Для вас, родители!
Уважаемые родители! В соответствии с планом работы
с 20.04.2020 – 24.04.2020 тема недели
«Животные жарких стран»
Рекомендуем Вам попробовать совместно с детьми нарисовать животных и поиграть в игры.
Родителям рекомендуется
Задание 1. Показать ребенку картинки с изображением диких животных ,живущих в жарких странах: жирафа, бегемота, зебру, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, носорога;
2. Рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;
3.Задать вопросы ребенку:
«Какие животные живут там, где жарко? Чем они питаются?
Кого из них ты видел в зоопарке?»
Задание 2. Поиграть в игры:
- Игра «Кто, где спрятался».
Взрослый просит помещать разные игрушки под, за, между и на
любые предметы (стол, стул,), ребенок должен правильно все
разместить и потом правильно назвать, что на, за, между и под
было помещено.
- Игра «Четвертый лишний».
Взрослый называет 4 слова (можно использовать картинки или
игрушки), из них 3 слова объединены по общему признаку.
Ребёнок должен выделить лишнее слово и объяснить, почему оно
лишнее. Например: жираф, бегемот, зебра, кошка (лишнее – кошка,
это не животное жарких стран).
- Игра «Что не так?»
Крокодил, жираф и слон – это домашние животные.
Обезьяны не едят бананы.
Крокодил – травоядное животное.
Задание 3. Прочитать произведения.
Б.Житков «Как слон спас хозяина от тигра», «Про слона»;
А.Куприн «Слон»; Е.Чарушин «Слон», «Мартышки»; Р.Киплинг«Слоненок»;
С. Маршак «Где обедал воробей».
Задание 4. Выучить стихотворение.
Гиена.
Захрапели носороги,
Дремлет страус длинноногий.
Толстокожий бегемот
Лёг спокойно на живот.
Спит верблюд, согнув колени.
Но не спится мне, гиене!
Настаёт моя пора:
Буду выть я до утра.
Днём молчала я угрюмо –
Я боюсь дневного шума,-
Но зато мой хриплый смех
По ночам пугает всех!
Даже львы меня боятся…
Как над ними не смеяться?
(С.Я. Маршак «Детки в клетке»)
Задание 5. Отгадать и выучить загадки.
Уж очень вид у них чудной:
Упапы — локоны волной,
А мама ходит стриженной,
За что она обижена?
Недаром часто злится на всех мамаша. (Львица)
Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он. (Жираф)
Лексико – грамматические игры и упражнения.
Игра «Назови новое слово»
У жирафа длинная шея– он длинношеей.
У бегемота толстая кожа – он …………………….(толстокожий)
У крокодила острые зубы – он ………………………..(острозубый)
У льва длинная грива – он …………………………(длинногривый).
У носорога короткие ноги – он ……………………..(коротконогий)
У тигра длинный хвост – он ……………………..(длиннохвостый)
У черепахи короткий хвост – она ……………….(короткохвостая)
У верблюда два горба – он …………………………………(двугорбый)
«Составь предложение»
Слон, в, джунгли, живет. ……
(Слон живет в джунглях).
Зебра, охотится, тигр, на, хищный…..
(Хищный тигр охотится на зебру).
Панцирь, крепкий, у, черепаха.
(У черепахи крепкий панцирь).
Детеныш, львица, голодный, мясо, несет.
(Львица несет голодным детенышам мясо).
«Назови кто у кого?»
У слонов – слоненок, слонята
У львов – львенок, львята.
У зебры – зебренок, зебрята
У кенгуру – кенгуренок, кенгурята
У тигра – тигренок, тигрята
У черепахи – черепашонок, черепашата.
У верблюда – верблюжонок, верблюжата
Кто лишний и почему?»
