Подготовка к ГИА (9 класс)
Материалы для подготовке к ГИА (ОГЭ) по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дз занятие 1 | 16.04 КБ |
дз занятие 2 | 34 КБ |
дз занятие 3 | 39.5 КБ |
1ый текст для сжатого изложения | 36 КБ |
godovye_diktanty_po_russkmou_yazyku_9_klass.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Все задания выполняете в тетради для подготовки к ГИА. Используемые способы сжатия указать в скобках.
1.Сократите отрывки разными способами.
1. По широкой лестнице его понесли кверху, в зал. Продавец на секунду зажмурился. Звучало множество голосов, гремел смех, слышались аплодисменты. По всем признакам, парадный завтрак удался на славу. (Ю.Олеша)
2.В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрел дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
- Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась, пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился.
Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь. (В.Катаев)
3.Кукушка сидела на березе. Вокруг нее то и дело мелькали крылья. Птицы летали между деревьями, искали уютные уголки, таскали мох, перышки, траву. Скоро должны были появиться на свет маленькие птенчики. Но у кукушки была своя забота. Она сидела и думала: «Вот посижу, погляжу на птиц. Кто лучше всех гнездо выстроит, той и подкину яйцо». (В.Бианки)
4. Рассказывают, что однажды у лесных ягод спор вышел.
- Я вкуснее всех, - сказала рябина.
Калина сказала: - Ты горькая.
- Слаще меня нет, - говорит малина.
- Сладка, да червива, - говорит калина.
- Я самая душистая, - сказала черемуха.
А калина говорит: - Вяжут твои ягоды, зубы от них сводит.
- Нет лучше меня - сочнее и нарядней, - говорит костяника.
Калина тут сказала:
- Кисла ты, да еще с косточками. (По Т.Ладыженской)
2.Сократите, используя исключение.
Принято считать, что пресноводная вода нужна только людям, подтверждением является устойчивый оборот «как без воды», но пресноводная вода необходима и в особо точном производстве, чтобы машины преждевременно не изнашивались.
3. Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть.
а. Древние философы первыми поняли ценность времени- они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью.
б. Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается.
*Лаконично – кратко.
*Дефицит – острая нехватка чего-либо.
в. Самое дорогое, что есть у человека, это жизнь. Но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое - это Время, потому что жизнь состоит из Времени, складывается из часов и минyт.
Предварительный просмотр:
Исходный текст | Прием сжатия | Сжатое изложение (не менее 70) |
Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, причем непреме…о разнообразных: послать открытку старым друзьям, навестить одинокую соседку, подарить виртуальный цветок, одолжить телефон незнакомцу, перечислить сто рублей больным детям - это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит! Мы становимся благосклоннее к другим, чу…ствуем себя лучше по сравнению с окружающими, освоб…жда…мся от чу…ства вины за чужое несчастье, чу…ствуем себя щедрыми и способными помочь, становимся пр…вл…кательнее для других, чу…ствуем, что нас ценят.Чем больше мы сосредотач…ва…мся на том, чтобы посылать люб…щие и добрые мысли, тем пол…жительнее мы влияем на окружающий мир. В то же время мы в результате делаемся более радос…ными и счастливыми, начинаем нравиться людям. Даже внешне мы становимся красивыми, обаятельными, а мышление - гораздо яснее, чётче, намного быстрее. Люди так называемой люб…щей доброты более скло…ы к принятию себя и позитивным отношениям с другими.Почему? Потому что доброта усиливает пол…жительные эмоции ( любовь, радость, благодарность, надежду, гордость), восстанавливает долгосрочные жизнен…ые ресурсы человека и повышает его удовлетворенность жизнью. (По К.Киселёвой) 156 слов |
Задание №1: 1. Вставьте пропущенные буквы. 2. Разделите текст на абзацы. 3. Сократите текст разными способами (исключение, обобщение, замена) так, чтобы получилось не менее 70 слов.
Задание №2. Среди предложений текста найдите предложение(я) с однородными членами предложения. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).
Задание №3. Выпишите грамматические основы из 3 предложения.
Задание №4. Среди предложений текста найдите сложноподчинённое(ые) предложение(я). Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).
Задание №5. Выпишите 2 изобразительно-выразительных средства из текста и назовите их.
Предварительный просмотр:
Задания: 1. Разделить текст на абзацы. 2. Составить 3 разных плана (назывной, вопросный, тезисный).
Обиды, которые в наших взаимоотношениях мы наносим друг другу, не объясняются непосредственно нашей злой волей. Люди не причиняют друг другу зла в силу какой-то особой жестокости, зверства. Непосредственной причиной нанесения ближним обид часто бывает отсутствие необходимого опыта общения, неумение пойти навстречу окружающим, чрезмерное увлечение собой. После того как человек нанес обиду, он может опомниться, но чаще всего это происходит с большим опозданием. Ранящие слова уже произнесены. Боль, которую человек пытается насильно переложить на ближнего, рано или поздно возвращается к обидчику, причем зачастую с двойной силой. И хотя человек порой действительно не ведает, что творит, когда причиняет зло тем, кого больше всего любит, однако это не означает, что он может чувствовать себя свободным от ответственности за собственные слова и поступки, которыми он нанес своим близким столько обиды и зла. Унижение окружающих, применение насилия к ним является выражение чувства собственной слабости.(139слов).
Вклеить и выучить (это поможет избежать речевых ошибок и недочетов при построении текста):
Средства связи предложений в тексте:
1.Лексические средства связи:
- Лексический повтор – повторение одного и того же слова.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. - Однокоренные слова.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов) - Синонимы.
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. - Антонимы.
У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
2.Грамматические средства связи:
- Личные местоимения.
1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. - Указательные местоимения (такой, тот, этот)
1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) - Местоименные наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»). - Союзы (преимущественно сочинительные)
Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой) - Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин). - Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени. - Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
Предварительный просмотр:
Подчеркнуть предложения, которые должны остаться (то есть, вычеркнуть второстепенную информацию).
Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди ласково называли ее матерью-землею. Будь это журчание весеннего ручейка или плеск речных волн на береговой песок, пение птиц или гром отдаленной грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь— все это бесчисленные звуки земли, слышать которые люди городские, оглушенные шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, еще не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил, которые, быть может, всего нам нужнее.
Для земледельцев и охотников звуки земли драгоценны. Перечислить их, пожалуй, невозможно. Они заменяют им музыку. И не из этих ли звуков возникло лучшее, что запечатлелось в песнях и великих музыкальных творениях?
Я с радостью вспоминаю теперь звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времён осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня. (По И.С.Соколову-Микитову)
(173 слова)
Подчеркнуть предложения, которые должны остаться (то есть, вычеркнуть второстепенную информацию).
Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди ласково называли ее матерью-землею. Будь это журчание весеннего ручейка или плеск речных волн на береговой песок, пение птиц или гром отдаленной грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь— все это бесчисленные звуки земли, слышать которые люди городские, оглушенные шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, еще не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил, которые, быть может, всего нам нужнее.
Для земледельцев и охотников звуки земли драгоценны. Перечислить их, пожалуй, невозможно. Они заменяют им музыку. И не из этих ли звуков возникло лучшее, что запечатлелось в песнях и великих музыкальных творениях?
Я с радостью вспоминаю теперь звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времён осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня. (По И.С. Соколову-Микитову)
(173 слова)