Урок-конференция " Спор стихий"
Данный урок был проведен в форме ролевой игры. Дети выступали в роли стихий: воздуха, воды, солнца. На конференцию прибыла "планета Земля", "Окружающий мир",, корреспонденты известных газет. Основнаяые проблемаы на конференции - защита окружающей среды, сохранение жизни на планете Земля. Ребята знакомились также с экологическими организациями, стоящими на защите окружающей среды, решали экологические задачи, создавали в группах экологические знаки по охране природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-konferentsiya.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
Конспект урока во 2 «А» классе
Тема урока: «Взаимодействие сил природы и их защита»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Ролевая игра «Пресс-конференция»
Цель: дать первоначальные представления об экологии как науки бережного отношения человека к окружающей природе.
ЗАДАЧИ:
- Формировать основы экологической грамотности, чувство ответственности и любви к природе;
- Формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.
- Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Взаимодействие сил природы и их защита»
- Создать условия для развития у учащихся умения преобразовывать учебную информацию;
- Содействовать развитию общеучебных умений формулировать проблему, выдвигать гипотезу, находить доказательства, использовать научную информацию из дополнительных источников, рассуждать, вести совместную работу, дискуссировать.
- Воспитывать желание практически использовать полученные знания.
Оборудование: мультимедийный экран, проектор, компьютер; мультимедийные презентации, глобус, карточки с заданиями для создания экологических знаков природы, , мультимедийная физминутка, учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия):
Личностные УУД:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- интерес к учебному материалу.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- оценивать совместно одноклассниками результат своих действий,
- уметь выполнять учебные действия
Познавательные УУД:
осуществлять поиск нужной информации, пользоваться моделями и схемами, понимать информацию, представленную различными способами,
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений,
строить небольшие сообщения в устной форме.
- анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
- проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Коммуникативные УУД:
принимать участие в работе группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Ход урока
- Настрой на урок:
Доброе утро уважаемые гости. Сегодня у нас не обычный урок окружающего мира, а ролевая игра - «Пресс-конференция», на которой ребята систематизируют свои знания по пройденной теме. Итак, слово Окружающему миру.
Слайд 1
II.Введение в тему. Актуализация.
Окружающий мир:
Здравствуйте земляне! По просьбе нашей планеты Земля я собрал Вас на пресс-конференцию, на которой нам предстоит обсудить истинное положение дел на планете. Тема нашей конференции «Взаимодействие сил природы и их защита»
Прошу Вас, госпожа Земля занять почетное место в президиуме. Разрешите мне также представить наших гостей: духов стихий: духа Воды, Воздуха, Солнца, юных экологов и представителей прессы. Итак,
( духи в одеждах-накидках и надписях на них занимают места в президиуме)
Слово имеет планета Земля.
III.Создание проблемной ситуации
Земля: Я приветствую Вас, земляне. Но вынуждена сообщить Вам, жителям моей планеты, что природа на Земле находится в опасности: воздух, почва, вода загрязнены. Леса, улицы, дворы полны пыли. Я бью тревогу и считаю, что необходимо поговорить о том, как обстоят дела на нашей с вами планете и наметить пути оздоровления. Вот цель моего присутствия на конференции.
Окр.мир: Вы совершенно правы. Однако хотелось бы выяснить, что вообще знают юные земляне о взаимодействии сил природы на планете. Наши юные экологи получили задание собрать материал об этом. Господа Духи, кто из Вас первым хотел бы обратиться к ним?
Слайд 2
Дух Солнца: Я! Я важнее всех, потому что я – центральная и единственная звезда солнечной системы, вокруг меня вращаешься и ты, Земля.
Слайд 3
Дух Воды: « Нет, нет. Разрешите мне, так как я считаю, что без меня не обойтись на Земле».
Слайд 4
Дух Воздуха: « Извините, но Вы не совсем правы, я считаю, что без меня вообще нет жизни»
Слайд 5
Земля: Прошу Вас, не спорьте. Давайте лучше послушаем сообщения наших юных экологов.
Корреспондент газеты «Нью-Йорк Таймс»: Да, да, интересно, что Вы нам сообщите, ну, к примеру, что вы можете рассказать нам о солнце?
- Проверка домашнего задания. Самостоятельный поиск знаний из дополнительных источников.
- ( экологи - в пилотках, с эмблемами)
1-группа экологов показывает презентацию «Солнце»
Из дополнительных источников мы узнали, что
Солнце — самая мощная и долговечная машина, которая посылает тепло, необходимое для жизни на Земле.
Солнце дает свет, благодаря чему на Земле есть жизнь для растений.
Благодаря Солнцу происходит смена времен года, смена дня и ночи.
Солнечные лучи дают энергию. Без солнца прекратился бы великий круговорот воды в природе, иссякли реки и ручьи, засохли травы на лугах, хлеба в полях, пожелтели бы и высохли леса. Вся суша превратилась бы в великую пустыню.
