Формирование активной жизненной позиции у старших дошкольников посредством участия в волонтерском движении

Дошкольный возраст считается периодом интенсивной социализации. Но в наше время нелегко привить идеи добровольчества, популяризировать людей, занимающихся честным трудом на благо обществу и безвозмездно, А это значит, что создание позитивного имиджа волонтерства является одной из актуальных для страны задач. Детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение— это такая организация, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт108.21 КБ
Файл Технологическая Карта40.7 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Гюльнара Фикретовна

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Информация об опыте……………………………………………….

3

2.

Технология опыта……………………………………………………

8

3.

Результативность опыта……………………………………………..

13

4.

Библиографический список…………………………………………

15

5.

Приложение к опыту…………………………………………………

16


Тема Формирование активной жизненной позиции у старших дошкольников посредством участия в волонтерском движении

Раздел I.

 Информация об опыте

Условия возникновения опыта. Свою педагогическую деятельность воспитатели Попова Гюльнара Фикретовна и Пономаренко Юлия Александровна осуществляют в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №57 «Радуга» Старооскольского городского округа.

В дошкольной образовательной организации реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). 

 «Развивающемуся обществу, - подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования», - нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «...ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности» [1].

В наше сложное противоречивое время остро стоит вопрос: как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня - человека с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением?

Для выявления уровня самостоятельности и инициативы у дошкольников была проведена педагогическая диагностика по методике Т.В. Шороховой [2], по вербальному тесту Торренса «Усовершенствование игрушки» (Приложение 1). Обследование выявило невысокую инициативность и отсутствие целеустремленности выполнять задание у 28 % дошкольников, проявляют инициативу и желание выполнить задание индивидуально 48 % детей, повышенный интерес и готовность выполнить предложенное задание проявили 24 % воспитанников. При выполнении вербального теста «Усовершенствавание игрушки» 44% дошкольников лишь репродуктировали игрушечного зайца, 40% детей произвели переконструирование отдельных элементов игрушки и только 16% детей предложили функциональные изменения в игрушке.

Учитывая результаты диагностики и то, что развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников требует педагогического воздействия, возникла идея проведения целенаправленной работы по формированию активной жизненной позиции у старших дошкольников посредством участия в волонтерском движении.

Актуальность опыта

Дошкольный возраст считается периодом интенсивной социализации. Но в наше время нелегко привить идеи добровольчества, популяризировать людей, занимающихся честным трудом на благо обществу и безвозмездно, А это значит, что создание позитивного имиджа волонтерства является одной из актуальных для страны задач. Детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение— это такая организация, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.

По мнению губернатора Белгородской области Евгения Савченко «Запрос у общества на добровольчество сегодня очень высокий. Волонтёры гармонизируют атмосферу, поглощают излишнюю агрессию, делают людей более светлыми. Добровольчеству мы должны придавать большое значение и всё делать для того, чтобы оно развивалось»

В основе волонтерского движения лежит девиз «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», а также «Сам захотел, и сам выбрал что делать». Поэтому волонтёрство, которое уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов легла в основу опыта. Однако технология организации детского волонтерского движения недостаточно разработана, не учитываются психологические особенности каждой возрастной категории участвующих детей-волонтеров. Таким образом выявились следующие противоречия:

        - между возросшей потребностью общества в воспитании членов общества, имеющих активную жизненную позицию и отсутствием методов и приемов в реализации данного направления;

        - между повышенным интересом к волонтерству детских образовательных учреждений и отсутствием парциальных программ для организации работы добровольческих команд в ДОУ;

        - между стремлением родителей в повышении социальной активности и инициативности у детей и отсутствием педагогической компетентности по данному вопросу.

        Именно волонтерство дает возможность каждому человеку быть нужным, полезным для общества, помогает в самореализации личной гражданской позиции в социальном обществе.

Ведущая педагогическая идея состоит в организации детско-родительского волонтерского движения в ДОУ, способствующего позитивной социализации дошкольников через активную благотворительную деятельность, в которой дети выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2016 года по май 2019 года и велась в три взаимосвязанных этапа:

I этап - констатирующий: сентябрь 2016 – ноябрь 2016 года

Проведение начального диагностического обследования уровня развития самостоятельности и инициативы дошкольников, составлялось перспективное планирование волонтерской деятельности дошкольников, проводилось анкетирование и консультирование родителей.

