Методические разработки
В этом разделе собраны конспекты уроков, выступления, дидактический материал и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_golosemennye.doc | 43.5 КБ |
урок "Решение задач по генетике" 10 класс | 37.77 КБ |
Урок "Органы чувств. Анализаторы" 8 класс | 66 КБ |
тест "Беспозвоночные" 7 класс | 42 КБ |
тест "Беспозвоночные" 7 класс | 44 КБ |
Итоговый тест по биологии. 5 класс | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии. 6 класс.
Тема: «ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»
Какие группы растений мы уже изучили (водоросли, мхи, лишайники, папоротники). Среди них есть высшие и низшие растения, чтобы ответить на вопрос какие высшие и какие низшие выполним задания.
Игра третий лишний
- Хламидомонада, спирогира. Хвощ. (почему?)
- Сфагнум. Кукушкин лен, папоротник (почему)
Мы живём в удивительной стране - России. Она удивительна своей историей, своей безграничностью, своими богатствами. Одно из богатств России - леса. Ребята, перед вами картина выдающегося русского пейзажиста И.И. Шишкина. Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы
- Ребята, какие деревья изобразил И.И. на своей картине? (сосны) Правильно. Картина И.И. Шишкина так и называется «Сосновый бор». А вот еще одна картина этого автора (слайд №4)
- А какие деревья на ней изображены? (ели) Молодцы! Картина называется «Еловый лес»
- Ребята, как вы думаете, о чем же пойдет сегодня речь на уроке, что вам предстоит узнать? (строение, распространение, значение сосны и ели) Молодцы, ребята!
На столе стоит букет из нескольких ветвей Что это за растения?
Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока.
Ребята, но у этих растений есть еще и другое более точное название. Откройте учебник(22п.) на стр. 119 и прочитайте название параграфа. Найдите в тексте объяснение этому названию
Целью нашего урока является изучение голосеменных растений
300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения
Постановка проблемного вопроса: «Что же позволило выжить этим растениям в условиях изменившегося климата?» Чтобы ответить на этот вопрос, мы детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны, ели, можжевельника и лиственницы.
На планете существовала ныне вымершая группа семенных папоротников. Они были похожи на настоящие папоротники, но размножались с помощью семян. Остатки семенных папоротников находят в отложениях каменного угля Евразии и северной Америки.
Голосеменными называют растения, которые образуют семена, но не формируют цветков и плодов. Семена лежат открыто и лишь иногда покрыты чешуями. Появление семени – важный этап в эволюции растений. Запас питательных веществ обеспечивает жизнь зародыша, когда он наиболее уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды. (Демонстрация ролика «Шишки»)
Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше
Работать будете в 4-х группах по инструктивным карточкам они у вас на столе а так же на столе листы с дополнительными сведениями о интересующих нас растениях.
Быстрее всех растет лиственница: в год прибавляется на метр. В 25 лет она достигает таких размеров, каких ель или сосна смогут достигнуть лишь к 50 годам. Лиственница встречается в нашем городе как дерево, которое используется для озеленения, а в тайге занимает она большие площади.
Ребята, обратите внимание, хвоя сосны и ели имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Благодаря этой особенности строения листьев, хвоя не опадает осенью как у листопадных деревьев. И хвойные растения могут произрастать, как в засушливых, так и в холодных местах обитаниях. Хвоя лиственницы мягкая. С тонкой кожицей, поэтому она опадает ежегодно.
Голосеменными называют растения, которые образуют семена, но не формируют цветков и плодов. Семена лежат открыто и лишь иногда покрыты чешуями. Появление семени – важный этап в эволюции растений. Запас питательных веществ обеспечивает жизнь зародыша, когда он наиболее уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды
Закрепление.
Верное утверждение - руку вверх, а в случае неверного-руку не поднимаем
- Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.
- Голосеменные растения имеют стебель, корень, лист.
- Хвойные растения не распространены на территории нашей страны.
- Листья у большинства хвойных растений - узкие, игольчатые.
- Сосна - тенелюбива.
- Ель любит плодородную почву.
- Лиственница – холодостойкая порода.
- Можжевельник часто встречается в наших лесах.
- Образование семян – важный этап в эволюции растений.
Почему в сосновом лесу можно встретить молодые ели, а в еловом лесу молодые сосны не растут?
3) Почему после сильного ветра в лесу можно видеть вывернутые с корнем ели, в то время, как сосны не пострадали
Отгадайте загадки:
- По округе славится
Зеленая красавица:
Сарафан как колокол,
По Земле да волоком
Шапочка с опушечкой,
С острою макушечкой. (Ель.) (слайд №17) - У меня длинней иголки
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (Сосна) (слайд №18) - Хотя листы у нас – «иголки»,
мы их не держим слишком долго.
Настанет осень – сбросим их,
и будем ждать весной других. (Лиственница)
Решите биологические задачи:
Задача для группы № 1. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?
Задача для группы № 2.
Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Прав ли он?
Признаки растений отдела голосеменных.
Исключительно наземные деревья, кустарники, лианы,
чаще вечнозелёные растения.
2. Размножение посредством семян.
Оплодотворение происходит без участия воды.
6. Семена имеют запас питательных веществ.
Вывод: Голосеменными эти растения называют потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхностях чешуй шишек.
- Как вы думаете, в чем преимущество голосеменных по сравнению с папоротниками?
(наличие семян)
- А что же такого имеет семя, чего нет у споры?
- спора – 1 клетка, семя – многоклеточное образование.
- запас питательных веществ в эндосперме.
- зародыш надежно защищен.
И вот сейчас мы можем ответить на проблемный вопрос «Почему голосемянные растения в отличие от папоротникообразных в засушливое время завоевали сушу?» (Голосемянные размножаются не спорами, которые требуют влажной почвы для прорастания, а семенами. Семя это многоклеточное образование, где есть запас питательных веществ в отличии от одноклеточной споры.
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение учителей биологии
УРОК БИОЛОГИИ 10 КЛАСС
«Решение задач по генетике»
Подготовила:
учитель биологии
МОУ Уваровская СОШ
Пелевина И.В.
2019г.
Цель урока:
- повторить генетические понятия, закрепить знания и умения решать генетические задачи; отработать прием применения первого, второго, третьего закона Менделя при решении генетических задач.
Задачи урока:
- Продолжить работу по формированию умений и навыков решения генетических задач.
- Развивать творческую активность в работе с дополнительной информацией при подготовке сообщений на заданную тему.
- Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей.
- Воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем.
Тип урока: урок - практикум
Методы, используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Рассказ о миграциях бабочек Репейниц и их «стремлении к цели»
А цель нашего урока такова: мы с вами вспомним генетические понятия и теоретические знания законов Менделя, а также применение их в решении генетических задач.
2. Актуализация знаний
Тренинг (повторение основных понятий) - Генетика, Наследственность, Изменчивость, Аллельные гены, Генотип, Фенотип. В чем разница в наборе генов у зиготы и гаметы?
Основные символы генетики
♀ - | А,В … - |
♂ - | а,в …. - |
Р - | Аа, Вв - |
Х - | АА,аа - |
АаВВ | Аа ВВ |
3.Изучение нового материала (работа в парах).
Изучаемые вопросы и понятия | Где искать ответ | Содержание задания | Время на выполнение |
Почему Г. Менделя считают основоположником генетики? В чем суть гибридологического метода? | Стр. 140-141 | Изучить содержание учебника, выполнить задания: ответить на поставленные вопросы, дать определения указанным понятиям, сформулировать закон | 7 минут |
Понятие «чистые линии». Почему для своих работ Г. Мендель выбрал горох? | Стр. 141-142 | ||
Первый закон Г. Менделя (правило единообразия гибридов первого поколения). | Стр. 142-143 | ||
Второй закон Г. Менделя (правило расщепления). | Стр. 143-144 | ||
Закон чистоты гамет. | Стр.144 | ||
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | Стр. 146-148 | ||
Третий закон Г. Менделя (закон независимого наследования признаков). | Стр. 149-150 |
По истечении отведенного времени – совместная работа по изучаемым вопросам и понятиям, решением задач на соответствующий закон.
1. Каковы генотипы гомозиготных родителей при моногибридном скрещивании?
а) Аа и Аа б) BB и Bb в) BB и bb г) Аа и аа
2. Какую генетическую закономерность иллюстрирует данная схема:
P: Aa х Aa
F1: AA, Aa, Aa, aa
а) закон расщепления; б) правило единообразия; в) закон сцепленного наследования; г) хромосомную теорию наследственности
3.У особи с генотипом Aabb образуются гаметы:
а) Ab, bb в) Aa, AA б) Ab, ab г) Aa, bb
4. По фенотипу определить генотип. (Скрещивание серых и белых кроликов . F1 3 ч. серых и 1 ч. белых).
5. У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились три кареглазые девочки и один голубоглазый мальчик. Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей?
а) отец АА, мать Аа б) отец аа, мать АА в) отец аа, мать Аа
г) отец Аа, мать аа д) отец АА, мать аа
признак (цвет глаз человека) | ген | генотип |
карий голубой | A a | AA, Aa aa |
карегл. голуб. F1: 3 А- : 1 аа
Решение: Учитывая, что в оплодотворении участвуют мужские и женские гаметы, содержащие только по одному аллельному гену (Правило чистоты гамет), выясняем, что голубоглазый сын (обладатель рецессивного признака) получил по одному гену от каждого из родителей. В этом случае, однозначно, его кареглазый отец гетерозиготен. Тогда схема скрещивания будет выглядеть следующим образом голубые карие
Р: ♀ аа х ♂ Аа F1: Аа – кареглазые дочери, аа – голубоглазый с Ответ: г)
6.У овса ранняя спелость доминирует над позднеспелостью. На опытном участке от скрещивания позднеспелого овса с гетерозиготным раннеспелым получено 69134 раннеспелых растений. Определите число позднеспелых растений.