Слон, лев, собака, тигр
Крокодил, кенгуру, жираф, кошка
Заяц, зебра, кобра, пантера
Волк, лев, медведь, лиса
Морж, обезьяна, удав, дикобраз
Советы для родителей
на период вынужденной изоляции
Как провести время в период карантина без ущерба для своей нервной системы и с пользой для всей семьи? В первую очередь необходимо составить план мероприятий на следующий день, это систематизирует ваше время и отвлечёт от тревожных мыслей. Для наших детей этот период может стать особым и незабываемым по количеству внимания и душевного тепла со стороны родителей. И мы, родители, имеем уникальную возможность сблизиться с нашими детьми, как никогда.
Дети по природе любознательны, а значит, всё время хотят чего-нибудь нового.
Предлагаю вам несколько увлекательных идей совместных занятий.
Чем занять ребенка 3-6 лет:
1. Волшебные бутылочки. Наполните маленькие пластиковые бутылки различными мелкими предметами: необычными пуговицами, пёрышками ярких цветов, пушистыми шариками, ракушками, водой с блёстками, подкрашенным рисом. Тщательно закройте бутылочки крышками и дайте ребёнку. Наблюдение за тем, как пересыпаются и переливаются маленькие предметы, может стать почти медитативным, а концентрация внимания позволит уравновесить нервную систему и снять напряжение.
2. Нанизывание бусин. Для такого занятия подойдут деревянные и пластиковые бусины с крупными отверстиями. Нанизывать можно на вощёный шнурок, ленточку, шнурки от обуви или даже на длинную травинку. Такое занятие требует усидчивости и концентрации внимание, а результатом его станет чудесные бусы для мамы или новый поводок для игрушечной собаки.
3. Аудиосказки и колыбельные. Ещё один ответ, чем занять ребёнка вечером. Подберите аудио версии или спектакли лучших классических сказок и включите их незадолго до вечернего ритуала. А непосредственно перед сном спойте вместе несколько тихих спокойных мелодий .
4. Домик из одеял. Выберите угол комнаты, в которой постройка такого домика не будет никому мешать. Пара одеял, несколько прищепок и верёвок, раскиданные подушки – и уютное гнёздышко для вечерних посиделок готово! В качестве дополнительной опоры можно использовать имеющуюся мебель, стулья или дверной косяк. Особенным успехом пользуется предложение поужинать и почитать прямо в домике!
5. Коробка юного исследователя. Такую коробку следует собирать заранее, в течение нескольких дней, и периодически обновлять её содержимое. Перья, камешки, засушенные цветы, семена растений, лоскутки тканей различной фактуры, рифлёная бумага и небольшая лупа с ручкой помогут занять ребёнка 3-4 лет. Детям постарше можно предложить набор простых инструментов и несколько вышедших из строя приборов, например, старую клавиатуру от компьютера, будильник или фонарик.
Занятия для младших школьников
1. Театр теней. При помощи стены и настольной лампы устройте театр теней. Не огорчайтесь, если в начале изображаемые ваши животные будут непохожи на настоящих. В этой игре главное – не точность, а настроение! Кроме теней можно опробовать и другие игры со светом, например, прозрачные разноцветные пластинки конструктора особенно интересно смотрятся при подсвечивании сзади
2. Ведение дневника. Психологи доказали, что ведение дневника с раннего школьного возраста развивает память, способность ясно излагать мысли, укрепляет эмпатию и позволяет вырасти более стрессоустойчивым человеком. Ежедневному записыванию своих мыслей, чувств и впечатлений способствует наличие под рукой красивого блокнота и удобной ручки.
3. Головоломки. Не знаете, чем занять детей вечером дома? Логические задачи и головоломки придут вам на помощь! Они не только развивают умение долго концентрироваться на одном предмете, но и способствуют целеустремлённости и навыку добиваться желаемого, несмотря на первоначальные трудности.
4. Рукоделие. Выбор подобных занятий полностью обусловлен интересами семьи и самого ребёнка. Это может быть вышивание, шитьё одежды для кукол, приготовление самого вкусного на свете печенья или изготовление свечей, конструирование робота из деталей от старого мотоцикла, создание радиоприёмника или табуретки из подручных средств – возможности для творчества действительно безграничны!