II этап - формирующий: декабрь 2016 – март 2019 года

Реализация совместного с родителями и детьми плана мероприятий в рамках волонтерского движения в детском саду, способствующие раскрытию индивидуальных добросердечных особенностей каждого ребенка в условиях проблемных ситуаций;

III этап - контрольный: апрель-май 2019 года.

Проведение сравнительного анализа уровня развития самостоятельности и инициативы старших дошкольников. Оценка эффективности деятельности волонтерского движения. Определение целей и задач последующей работы.

Диапазон опыта представлен системой работы с детьми от 5 до 7 лет в рамках совместной деятельности (педагог-ребенок-родитель) по формированию активной жизненной позиции дошкольников в условиях детско-родительского волонтерского движения.

Теоретическая база опыта

Становление личности сложный и длительный процесс. Особое место в этом процессе занимает дошкольное детство, которое психолог А.Н.Леонтьев назвал периодом «первоначального фактического складывания личности». Одним их ведущих направлений воспитания личности ребенка является формирование его активности. Это - основная форма его жизнедеятельности, необходимое условие его развития (Р.Г.Казакова, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин).

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество становятся ведущими в определении направленности развития в современных условиях. Данные черты характера помогают в самоорганизации, саморегуляции личности, становлении самосознания: в умении рационально действовать и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Активность личности – это способность человека к осуществлению общественно значимых преобразований в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, которая проявляется в творчестве, волевых актах, общении.

Активная жизненная позиция — это небезразличное отношение к окружающему миру, что проявляется в поступках и мыслях самой личности [3].

Наивысшим проявлением активной жизненной позиции человека является волонтерство –(от латинского слова «добровольно») это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения

Волонтёрство получило свое распространение с заповедями христианства о милосердии и любви к ближнему еще в Древней Византии. На протяжение истории всего человечества находились самоотверженные люди бескорыстно помогающие больным и обездоленным.

Современное, более широкое понимание слово «волонтёр» получило лишь в ХХ столетии. В конце 1980- х годов прошлого столетия волонтёрство вновь появилось в Москве и Санкт-Петербурге и продолжает развиваться во многих городах России. Сегодня созданы волонтёрские организация, имеющие международный статус и работающие под руководством ООН и ЮНЕСКО.

В 1995 году Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об общественных объединениях». Закон закрепил возможность создания благотворительного сектора и дал понятие общественного объединения — «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» [4].

Волонтерская деятельность — это широкий спектр деятельности, который включает в себя традиционные формы взаимопомощи, осуществляющаяся добровольно на благо общества [5].

Современные теоретико - методологические подходы к развитию социальной активности детей отражены в работах М.И.Рожкова, в отечественной науке появляется все больше исследований, в которых явление социальной личности рассматривается в контексте социализации (М.В.Поддубная, М.В.Демиденко и др.)

Социализация – это процесс включения индивида в социально значимую систему, интеграция в социальную среду через овладение её социальными правилами, нормами, навыками, знаниями и ценностями.

Для эффективной социализации дошкольников следует осуществлять волонтёрское движение во всех видах детской деятельности [6].

Новизна опыта состоит в приобщении старших дошкольников к волонтерскому движению, способствующему формированию у них активной жизненной позиции.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может быть использован в практике дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, родителями и педагогами.

Раздел II

Технология опыта

Цель данного педагогического опыта состоит в организации волонтерского движения в детском саду, направленного на формировании самостоятельности, инициативы и активной жизненной позиции у старших дошкольников.

Для достижения выбранной цели нами были определены следующие задачи:

- разработать план мероприятий по формированию у дошкольников активной жизненной позиции через участия в волонтерском движении в детском саду;

- обогатить знания дошкольников и родителей через беседы, игры, художественные произведения о благотворительности, безкорыстной помощи нуждающимся в ней, о проявлении добра и милосердия к слабым и животным;

- создать партнерское взаимодействие между старшими и младшими дошкольниками, направленные на оказание помощи в формировании у малышей навыков самообслуживания;

- организовать детско-родительское волонтерское движение в группе детского сада, направленного на формирование у участников активной гражданской позиции в социуме.

