Программа "Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах "Оркестр"
Программа "Оркестр" создана с целью развития у детей чувства ритма и закрепления умений владеть музыкальными инструментами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_krivonogovoy_-_kopiya.docx | 452 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка………………………………………………..................3
- Цель и задачи программы………………………………………….…………….4
- Планируемые результаты освоения программы………………….....................4
- Содержательный раздел ………………………...................................................5
- Методические приемы по формированию чувства ритма у старших дошкольников………………………………………………………………………………...….5
- Этапы работы…………………………………………………………………….7
- Учебно – тематический план…………………………………………………..11
- Перспективное планирование образовательной деятельности в рамках кружковой работы………………………………………………………………………………8
- Требования к уровню образования воспитанников по данной программе……………………………………………………………….....................................17
- Диагностический инструментарий. Диагностика развития чувства ритма для детей старшей группы ДОО.…………………………………………………………………...17
3. Организационный раздел……………………………………………………………18
3.1. Оборудование……………………………………………………………………....18
3.2. Планирование образовательной деятельности…………………………………..18
4. Список использованных источников……………………………………………….20
5. Приложения.………………………………………………………………………….21
5.1. Музыкально-дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма у старших дошкольников через игру на музыкальных инструментах……………………….21
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Творческое развитие детей является одной из важных проблем в сфере образования, перед каждым человеком возникает необходимость в удовлетворении жизненных потребностей и интересов. Педагоги и родители, в свою очередь, всегда заинтересованы в том, чтобы дети были способными, любознательными и одаренными. От природы каждый ребенок имеет музыкальные задатки, возможно даже способности.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.
Инструментальное музицирование является органической частью детской музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Благодаря им, ребенок с раннего детства приобщается к миру звуков, исследуя и познавая с помощью его выразительных свойств окружающую действительность. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание детского оркестра до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.
Практическая значимость: Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолеть излишнюю застенчивость, скованность, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры на музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, выполнения музыкально ритмических – движений; они чище поют, чётче воспроизводят ритм.
Использование музыкальных инструментов в детском инструментальном музицировании, предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности – от простейших помахиваний, постукиваний погремушками – до исполнений знакомых мелодий по слуху на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.
Педагогическая целесообразность заключается в следующем:
Коллективная музыкальная деятельная деятельность формирует чувство коллективизма, партнерства, которое опирается на личную ответственность за общее дело, помогает преодолеть чувство неуверенности, робость, пробуждает интерес к музыкальным занятиям, развивает музыкальный слух, внимание, воспитывает дисциплинированность, усидчивость, художественный вкус.
При разработке содержания программы опираемся на следующие принципы:
- систематичность художественно-эстетического воспитания в процессе музыкально - ритмической действительности;
- разносторонность музыкально - художественного творчества;
- интеграция видов искусств, видов детской деятельности, задач образовательных областей
- проявление ребенком его истинной индивидуальности, неповторимости задатков, заложенных от природы;
- своевременное и всестороннее развитие творческих задатков и способностей.
- Цель и задачи программы
Цель: способствовать развитию музыкально - ритмических способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Развивать у детей музыкальность, чувство ритма, способности воспринимать музыку, чувствовать ее характер, настроение, понимать содержание музыкального произведения.
2. Содействовать обогащению двигательного опыта разнообразными видами движений, развитию двигательных качеств (гибкости, координированности, ловкости, пластичности, точности) детей различных видах музыкальной деятельности.
3. Побуждать детей к импровизации, творческому самовыражению через движения, танец; выражать свои эмоции через мимику, пантомимику.
4. Развивать музыкальный кругозор, познавательный интерес к искусству.
- Планируемые результаты освоения содержания рабочей Программы
В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать:
- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;
- развитию общих и музыкальных способностей.
- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
- воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
- овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки);
- овладеть навыками ансамблевого исполнения
- понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения
Формы подведения итогов:
Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских конкурсах и фестивалях.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Реализуется в форме групповых занятий по музыкальному развитию 1 раз в неделю у детей старшего дошкольного возраста (рассчитана на 30 занятий с повышением уровня сложности). Индивидуальная форма занятий проводится с детьми, которые пропускали или не справлялись с предложенными заданиями.
Занятия проводятся в сформированных группах (по 15-20 детей) один раз в неделю, продолжительность занятия 25 - 30 минут. Возраст дошкольников 5 – 7 лет (старшие, подготовительные группы).
Программа состоит из двух разделов (для старшей и подготовительной групп), работа над которыми продолжается параллельно в течение двух лет и 36 занятий для каждой группы в год.
На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
II. Содержательный раздел
- Теоретические аспекты развития чувства ритма у старших дошкольников через игру на музыкальных инструментах
Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982).
- о музыкально-ритмическом развитии (Э.Ж.Далькроз, Н.Г.Александрова, Е.В.Конорова, Н.А.Ветлугина, М.Л.Палавандишвили, А.И. Буренина, Ж.Е.Фирилева, Т.Э.Тютюнникова, И.Г. Галянт и др.);
- Н.А. Ветлугина, В.А. Гринер, Е.А. Румер, А.В. Кенеман, М.Л. Палавандишвили, А.Н. Зимина, Е.Н. Соковнина - они считали, что, музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество.
- предпосылки изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки имеются в трудах Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохор, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина.
- о психологии музыкальных способностях (Б.М. Теплов, Д. Кирнарская)
Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает Б.Теплов. Он считал, что главным показателем музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента - перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными компонентами
комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.
Организационно - педагогические условия
изучение программ: «Детство» В.И. Логинова, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, учебно-методическое пособие «Основы детской хореографии» И.Э Бриске. « Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «ЛАДУШКИ. Праздник каждый день» И. Каплунова, И. Новоскольцева,
- Методические приемы по формированию чувства ритма у старших дошкольников
«Жизнь есть музыка с её живым и творящим ритмом» (Эмиль Жак-Далькроз)
Одной из задач музыкального развития ребенка в дошкольной организации является развитие музыкальных способностей, а именно развитие чувства ритма.
Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
По мнению К.В.Тарасовой, чувство ритма имеет три основных компонента:
• темпа - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
• метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;
• ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.
В работе с детьми используем следующие методы и приёмы развития чувства ритма:
1. Речевые игры со звучащими жестами.
Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.
Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.
2. Ритмические игры «Эхо – ответ».
В играх приём «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия.
3. Игры на координацию речи с движением.
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи. Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей является - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.
4. Игры с палочками (клавесы).
Главная цель игр с палочками состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.
5. Ритмические игры с предметами.
Ритмические игры с предметами служат для восприятия и воспроизведения музыкального ритма в соответствии с музыкальным отрывком пьесы, используя предметы.
6. Ритмические цепочки.
Ритмические цепочки – это цепочки звуков, слогов или слов. Выполнение речевых упражнений: произношение имен или ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.
7. Ритмические партитуры.
Ритмические партитуры помогают усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук на примере графического изображения ритмических блоков. Основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Развивают ритмический слух и внимание.
8. Игра на детских музыкальных инструментах.
Ритмический слух развивается в обучении игре на детских музыкальных инструментах. Игра на шумовых и особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети более четко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Главные принципы такой системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально-эстетическую игру.
Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
2.3. Этапы работы
1 этап. Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном возрасте.
2 этап. Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы, упражнения, отдельные движения и т.д.
3 этап. Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах деятельности, способности к самовыражению.
2.4. Учебно – тематический план
№ | Раздел | Количество часов | |
1 год обучения | 2 год обучения | ||
1. | Знакомство с музыкальными инструментами | 2 | 1 |
Музыкальная грамота | 12 | 11 | |
Обучение игре на музыкальных инструментах | 22 | 24 | |
ИТОГО: | 36 | 36 |
- Перспективное планирование образовательной деятельности в рамках кружковой работы.
Занятия | Инструмент | Тема | Содержание | Репертуар | Период | |
Первый год обучения | ||||||
1 Организационное занятие «Юные оркестранты» | Сентябрь Октябрь | |||||
2 - 8 | Погремушка | Музыкальная грамота
1. «Погремушка как музыкальный инструмент» 2.«Разновидности погремушек» 3. «Тембр. Разнотембровые погремушки»
4. Обучение игре на ДМИ «Озорные погремушки».
| Строение и устройство погремушки: ножка, наполнитель, футляр-емкость для горошин. Показ различных видов погремушек: с ножкой и без ножки, различной формы, металлические, деревянные, пластмассовые и др. Определение на слух различных погремушек. Слушание звучания разнотембровых погремушек: гремящих, звенящих, шуршащих и др., в зависимости от материала. Определение на слух звучания всех этих погремушек. Знакомство с приемами игры на погремушке: встряхивание, удар погремушкой по ладошке, удар ножкой погремушки по полу (столу). | Песенка «Погремушка» Ю.Антонова Пляска с погремушками Игра «Кто скорее?» Свободные игры, пляски с погремушками Подвижные игры «Догонялки» Музыкально-дидактическая игра « Угадай-ка». Игра на различных погремушках с использованием р.н.м. «Мишка с куклой» «Ах вы, сени», р.н.м. «Как у наших у ворот», р.н.м. «Игра «сохрани погремушку» | ||
9 - 13 | Бубен | Музыкальная грамота 5. «Бубен. Строение бубна»
6.«Разновидности бубнов»
7.«Разновидность бубнов. Динамика, слуховое восприятие
8. Обучение игре на ДМИ «Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем» | Рассказ об устройстве бубна: корпус, донце, ямка, металлические пластинки, бубенчики. Беседа о разных видах бубнов: малые, средние, большие концертные, с бубенчиками и без бубенчиков. Определение на слух звучания различных бубнов, показ. Беседа о зависимости громкости звука, извлекаемого бубном, от его размера, количества бубенчиков и силы удара. Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Учить правильно, держать бубен в левой руке — ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой. | Игра «Кто скорее?» Угадай-ка» Свободная игра на всех видах бубнов Игра «Кто скорее?» Игра «Бубен» Фрида «Тихо-громко в бубен бей» « Угадай- ка» Свободные игры «Пойду ль я», р.н.м. «Ах вы, сени», р.н.м. Музыкально-дидактическая игра «Тихо-громко в бубен бей» Е. Тиличеевой Свободные пляски с бубном | Ноябрь | |
4 - 17 | Колокольчики (валдайские, маленькие, средние) | Музыкальная грамота 9. Колокольчик. Его строение» 10. «Разновидности колокольчиков» 11. «Тембр. Различие в звучаниях колокольчиков» 12. Обучение игре на ДМИ «Колокольчик зазвенит, всех вокруг развеселит» «Колокольчик мелодичный, звонкий, милый, симпатичны»
| Рассказ о строении колокольчика: юбочка, язычок, ушко. Показ различных колокольчиков: малые, большие, средние, валдайские. Определение на слух звучания различных колокольчиков: громко, тихо, нежно, звонко, мелодично, протяжно — в зависимости от вида и приема игры (трель, удар палочкой, пальцем, встряхивание). Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Учить правильно держать бубен в левой руке — ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой. Знакомство с игрой на колокольчиках показ приемов игры: удар палочкой, встряхивание толчок пальцем. Обучение приему «трель». Учить правильно, держать колокольчик: вертикально, не зажимать кисть, свободно потряхивать и ставить на ладошку. Закрепление навыков игры на колокольчиках. | «Угадайки» (бубен, колокольчики, погремушки) «Игра с колокольчиками» Свободная игра на колокольчиках «Тихие и громкие звоночки» Слуховая «Угадай-ка» Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Тиличеевой «Игра с колокольчиками» Римского Корсакова. Свободные пляски Игра с колокольчиками «Ёлка» Т. Топатенко («трель»)
| Декабрь | |
18 - 22 | Барабан | Музыкальная грамота 13. «Барабан. Строение барабана» 14. «Разновидности барабана» 15. «Тембр. Различие в звучании разных барабанов» 16. Обучение игре на ДМИ «Барабан наш не молчит, он грохочет и стучит»