Объект: овес.
Гены А а | Признаки Раннеспелость Позднеспелость | |
F-?, количество позднеспелых? | ||
Решение:
Р ♀ × ♂
Ф: р.с п.с.
Г: Аа аа
G: А а а а
F1 Аа Аа аа аа
Ф : р.с. р.с. п.с. п.с.
Г: 50 % : 50%
1 : 1 т.е.,
69134 , то и 69134
Ответ: позднеспелых растений в первом поколении было получено примерно 69134.
7. Дигибридное скрещивание
У человека брахидактилия- доминантный признак, а альбинизм- рецессивный. Какова вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями у гетерозиготных по обоим признакам родителей?( Брахидактилия (brachydactylia; брахи- + греч. daktylos — палец;, синоним: короткопалость) — аномалия развития рук или ног, укорочение пальцев.) Альбинизм – врожденное отсутствие пигмента в коже, волосах, радужной и пигментной.
Обект: Человек.
Гены | Признаки |
А | брахидактилия |
а | Нормальные пальцы |
в | Нормальная пигментация |
в | Альбинизм |
Решение:
Р ♀ × ♂
Ф: Бр.д. Бр.д.
Норм.пигм. Норм. Пигм.
Г: АаВв АаВв
G: АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав
F1
♀ ♂ | АВ | Ав | аВ | ав |
АВ | АВ АВ Брахидактилия, Нормальная пигментация | АВ Ав Брахидактилия, Нормальная пигментация | АВ аВ Брахидактилия, Нормальная пигментация | АВ ав Брахидактилия, Нормальная пигментация |
Ав | Ав АВ Брахидактилия, Нормальная пигментация | Ав Ав Брахидактилия; альбинизм | Ав аВ Брахидактилия, Нормальная пигментация | Ав ав Брахидактилия; альбинизм |
аВ | аВ АВ Брахидактилия, Нормальная пигментация | аВ Ав Брахидактилия, Нормальная пигментация | аВ аВ нормальные пальцы; Нормальный пигмент | аВ ав нормальные пальцы; Нормальный пигмент |
ав | ав АВ Брахидактилия, Нормальная пигментация | ав Ав Брахидактилия; альбинизм | ав аВ нормальные пальцы; Нормальный пигмент | ав ав нормальные пальцы; альбинизм |
Ответ: Вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями= 3/16 × 100%= 300: 16= 18,75 %
Решение задач на определение группы крови человека.
В родильном доме перепутали двух девочек. Родители Сидоровы имеют 1 и 2 группу крови, родители Петровы – 2 и 4. Дети имеют 1 и 2 группу. Определите, кто чья дочь.
Самостоятельная работа учащихся.
У человека вьющиеся и темные волосы являются доминантными признаками. Муж и жена имеют вьющиеся темные волосы. У них родился светловолосый ребенок c прямыми волосами. Каковы возможные генотипы родителей? Запишите схему скрещивания.
Рефлексия.
Сегодня на уроке мы закрепили генетические понятия и теоретические знания законов Менделя. Каждый из Вас показал свои знания и умения решать генетические задачи. Надеюсь, что приобретенные знания вам пригодятся в жизни.Поставленную цель в начале урока мы выполнили.
5. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
6. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.
- Охотник купил собаку черную с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов кофейного цвета и длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?
7. У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а кареглазость над голубоглазостью. Гетерозиготная кареглазая женщина с нормальным зрением вышла замуж за голубоглазого близорукого мужчину, гетерозиготного по второму признаку. Какова вероятность рождения у них голубоглазого ребенка с нормальным зрением?
Решение задач на определение группы крови человека.
В родильном доме перепутали двух девочек. Родители Сидоровы имеют 1 и 2 группу крови, родители Петровы – 2 и 4. Дети имеют 1 и 2 группу. Определите, кто чья дочь.
Самостоятельная работа учащихся.
У человека вьющиеся и темные волосы являются доминантными признаками. Муж и жена имеют вьющиеся темные волосы. У них родился светловолосый ребенок c прямыми волосами. Каковы возможные генотипы родителей? Запишите схему скрещивания.
Рефлексия.
Сегодня на уроке мы закрепили генетические понятия и теоретические знания законов Менделя. Каждый из Вас показал свои знания и умения решать генетические задачи. Надеюсь, что приобретенные знания вам пригодятся в жизни.Поставленную цель в начале урока мы выполнили.
Алгоритм решения генетических задач
- Внимательно прочтите задачу.
- Сделайте краткую запись условия задачи. Введите условные обозначения признаков. Доминантный ген обозначают заглавной буквой, а рецессивный ген – прописной.
- Выясните, какое скрещивание в данном случае имеет место (моно-, ди- или
полигибридное);
- Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
- Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
- Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.