Работа по достижению поставленной цели велась в трех направлениях:

- педагогическое просвещение детей и родителей о волонтерском движении;

- организация детского волонтерского движения в рамках партнерства с детьми младшего дошкольного возраста «Волонтеры – малышам»;

- организация детско-родительского волонтёрства.

На первом этапе было проведено педагогическое исследование уровня развития у дошкольников самостоятельности и инициативы при выполнении предложенных заданий (пересказ незнакомого произведение и поиск правильной дорожки к домику), а также выполнение вербального теста по усовершенствованию игрушки зайчика. Педагоги изучили историю создания волонтерского движения, а также предположили возможные варианты участия дошкольников в добровольческом движении.

На втором этапе педагоги познакомили дошкольников с волонтерским движением. Ребенок – дошкольник не всегда понимали, кому помогать, зачем, как помогать. Круг его общения – это семья, педагоги и сверстники детского сада, а также друзья во дворе. В своей короткой жизни ребенок привык к тому, что о нем заботились взрослые и воспринимал это как должное. Перестроить сознание и открыть понимание того, что он сам уже может кому-то помогать. Хорошо, если у ребенка уже есть младшие сестра или брат, но если он один, то педагогу и родителю необходимо доходчиво объяснить значимость помощи, оказываемой им чужому человеку.

Воспитателями проводились беседы: «Кто такие волонтеры?», «Как стать волонтерами», «Кому нужна помощь?», «Чему мы можем научить малышей?» и др.

Создание волонтёрского отряда в группе началось с разработки эмблемы, в качестве которой были взяты силуэты ладоней взрослого и ребенка в виде голубя, с мотивирующим призывом «Хочу помочь!», символизирующим суть волонтёрского движения.

Для развития добросердечных отношений были изготовлены дидактические игры «Кому из детей нужна помочь?», «Поможем котенку, собачке», «Кому из сказочных персонажей нужна помощь?» и другие. Цель таких игр заключалась в воспитании эмоциональной отзывчивости на несчастье другого человека, животного.

В книжном уголке появились книги, в которых одни герои приходят на помощь другим, без которых они бы не справились в создавшейся проблемной ситуации: «Доктор Айболит» К.Чуковского, «Цветик-семицветик» В.Катаева, «Фантазеры» Н.Носова, «Тиму и его команда» А.Гайдара и другие произведения.

После проведения разъяснительной и просветительной работы все дошкольники изъявили желание стать добровольными помощниками.

Первая и доступная пониманию помощь была оказана детям из младшей группы детского сада в виде театральной постановки «Теремок», которая положила начало волонтерскому движению в группе.

Два раза в месяц во вторую половину дня старшие дошкольники посещали своих «подшефных», предварительно подготовившихся к встрече. Заботливо дети готовили своими руками поделки из бумаги, ткани, картона. Подклеивали порвавшиеся книжки, коробочки для игр, чинили игрушки. Особенно любили организовывать с малышами игры, как в группе, так и на участке детского сада.

Взаимодействие старших и младших дошкольников имело обоюдное значение: младшие дети с удовольствием играли со старшими товарищами, общались, разговаривали, при этом старшие товарищи усиливали личностно-ориентированное общение с малышами, развивая их активный словарь, формируя коммуникативные навыки.

Старшие дошкольники приходили в группу малышей, чтобы помочь одеться на прогулку, а также организовать с ними подвижные игры, рассказать об окружающей природе, приучить к элементарным правилам поведения в природе.

В старшей группе была организована благотворительная акция «Корзинка радости», в которую дошкольники собирали игрушки для малышей, а затем подарили малышам для игр в группе.

В осеннее время дошкольники старшей группы помогали убирать опавшие листья на участке малышей, показывая пример трудолюбия и бескорыстной помощи другим людям. Малыши по силе своей возможности принимали участие в данной работе. В летнее время из маленьких леечек поливали цветы на клумбе.