5. Настольные игры. Сейчас существует огромное количество семейных настольных игр на любой вкус. Некоторые из них развивают логическое мышление (стратегии), некоторые несут познавательную (викторины) или развлекательную функцию. В любом случае, какую бы игру вы не выбрали, хорошо проведённый вечер в кругу семьи вам гарантирован!
Время, проведённое вместе – хороший повод лучше изучить интересы своих детей и способствовать их развитию. И тут на помощь нам придёт интернет.
В интернете можно найти курсы на все случаи жизни, от рисования до лепки, главное - чтобы дома были подручные материалы.
Например, в онлайн-школе "Художник онлайн" можно пройти курсы рисования и послушать лекции об истории искусств. Не все занятия бесплатны, но открытых уроков достаточно, чтобы понять, насколько это интересно ребенку и вам.
Мастер-классы для детей помладше можно найти на сайтах "Моя детка" или "Ярмарка мастеров" - это бесплатные уроки, которые помогут создать поделку любой сложности из любых подручных материалов.
Детский раздел на Арзамасе https://arzamas.academy/special/kids также стоит посетить.
Голосовой помощник Алиса от Яндекса превратили в бесплатного логопеда. Программа общается с ребенком, загадывает загадки и рассказывает интересные факты. Делает все голосами современных мультперсонажей. Нужно включить Алису на любом устройстве с интернетом и велеть ей запустить навык «Легко сказать».
Желаю вам увлекательного и полезного время провождения в этот непростой период. Берегите себя и свою семью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В апреле мы узнаем! | 35.31 КБ |
Речевые игры дома. | 102.35 КБ |
rechevye_igry_doma.docx | 21.3 КБ |
Консультация | 12.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АПРЕЛЬ
В апреле мы изучаем:
«Книжкина неделя» (Все профессии важны)
«Космическое путешествие»
«Земля и ее обитатели (мир природы/мир людей)!» (Животные жарких и холодных стран)
«Земля и ее обитатели (мир природы/мир людей)!» (Школьные принадлежности)
Тема недели: «Книжкина неделя»
Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Проект:
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям.
Цель проекта:
Актуализировать, расширить и обобщить знания детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях и продуктах труда.
Задачи проекта:
Для педагога:
- повышать свою профессиональную компетентность в проектной деятельности
- обогатить предметно – пространственную среду по теме проекта
- создать информационную базу для успешного решения поставленной цели
Для детей:
- актуализировать и расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда);
- воспитывать гордость и уважение к труду своих родителей;
- помочь детям понять важность каждой профессии;
- развивать коммуникативные навыки;
Для родителей:
- Принять участие в выборе темы проекта
- Ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей
- Выполнить (по желанию) совместные задания к проекту
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
сформированность знаний о некоторых профессиях, их назначении, особенностях;
пополнение лексики воспитанников;
расширение знаний о своей семье.
Для родителей:
успешное взаимодействие со своими детьми;
повышение психолого-педагогических компетенций.
Для педагога:
создание предметно-развивающей среды по теме проекта;
совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Для педагога:
- повышать свою профессиональную компетентность в проектной деятельности
- обогатить предметно – пространственную среду по теме проекта
- создать информационную базу для успешного решения поставленной цели
Для детей:
- актуализировать и расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда);
- воспитывать гордость и уважение к труду своих родителей;
- помочь детям понять важность каждой профессии;
- развивать коммуникативные навыки;
Для родителей:
- Принять участие в выборе темы проекта
- Ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей
- Выполнить (по желанию) совместные задания к проекту
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
сформированность знаний о некоторых профессиях, их назначении, особенностях;
пополнение лексики воспитанников;
расширение знаний о своей семье.
Для родителей:
успешное взаимодействие со своими детьми;
повышение психолого-педагогических компетенций.
Для педагога:
создание предметно-развивающей среды по теме проекта;
совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Этапы проекта:
1 этап – Подготовительный
• Постановка цели и задач.
• Подбор и изучение дополнительной методической литературы, разработка содержания проекта.