| Показ барабана. Рассказ о его строении: корпус, два донца, палочки, ремешок. Звукоизвлечение. Слушание музыки. Показ различных барабанов: большого, малого, железного. Беседа о том, чем они отличаются друг от друга. Восприятия на слух звучания различных барабанов. Различать звучание больших, малых и железного барабана. Знакомство с игрой на барабане. Показ приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь. | Песня «Барабан» «Маленький марш» Парлова Марш под барабан Упражнение «Гулять-отдыхать» Песня «Барабан» Марш под все барабаны Игры «Угадайки» Музыкально-ритмическая игра «Труба и барабан» Песня «Барабан» (подыгрывать) «Веселая песенка» Ивкодимова Упражнение «Барабанщики» Красева «Марш» Парлова
| Январь | |
23 - 26 | Музыкальные игрушки | Музыкальная грамота 17.«Музыкаль- ные игрушки» Обучение игре на ДМИ «Погремушки, барабаны с бубном громко тарабанят, а нежный колокольчик громко петь не хочет» | Показ музыкальных игрушек: неваляшек, музыкальных волчков, органчиков, музыкальных открыток, шкатулок, коробочек. Закрепление знаний детей о музыкальных игрушках. Повторение всех приемов игры на погремушках, бубнах, колокольчиках, барабане. Закрепление полученных навыков. | Свободные пляски, игры, подвижные игры «Угадай-ка»
Повторение репертуара сентябрь декабрь, январь
| Февраль | |
27 - 29 | Деревянные ложки | Музыкальная грамота 18. «Ложки деревянные как музыкальный инструмент» 19. «Строение ложки» 20. «Тембр. Слуховое восприятие звучания ложек» 21. Обучение игре на ДМИ «Вятские, смоленские – ложки деревенские» | Ложка — музыкальный инструмент. Описание лодки: расписные, деревянные, металлические, большие, маленькие, пластмассовые. Беседа о строении ложки: палочка-ручка, пяточка. Как извлекается звук. Слушать звучание различных ложек, определять на слух большие и маленькие, деревянные, металлические и пластмассовые. Знакомство с игрой на деревянных ложках. Показ приемов игры на ложках. Учить детей правильно держать ложки в руках, ритмично ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом «ладушки». | Песня «Ложкари» «Лошадка» Потоловской (прямой галоп) Показ приемов игры на ложках Свободные игры, пляски Определение на слух «Угадай-ка» Свободные игры, пляски «Ладушки», р.н.м. «Лошадка» Потоловского «Цок, цок лошадка» Тиличеевой « Цирковые лошадки»
| Март | |
30 - 33 | Металлофон | Музыкальная грамота 22. «Металлофон. Строение металлофона» 23. Обучение игре на ДМИ «Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем» | Показ металлофона. Беседа о его строении: корпус, металлические пластиночки разного размера, молоточек. Знакомство с игрой на металлофоне. Учить: самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти. | Исполнение взрослым различных пьес на металлофоне «Угадай-ка» Свободные игры, пляски Упражнение с молоточками без музыки «Дождик» «Часики» «ручейки» «Дятел» «Цыплятки» | Апрель | |
30 - 33 | Металлофон | Музыкальная грамота 22. «Металлофон. Строение металлофона» 23. Обучение игре на ДМИ «Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем» | Показ металлофона. Беседа о его строении: корпус, металлические пластиночки разного размера, молоточек. Знакомство с игрой на металлофоне. Учить: самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти. | Исполнение взрослым различных пьес на металлофоне «Угадай-ка» Свободные игры, пляски Упражнение с молоточками без музыки «Дождик» «Часики» «ручейки» «Дятел» «Цыплятки» | Апрель | |
Второй год обучения | ||||||
1. Организационное занятие «Юные оркестранты» |
|
|
|
| Сентябрь | |
2 | Погремушки Бубны Барабаны Колокольчики
| Музыкальная грамота «Ритм» «Бубен. Строение бубна» «Короткие и длинные звуки» Обучение игре на ДМИ «Здравствуйте, веселые игрушки-погремушки, бубны барабаны — весело нам с вами!» | Проверка чувства ритма, чувства динамики, реакции на начало и конец мелодии.