Первые весенние цветы всегда привлекают внимание детей всех возрастов, и у них появляется желание принести «капельку красоты» к себе домой, как игрушку. Именно поэтому в весеннее время в городе и по всей стране проводится природоохранная акция «Подснежник», направленный на сохранение популяции исчезающих растений. Педагоги проводили разъяснительную беседу со старшими детьми, а те в свою очередь рассказывали о красоте первоцветов малышам и учили их оберегать хрупкие цветочки и любоваться ими в природе в лесопарке. Вместе с родителями дошкольники посадили пролески у себя на участке и ухаживали за ними. Когда растения прижились, пригласили полюбоваться цветами и малышей.

Дошкольники активно помогали в подготовке совместных развлечений, например, «Праздник добрых дел» показал значимость добросердечной взаимопомощи не только старшим дошкольникам, но и малышам.

Теплые и доверительные отношения малышей и старших детей проявились в поздравительных открытках, которые дети дарили друг другу к праздникам.

Третье направление волонтерского движения объединяло родителей и детей группы в единую команду единомышленников, сплоченных идеей милосердия. 

Также как и с дошкольниками, педагоги провели подготовительную работу с родителями на родительском собрании в начале учебного года «Волонтерство – путь к нашим сердцам». Изначальное желание родителей оказать воспитательное воздействие на своего ребенка, в дальнейшем превратилось в активное осознанное действие на благо других людей и животных (Приложения № 1, 2).

В городе Старый Оскол широко развито волонтерское движение различных направлений. Одна из самых долгосрочных волонтерских организаций является «Поиск», организованный в 1968 году. Один из родителей группы является волонтером данной организации, который выступил на родительском собрании, рассказал о волонтерском движении в городе и оказал на родителей мобилизирующее влияние: взрослые высказали свое желание участвовать в детско-родительском волонтерском движении в детском саду. Именно родители предложили участвовать в социальных акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Безопасная дорога» и другие акции, которые вошли в план мероприятий, принятый на родительском собрании. Тематика акций выбрана самая разнообразна, но было соблюдено главное правило – она должна быть актуальна в данный момент как для самих детей, их родителей, социума.

Не осталась без внимания государственная программа «Здоровье нации», нацеливающая все волонтерские организации России на объединение всех взрослых и детей на обеспечение положительных перемен в образе жизни россиян, на распространение в обществе идеалов здорового образа жизни. С этой целью проведена совместная с первоклассниками из МОУ «СОШ № 21» и воспитанниками подготовительной группы акция «В здоровом теле – здоровый дух». Активные спортивные родители помогли организовать спортивно-познавательные конкурсы и соревнования. На выставке рисунков и поделок были представлены совместные с родителями работы, пропагандирующие здоровый образ жизни. Ученики школы подарили каждому дошкольнику изготовленный своими руками «Дневник волонтера», в котором предлагалось зарисовывать или записывать добрые дела ребенка.

Зима – сложное и опасное время для бездомных животных в нашем городе. Волонтеры из благотворительного фонда помощи животным «Умка» подбирают четвероногих: греют, кормят, лечат и дают временный приют. Педагоги пригласили добровольцев из фонда «Умка» выступить перед родителями и детьми, чтобы рассказать о своей деятельности и предложить варианты участия команды детского сада в их деятельности. Родители единодушно высказали желание, оказать материальную поддержку фонду и приобрести корма для кошек и собак питомника. Но вот взять животное домой согласились несколько семей, в отличие от детей, готовых заботиться обо всех животных питомника. В весеннее время несколько семей посетили приют для животных, привезли корм для животных и участвовали в уходе за ними.

Оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде способствовала акция в апреле 2019 года «Посади дерево», когда взрослые и дети принимали участие в озеленении микрорайона Юность и своего детского сада. Каждая семья приобрела саженец и вместе со своим ребенком посадила его на заранее подготовленное место и ухаживали не только за своим деревцем, но и за другими посадками. На своем участке разбили клумбы для цветов и огород для овощей.