- Проанализируйте результаты скрещивания и сделайте вывод о вероятности запрошенного события в % или долях от единицы.
- Запишите ответ на вопрос задачи.
Тема урока « Решение задач по генетике»
Ф И ________________________________ Дата _____________
1. Основные символы генетики
♀ - | А,В … - |
♂ - | а,в …. - |
Р - | Аа, Вв - |
Х - | АА,аа - |
АаВВ | Аа ВВ |
2.Законы и закономерности генетики.
Изучаемые вопросы и понятия | Где искать ответ | Ответ на вопрос, формулировка закона |
Почему Г. Менделя считают основоположником генетики? В чем суть гибридологического метода? | Стр. 140-141 |
1. Каковы генотипы гомозиготных родителей при моногибридном скрещивании?
а) Аа и Аа б) BB и Bb в) BB и bb г) Аа и аа
2. Какую генетическую закономерность иллюстрирует данная схема:
P: Aa х Aa
F1: AA, Aa, Aa, aa
а) закон расщепления; б) правило единообразия; в) закон сцепленного наследования; г) хромосомную теорию наследственности
3. По фенотипу определить генотип. (Скрещивание серых и белых кроликов . F1 3 ч. серых и 1 ч. белых).
4. У особи с генотипом Aabb образуются гаметы:
а) Ab, bb в) Aa, AA б) Ab, ab г) Aa, bb
5. Запись схемы неполного доминирования
6. Решение задачи на дигибридное скрещивание
У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а кареглазость над голубоглазостью. Гетерозиготная кареглазая женщина с нормальным зрением вышла замуж за голубоглазого близорукого мужчину, гетерозиготного по второму признаку. Какова вероятность рождения у них голубоглазого ребенка с нормальным зрением?
7.Решение задач на определение группы крови человека.
В родильном доме перепутали двух девочек. Родители Сидоровы имеют 1 и 2 группу крови, родители Петровы – 2 и 4. Дети имеют 1 и 2 группу. Определите, кто чья дочь.
Изучаемые вопросы и понятия | Где искать ответ | Ответ на вопрос, формулировка закона |
Почему Г. Менделя считают основоположником генетики? В чем суть гибридологического метода? | Стр. 140-141 | |
Понятие «чистые линии». Почему для своих работ Г. Мендель выбрал горох? | Стр. 141-142 | |
Первый закон Г. Менделя (правило единообразия гибридов первого поколения). | Стр. 142-143 | |
Второй закон Г. Менделя (правило расщепления). | Стр. 143-144 | |
Закон чистоты гамет. | Стр.144 | |
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | Стр. 146-148 | |
Третий закон Г. Менделя (закон независимого наследования признаков). | Стр. 149-150 |
Предварительный просмотр:
Тема урока: органы чувств, их роль в жизни человека; анализаторы; органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.
Тип урока: урок изучения нового с применением мультимедийной презентации.
Цели урока: раскрыть значение системы анализаторов в жизни человека; установить различия между понятиями «анализатор», «орган чувств»; понимать значение совместного действия анализаторов для проверки достоверности полученной информации.
Оборудование: компьютер, проектор, программированные карты,
листы тестового контроля.
Для опытов: 2 стакана с подкрашенной водой (жёлтой и коричневой), коробка от апельсинового сока; 4 химических стаканчика (с луком, чесноком, ванилином, гвоздикой); предметы (шарик, кубик, апельсин, картридж от принтера); шарф.
Эпиграф урока:
«В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств». Аристотель
Оформление доски.
Это интересно
учащийся запоминает
10 % того, что читает;
26 % того, что слышит;
30% того, что видит;
50 % того, что обсуждает с другими;
80 % того, что основано на личном опыте;
90 % того, что проговаривает, в то время как делает;
95 % того, чему они обучаются сами.
Ход урока.
Повторение изученного:
Разминка
1.Блиц-опрос по пройденной теме:
1)в организме существует 2 вида регуляции функций – (нервная и гуморальная);
2)отдел мозга, регулирующий дыхание, пищеварение, сердечную деятельность, защитные рефлексы – кашель, чихание, рвота…(продолговатый мозг);
3)равновесие тела, координацию движений регулирует…(мозжечок);
4)процессы мышления, поведения, память, речь регулирует…(кора полушарий большого мозга);
5)часть периферической нервной системы, регулирующую работу скелетных мышц, называют…(соматической нервной системой);
6)отделы вегетативной нервной системы, оказывающие противоположное влияние на работу органов - …(симпатический и парасимпатический отделы);
7)биологически активные вещества, выделяемые в кровь железами внутренней секреции - …(гормоны);
8)гормон, усиливающий работу сердца; его выработка увеличивается при эмоциональном напряжении - …(адреналин);
9)в регуляции обмена сахара в организме принимает участие гормон …(инсулин);
10)для синтеза гормонов щитовидной железы необходим …(йод).
2.Выполнение компьютерного теста по теме: «Координация и регуляция».
3.Выполнение индивидуальных тестов и кроссворда.
(см. приложения к уроку)
Работа по изучению нового:
1.Вступительное слово учителя:
Притча.
Самая главная тайна.
В одной притче рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадёжнее спрятать от Человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звёзд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть.
Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далёких светилах. И вместе с тем боги ошиблись. Чтобы ни изучал человек, какие бы далекие и отвлеченные объекты ни выбирал для исследования, за этим всегда стоит жгучее любопытство по отношению к самому себе. Не потому ли нас интересуют Вселенная, природа, другие живые существа, законы логики, математики, что мы хотим понять свое место в нашем сложном мире, жаждем узнать кто мы и зачем мы? “Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?” - эти вопросы составляют глубинную суть любого взгляда человека на мир.
Человек – самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя – в поисках Самой Главной Тайны.
Слайд 1
2.Объявление темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, какие основные органы чувств есть у человека, что такое анализаторы, каково значение системы анализаторов в жизни человека; познакомимся с органами осязания, обоняния, вкуса и их анализаторами; установим различия между понятиями «анализатор» и «орган чувств».
Слайд 2
Человек воспринимает окружающий мир с помощью 5 основных органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Места нахождения органов чувств у человека:
Глаз – орган зрения
Ухо – орган слуха
Нос – орган обоняния
Язык – орган вкуса
Кожа – орган осязания
Вестибулярный аппарат – орган равновесия
3.Исследовательская работа:
Сегодня в путешествия отправляются три исследовательские группы на станцию «Литературная». Вам предстоит определить, ощущения какого органа чувств, передает поэт в данном отрывке из произведения.
Все живо посреди степей:
Забота мирная семей,
Готовых с утра в путь недальний,
И песни жен, и крик детей,
И звон походной наковальни. (А.С. Пушкин)
Нынче удались цветы повсюду,
Вдоволь им дано покрасоваться.
Я смотрю на землю как на чудо,
Просто не могу налюбоваться.
Вот раскрылся лютик, милый, милый,
А на холм, где расцвела ромашка,
Где калина руки заломила,
Вышел клевер в розовой рубашке.(А. Прокофьев)
Один цветок, который не возьми,
Души твоей дремоту пробуждая,
Зажжет в тебе одно из новых чувств,
Неведомых тобой…
А вместе все в один венок душистый
Сплетясь пестро, сливая ароматы
В одну струю, - зажгут все чувства разом.
(А.Н. Островский)
Органы чувств помогают воспринимать красоту окружающего мира, но от поэзии вернемся к сухому языку науки и дадим определение понятию анализатор.
Найдите определение в учебнике на с.76
Долгое время считалось, что окружающий мир мы познаём только с помощью органов чувств, но на самом деле органы чувств являются лишь начальным звеном восприятия.
Слайд 3
4.Сообщение учащегося «Открытие И.П.Павловым анализатора».
Беседа по прослушанному сообщению:
Кем введено в науку понятие «анализатор»?
Из каких частей состоит любой анализатор?
Как связаны между собой понятия «анализатор» и «органы чувств»?
Вывод:
С помощью органов чувств мы получаем информацию из внешнего мира, а благодаря анализаторам происходит анализ данной информации.
Слайды 4-6
5. Тест «Как работают органы чувств».
Условия наблюдения (опыта) | Результаты наблюдения | Выводы |
1. Визуально определить жидкость в двух стаканах (жёлтого и коричневого цвета) | Ошибочное определение: жёлтая жидкость – апельсиновый сок. | Органов зрения не достаточно для точного определения жидкости. |
2.С завязанными глазами, определить запахи (лук, чеснок, ванилин, гвоздика) | Для мальчика запах гвоздики не знаком. | Узнавание связано с жизненным опытом. |
3.С завязанными глазами, с помощью осязания определить предметы (шарик, кубик, апельсин, картридж от принтера) | Из предложенных предметов картридж не определён, даже с помощью зрения. | Узнавание связано с жизненным опытом. |
Общий вывод: для комплексного восприятия окружающего мира, недостаточно одного органа чувств.
6.Самостоятельная работа учащихся с учебником:
Работа в парах по программированным картам.
1 пара:
Работает по тексту на с.93 – тактильный анализатор.
Программированная карта
Внимательно прочитайте текст «Тактильный анализатор» на с.93 учебника.
Ответьте на вопросы:
1)что такое осязание?
2)какие рецепторы относят к тактильным? (рецепторы прикосновения, холодовые)
3)где находятся и как распределены по телу тактильные рецепторы? (неравномерно, на 1 см2 голени находится около 10, большого пальца – около 120, очень много рецепторов прикосновения на языке и ладонях, холодовых рецепторов на теле человека около 250 тысяч, тепловых – около 30 тысяч)
Дополните структурно – логическую схему данного текста:
2 пара
Работает по тексту на с.93-94 – обонятельный анализатор.
Программированная карта
Внимательно прочитайте текст «Обонятельный анализатор» на с.93-95 учебника.
