Группа кратковременного пребывания детей "Кроха"
Наш девиз: Здравствуйте, мы крохи!
В детский сад пришли,
Всё хотим уметь и знать,
Чтобы умненькими стать!
В нашей группе - 13 детей (8 девочек, 5 мальчиков)
В последнее время стала показательной устойчивая тенденция спроса на адаптационные группы кратковременного пребывания для детей преддошкольного возраста. Повышенный спрос связан с увеличением значимости дошкольного образования в глазах родителей, признанием ценности дошкольного периода детства, а также с постепенным увеличением уровня рождаемости детей.
Группа кратковременного пребывания – это форма работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении.
Кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволяет сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям детского сада и создать благоприятные условия для социализации дошкольника.
Малыши адаптационной группы посещают детский сад два раза в неделю, по 3,5 часа в день и поэтому образовательный процесс выстраивается довольно компактно, так чтобы реализовать основные линии развития. Одним из ведущих принципов организации непосредственно образовательной деятельности в этой группе является принцип детско-взрослого сотрудничества, основанный на интересах ребенка и перспективах его дальнейшего развития.
Работа спланирована таким образом, что родители детей, посещающих группу кратковременного пребывания, являются активными участниками образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями, они охотно вовлекаются в процесс развития ребенка. Это позволяет избежать осложнений в начальной фазе адаптации, обеспечить оптимальное ее течение и постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
Родители лучше узнают своего малыша, видят и понимают, в чем он успешен и какие у него трудности, а также родители обучаются формам разностороннего общения и взаимодействия со своими детьми.
В группе кратковременного пребывания я использую различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, расширения и закрепления представлений детей об окружающем мире.
Для самого малыша, посещающего группу кратковременного пребывания – это целостный образ жизни – 3,5 часа в день заполнены разнообразными делами, видами деятельности. Это:
- пальчиковые, хороводные, подвижные игры;
- игры-драматизации (совместное проигрывание сказок с родителями) ;
- опыты с водой, снегом, песком, с сыпучими материалами (макаронными изделиями, крупами и т. п.) ;
- игры с дидактическими игрушками;
- сюжетные игры;
- совместное рисование (фломастерами, мелом, восковыми мелками, гуашью, пластилином) ;
- совместное конструирование из крупного и мелкого строителя, а также из бумаги и природного материала.
Музыкальный руководитель учит с детьми песенки, хороводы, танцевальные движения, знакомит с музыкальными инструментами.
Развитию двигательной активности малышей способствуют физкультурные упражнения, подвижные игры; спортивные игры.
Вся совместная деятельность воспитателя с детьми проводится в непринужденной партнерской форме (парами, малыми подгруппами, что способствует свободному общению детей, педагогов и родителей).
За счет такого разновозрастного и многообразного сотрудничества стимулируется общение детей, развиваются эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений, в результате чего складывается готовность перехода ребенка в группу «полного дня», развивается самостоятельность и эмоционально-положительное отношение к детскому саду.
В условиях кратковременного пребывания детей в ДОУ тесное сотрудничество с семьей является решающим фактором. Полноценное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют, занимаются и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации, советы, консультации педагога.
С этой целью для родителей группы были подготовлены разнообразные консультации, практических рекомендации, памятки.
- «Проблемы адаптационного периода»;
- «Похвала и поощрение»;
- «Психологическая помощь ребенку в конкретных ситуациях».
- «Методы воспитания детей»;
- «Живу по расписанию».
У родителей обычно возникает много вопросов по решению проблем воспитания детей, как в семье, так и в дошкольном учреждении. Поэтому в ДОУ с родителями систематически проводила внеплановые беседы, диалоги, пятиминутки вопросов и ответов. Родители систематически пользуются литературой библиотеки детского сада.
Работа адаптационной группы кратковременного пребывания детей обеспечивает качественную подготовку детей к посещению ДОУ на «полный день».