| Исполнение детьми и взрослыми знакомых произведений из репертуара предыдущего года обучения. «Андрей-воробей» р.н.м. «Ах вы, сени» р.н.м. «Мишка с куклой» «Игра с колокольчиками» «Марш» Тиличеевой | Сентябрь | |
3 - 9 | Бубен
| Музыкальная грамота «Бубен. Строение бубна» «Короткие и длинные звуки»
| Обучение игре на ДМИ «Вот как дружно в бубен бьем — никогда не устаем» Повторение строения бубна. Разновидности бубнов. Беседа о коротких и длинных звуках. Графическое изображение. Прохлопывание попевок. Графическое изображение на фланелеграфе. Пропевание песенок. Определение на слух коротких и длинных звуков. Выполнение упражнений. Повторение приемов игры на бубне: удар кулачком, ладошкой, встряхивание. Разучивание нового приема игры на бубне: удар подушечками пальцев. Повторение выученных приемов. Исполнение пьесы различными приемами игры на бубне. Добиваться ритмического ансамбля. Работа над ритмическим ансамблем, одновременным вступлением, окончанием | «Тихо-громко в бубен бей» Тиличеевой Игра «Бубен» Фрида Слушание «Мишка с куклой» «Андрей-воробей» Игра «Шагать и бегать» «Бег» Магиденко «Пойду ль я» «Ах вы, сени» «Мишка с куклой»
| Сентябрь - Октябрь | |
10 - 11 | Металлофон
| Музыкальная грамота «Металлофон. Строение металлофона» Обучение игре на ДМИ «Это наш металлофон, мы на нем играть начнем» | Определение на слух приемов игры на металлофоне. Начинать и заканчивать с аккомпанементом. Упражнения на развитие воображения и фантазии. Обучение приемам игры на металлофоне. Работа над приемом игры glissando | «Мишка с куклой» «Дождик» «Ливень» «Ручейки», «Мышки» «Дождик», «Дятел» Подвижные игры Придумывай свою музыку
| Ноябрь | |
12 – 14 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны | Музыкальная грамота «Настроение в музыке» Обучение игре на ДМИ «Бубен и металлофон с колокольчиком возьмем, польку весело сыграем — всех на танец приглашаем.» | Определение характера, динамики, темпа в незнакомых произведениях, выбор соответствующих инструментов. Поэтапное разучивание нового произведения на различных инструментах определенными приемами | «Полька» Красева «Колокольчики звенят» «Полька» Красова (повторение)
| Ноябрь - Декабрь | |
15 - 17 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны
| Музыкальная грамота «Музыкальные жанры» Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать» Марш-танец. | Марш-танец. Слушание произведений в этих жанрах, определение на слух. Повторение и закрепление на знакомом материале различных приемов игры. Сольное исполнение отдельных партий. Марши Польки Свободные маршировки и танцы | «Колокольчики звенят» «Полька» Красова (повторение)
| Декабрь | |
18 - 19 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны | Музыкальная грамота «Средства музыкальной выразительности» Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать» | Беседа о средствах выразительности музыки (характер, темп и т.д.). Разучивание новой пьесы. Распределение инструментов. Поэтапное разучивание всех партий. Работать над одновременным вступлением и окончанием игры. «Колокольчики звенят» | «Колокольчики звенят»
«Полька» Красова
(повторение)
| Январь | |
20 - 26 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны | Музыкальная грамота «Средства музыкальной выразительности» Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать» | Вслушиваться в музыку. Определять характер и регистр в незнакомых произведениях. Добиваться тишины вовремя выступления и исполнения другими инструментами | Повторение и закрепление. «Мы запели песенку» «Праздник птиц» «Скворцы и вороны» «Плачь куклы» «Колокольчики звенят» «Полька» Красова (повторение) | Февраль - Март | |
27 - 32 | Ложки, колокольчики | Музыкальная грамота «Ударно — шумовой оркестр» «Ударно — шумовой оркестр. Ложки» Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»
| Состав ударно-шумового оркестра, показ инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра. Повторение строения ложек, разновидности ложек. Повторение приема игры на ложках «ладушки». Знакомство с новым приемом «тарелочки». Ложки. Разучивание приема «блинчики», повторение пройденного. Распределение приемов игры на ложках по частям нового произведения: 1 ч — маленькие «ладушки», 2ч — большие ладушки (4раза), 3ч. — быстрые маленькие «ладушки». | Повторение знакомых пьес. «Мы запели песенку»