Ответьте на вопросы:
1)каково значение обоняния?
2)где расположены и как устроены обонятельные рецепторные клетки? (в слизистой оболочке верхней части носовой полости, каждая клетка имеет короткие обонятельные волоски)
3)сколько запахов способно различить обоняние человека (не менее 4 тыс., и даже до 10 тыс.)
Дополните структурно – логическую схему данного текста:
3 пара
Работает по тексту на с.95-96 – вкусовой анализатор.
Программированная карта
Внимательно прочитайте текст «Вкусовой анализатор» на с. 95-96 учебника.
Ответьте на вопросы:
1)где расположены рецепторы вкуса? (эпителий языка, задняя стенка глотки, мягкое нёбо, надгортанник)
2)в каком виде должны быть вещества, чтобы мы чувствовали вкус? (в виде раствора, нерастворимые вещества вкуса не имеют)
3)сколько видов вкусовых ощущений различает человек? (4 – солёное, кислое, горькое, сладкое)
4)какие ещё рецепторы кроме вкусовых участвуют в определении вкуса? (обонятельные, температурные, тактильные а иногда и болевые).
Дополните структурно – логическую схему данного текста:
Слайды 7-9
Закрепление.
Фронтальная беседа по вопросам учителя:
1)что такое анализатор?
2)как устроен анализатор?
3)почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?
Решение биологических задач
– Назовите профессии людей, где необходима повышенная чувствительность того, или иного органа чувств?
– Почему иногда говорят «вкусно пахнет»?
– Что такое токсикомания? Чем опасна данная привычка?
– Почему боль – это защитное чувство?
– Что происходит с человеком, если у него какой – то орган чувств функционирует плохо?
Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.
Предварительный просмотр:
Тема: «Беспозвоночные»
Вариант 1.
ЧАСТЬ А. Тестовые задания. Выбрать один ответ из четырех.
1. Лучевая симметрия впервые появляется у:
а) стеклянных губок; б) известковых губок;
в) обыкновенных губок; г) кишечнополостных.
2. Впервые нервные клетки появляются у:
а) губок; б) простейших;
в) кишечнополостных; г) червей.
3. Регенерация — это способность животного:
а) размножаться;
б) восстанавливать поврежденные или утраченные части своего тела;
в) воспроизводить себе подобного;
г) к почкованию.
4. Отличительной особенностью кишечнополостных в сравнении с другими беспозвоночными является:
а) возникновение полового размножения;
б) появление тканей;
в) возникновение бесполого размножения;
г) питание готовыми органическими веществами.
5. Впервые пищеварительная система появляется у:
а) кишечнополостных; б) плоских червей;
в) круглых червей; г) кольчатых червей.
6. Впервые кровеносная система появляется у:
а) кишечнополостных; б) плоских червей;
в) круглых червей; г) кольчатых червей.
7. Органы движения параподии впервые появляются у:
а) губок; б) плоских червей;
в) круглых червей; г) кольчатых червей.
8. Отличительными особенностями червей в сравнении с другими беспозвоночными не считается появление:
а) систем органов; б) органов движения;
в) полового размножения; г) нервной системы узлового типа.
9. К признакам приспособленности червей к паразитическому образу жизни не относится:
а) развитие со сменой хозяев; б) утрата органов пищеварения;
в) развитие половой системы; г) появление полости тела.
10. К моллюскам не относятся:
а) головоногие; б) брюхоногие;
в) двустворчатые; г) пиявки.
11. К признакам высокой организации головоногих по сравнению с другими моллюсками относится:
а) реактивное движение; б) преобразование ноги в щупальца;
в) нервная система; г) чернильный мешок.
12. К признакам высокой организации членистоногих не относится:
а) двусторонняя симметрия тела; б) хитиновый покров;
в) членистые конечности; г) поведение.
13. Общественные насекомые — это:
а) жуки, клопы; б) пчелы, муравьи;
в) вши, тараканы; г) бабочки, стрекозы.
14. К признакам более высокой организации насекомых по сравнению с другими членистоногими не относится:
а) развитие нервной системы; б) развитие органов чувств;
в) сложное поведение; г) развитие кровеносной системы.
15. Признаком приспособленности насекомых к среде обитания не является:
а) окраска тела; б) разные типы конечностей;
в) развитие нервной системы; г) использование разных видов пищи.
ЧАСТЬ В.
В1. Тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют классы ракообразных, паукообразных, насекомых:
- тело разделено на голову, грудь, брюшко;
- четыре пары ходильных ног;
3)три пары ног;
4)преимущественно наземные виды;
- обитание преимущественно в воде;
- использование всех сред обитания;
7) дыхание всей поверхностью или жабрами;
8)дыхание при помощи трахей и легких;
9)органы дыхания наземных форм — листовидные легкие.