• Подбор художественной литературы для детей
• Привлечение внимания родителей к данной проектной деятельности
• Разработка и изготовление дидактического материала по данной тематике
2 этап – Практический (основной)
• Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий.
• Знакомство с детской художественной литературой о труде взрослых и разучивание стихов.
• Беседа с детьми о профессиях родителей.
- Обогащение предметно - пространственной среды
• Дидактические игры
• Сюжетно-ролевые игры
• Просмотр презентации «Мир профессий»
• Отгадывание загадок по теме проекта
• Художественное творчество в свободное время по теме проекта
• Экскурсии в ДОУ, магазин, библиотека, почта
• Мастер-класс родителей «Моя профессия» (парикмахер, врач и т. д.)
• Оформление альбома с рисунками и рассказами детей «Кем я стану, когда вырасту».
- Оформление фотоальбома «Профессия моих родителей»
• Пальчиковые игры по теме
• Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий.
• Рассматривание альбомов «Кем работают наши родители»
Работа с родителями
• Организация информационных стендов в родительском уголке по теме проекта
• Привлечение к оформлению фотоальбома «Кем работают наши родители»
• Мастер-класс родителей «Моя профессия»
3 этап – Заключительный
• Выставка детских работ «Кем я хочу стать»
• Создание детского альбома «Когда я вырасту….»
- Создание фотоальбома «Профессия моих родителей»
• Выставка книг "Все работы хороши, выбирай на вкус"
Художественная литература:
• «Город добрых дел» Р. Скарри
• «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)
• «А что у вас?» С. Михалков
• «Кем быть?» В. Маяковский
• «Строители» Б. Заходер
• «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков
• «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари
• «Доктор Айболит» К. Чуковский
• «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов
Загадка про учителя
В класс приходит по утрам,
И даёт задание нам.
Даже сложные задачи!
Как же умным стать иначе?
Загадка про водителя (шофера)
Он машиной управляет,
Никогда не забывает:
Это — тормоз, это — газ,
Отвезёт он в школу нас.
Загадка про программиста
Он программы пишет-пишет,
За компьютером сидит,
Все эмоции здесь лишни –
Лишь исходный код твердит.
Загадка про бухгалтера
Он – отличный счетовод,
И учёт всего ведёт:
Денег, трудодней, бензина,
И продуктов в магазине.
Загадка про маляра
Мажет-красит день-деньской
Он на улице Ямской.
И в других районах тоже,
Без ремонта жить негоже.
Загадка про уборщицу
Чистота – залог здоровья,
Кто за чистотой следит?
Рано поутру приходит —
Грязь и мусор победит.
Загадка про продавца
Продаёт продукты, вещи,
Ткани, масло и бензин.
А захочешь его встретить –
Отправляйся в магазин.
Загадка про врача
Всех он вылечит от хворей,
И избавит нас от болей,
Может прописать микстуру
По известной рецептуре.
Тема недели: «Космическое путешествие»
Дети не имеют достаточных знаний о космосе и поэтому первые представления о космосе, можно и нужно давать им уже в старшем дошкольном возрасте. Эта тема очень интересна и увлекательна. В ДОУ дети получают представления о профессиях, связанных с космосом, узнают о Вселенной, о планетах Солнечной системы, созвездиях, о знаменитых космонавтах, о технике, используемой в космосе и многом другом. Дети эмоционально воспринимают окружающую действительность, у них появляется чувство восхищения и гордости за знаменитых людей нашей страны и ее историю. Эти знания находят отражение в играх, рисунках, беседах, занятиях. Дети охотно делятся с взрослыми и сверстниками впечатлениями, тем самым усваивая и закрепляя их, развивая патриотические чувства. Нравственно-патриотическое воспитание – сложный длительный процесс, он не может проходить от случая к случаю. Значимых результатов можно достичь только систематической работой. Ведь мы живем в стране с такой богатой историей и традициями! Любим нашу Родину и хотим, чтобы наши воспитанники ее любили. Гордимся, что имеем отношение к таким важным историческим событиям, как освоение космоса, и хотим, чтобы наши дети испытывали такую же гордость. Формы работы могут быть весьма разнообразны: занятия, досуги, праздники, беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, дидактические игры и т.д. Информация обязательно должна закрепляться в разных формах работы в свободное от занятий время. Мечта – стать космонавтом у современных детей уже не актуальна. Между тем космические пираты, звездные воины и другие инопланетные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Современные родители, сами испытывая интерес к космосу, пытаются, часто безрезультатно, пробудить интерес к Вселенной в своих детях, используя при этом ресурсы современных технологий, в основном Интернет. Ведь как занимательно увидеть на яркой картинке вблизи Юпитер, следы действующих вулканов на его спутниках, кольца Сатурна. Родителям непонятно, почему их дети не разделяют родительского восторга.