В всенне-весеннее время ежегодно в детском саду и в группе проводятся мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Для получения практического опыта безопасного поведения дошкольников на улице проводились совместные с родителями развлечения «Безопасная дорога», «Фликер – чтобы водитель заметил» (Приложение № 4). Проводимые развлечения подкреплялись социальными акциями «Безопасное кресло», «Светоотражающие повязки», направленные на повышение внимания родителей на безопасность их ребенка на дороге и на улице.

        Свои полученные знания старшие дошкольники передавали малышам через такие игры как «Три сигнала светофора», «Цветные автомобили», «Стой! Беги!» и другие игры, развивающие внимание и сосредоточенность.

Особую трепетность вызывали у всех членов команды акции и праздничные мероприятия, посвященные празднику Победы. После проведения праздника "9 Мая - День Победы", дошкольники вместе с родителями присоединились к акции «Георгиевская ленточка» (Приложение № 5).

В родительском уголке появилась специальная страничка «Наши добрые дела», где педагоги и родители рассказывали о проведенных акциях в форме фотоотчетов и фотоколлажей. Дети тоже не отставали от взрослых: устраивали выставки поделок для малышей, рисунков, которые после дарили малышам.

С удовольствием дошкольники заполняли свои дневнички «Добрых дел», передавали свои эмоциональные впечатления через рисунки.

Семьи воспитанников также самостоятельно принимали участие в сборе средств для больных детей, предлагали через буклеты присоединиться к благотворительности и другим семьям.

        Благотворительную эстафету волонтерства приняли подросшие малыши, которые в свою очередь стали заботиться о других малышах и принимать активное участие вместе с родителями в запланированных благотворительных и социально значимых акциях.

Раздел III.

Результативность опыта

На третьем этапе работы была проведена итоговая диагностика по выявлению уровня самостоятельности и инициативы у дошкольников по методике Т.В. Шороховой, по вербальному тесту Торренса «Усовершенствование игрушки» (Приложение 1). Обследование выявило положительную динамику воспитанию самостоятельности и проявлению инициативы у дошкольников подготовительной к школе группы. Повышенный интерес и готовность выполнить предложенное задание уже проявили 48 % воспитанников, 40 % дошкольников проявили инициативу и готовность выполнить задание и только 12 % воспитанников показали отсутствие целеустремленности и невысокую инициативность во время проведения диагностики.

Вербальный тест Торренса «Усовершенствавание игрушки» продемонстрировал у 32% дошкольников умение изменять внешний вид предмета, переконструировать отдельные элементы (репродуктивный уровень). 36% показали предложение неподвижного изменения, а также изменение позиции отдельных элементов предметов, функциональные изменения без идеи совершенствования (комбинаторный уровень); 32 % будущих первоклассников показали оригинальность преображения игрушечного зайца (оригинальный уровень).

Сравнительный анализ итогов и наблюдения за поведением дошкольников в процессе реализации волонтерского движения показал повышение у дошкольников ответственности и инициативы при выполнении заданий и поручений. Общение с детьми младшего и среднего возраста не только способствовало развитию социально-коммуникативных навыков, но и воспитанию заботливого отношения к младшим детям.

Детское волонтерство помогло дошкольникам оценить общественную значимость своего участия в благотворительных акциях. У детей значительно возросла эмоциональная отзывчивость, сочувствие к переживаниям других людей, повысилось желание к оказанию помощи не только близким и знакомым людям, но и совершенно чужим.

Детско-родительское волонтерство, в первую очередь, способствовало объединению семей в коллектив единомышленников, способных оказать посильную помощь нуждающимся, не требуя благодарности. Уважительное отношение к каждому члену волонтерской команды способствовало формированию у дошкольников активной позиции деятеля, способного самостоятельно принимать правильное решение.  

В результате проведения благотворительных акций у взрослых и детей сформировалось толерантное отношение к другим членам общества, повысилось чувство ответственности за свои поступки и чувство нетерпимости к негативным проявлениям жестокого обращения с животными и растениями.

По итогам реализации календарно-тематического плана у дошкольников сформировалось активная гражданская позиция в соответствии с возрастными возможностями благодаря его участию в волонтерском движении.

Библиографический список:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
  2. Шорохова Т. В., Категория "интерес" в педагогической теории Л.С. Выготского // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]. -M.: oim.ru, 2004-12-07, http://www.oim.ru/

  1. Порядин Д. Н. Активная жизненная позиция // Молодой ученый. — 2015. — №12.2. — С. 54-55.