А.Класс Ракообразные Б.Класс Паукообразные В.Класс Насекомые
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
В2. Установите последовательность стадий развития бабочки
1) взрослое насекомое
2)яйцо
3)Гусеница
4)куколка
Ответ:________________________
В3. Выбери верные утверждения. Ответ запиши в виде последовательности цифр.
- губки одного и того же вида имеют одинаковую форму тела
- все губки обитают только в морской среде
- в зависимости от условий губки одного и того же вида могут различаться по форме тела
- все губки обитают как в морской, так и в пресной воде
- губки ведут только прикрепленный образ жизни
- губки живут несколько тысяч лет
Ответ:_________________________
Предварительный просмотр:
Тема: «Беспозвоночные»
Вариант 2.
ЧАСТЬ А. Тестовые задания. Выбрать один ответ из четырех.
1. Для кишечнополостных характерна
а) лучевая симметрия б) двусторонняя симметрия
в) осевая симметрия г) осевая и двусторонняя симметрия
2. Энтодерма у кишечнополостных животных образована клетками
а) эпителиально-мускульными и стрекательными
б) железистыми и нервными клетками
в) железистыми и эпителиально-мускульными клетками
г) эпителиально-мускульными и нервными клетками
3. Регенерация — это способность животного:
а) размножаться; б) восстанавливать поврежденные или утраченные части своего тела; в) воспроизводить себе подобного; г) к почкованию.
4. В основе систематики губок лежит
а) количество и состав скелетных игл б) разнообразие форм и состав скелетных игл
в) размер и количество скелетных игл г) разнообразие форм и количество скелетных игл
5. Для губок характерно
а) пористое тело, состоящее из двух слоев б) наличие раковины
в) образование цисты г) наличие зоба
6.У круглых червей отсутствуют системы:
а) пищеварительная и дыхательная б) выделительная и половая
в) дыхательная и кровеносная г) дыхательная и выделительная
7. Органы чувств и замкнутая кровеносная система впервые появляются у
а) круглых червей в) плоских червей
б) кольчатых червей г) моллюсков
8. Полость тела плоских червей заполнена
а) мышцами в) нервными клетками
б) жидкостью г) паренхимой
9. Дышат в воде жабрами, а на суше — мешкообразными легкими
а) моллюски в) губки
б) кольчатые черви г) насекомые
10. Самая многочисленная в мире группа животных — это
а) насекомые в) губки
б) иглокожие г) круглые черви
11. Впервые наружный скелет появляется у:
а) губок; б) иглокожих;
в) моллюсков; г) членистоногих.
12. К признакам высокой организации членистоногих не относится:
а) двусторонняя симметрия тела; б) хитиновый покров;
в) членистые конечности; г) поведение.
13. У муравьев собирателями пищи, солдатами и хранителями жидкой пищи являются
а) молодые самцы и самки б) рабочие муравьи
в) муравьи других видов, живущие в муравейнике г) самки
14. К особенностям насекомых, позволившим им освоить все среды обитания, не относятся:
а) типы ротового аппарата; б) разные типы конечностей;
в) разные типы развития; г) наличие хитинового покрова.
15.Инстинкт — это:
а) ответная реакция организма на различные раздражители;
б) последовательная цепь врожденных ответных реакций на различные раздражители;
в) последовательная цепь приобретенных в течение жизни реакций на различные раздражители; г) ответная реакция организма на световые и звуковые раздражители
ЧАСТЬ В.
В1. Тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют классы брюхоногих, двустворчатых, головоногих моллюсков:
1) тело подразделено на голову, туловище, ногу;
2) тело подразделено на туловище и ногу;
3) нога преобразована в щупальца;
4) тело большинства моллюсков лишено наружной раковины;
5) раковина цельная, часто асимметричная;
6) раковина состоит из двух створок;
7) промежуточные хозяева плоских паразитических червей;
- образуют большие скопления — банки;
- способны к реактивному движению.
А.Брюхоногие Б.Двустворчатые В.Головоногие
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
В2.Установите соответствие между классами и типами Моллюски и Иглокожие.
КЛАССЫ
- Морские лилии Б) Морские звезды В) Брюхоногие Г) Морские ежи
Д) Двустворчатые Е) Офиуры Ж) Голотурии
ТИПЫ
1)Моллюски 2) Иглокожие 3) Головоногие
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
В3. Установите последовательность событий при роении пчел.