Все: Если Солнца нам не светит, значит, жизни нет на свете!
Дух Солнца: Вот слышите?
Корреспондент газеты «Смена»: Хотелось бы послушать и о Воде. Что интересного вы узнали?
2-группа экологов показывают презентацию «Вода»
А мы хотим сообщить следующее:
- Поверхность планеты Земля на 3/4 покрыта водой. Что было бы, если на Земле не стало бы рек, морей, океанов? Что бы стало с нами? В этом случае жизнь на нашей планете не могла бы даже возникнуть. Только благодаря воде возникла жизнь на Земле. Не будь её, не было бы и нас.
- Все живое на Земле – растения, животные, человек – не могут жить без воды. В среднем в живых организмах вода составляет 8/10 массы тела. Например, тело человека на 70% состоит из воды, мозг – на 90%, а кровь – на 95%. Недостаток воды приводит к сбою в работе органов, и человек может заболеть. Без воды человек умирает через несколько дней.
- Человек широко использует воду в жизни: для приготовления пищи, выращивания сельскохозяйственных растений, производство электроэнергии, производство предметов быта, например для производства 1 тонны стали требуется 280 тонн воды, 1кг бумаги – 700 литров воды, 1 автомобиля – 50 тонн воды, синтетики – 500 тонн.
- Вода имеет большое значение как средство закаливания организма человека и укрепления его здоровья, средство гигиены.
Все: Чтобы не было беды - Жить нельзя нам без… воды
Дух Воды: Естественно, как же без меня обойтись!
Корреспондент газеты « Житьё-бытьё» Ну, и, конечно, расскажите нам про Воздух.
3-группа экологов показывают презентацию «Воздух»
Мы провели свое исследование.
- Без воздуха нет жизни на Земле. Всё живое – растения, животные, человек – живут, потому что дышат. Например, человек без воздуха может продержаться 1-2 минуты, есть тренированные люди, которые могут задерживать дыхание на 5-7 минут.
- Атмосфера – воздушная оболочка Земли – защищает поверхность нашей планеты от солнечного излучения, сохраняет тепло.
- Пребывание человека на воздухе закаляет организм, укрепляет его здоровье.
- Движение воздуха – ветер – очищает наши города от выхлопных газов машин, от выброса газов из заводских труб. Энергию ветра человек использует для передвижения на парусных судах по воде. Ветер вращает ветряные мельницы и ветряки. Ветер переносит семена растений и помогает им расселяться.
Все:
Воздух мы не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем-
Ведь он нам необходим.
Дух Воздуха: Бесспорно!
Окр.мир: Я с интересом прослушал ваши сообщения и думаю, что наши духи довольны вашими знаниями о них и прекратят свой спор. Ведь юные экологи убедительно рассказали о важности каждого из Вас. О вашей взаимосвязи. Не так ли?
Слайд 6
Окр. мир: Однако, смею напомнить, что тема нашей конференции как раз о Вашей защите.
Корреспондент газеты «Смена»: Да, да. Я принесла Вам телеграмму от жителей нашего города. Разрешите, я зачитаю ее.
Окр. мир: Пожалуйста.
Корреспондент газеты «Смена»:
«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Заводы бесконечно дымят. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти. Помогите!».
Земля: Вот как раз об этом я и хотела поговорить с Вами, земляне. Духи стихий поведайте всем о ваших бедах.
Духи вместе: Да, да!
Дух Солнца: Парниковый эффект, который создают различные выбросы в атмосферу, ядовитые облака, тучи закрывают меня от Земли или наоборот озоновые дыры, через которые мои лучи становятся вредными для человека.
Слайд 7
Дух Воздуха: а я предъявляю человеку свои претензии:
Лесные пожары, выхлопные газы автомобилей, дым из труб кочегарок и заводов, дым сигарет и многое другое - это все угрожает мне.
Слайд 8
Дух Воды:
Человек загрязняет меня сточными водами промышленных и коммунальных предприятий. Это уничтожает мои растения и убивает рыб и животный мир.
Слайд 9
Окр. мир: от такой информации голова кругом идет. Что делать? Как решать эти проблемы? Необходимо сделать перерыв, чтобы собраться с мыслями.
Физкульминутка
Земля: Господа духи хотели бы побольше внимания уделить существующим проблемам и просят Вас помочь решить экологические задачи.
(Каждой команде духи дают текст задачи, после обсуждения которого дети предлагают свои варианты решения, составляют запрещающие знаки по охране природы и демонстрируют х.
- Работа с текстом в группах. Коллективное обсуждение. Творческая работа в группах.
Задача 1. Промышленные предприятия и транспорт загрязняют воздух. Это загрязнение наносит непоправимый вред всему живому на земле. Что должен делать человек, чтобы не навредить природе?
-Никогда не сжигать производственный и технический мусор, а также пластик, резину или другие химические производные.
-Сажать деревья, -Ставить воздушные фильтры на трубы предприятий, выбрасывающих смог в воздух -Выключать двигатели машин, работающие при длительной стоянке, переходить на электромобили, - Не курить в общественных местах. Отказаться от использования аэрозольных баллончиков, газовых дезодорантов и лаков.
Задача 2. Промышленные предприятия загрязняют реки, сбрасывая использованную воду назад. Из-за этого гибнут в реках водные растения и животные. 1литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. 5 граммов нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды. Что должен делать человек, чтобы не навредить природе?
-Не делайте перерасхода чистой воды. Экономьте воду, выключайте ее во время чистки зубов или когда она уже вам не нужна, чините протекающие краны.
-Не загрязнять водоемы, Отправляясь на природу, не выбрасывайте мусор в водоемы. Этот мусор остается в воде, растворяется и становится очередным загрязнителем. Всегда забирайте мусор с собой и уничтожайте его в принятых для этого местах.
-Не стирайте в реках или озерах одежду при помощи порошка или других моющих средств. Заботьтесь о чистоте водоемов!
Задача 3. Человек активно ведет вырубку лесов, истребляет животных и птиц, ведет беспрерывную добычу полезных ископаемых. Строятся шахты, бурятся скважины, прокладываются дороги к местам добычи.…Всё это разрушает землю. Что должен делать человек, чтобы не навредить природе?
-Остатки присутствия человека не только портят внешний вид полян и опушек, но и могут служить источником болезни и смерти множества диких животных и птиц.
-Нельзя жечь костры в лесу.
-Если отправляетесь куда-нибудь на природу, обязательно возьмите с собой побольше пакетов и мешков для мусора, чтобы собрать за собой все, что может повредить экологии.
-Всегда убирайте за собой весь мусор и по возможности старайтесь очищать поляны и леса от мусора, оставленного другими.
Корреспондент газеты «Нью-Йорк Таймс»: Да, тема загрязнения атмосферы волнует сегодня многих. Создаются различные организации, стремящиеся помочь природе, защитить ее от варварского с ней обращения, такие как Гринпис. Гринпис переводится с английского как «зеленый мир»— это общественная независимая международная организация, цель которой сохранить природу и мир на планете.
Корреспондент газеты «Смена»: …Ширится движение юных экологов. В Белгородской области прошёл слёт юных экологов. 29 учащихся школ собрались в Губкинском городском округе на практический тур регионального этапа Всероссийского слёта юных экологов. И мы с вами тоже можем многое сделать, чтобы хоть немного помочь природе.
Корреспондент газеты « Житьё-бытьё» Хотелось бы послушать, что именно вы, юные экологи могли бы сделать сами, чтобы помочь своей планете? Подумайте. Ведь все начинается с вашего дома, класса, школы. Станем ли мы заботливыми хозяевами своей планеты? Что мы должны продолжать делать, чтобы наша планета оставалась всегда цветущей и красивой?
(Дети передают друг другу мяч-глобус и произносят свои пожелания)
Например.
1. Участвовать в экологических акциях. 2. Не ломать ветки деревьев, не топтать и не рвать цветы. 3.Не вырезать надписи на деревьях. 4.Сажать цветы и кустарники. 5. Заботиться о птицах. 6.Не разорять птичьи гнезда. 7. Не разорять муравейники. 8.Не забирать из леса домой животных. 9. Не засорять водоемы. 10.Убирать мусор. 11. Не жечь костры в лесу. 12. Не лить зря воду. 13.Уход за комнатными растениями, открытие птичьей столовой, экологические рейды, уборка снега, уборка мусора, экологические праздники и многое другое.
VI.Итог урока.
Окр.мир: Ну, вот, Земля, и подошла к концу наша конференция. Юные экологи сами подвели итог и приняли решение. Пока они предлагают делать то, что в их силах. Довольна ли ты?
Земля: Конечно, молодое поколение подает надежды. Я надеюсь, что многое изменится в вашем отношении к окружающему миру, к моим стихиям, которые дают Вам жизнь.
Окр.мир: Какие у вас предложения, ребята?
Д. Собрать на следующую конференцию тех, кто должен отвечать за охрану наших стихий.
Уч-ль: Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед людьми. Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас.
VII. Рефлексия. (Девочка-эколог читает стихотворение)
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек !
Все:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть вода не иссякнет!
И планета – жива!
Урок:
заставил задуматься…
навел меня на размышления…
привлек меня тем…
показался интересным…
взволновал…
Уч-ль: Благодарю вас за проведенную пресс-конференцию и предлагаю вам самим оценить свою работу на ней.
( Дети показывают на разноцветных веерах свои отметки: красный цвет – «5», зеленый «4», синий – «3», желтый – «Сомнение»)