Методическая копилка
В детском саду "Боровичок" воспитатель Мартынова Надежда Викторовна провела для педагогов научно-практический семинар по материалам собственного исследования
тема "Развитие экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект научно-практического семинара для педагогов ДОУ
(по материалам собственного исследования)
тема «Развитие экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
Цель: систематизация знаний и ознакомление педагогов с новыми исследованиями в области педагогики и психологии по развитию экспериментирования детей старшего дошкольного возраста, совершенствование педагогического мастерства,
Предварительная работа: НОД с экспериментальной деятельностью с последующим анализом структуры занятия-экспериментирования, разработка сценария семинара, подготовка презентации по теме исследования.
Ход работы:
Добрый вечер, уважаемые коллеги!
Введение в тему
Об экспериментировании как важнейшей детской деятельности писали многие ученые прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский. Они подчеркивали, что экспериментирование лежит в основе всякого знания, без него «любые понятия превращаются в сухие абстракции» [А.И. Иванова].
В дошкольном возрасте экспериментирование следует рассматривать в качестве ведущего вида деятельности, наравне с игрой. Экспериментирование является одним из первых видов деятельности доступных ребенку уже в раннем возрасте. Детское экспериментирование легко сочетается с другими видами детскойдеятельности, являясь то их составной частью, то вбирая их в разные этапы экспериментирования.
Детское экспериментирование в своем становлении проходит несколько этапов, постепенно развиваясь, усложняясь, превращаясь в самостоятельный вид деятельности. Ребенку старшего дошкольного возраста доступно умение выделять и формулировать проблему, ставить перед собой цель, отбирать материалы и средства для ее решения, он способен анализировать, фиксировать схематически с помощью символов этапы работы и результаты деятельности, презентовать свои открытия окружающим, т.е. старшим дошкольникам способны к самостоятельной организации и реализации экспериментирования.
Экспериментирование может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
В процессе игр – экспериментов у детей развивается:
-мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
-воображение (что происходит с льдинкой в помещении? полетит ли перышко, если на него подуть?)
-внимание и память, речь (запомню – дома расскажу маме);
-мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи.
В педагогической литературе, при изучении материалов по обобщению педагогического опыта встречается много формулировок обозначения видов детской деятельности: исследование, экспериментальная, опытно-экспериментальная, экспериментально-исследовательская деятельность.
Задание педагогам: «Определите соотношение всех этих понятий: какое из них шире, какое уже, или это равнозначные понятия, или абсолютно разные».
Определения:
Исследование - процесс научного изучения какого - либо объекта (предмета, явления) с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.
Экспериментальная деятельность – нет определения
Экспериментирование - предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.
Презентация
реализации и результатов исследовательской работы педагогам ДОУ:
Сегодня мы будем говорить об экспериментальной деятельности дошкольников и исследовании. Исследование развития экспериментирования детей старшего дошкольного возраста проходило в муниципальном детском саду Туруханского района Красноярского края в старшей возрастной группе. В исследовании приняли участие дети двух старших групп общей численностью 40 воспитанников, количественный состав экспериментальной и контрольной группы составлял 20 детей.
Цель исследования:
теоретически обосновать, выделить и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность педагогических условий, способствующих развитию экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации (слайд 1).
Гипотеза заключается в предположении о том, что педагогическими условиями, способствующими развитию экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, могут являться:
-оптимизация предметно-пространственной среды зоны экспериментирования в соответствии с актуальными интересами и потребностями детей;
-стимулирование детей к самостоятельному проведению опытов и экспериментов.
Во время проведения исследования по экспериментальной деятельности, дети не только расширяли представления о живой и неживой природе, но и учились самостоятельно проводить эксперименты, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать и фиксировать результаты опытов (слайд 2).
Дети учились анализировать ситуацию, находить пути решения с помощью проб и даже ошибок, гордились успехами, высказывались и делились опытом с родителями и сверстниками.
Во время игр – экспериментов дошкольники учились ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывали действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы (слайд 3).
Для реализации педагогических условий, способствующих развитию экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в старшей группе, оптимизировали предметно-пространственную среду зоны экспериментирования, в соответствии с актуальными интересами и потребностями детей.
Для организации экспериментальной деятельности детей, с помощью вас родители создали мини-лабораторию (слайд 4),
оборудовали на участке «Метеостанцию», с материалами и выносным оборудованием «Чудо-ящик» для экспериментирования на прогулочном участке.
Создавали специальные проблемные ситуации с приемами «Сюрпризность» и «Секретность», проводили непосредственно образовательные дела с различными опытами и экспериментами по теме «Воздух», «Бумага и ткани», «Снег» и другие (слайд 5).
На основе анализа современных методик, позволяющих изучить развитие экспериментирования детей дошкольного возраста, можно утверждать, что в их основе лежит метод наблюдение.
С целью выявления особенностей развития экспериментирования мы использовали методику «Путешествие в пустыне» Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой. Методика является трехступенчатой и состоит из трех взаимосвязанных этапов. На первом этапе изучались знания детьми различных способов проведения экспериментов, на втором этапе исследовалась устойчивость интереса детей к экспериментированию и умение переносить полученные знания в новые условия, на третьем этапе выявлялось осознание ребенком результатов экспериментирования. С целью мотивации детей к деятельности (экспериментированию) была создана игровая проблемная ситуация. Результаты фиксировали и заносили в таблицы, на начало и на окончание экспериментальной работы, подсчитывали баллы по 12 уровням развития экспериментирования, выводили средний балл, который соответствовал определенному уровню развития экспериментирования – высокий, средний, низкий (слайд 6).