Важная задача для взрослых – развивать у детей интерес к познанию.
Тема космоса всегда актуальна.
Тема недели: «Земля и ее обитатели (мир природы/мир людей)!» (Животные жарких и холодных стран)
- Родителям рекомендуется:
— показать ребенку картинки с изображением диких животных, живущих в жарких странах: жирафа, бегемота, зебры, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, верблюда, носорога;
— рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;
—задать вопросы ребенку: «Какие животные живут там, где жарко? Чем они питаются? Кого из них ты видел в зоопарке?»;
—знать значение слов: «пятнистый», «сумчатый», «травоядный», «хищник», «земноводный».
2. Дидактическая игра «Подбери признак»: жираф (какой) —. , зебра (какая) —. , слоны (какие) —. , тигр (какой) -, обезьяна (какая) -, носорог (какой) - ….
Задание 3.Подобрать синонимы: слон — большой (огромный, могучий, здоровенный, гигантский, громадный.). Задание 4. Отгадать и выучить загадку или стихотворение по выбору.
Изрисована лошадка, будто школьная тетрадка. (Зебра)
Ежик вырос в десять раз, получился. (дикобраз). Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)
Уж очень вид у них чудной: у папы — локоны волной, А мама ходит стриженной, за что она обижена?
Недаром часто злится на всех мамаша. (львица). Он ходит, голову задрав, не потому что важный граф,
Не потому, что гордый нрав, а потому, что он. (жираф).
Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд)
Носорог бодает рогом — не шутите с. (носорогом).
5. Дидактическая игра «Назови семью»: папа — лев, мама — львица, детеныш — львенок (детеныши — львята). , папа – тигр, ….; папа – слон, …., папа – верблюд, ….
6. Дидактическая игра «Кто живет в Африке?» (закрепление правильного употребления окончаний имен существительных в косвенных падежах множественного числа).
В Африке живут. (львы, тигры.). Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить? (Доктор Айболит). Кого лечил Айболит? (Львов, тигров.) Кого вылечил добрый доктор? (Львов, тигров.) Звери лечились охотно. Кем был доволен доктор? (Львами, тиграми.) О ком вспоминал Айболит дома? (О львах,.)
8. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Лев, тигр, морж, зебра.
Верблюд, зебра, лев, жираф.
Носорог, бегемот, тигр, волк.
Зебра, носорог, крокодил, лось.
Лазать, бегать, прыгать, рисовать.
Зебра, жираф, крокодил, обезьяна.
9. «Один – много»:
Лев – львы, обезьяна -, жираф -, носорог -, бегемот -, крокодил -, кенгуру -, слон -, зебра -, тигр - … .
Задание 10.Посчитать до пяти со словами:
Тигр, жираф, бегемот, носорог, зебра, крокодил; одна ловкая обезьяна; один африканский слон; один грозный лев; одна старая черепаха. 11. Подобрать действия к словам:
Лев (что делает) – охотится, …;
Кенгуру (что делает) - …;
Обезьяна (что делает) - …;
Слон (что делает) - … .
Тема недели: «Земля и ее обитатели (мир природы/мир людей)!»
Дети должны усвоить: основные названия водных обитателей, части тела рыбы, среда обитания, чем питаются; рыбопродукты, морепродукты, рыболов, рыбозавод.