- старая матка с частью рабочих пчел покидает улей
- один из трутней спаривается в воздухе с молодой маткой и погибает
- выход молодой матки
- возвращение оплодотворенной молодой матки в улей
- откладка яиц молодой маткой
- гибель остальных трутней
Ответ:_____________________
Предварительный просмотр:
Итоговый тест по биологии. 5 класс ФГОС
1 вариант
Часть А
А1.Биология – это наука, изучающая
1.космические тела 2.живые организмы
3.строение Земли 4.минералы
А2.В растительной клетке пластиды находятся в
1.ядре 2.цитоплазме
3.клеточном соке 4.вакуолях
А3.Клетки бактерий, в отличие от растительных клеток, не имеют
1.ядра 2.вакуолей
3.оболочки 4.цитоплазмы
А4.Грибы из корней деревьев получают
1.воду 2.витамины
3.минеральные вещества 4.органические вещества
А5.Хлорфилл в клетках водорослей находится в
1.хлоропластах 2.хромопластах
3.хроматофоре 4.лейкопластах
А6.Отсутствие лишайников в данной местности свидетельствует о
1.недостатке воды 2.загрязнении воздуха
3.недостатке минеральных 4.недостатке органических веществ
веществ
А7.Вайи – это
1.побеги плауна 2.листья папоротника
3.листостебельные мхи 4.перезимовавшие побеги хвоща
А8.Наука, изучающая вымершие растения, их смену во времени и пространстве, называется
1.палеоботаника 2.экология
3.космология 4.палеонтология
А9..Голосеменные. в отличие от высших споровых растений, имеют
1.корень 2.стебель
3.листья 4.семена
А10.В настоящее время господствующей группой растений на планете являются
1.моховидные 2.голосеменные
3.папоротниковидные 4.покрытосеменные
Часть В
В1. Выберите три правильных ответа из шести предложенных
Положительная роль грибов
1)продукты питания 4)источник получения антибиотиков
2)связывание атмосферного азота 5)синтез атмосферного кислорода
3)возбудители заболеваний человека 6)участие в круговороте веществ в природе
В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
Организмы Царства
А) азотобактерии 1)Бактерии
Б) берёза 2)Грибы
В) лось 3)Растения
Г) дельфин 4)Животные
Д) паук
Е) одуванчик
Ж) опёнок
З) подберёзовик
И) сосна
К) цианобактерии
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
В3.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
Характеристики Группа растений
А) являются высшими растениями 1)водоросли
Б) являются низшими растениями 2)покрытосеменные
В) тело расчленено на органы
Г) одноклеточные и многоклеточные организмы
Д) размножаются спорами
Е) размножаются семенами
А | Б | В | Г | Д | Е |
Итоговый тест по биологии. 5 класс ФГОС
2 вариант
Часть А
А1.Растения изучает наука
1.зоология 2.микробиология
3.ботаника 4.экология
А2.Хлоропласты имеют окраску
1.жёлтую 2.зелёную
3.красную 4.бесцветную
А3.В клетках грибов отсутствуют
1.ядро 2.цитоплпзма
3.хлоропласты 4.клеточная оболочка
А4.Плодовые тела шляпочных грибов служат для
1.образования спор 2.вегетативного размножения
3.накопления питательных веществ 4. переживания неблагоприятных условий
А5.Лишайники представляют собой результат симбиоза
1.бактерий и водорослей 2.грибов и высших растений
3.бактерий и высших растений 4.грибов и водорослей
А6.Мхи, в отличие от других высших растений, не имеют
1.корня 2.стебля
3.листьев 4.цветка
А7.Цветки характерны для
1.хвощей 2.папоротников
3.голосеменных 4.покрытосеменных
А8.Наука, изучающая вымершие организмы, их смену во времени и пространстве, называется
1.палеоботаника 2.экология
3.космология 4.палеонтология
А9.Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является
1.наличие цветка 2.развитие из спор
3.развитие из семени 4.исключительно наземные растения
А10.Первыми наземными растениями были
1.риниофиты 2.моховидные
3.плауновидные 4.папоротниковидные
Часть В
В1. Выберите три правильных ответа из шести предложенных
Пластиды могут быть
1)синими 4)зелёными
2)белыми 5)бесцветными
3)чёрными 6)красными, жёлтыми или оранжевыми
В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
Организмы Среда обитания
А) медведь 1) наземно-воздушная
Б) щука 2)водная
В) акула 3)почвенная
Г) крот 4)организменная
Д) заяц
Е) ель
Ж) землеройка
З) дождевой червь
И) паразиты в кишечнике человека
К) простейшие в желудке коровы
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
В3.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
Характеристики Группы организмов
А) клетки безъядерные
Б) наличие ядра в клетках 1) бактерии
В) размножаются спорами 2)грибы
Г) размножаются вегетативно
Д) некоторые могут образовывать микоризу
Е) некоторые способны связывать атмосферный азот
А | Б | В | Г | Д | Е |
МОУ Уваровская СОШ
Итоговая работа по биологии «_____» мая 2016г.
Ф И _______________________ класс 5 «___» ВАРИАНТ ______
ЧАСТЬ А
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
ЧАСТЬ В
В 1. ___ ___ ___
В 2. | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
.
В 3 | А | Б | В | Г | Д | Е |
МОУ Уваровская СОШ
Итоговая работа по биологии «_____» мая 2016г.
Ф И _______________________ класс 5 «___» ВАРИАНТ ______
ЧАСТЬ А
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
ЧАСТЬ В
В 1. ___ ___ ___
В 2. | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
.
В 3 | А | Б | В | Г | Д | Е |