ж(е) убиле Дорого- будьце. 24. А в сельском старосте княжи и в ра(та)инем 12 гривне. 25. А в рядовници княже 5 гривен. 26. А в смерде и в хо(ло)пе 5 гривен». 3. Какие социальные тенденции отражает приведенный отрывок из «Русской Правды»? «1. Аже убиеть мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо брату чадо, ли братню сы- нове… 2. По Ярославе же паки совкупишеся сынове его: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их: Кос- нячько, Перенег, Никифор и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все, яко же Ярослав судил, тако же и сынове его уставиша»
«Затем послал меня Святослав в Польшу: ходил я за Глогов до Чешского леса, и ходил в земле их четыре месяца. И в том же году и сын родился у меня старший, новгородский» | ||||||||||||
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
| ||||||||||||
ЛИТЕРАТУРА 1.История отечества в лицах. М., 1998. 2.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. М., 2004. 3. Сахаров А.Н. Владимир Мономах. М., 1989; 4. Пчелов Е.В. Монархи России. М., 2004. Хронос – всемирная история в интернете // http://www.hronos.km.ru/. |