Проект 2 "Волшебница зима"

Антонова Алла Петровна

Проект 2 "Волшебница зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_zima.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в старшей группе на тему «Волшебница зима»

СОШ №20 ДО «Пчелка»

Воспитатель Антонова А.П.

Паспорт проекта.

Вид проекта: 

Познавательно-исследовательский, творческо-информационный.

Сроки реализации: средней продолжительности: декабрь-февраль 2023г-2024 г

Участники проекта:

Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности, педагог по физической культуре, родители.

Цель:

Дать знания о живой и неживой природе зимой.

Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Волшебница зима!"

Задачи:

Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.

Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоѐмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).

Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.

Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лѐд, льда и снега в воду.

Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.

Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.

Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.

Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.

Актуальность проекта:

Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денѐк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы дети получали удовольствие от зимы.

 Ожидаемый результат:

Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища

Повышение познавательной активности

Усвоение необходимых знаний по теме «Волшебница зима»

Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Проведение утренника к Новому году.

Формы реализации проекта:

Занятия.

Беседы.

Наблюдения.

Досуговая деятельность.

Игровая деятельность.

Исследовательская деятельность.

Продуктивная деятельность детей.

Чтение художественной литературы.

I этап – подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Разработка и накопление методических материалов.

Создание развивающей среды.

Подбор художественной литературы по теме.

Разработка мероприятий.

II этап – основной (практический):

Дидактические игры:

«Найди ошибки» (чего не бывает зимой)

«Кто что делает зимой»

«Найди по следу»

«Найди такую же снежинку»

«Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)

«Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах)

«Времена года»

«Узнай по описанию»

«Зимние запасы»

«Найдите и покормите зимующих птиц»

«Когда это бывает»

«Что сначала, что потом».

Словесные игры:

«Какой, какая, какие?», «Из чего - какой» (горка из снега снежная и т.д.), «Скажи наоборот».

Сюжетно-ролевые игры:

«У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года»

Настольно – печатные игры:

«Времена года»

Подвижные игры:

 «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки», «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».

Игры – соревнования:

«Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».

Игровые упражнения:

«Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту». Скольжение по ледяным дорожкам. Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание с горки на санках - «ледянках»

Ознакомление с окружающим:

«Зима полна серебра», «Идет волшебница зима», «Зимовье зверей». Конструирование и ручной труд из природного материала: «Зимняя полянка» (моделирование из бумаги и ваты), «Зимовье зверей» (оригами).

Беседы:

«Как живут птицы зимой»,

«Встреча с зимой»,

«Зима в нашем крае»,

«Почему мне нравится зима».

«Как звери в лесу зимуют».

«Как зимуют домашние животные»

«Как человек помогает зимой животным в лесу».

«Почему скрипит снег?»

«Помоги птицам».

«Зачем зимой снег»

«Осторожно! Зимние травмы»

«Как заботиться о здоровье зимой».

«Откуда идѐт снег»

Наблюдения:

За изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)

За красотой и богатством зимних красок

За птицами

За деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки:

«Разведчики» (заметить, что изменилось в природе), «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах).

Зимние забавы на улице.

Экологическая тропа ДОУ

В зимний сквер.

Экспериментирование: 

Проведение опытов и экспериментов со снегом.

Чтение художественной литературы:

Н. Сладков «Суд над декабрѐм»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

С. Иванов «Каким бывает снег»

Е. Трутнева «Первый снег»

К. Бальмонт «Снежинка»

Г. Снегирѐв «Про птиц»

Н. Сладков «Еловая каша»

В. Зотов «Клѐст», «О птицах»

В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

 Бр. Гримм «Госпожа Метелица»

Загадки о зимних явлениях в природе

Пословицы и поговорки о зиме. Рассказывание детей по темам:

«Приметы зимы»

«Кому нужна зима»

«Если бы не было зимой снега…».

Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов

Непосредственно образовательная деятельность.

Развитие речи:

«Зимний лес»;

Ознакомление с окружающим миром:

«Зима в лесу»;

Развлечение:

«Зимние забавы»;

Физкультурное развлечение: 

«Мы морозов не боимся!»;

Интегрированное занятие:

«Волшебница зима»

Рассматривание иллюстраций, картин 

«Зимние забавы», «Зимние праздники», «Звери зимой», «Художники о зиме».

Рассматривание сюжетных картин 

«Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик».

Составление описательных рассказов по картинам

Заучивание стихотворений о зиме.

Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.

Трудовая деятельность: 

Заготовка корма для птиц

Подкармливание птиц.

«Окучивание» снегом деревьев.

Расчистка дорожек от снега во время прогулки.

С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.

Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.

На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков.

Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек

Постройка из снега.

Творческая мастерская.

Вырезывание снежинок.

Оформление выставки «Новогодние игрушки»

Лепка снежинки.

Вернисаж: «Зимушка-зима»

Рисование: «Деревья в инее».

Рисование : « Зимняя ночь»

Рисование «Снежинки-балеринки»

Аппликация:

«Заснеженный дом», «Веселый снеговик», «День Рождения Деда Мороза».

Лепка:

«Зимние деревья», «Как мы играем зимой», «Девочка в длинной шубке».

Слушание музыкальных произведений:

Музыкальные произведения (слушание) «Зимняя сказка», «Кабы не было зимы..», «Весѐлая зима», «Раз морозною зимой», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского

Художественно - эстетическая деятельность

Русская народная игра «Зимний хоровод»; драматизация сказки «Заячья избушка»; Разучивание песен: «На санках», «Бубенцы звенят Коммуни-кация Музыка «Времена года» П.И.Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

 Дыхательная гимнастика:

«Подуй на снежинку»

Работа с родителями:

«Столовая для птиц" - изготовление кормушек для птиц.

Оформление папки-передвижки «Прогулки зимой».

Оформление информации в родительский уголок:

«Зимние травмы»

Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»

Консультация для родителей «Как сделать прогулку приятной и полезной»

Консультация для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке»

Изготовление папки – передвижки на тему «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде»

Конкурс семейных новогодних поделок «Новогодняя игрушка»,

Организация выставок детских работ

Беседы по ОБЖ:

«Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожении», «Что делать, чтобы не замерзнуть»

Результаты проектной деятельности:

Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;

Познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;

Овладели расширенным словарным запасом;

Имеют представление о природе родного края;

Знакомы с правилами безопасного поведения на природе;

Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;

Разработаны рекомендации для родителей;

III этап – заключительный.

Итоговое мероприятие – новогоднее представление для детей и родителей.

Заключение

Во время реализации проекта, у наших ребята расширились представления о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период), они научились понимать красоту природы, высказанную словами, а также с помощью кисти художника. Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, у ребят стала более развита познавательная активность их творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе