Эссе
Предварительный просмотр:
«Учитель прикасается к вечности:
никто не может сказать, где кончается его влияние»
Генри Адамс
Как это удивительно, но в то же время страшно. Удивительно, потому что именно учитель может вселить уверенность в нерешительную детскую душу, открыть ученику целый мир, дать старт в жизни. И страшно от того, что ценой ошибки педагога могут быть навсегда подрезанные крылья ребенка.
Профессия педагога не только одна из самых увлекательных профессий, но и одна из самых трудных. Увлекательна она потому, что даёт возможность никогда не переставать развиваться, всегда идти в ногу со временем, непрерывно работать над собой, используя новые методы и приемы. Трудна потому, что хорошим учителем стать не так-то просто. Для этого недостаточно окончить институт, пусть даже с красным дипломом. Учитель - это призвание, и просто знаний здесь мало, нужно вложить в свою работу всю душу. Зная свое дело, можно стать хорошим бухгалтером, плотником, инженером, но не учителем. В этой профессии нет алгоритма действий, нет универсальных решений всех проблем, с которыми педагог сталкивается ежедневно. Это профессия вечного поиска, вечного самосовершенствования.
Учителем я мечтала стать ещё в 3 классе. Конечно, все мы в детстве играли в школу и представляли себя учителями, но я представляла себя педагогом и в пятом, и в восьмом, и в одиннадцатом классах, потому что всегда верила, да и сейчас знаю, что мечты сбываются, если они искренние. Любовь к чтению и интерес к языку определили специализацию. Но только после окончания института я поняла, что на практике всё совсем не так, как в теории и мечтах. Кроме знаний, нужен большой запас терпения, любви, доброты… Нужно уметь понять, когда быть строгой, а когда и простить что-то, уметь находить компромиссы, знать подход к каждому. Этому невозможно научиться по книгам, это надо прожить и прочувствовать.
Многие считают, что учитель в первую очередь должен дать знания но, я считаю, что это не совсем так. Педагог на протяжении всего периода обучения формирует представление о жизни, со всеми её сложностями и поворотами, влияет на душу, помогает ребенку вырасти Человеком. И единственный инструмент, с помощью которого учитель это делает - слово. «Слово - великое оружие», и им нужно пользоваться очень осторожно, овладев же этим умением, можно и «полки за собой повести». Учитель воспитывает в детских душах гуманизм, любовь к окружающему миру… и от того, как он это делает, зависит будущее учеников.
Мне повезло, я встретила настоящих учителей, которым благодарна до сих пор, они помогли мне определиться с профессией и просто научили, как жить. Именно благодаря моей первой учительнице, Зинаиде Васильевне Мурашкиной, я познакомилась с произведениями русских классиков, помогшими мне, тогда еще совсем ребенку, определить для себя, что такое добро, справедливость, дружба, любовь. За это и за многое другое я благодарна ей. Надеюсь, что и мои ученики когда-нибудь скажут обо мне тёплые слова, что и в их душе я оставлю след, смогу посеять зерна добра.
В истории есть масса примеров того, как учитель влияет на формирование мировоззрения ребёнка, что не может не отразиться на его дальнейшей жизни. Например, Александр Второй, которого воспитывал и учил величайший, человеколюбивый, просвещённейший поэт и философ своего времени В. А .Жуковский. Именно благодаря его воспитанию в Александре преобладало гуманистическое начало, хоть, по свидетельству историков, оно и боролось в нём с милитаризмом отца, Николая Павловича, воспитывавшегося под влиянием генерала М. И. Ламздорфа, от которого перенял любовь к военному делу, но абсолютно не понимал необходимости просвещённости. Александр же получил прозвище «Освободитель» и стал любим народом. А какова в этом роль В. А. Жуковского? Я считаю, что огромна.
В своей работе придерживаюсь идей Ушинского и Сухомлинского. Понимаю, что «Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств». И, относясь к своей работе как к одному из видов искусства, стараюсь «творить» уроки. Очень важным считаю развитие творческих способностей учащихся, их образного мышления, ведь закончив школу, они попадут во взрослую жизнь, которая потребует от них не «шаблонных решений», а творческих идей. Чтобы научить их этому, нужно порой вместе с ними мечтать, фантазировать, изобретать что-то новое. Стараюсь своей работе использовать различные методы и приёмы: это и «нестандартные» темы сочинений, такие как « Вид из окна в 2050 году», « Сочинение на основе музыкального произведения». Предпочитаю обычное выполнение упражнения всегда дополнять творческим заданием. Постоянно стараюсь придумывать что-то новое, чтобы разнообразить наши уроки. В этом мои ученики - мои помощники. Они с удовольствием придумывают лингвистические игры, задания, кроссворды, а я с удовольствием использую этот материал в нашей общей работе. Но всегда помню, что «учение - не игра, а серьёзная обязанность… Без умения учиться трудно добиться успеха, поэтому стараюсь научить этому, стараюсь помочь ребятам увидеть, что труд может быть радостным, что учиться – это вовсе не тяжкая обязанность, а увлекательное занятие. И очень хочу верить, что воспитаю не только грамотных, но и очень хороших людей, которые сделают этот мир чище и добрей. Тем самым, может быть, и я прикоснусь к вечности…