«Марши» «Пойду ль я» подвижные игры «Ладушки» «Пойду ль я» «Мы запели песенку» «Пирожки» «Топотушки» «Колокольчики звенят» «Полька»
| Март - Апрель | |
33 - 36 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны, треугольник, ложки, музыкальные палочки, кубики | Музыкальная грамота «Ударно — шумовой оркестр. Музыкальные палочки и кубики» «Ударно — шумовой оркестр. Состав оркестра. Треугольники» Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать» «Наши ложки расписные будут весело играть, инструменты остальные будут ложкам помогать» «Треугольник заиграй, веселиться помогай» | Состав ударно-шумового оркестра, показ инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра. Повторение строения ложек, разновидности ложек. Знакомство с музыкальными палочками. Слушание музыкальных произведений. Выбор соответствующих музыкальных инструментов. Исполнение по подгруппам оркестра и движений. Знакомство с новым произведением. Распределение инструментов в зависимости от изобразительного характера песни. Разучивание партии каждого инструмента. Соединение всех в ансамбль. Работа над своевременным вступлением каждого инструмента и окончанием звучания. Добиваться ритмического ансамбля, общей динамики, чистоты исполнения приемов игры на всех инструментах, | Повторение всех ранее выученных «Топотушки» Подвижные игры и танцы на дробном шаге «Топотушки» (др. шаг) «Моя лошадка» (галоп) свободные танцы под оркестр (по подгруппам) «Лесная песенка» «Колокольчики звенят» «Полька» «Топотушки»
| Май |
Требования к уровню образования воспитанников по данной программе
Дошкольник должен знать:
- Названия музыкальных инструментов, особенности их хранения и звучания;
- Жанровое разнообразие музыки;
- Приемы игры на инструментах.
- Строение музыкальных инструментов, их разнообразие
- Дошкольник должен уметь
- Выполнять несложные композиции;
- Понимать жесты дирижера в оркестре при исполнении произведения.
- Различать на слух различный ритм музыкального произведения, регистр
- Выполнять простейшие приемы игры на музыкальных инструментах.
- Уметь по характеру музыки подбирать необходимые инструменты для исполнения.
Диагностический инструментарий.
Диагностика развития чувства ритма для детей старшей группы ДОО.
Методы | Параметры | Критерии оценивания |
Задание | 1. Выявление долгих и коротких звуков из музыкальной фразы песни. | Высокий: Уверенно выделяет долгие или короткие звуки из фразы песни, обозначая их «та» и «ти». Средний: Выделяет долгие и короткие звуки из фразы песни, но допускает ошибки. Низкий: Не различает короткие и долгие звуки, не может их выделить из фразы песни. |
Упражнение | Умение воспроизвести показанный ритмический рисунок | Высокий: Уверенно и точно может повторить ритм за педагогом. Средний: Повторяет ритм за педагогом, допуская незначительные ошибки. Низкий: Отказывается выполнять упражнение, долгие и короткие звуки воспроизводит одинаковыми длительностями. |
Диагностика развития чувства ритма для детей подготовительной к школе группы ДОО
Методы | Параметры | Критерии освоения (уровни) |
Дидактическая игра | «Ритмические загадки» | Высокий: Уверенно называет знакомое произведение, ритм которого отстукивает педагог. Средний: Не всегда правильно выполняет предложенное задание. Низкий: Отказывается выполнять задание, дает ответ методом подбора. |
Задание | Повтори ритм за мной | Высокий: Уверенно и точно может повторить прослушанный ритм, исполненный педагогом на инструменте. Средний: Может повторить ритм за педагогом, но допускает ошибки. Низкий: Отказывается выполнять задание, долгие и короткие звуки воспроизводит одинаковыми длительностями. |
Наблюдение | Самостоятельное музицирование на музыкальном инструменте | Высокий: Верно исполняет сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии. Средний: не всегда правильно исполняет сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии. Низкий: отказывается выполнять задание, ритмический рисунок музыкального произведения искажает. |
3. Организационный раздел
3.1. Оборудование
Музыкальные инструменты (детские шумовые инструменты: бубны, погремушки маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки).
Звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны.
Магнитофон, СD диски, фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки.
Дидактический материал
Наглядный материал
Раздаточный материал для муз. дидактических игр
Портреты композиторов русских и зарубежных.
3.2. Планирование образовательной деятельности
Занятия проводятся в сформированных группах (по 15-20 детей) один раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут. Возраст дошкольников 5 – 7 лет (старшие, подготовительные группы).
Программа состоит из двух разделов (для старшей и подготовительной групп), работа над которыми продолжается параллельно в течение двух лет и 36 занятий для каждой группы в год.
На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа:
- ритмические упражнения,
- игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки),
- игра в ансамбле,
- творческие упражнения, импровизации.
Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать:
- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;
- развитию общих и музыкальных способностей.
- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
- воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
- овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки);
- овладеть навыками ансамблевого исполнения
Список информационных источников
1. Далькроз Жан. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций. Перевод Н. Гнесиной // 2-е изд. Журнала " Театр и искусство", 1914.
2. Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Этот удивительный ритм. / И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева // Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2007.
3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии. / Под редакцией Е.А. Медведевой // М.: Издательский центр «Академия» 2002.
3. Нищева, Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском саду. / Н.В.Нищева // ДЕТСТВО-ПРЕСС. Санкт-Петербург. 2002.
4. Ратнер, Ф.Л., Юсупова Ю.А. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. / Ф.Л. Ратнер, Ю.А. Юсупова // М.: Владос, 2006.
Приложения
Приложение 1
Музыкально-дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма у старших дошкольников через игру на музыкальных инструментах
Задание | Цель задания, музыкальный материал | Методика проведения |
№ 1 | Развивать у детей способность двигательно переживать музыку. В. Калинников. «Тень - тень». (Приложение 2) | Педагог предлагает выбрать среди учащихся персонажи знакомой песни «Тень-тень»: Лиса, Заяц, Ежи, Блохи, Медведь, Коза. Затем ученики вместе обсуждают движения каждого персонажа, соответственно той роли, которая ему отводится в песне: Лиса - воображуля, хвастунья; Зайка - быстр, сноровист; Ежи – весел, шаловлив, грозит детей уколоть иголками; Блохи - беззаботны, веселы, самодовольны; Медведь - добродушен и неуклюж; Коза-дереза норовит забодать каждого, кто зазевался. В беседе с детьми педагог обращает внимание на то, что важно импровизировать движения персонажа, помня о том, каким он дан в песне, и двигаться в соответствии с её звучанием. Разучивание песни ведется по эпизодам. |
№ 2 | Развивать у детей способность двигательно переживать музыку, ощущать фразировку песни. Рус. нар. песня «Идет коза по лесу». (Приложение 2) | Перед исполнением и обыгрыванием песни педагог объясняет детям, что в народе коза считалась одним из не поддающихся дрессировке животных. Коза, в народной традиции, - символ плодородия. Поэтому послушание Козы символизирует будущий хороший урожай. После педагог сам показывает движения по тексту - «попрыгаем», «подрыгаем», «похлопаем», «потопаем». Затем вместе с учащимися придумывает их варианты и объясняет детям, что каждая Коза должна импровизировать движения, не повторяя варианты движений предыдущих солистов. Например, «попрыгаем»: прыжки на двух ногах; прыжки на одной ноге или с чередованием ног; прыжки на двух ногах крест-накрест; прыжки с поочерёдным движением ног вперёд – назад; прыжки вокруг себя. Дети должны повторять движения за козой. Песня осваивается несколько уроков. |