1 «Четвертый лишний» (назови лишний предмет
объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Акула, кит, дельфин, ерш.
Плавники, шерсть, чешуя, жабры.
Лужа, море, река, аквариум. .
Акула, мурена, щука, меченосец.
2. «Назови ласково» (образование прилагательных уменьшительной формы)
Карась - карасик (дельфин, щука, лягушка, креветка, рак, ерш, сом)
3. «Великаны» (формирование навыка словообразования существительных с увеличительными суффиксами)
Пескарь - пескарище
(Скалярия, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, черепаха, креветка, горбуша)
4. «Сосчитай улов» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Один пескарь, три пескаря, пять пескарей
( Скалярия, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, черепаха, креветка, горбуша)
5. «Чей?» (образование притяжательных прилагательных)
У акулы голова - ... акулья.
У щуки плавники - ... У лягушки лапки - ...
У рыбы глаза - ... У черепахи панцирь - ...
У кита хвост -... У дельфина глаза - ...
6. «Вкуснятина» (что можно приготовить из рыбы и морепродуктов?)
Предварительный просмотр:
Чтение — это источник мысли и творчества
Наука в наши дни развивается столь бурными темпами, знания внедряются в производственную деятельность людей настолько быстро, что школа, какой бы дальновидной она ни была, не может дать запаса знаний, которого хватило бы на тридцать, а то и на сорок лет активной жизни ее воспитанника. Логика развития науки, производства, культуры такова, что если человек будет пользоваться только школьным багажом знаний, то уже лет через 5 — 6 после окончания школы он окажется недоучкой.
Что же делать? Неужели через каждые 5—10 лет переучивать всех, окончивших среднюю школу? Характер школьного образования и воспитания в обществе, строящем коммунизм, противоречит такому выводу. Главная его цель в том, чтобы у человека, окончившего среднюю школу, на всю жизнь сохранилась жажда знаний, чтобы чтение стало одним из важнейших его духовных интересов.
Педагоги, родители, социологи — вся общественность нашей страны обеспокоена тем, что молодежь не знает, куда девать свободное время. Это одна из главных причин пьянства, хулиганства и других отрицательных явлений, которые встречаются среди молодежи. Вносятся предложения — открыть побольше молодежных кафе, танцевальных площадок. Есть и другие: принять закон против алкоголизма и вообще регулировать потребление спиртных напитков.
Не отрицая всего этого, хочу подчеркнуть, что никакие законы, пусть они будут самые строгие и беспощадные, никакие ограничения и запреты не помогут, если не будет тонкой, умелой, кропотливой воспитательной работы. Надо воспитывать у юных граждан страны страстную, горячую увлеченность духовными интересами. У меня есть данные об использовании свободного времени тысячами молодых рабочих (от 20 до 35 лет). Оказывается, что только 14 процентов свободного времени у них идет на чтение, остальное — на самые разнообразные развлечения часто с единственной целью «убить время». Значит, школа не воспитала у своих питомцев отношения к свободному времени как к бесценному богатству.
Может показаться парадоксальным, но это действительно так: одной из самых опасных болезней многих школ является бескнижность, книга не вошла в жизнь учеников, не стала их повседневной духовной потребностью. Книг на библиотечных полках, может быть, и много, но они как спящие великаны. Удивительно, что во многих школах есть и мастерские, и рабочие комнаты, и кабинеты технических средств обучения, но нет главного — комнаты для чтения, комнаты книги. Я убежден, что такая комната должна быть одним из ярких очагов духовной жизни юношества.
Самая важная образовательная и воспитательная задача школы в том, чтобы юноши и девушки находили высшее наслаждение в чтении, чтобы уже в годы отрочества у каждого начала создаваться личная библиотека, чтобы эта библиотека передавалась из поколения в поколение, была фамильной гордостью. Жизнь убеждает, что, если у молодого человека воспитана страсть к чтению, он не будет в свободное время изнывать от безделья и искать дешевых развлечений и удовольствий. Не кто-то должен удовлетворять духовные потребности человека, а он сам должен быть творцом своей духовной жизни.
