Программа дополнительного образования детей и взрослых спортивно - оздоровительной направленности "Подвижные игры разных народов России"


Программа дополнительного образования детей и взрослых спортивно - оздоровительной направленности "Подвижные игры разных народов России" содержит пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, ожидаемые результаты, календарно - тематический план, содержание изучающихся  тем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                                      «Игра не просто детская забава, но и животворный

                                                       источник мышления, благородных чувств и стремлений …»

                                                                                                                                 В.А.Сухомлинский

          Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

           Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, волю и стремление к победе.

           Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси – лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и т.д.) Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей т их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

          В народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре.

           Помимо считалок, существуют и жеребьёвки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды.

           Основным  условием    успешного внедрения народных игр в жизнь школьников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Учитель, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес , воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

           В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально – положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

         

  Оздоровительное значение подвижных игр.

         Правильно организованные подвижные игры   оказывают  благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно – связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение  имеют подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу, в которой развиваются крупные и мелкие мышцы тела.

Игра как средство воспитания.

             Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

           Использование  подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

 

         Цель программы: развитие творческих способностей детей, приобщение детей к культуре народов России через наиболее распространённые игры народов нашей страны, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию, воспитание познавательной активности, интереса и инициативы, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

         Задачи, решаемые в рамках данной программы: уточнять представления учащихся об окружающем мире; вызвать активную работу мысли школьников, способствовать расширению их кругозора; содействовать формированию воли, сообразительности, ловкости, чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один за всех и все за одного»), ответственности, смелости, находчивости.

         Программа  изучается   два года  из расчёта 1 час в неделю (всего  70 ч).

Результаты освоения  программы

     

Учащиеся должны иметь представления:

- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

- о режиме дня и личной гигиене;

- о способах изменения направления и скорости движения;

- о народной игре как средстве подвижной игры;

- об играх разных народов;

- о соблюдении правил игры

Учащиеся должны научиться:

- играть в подвижные игры;

- самостоятельно объяснять сюжетную игру;

- соблюдать правила игры;

- соблюдать правила игры;

- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

Ожидаемый результат

- укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни

- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр

- развитие умений работать в коллективе

- формирование у детей уверенности в своих силах

- умение применять игры самостоятельно

Календарно – тематический план

1 год обучения

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

План

Факт

1

Введение

1

2

Русские народные игры

5

3

Башкирские народные игры

3

4

Бурятские народные игры

3

5

Дагестанские народные игры

3

6

Мордовские народные игры

4

7

Чувашские народные игры

3

8

Игры народов Сибири и Дальнего Востока

4

 9

Татарские народные игры

4

10

Русские народные игры

5

Содержание тем

1.Введение

Знакомство учащихся с графиком работы кружка,  тематическим планом. Правила поведения. Роль подвижных игр в жизни детей и взрослых. Понятие о сюжете игры. Разучивание считалок, жеребьёвок.  

2.Русские народные игры (5 ч)

«Обыкновенные жмурки», «Палочка – выручалочка», «Горелки», «Пятнашки» ( с вариантами), «Мячик кверху». Повторение и закрепление  разученных  игр.

3.Башкирские народные игры (3 ч)

«Юрта», «Медный пень», «Палка – кидалка», «Липкие пеньки». Повторение и закрепление  разученных игр.

4.Бурятские народные игры (3 ч)

«Табун», «Иголка, нитка и узелок», «Волк и ягнята», «Ищем палочку». Повторение  и закрепление разученных игр.

5.Дагестанские народные игры (3 ч)

«Выбей из круга», «Палочка – выручалочка», «Надень папаху», «Подними платок». Повторение и закрепление разученных игр.

6.Мордовские народные игры (4 ч)

«Котёл», «Салки», «Круговой», «Раю – раю». Повторение и закрепление  разученных игр.

7.Чувашские народные игры (3 ч)

«Хищник в море», «Рыбки», «Луна и Солнце». Повторение и закрепление разученных игр.

8.Игры народов Сибири и Дальнего Востока (4 ч)

«Солнце», «Каюр и собаки», «Олени и пастухи», «Ловля оленей». Повторение и закрепление разученных игр.

9.Татарские народные игры (4 ч)

«Продаём горшки», «Серый волк», «Скок – перескок», «Хлопушки», «Займи место», «Ловишки». Повторение и закрепление разученных игр.

10.Русские народные игры (5 ч)

 «Лапта», «Казаки – разбойники». Повторение и закрепление разученных игр.

 

        Календарно – тематический план

2 год обучения

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

План

Факт

1

Введение

1

2

Русские народные игры

5

3

 Белорусские  народные игры

3

4

Бурятские народные игры

3

5

Дагестанские народные игры

3

6

Мордовские народные игры

4

7

 Грузинские  народные игры

3

8

 Азербайджанские народные игры

4

 9

Татарские народные игры

4

10

Русские народные игры

5

Содержание тем

1.Введение.

Знакомство учащихся с графиком работы кружка,  тематическим планом. Правила поведения. Роль подвижных игр в жизни детей и взрослых. Разучивание считалок, жеребьёвок.  Повторение и закрепление разученных считалок, игр.

2.Русские народные игры ( 5 ч)

Повторение и закрепление разученных игр. «Гуси», «Большой мяч», «Пчёлки и ласточка», «Петушиный бой».

3.Белорусские народные игры ( 3 ч)

Повторение и закрепление разученных игр. «Хлоп, хлоп, убегай!», «Мельница», «Посадка картофеля», «Ленок».

4.Бурятские народные игры (3 ч)

Повторение и закрепление разученных игр. «Ищем палочку».

5.Дагестанские народные игры (3 ч)

Повторение и закрепление разученных игр. «Достать шапку», «Бег к реке».

6.Мордовские народные игры ( 4 ч)

Повторение и закрепление разученных игр. «Салки».

7.Грузинские народные игры (3 ч)

Повторение и закрепление разученных игр. «Захвати палку!», «Защитник», «Игра в колокол».  

8 Азербайджанские народные игры (4 ч )

Повторение и закрепление разученных игр. Со спины лошадки», «День и ночь», «Палочка – выручалочка».  

9.Татарские народные игры (4 ч)

Повторение и закрепление разученных игр. «Спутанные кони», «Угадай и догони», «Скок – перескок».

10.Русские народные игры ( 5 ч )

Повторение и закрепление разученных игр. «Лапта», «Казаки – разбойники».

Методическое и материальное обеспечение

       

               Методика работы с детьми строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельную и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении сюжетных  заданий игр. Занятия содержат материал, соответствующий возрастным особенностям детей.  

               Занятия проводятся в школьном спортивном зале, на школьном стадионе, на сельских игровых площадках. Для реализации программы используются спортивные сооружения и спортивный инвентарь.

Список литературы

1.Осокина Т.И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение», 2009.

2.Гришина В.С. «Румяные щёчки», Москва ФиС, 2008.

3.Шевченко И.В. «Вместе весело играть», Ростов  - на – Дону «Феникс», 2002.