№ 3 | Развивать у детей способность активно (двигательно) переживать музыку. Бел. нар. песня «Перепёлочка». (Приложение 2) | Исполняя песню, учащиеся водят хоровод вокруг «перепёлки». Текст песни подсказывает им, какие движения выполняет «перепёлка» по указанию ведущей хороводницы (запев). Когда хоровод детей поёт припев, «перепёлка» выполняет движение, а хоровод хлопками на каждую долю подбадривает её (первая фраза припева), на вторую фразу припева хоровод выполняет движения вместе с перепёлкой. Далее по тексту - «рученьки болят», «ноженьки болят». В продолжении учащиеся сами придумывают новые движения. В конце «перепёлка» выбирает себе замену. |
№ 4 | Развивать у детей способность ощущать фразировку, метрическую и долевую пульсацию. Г. Эрнесакс. «Паровоз». (Приложение 2) | Педагог говорит детям, что они поедут в гости. Но паровоз их старый и поэтому он движется не спеша, с пыхтением. Паровоз трогается по сигналу (ученик в роли Дежурного по вокзалу ударяет по треугольнику). Дети руками, согнутыми в локтях, имитируют вращение колёс (на сильные доли) и поют песню. Вдруг поезд сломался. Дети расходятся на прогулку, песня продолжается («мы к соседям ...»). В это время паровоз меняют на тепловоз и раздается опять сигнал к отправлению. Путешествие продолжается. Темп движения оживляется, шаги детей и движения рук убыстряются и соответствуют теперь долевой пульсации песни. В конце пути тепловоз останавливается, все дети издают крик: «Чу-у-у-х! Приехали!». Перед исполнением песни педагог уделяет внимание разучиванию движений колёс паровоза в соответствии с метрической и долевой пульсацией на слова «чух! чух!». |
№ 5 | Развивать у детей способность ощущать фразировку, метрическую и долевую пульсацию. Рус. нар. песня (Приложение 2) | Дети поют песню, разделившись на три группы, каждая из которых вступает в своем такте: 1-й т. - первая гр., 2-й т. такт - вторая гр., 3-й т. - третья гр. Каждой из фраз соответствуют свои движения: - 1 фраза - движения по кругу вправо простым хороводным шагом ровными долями; - 2 фраза - те же движения влево (правая рука с платочком, поднятая над головой, покачивается, совпадая с долевой пульсацией); - 3 фраза - после хлопка на сильную долю такта выполняется кружение мягким приставным шагом вправо за рукой; - 4 фраза - стоя на месте, дети выполняют ритм фразы топающими негромкими шагами. |
№ 6 | Развивать у детей способность точно воспроизводить ритм и пульсацию музыки. Рус. нар. песня (Приложение 2) | Дети поют песню, прохлопывая её ритм. Затем педагог предлагает разделиться на группы и исполнить ритм песни одной группе хлопками, а другой - притопами. Далее дети, пропевая текст песни, исполняют ее ритм двумя группами одновременно: первая - хлопками, вторая – притопами и наоборот. Затем исполняют ритм со словами, украшая их притопами и хлопками |
№ 7 | Развивать у детей способность двигательно переживать музыку, воспроизводить ритм и пульсацию музыки. Рус. нар. потешка «Чиж». (Приложение 2) | Считалкой дети выбирают «Чижа». Количество участников должно быть нечётным. Хоровод идёт по кругу ровными долями, а Чиж внутри круга выполняет движения по тексту песни или импровизирует. По окончании потешки каждый из детей выбирает себе пару. Тот, кому пара не досталась, становится Чижом. Последние две строки «Чиж, чиж, не зевай, себе пару выбирай» проговариваются говорком. |