"Инновационная деятельность на базе КФУ

Фарзиева Ландыш Фазлиахматовна

Активизация мыслительной деятельности младших школьников через применение технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leninogorsk_teoriya._1.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»

Г. АЛЬМЕТЬЕВСКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Активизация мыслительной деятельности младших школьников через применение технологии развития критического мышления

Учитель начальных классов :

Фарзиева Ландыш Фазлиахматовна

МБОУ «СОШ №11» г.Альметьевск

s39025276

г.Альметьевск 2015г.

Активизация мыслительной деятельности младших школьников через применение технологии развития критического мышления.

Выпустив свой четвёртый класс  в мир «среднего» звена, мы удивляемся, почему дети, которые  были активными, любознательными становятся вдруг другими? Этот вопрос задаёт себе практически каждый учитель, который проработал  в начальном звене более 20 лет. Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения. К школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами.  Возникает  вопрос, который звучит у любознательного учителя. «Что сделать для того, чтобы процесс адаптации у детей прошёл  легко?  Как сделать этот процесс менее болезненным?»

1.Необходимо начиная с 1 класса начать формировать  критическое мышление. Почему? Потому что, человеку, обладающему данной формой мыслительной деятельности, будет проще  находить ответы при возникновении нестандартных  ситуаций. Категория детей, обладающая критическим мышлением , легче адаптируется в любой среде.  Поэтому   начиная формировать  данный вид мышления в начальном звене, мы помогаем нашим ученикам проще проживать процесс адаптации.  Умение находить выход из любых стрессовых ситуаций является важным условием для  успешности и развития школьников.  Конечно, формировать в полном объёме критическое мышление  в начальных классах мы не можем по той простой причине, что процесс формирования  данного вида мышления проходит поэтапно. Но основное ядро критического мышления мы можем заложить в полном объёме.

2. «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Как же актуальны слова  Эдисона!  Как же научить мыслить? Как вовлечь ребёнка в процесс учения, воспитать в нём инициативность и самостоятельность, как активизировать мыслительные процессы? Эти вопросы были востребованы  всегда.  Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.

Ребёнок получил информацию, которой не владеет, или владеет в недостаточной степени. Что делать? На помощь приходит  технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).

Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, которая может успешно применяться в единстве с другими образовательными технологиями.  Это, прежде всего, подход, цель которого – не развлекать детей с помощью игровых приемов или групповой работы. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

А развиться критическое мышление может только при  совокупности  трёх компонентов:

  • Готовность к критическому мышлению
  • Интеллектуальные (мыслительные) умения и навыки
  • Уже имеющиеся знания

3.  В чем же инновационность представленной модели?

Эта модель, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Цель технологии:   развитие интеллектуальных умений учащихся.

Реализация цели  достигается в процессе взаимодействия учителя и ученика. Учитель не является активным «поставщиком» информации, а умело направляет в нужное русло мыслительную  деятельность учащихся.

Ученик

Учитель

  • Сам конструирует процесс обучения
  • Стимулирует учащихся к активной мыслительной деятельности
  • Сам отслеживает направления своего развития
  • Стимулирует учащихся к активной мыслительной деятельности
  • Сам определяет конечный результат
  • Помогает сформировать навыки продуктивного мышления

4. В чём особенность критического мышления?   Вот такую характеристику даёт  Клустер (см на  презентацию)

 Самостоятельное

Социальное

Аргументированное

Проблемное и оценочное

Обобщённое

5. Структура занятия в концепции "критического мышления" состоит из трёх этапов и может работать в начальном звене.
1 этап - "Вызов" (ликвидация чистого листа).
Ребенок ставит перед собой вопрос
"Что я знаю?" по данной проблеме.

Используются следующие методические приёмы.

Методические приемы:
1. Парная мозговая атака. 
2. Групповая мозговая атака.
3. Ключевые термины.
4. Свободное письменное задание.
5. Таблица «З-Х-У».
6. Плюс-минус-вопрос.
7. Верные и неверные утверждения.
На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает "Что хочу узнать?".

6. 2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления). Ее присутствие на каждом уроке обязательно. На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (Что хочу знать?). Здесь могут быть предложены следующие методы:
1. Инсерт  - система маркировки текста.
2. «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица.
3. Чтение с остановками.
4. Дневники.
5. Бортовые журналы.
6. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

7. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

7. 3 этап – "Рефлексия" (размышление). Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть:
• составлен опорный конспект в тетради учащегося;
• или использован метод синквейна, пятистишия, где должен отразиться смысл темы.
 

8. Учимся  создавать синквейн.

После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать текст параграфа и найти подтверждение своим предположениям.

  В первой строчке тема задается одним словом.

  Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными или причастиями).

 Третья строчка — это описание действия тремя словами.

  Четвертая строчка — это фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме, объекту.

  Последняя строчка — это синоним выраженный одним словом, повторяющий суть темы.

Например

Режим.