Сопоставление результатов исследования особенностей экспериментирования детей старшей группы по методике «Путешествие в пустыне» О.В.Киреевой, Т.И. Бабаевой в экспериментальной и контрольной группах, позволяют сделать вывод, что они являются равнозначны по уровню развития. И позволяют утверждать, что на окончание опытно-экспериментальной работы, как в экспериментальной, так и в контрольной группе у детей преобладает средний уровень развития экспериментирования, что благоприятно влияет на дальнейшее развитие.
После проведения формирующих мероприятий видна значительная динамика результатов развития экспериментирования в экспериментальной группе, а в контрольной можно отметить незначительную динамику развития.
Практическая часть:
В экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности вообще, большое значение имеет организационный момент – вызвать интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.
Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему экспериментированию?» (удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).
Рассмотрим немного подробнее проблемные вопросы и ситуации. Постановка проблемных задач характерна технологии проблемного обучения, и поэтому, может быть отдельной темой для семинара-практикума. Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами.
К постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования.
Основные из них:
1)проблемная задача должна быть понятной детям;
2)должна их заинтересовать;
3)содержать новизну;
4)но опираться на имеющийся опыт детей;
5)трудность задачи должна быть посильной;
6)но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей.
Практикум: Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.
1. Все педагоги делятся на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает свое задание: изучаемая с детьми тема и научный факт, который педагог предъявляет детям.
2. Педагоги в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент (предлагают свои варианты).
3. Анализ предложенных вариантов.
4. Вариант уже имеющегося решения, его анализ.
Задания для подгрупп:
1) Тема: «Солнечная система».
Предъявляемый научный факт: «Все планеты вращаются вокруг солнца». (ПС: «Если планеты вращаются вокруг солнца, почему они не сталкиваются?»
Эксперимент: моделирование солнечной системы, опытническая деятельность).
2) Тема: «Зима».
Предъявляемый факт: «Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли». (ПС: «Снег белый, как он может быть грязным?»
Эксперимент: - Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие).
После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).
- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?
Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).
Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:
- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)
Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.)
3) Тема: «Растения»
Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды». (ПС: «Так ли это? Где же эта вода?»
Эксперимент: взять один или несколько овощей или фруктов (свекла, морковь, яблоко. Их нужно протереть и отжать через марлю или соковыжималку. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли.
Данный эксперимент можно провести в 2 этапа: протереть и отжать овощ дома с родителями; сравнить количество жидкости и твердой массы – на следующий день в группе).
Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности.
Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на общей методике обучения детей дошкольного возраста. Поэтому, мы с Вами сейчас просто вспомним эти особенности и уточним их применительно к экспериментальной деятельности.
Упражнение «Мозговой штурм»: называю вопрос, педагоги высказывают свои варианты ответов. Затем уточняем ответы при помощи обращения к методически рекомендациям.
- Может ли быть подготовительная работа к экспериментальной деятельности? Какая?
- Что нужно учитывать при выборе объекта для экспериментального исследования?
- Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:
1.Ставится проблема, которую необходимо решить;
2.Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
3.Предлагаются различные варианты ее решения;
4.Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;
5.Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);
6.Формулирование выводов.
- Кто ставит, определяет проблему? (1-ый шаг в структуре эксперимента).
- Какие варианты демонстрации эксперимента существуют, и от чего зависит выбор варианта демонстрации?
-Какие существуют особенности формулировки выводов, использования результатов и фиксирования результатов эксперимента?
- Какова продолжительность эксперимента? Нужно ли жестко регламентировать его продолжительность?
- Какая речь должна быть у педагога во время эксперимента: максимально простая или содержать элементарную терминологию?
- Нужно ли соблюдать жесткую дисциплину во время эксперимента?
- Правила безопасности во время проведения эксперимента.
Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений
Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения.
Вопрос педагогам: «Простая или сложная форма работы для детей фиксирование результатов?» (сложная)
«Нужно ли отказываться от этой формы работы из-за ее сложности?» (нет; следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного)
Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.
Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные, графические и практические.
Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).
В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.
В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений.
Памятки по экспериментальной деятельности.
Информация, которую мы сегодня обзорно рассмотрели, содержится в памятках по экспериментальной деятельности.
Содержание памятки:
- возрастные особенности организации;
-методические рекомендации по проведению экспериментальной деятельности;
-структура занятия-экспериментирования;
-оснащение зоны экспериментирования и наблюдения за природными явлениями;
-методика фиксирования результатов.
Подведение итога
1. Упражнение «Мозговой штурм»
Вопрос педагогам: «Что самое сложное в организации экспериментальной деятельности?» (Педагог не имеет права заставить детей экспериментировать. Он должен сделать так, чтобы ребенок сам захотел все это сделать).
2. Рефлексия
Каждый по очереди отвечает на вопрос: «Какое открытие для себя он сделал сегодня на семинаре?»
Используемая литература:
- Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников, 2008 г.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников
- Скотаренко А.Э. Примеры проблемных ситуаций в образовательной деятельности. Практические материалы (электронный ресурс)
- Тимофеева Л.Л. Работа с детьми в предшкольный период // журнал «Методист», 2014г., выпуск 13, стр. 16-28