Книга, личная библиотека — это воздух и для народного учителя. Без книги, без страсти к чтению нет учителя. Чтение — это источник мысли и творчества педагога, это сама жизнь. Все педагогические системы рушатся, если нет потребности в книге.
Автор: Сухомлинский В.А. // Комунист. - 1966. - Январь (№ 2) (отрывок из статьи "Педагогические размышления")
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА
Уважаемые родители!
Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из школы, на прогулках.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
Игры на активизацию словаря:
- Игра «Кто или что может это делать?»
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…
- «Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
- Игра «Что для чего»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице,
сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице,
мыло – в мыльнице,
перец - в перечнице,
салат – в салатнице, суп – в супнице,
соус - в соуснице и т. д.
- Игра «Как можно…»
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)
- «Угощаю»
Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в
«кислые», «соленые», «горькие» слова.
6. «Ищем слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.
7. «Опиши предмет»
Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.
Игры на речевые обобщения:
- «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
- «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
- «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
пришел, явился, смотрел;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
- Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)
Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.
Игры на развитие звукового анализа и синтеза:
- Игра «Цепочка слов»
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова
Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...
- «Придумай слово»
Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.
Игры на развитие грамматического строя речи:
- Игра «Веселый счет»
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)
- Игра «Подружи слова»
Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,
- Игра «Все сделал»
Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил
- Игра « Ты идешь, и я иду»
Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.
- «Приготовим сок»
«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.
- «Один - много»
«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.
- «Чей, чья, чьё»
Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.
8. «Упрямые слова»
Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.
Игры на развитие связной речи:
- Игра «Что на что похоже»
Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Блестящая на солнце паутина похожа на…
День похож на…
- Потому что…
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:
Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.
- Кем (чем) был?
Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.
- Игра "Что мы видим во дворе?"
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки".
Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Желаем удачи!
Предварительный просмотр:
«Как организовать пальчиковые игры дома?»
Советы для родителей по проведению пальчиковых игр.
Пальчиковые игры- это не только уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи, но и один из вариантов радостного общения ребёнка с близкими людьми.
* Пальчиковые игры – это самое простое, что можно провести с ребёнком дома. Они не требуют специального оборудования и педагогического образования.
* Любое стихотворение или песенка, которые вы знаете наизусть, подойдут для занятий пальчиковой гимнастикой.
* При чтении стихотворения используйте жесты и движения пальчиков и ручек. Если ребёнок не может самостоятельно отобразить необходимое движение, то используйте приём " мягкого физического манипулирования"- держа ручки ребёнка, делайте его руками необходимые движения.
Кот на печи сухари толчёт,
( стучим кулаком о кулак)
Кошка на окошке полотенце шьёт.
( имитация шитья иголкой)
Маленькие котята на печке сидят,
( поднять руки на уровне груди, качаем головой вправо-влево)
На печке сидят да на котика глядят.
( делаем руками очки)
Все на котика глядят и сухарики едят.
(щёлкаем зубами)
* Пальчиковые игры можно проводить с предметами или игрушками. Например: катать массажный мячик по столу, палочку или карандаш тереть между ладоней. Главное использовать как можно больше аккупунктурных точек.
Маленький колючий ёж
До чего же ты хорош. ( катаем мяч по столу правой рукой)
Покажи свои иголки,
Хоть они и очень колки. (катаем мячик по столу левой рукой)
* Чтобы разнообразить игры , можно самостоятельно сделать героев сказки или стишка ( сшить, связать, использовать подручный материал).
* Чтобы заинтересовать ребёнка, используйте разный тембр голоса : высокий- низкий, тихий- громкий. Чётко и медленно выговаривайте слова стихотворения или песенки. При этом ребёнок должен видеть ваше лицо. Дети как бы "считывают речь" с лица взрослого.
* Продолжительность занятий 5-7 минут каждый день.
* Одобряйте любое движение вашего ребёнка.