Благоприятный, строгий.

Организует, дисциплинирует, оздоравливает.

Режим дня — основа успешной деятельности.

Четкость

При внешней простоте формы синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, средство творческой выразительности. Как правило, он проводится на стадии рефлексии, однако опыт показывает, что есть и другие его возможности.

Использование синквейна на разных стадиях урока имеет разные задачи:

•  На стадии вызова — сжатое обобщение актуальных заданий.

•  На стадии осмысления — вдумчивая работа над новыми понятиями.

•  На стадии рефлексии — интеграция новых и предыдущих знаний. Вот, например, один из вариантов адаптации синквейна к стадии вызова: ученикам предлагается отгадать первое слово синквейна, которое будет темой данного урока.

Воздух.

Бесцветный, прозрачный.

Сжимается, перемещается, проводит (тепло).

Невидимая одежда нашей планеты.

Жизнь.

Примеры синквейнов.

Весна.

Молодая, цветущая.

Журчит, расцветает, поет.

Будит природу ото сна.

«Утро» природы.

Пчелка.

Маленькая, трудолюбивая.

Летает, опыляет, жалит.

Приносит людям пользу.

Медонос.

Животные.

Растительноядные. Хищные.

Живут, размножаются, питаются.

Украшение природы.

Незаменимы.

Никотин.

Вредный, ядовитый.

Разрушает, вредит, портит.

Курить — здоровью вредить.

Смерть.

Природа.

Живая, неживая.

Живет, дает, служит.

Природа — источник познания.

Жизнь.

Подснежник.

Весенний, первый.

Пробился, удивил, согрел.

Мир спасет красота.

Весна.

Растения.

Красивые. Полезные.

Очищают, благоухают, радуют.

Украшают и улучшают быт человека.

Польза.

«Разбери слово по буквам» — данный прием позволяет на стадии рефлексии подобрать к каждой букве слова, понятие, выражающие суть объекта.

9. Инсерт

Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что учащиеся уже знают;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их знаниям;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным, неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если какие – то вопросы непонятны, возникло желание узнать больше.  Это очень удобно, т.к. ученик сразу же включается в процесс получения знаний. 

10. В результате появляется такая таблица.

знаю

хочу узнать

узнал

  •  Есть звери дикие и домашние;
  •  о домашних заботятся люди;
  •  дикие сами добывают пищу;
  •  звери кормят детей молоком; 
  •  Почему зверей назвали млекопитающими?
  •  Как дышат звери?
  •  Где живут млекопитающие?
  •  Звери дышат лёгкими;
  •  млекопитающие - молоком питающие;
  •  живут на суше и в воде;
  •  млекопитающие – это звери

11. Стратегия «Зигзаг» 

Класс делится на группы.   Текст, который предстоит изучить, делится на смысловые отрывки по количеству членов в группах.   Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Отрывки пронумерованы.   Для чтения и работы с этими отрывками  образуются экспертные группы.  Каждый ученик работает со своим отрывком, выделяет главное. По окончании работы ребята вырабатывают план презентации своего отрывка.  Затем возвращаются в свои первоначальные группы и знакомят других членов группы со своей темой, обмениваются информацией.  Таким образом, в каждой группе благодаря работе экспертов складывается общее представление по изучаемой теме.

12. Рефлексия. На данном этапе происходит этап закрепления  полученных знаний через деятельность головного мозга путём фиксации полученных знаний на  листе бумаги.

Предлагают   на чистом листочке выразить свое отношение к прочитанному: написать  любые слова, предложения, которые у вас возникли в голове или нарисуйте рисунок.

- Чему учит данное произведение?

- Что хотел сказать автор?

-Какие чувства, мысли, желания у вас в данный момент?

13. Подведение итогов мастер-класса.

Итак, давайте подведём итоги мастер класса:

 - что нового Вы узнали?

 - чему научились?

 - было ли Вам интересно?

Закончить мастер-класс позвольте синквейном по поводу сегодняшней встречи с Вами.

Мастер-класс

Волнующий, интересный,

Учит, вдохновляет, показывает,

Мысли будоражит, уверенность пробуждает.

Полезно.

14.Преемственность в развитии критического мышления это один из важных условий для успешного  развития  учащихся младшего школьного возраста.  Наша  с Вами цель заключается в воспитании и развитии  детей в условиях социальной среды, каковой является школа. Мы  встречаем малышей,  а выпускаем из любящих объятий    детей, которые  умеют думать, могут анализировать. Опираясь на знания, полученные в начальном  классе, учителя среднего  и старшего звена будут дальше развивать учеников.  И из наших с Вами  учеников вырастут  достойные граждане России. Они будут думать, анализировать, смогут в каждой полученной информации выделить главное и второстепенное. Смогут вычленить правдивую информацию из бушующего потока рекламы, средств массовой информации, используя навыки критического мышления.  И мы  надеемся, будут патриотами своей родной земли.  Спасибо за внимание.