  1. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008г

  1. Белянкова, Н. М. Идеи А. П. Гайдара в современном волонтерском движении [Текст] / Н. М. Белянкова // Воспитание школьников. – 2016 – № 9/10. – С. 77-82.

  1. Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие [Текст]  / Н.П. Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 2011. – 102 с.

  1. Микляева, В.Н. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников [Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 185 с.

  1. Циткилов, П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с маленькими волонтерами [Текст] / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.

  1. Алексеев, М.А. Социализация и формирование личности. Теоретические основы [Текст] / М.А. Алексеев // Культура. Духовность. Общество. 2014. № 15. С. 155-159.

  1. Козлова, С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру [Текст]. – М., - 2006. – 168 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1 - Диагностика исследования самостоятельности дошкольников старшего дошкольного возраста (методика Т.В. Шороховой, вербальный тест Торренса);

Приложение №2 - Примерное планирование организации волонтерского движения в старшей группе;

Приложение №3 - Примерное планирование организации волонтерского движения в подготовительной к школе группе;

Приложение №4 - Совместная детско-родительская акция по Правилам дорожного движения «Фликер – чтобы водитель заметил» (старшая группа).

Приложение №5 Конспект организованной образовательной деятельности "9 Мая - День Победы" (подготовительная к школе группа)

Приложение №1

Диагностика исследования самостоятельности дошкольников старшего дошкольного возраста

методика Т.В.Шороховой

Проводится в два этапа. На первом этапе - на материале пересказа (методика «Пересказ сказки») и рассказа (методика «Дорожки к домику»).

Методика выполнения: ребенку рассказывается незнакомое ранее литературное произведение с установкой на пересказ. Затем предлагается пересказать это произведение (в старшей         группе – это русская народная сказка «Петух да собака», Л.Н. Толстой «Мышка и кот»).

В методике «Дорожки к домику» дается инструкция: «Зайка заблудился в лесу и не может найти дорогу домой. Помоги зайке вернуться к маме. Домой можно добраться двумя дорожками. Если зайка пойдет домой по этой дорожке (взрослый указывает), то встретится с разными героями. Если зайка пойдет другой (взрослый указывает) дорожке, он узнает истории сказочного леса. О какой дорожке ты хочешь рассказать зайке: о дорожке с разными героями или сказочной историей? Почему ты выбрал именно эту дорожку? Расскажи зайке, что он увидит по дороге домой». Взрослый дает возможность выбрать любую из дорожек. Затем переворачивает изображением вверх только выбранную ребенком серию картинок. Другие картинки остаются закрытыми.

Если ребенок отказывается пересказывать, узнать причину. Если ребенок затрудняется пересказывать, выдержать небольшую паузу, а затем помочь наводящим вопросом или начать фразу. Своевременно регистрировать мимику и жесты ребенка в процессе выполнения задания. Пересказ записать на магнитофон, позже оформить протокол, подсчитать количество и длительность пауз.

Система качественного и количественного оценивания включает трехбалльную шкалу. 3 балла (высокий уровень) - проявление интереса и готовности индивидуально выполнить задание. 2 балла (средний уровень) - проявление инициативности и незначительного стремления индивидуально выполнить задание. 1 балл (низкий уровень) - сравнительно небольшая инициативность, целеустремленность проявляется редко, отказ от выполнения задания.

Система качественного и количественного оценивания включает трехбалльную шкалу. 3 балла (высокий уровень) - пересказывает без помощи взрослого, в составлении рассказа по картинкам индивидуально определяет этапы решения. 2 балла (средний уровень) - рассказывает по вопросам взрослого, не всегда может индивидуально завершить высказывание. 1 балл (низкий уровень) - называет отдельные слова.

Исследование самостоятельности старших дошкольников по вербальному тесту Торренса «Усовершенствование игрушки»

Методика выполнения. Ребенку предлагается пластмассовый, бесформенный заяц. Испытуемый должен ответить на вопрос, что нужно изменить в этой игрушке для того, чтобы она стала лучше, интереснее. Предлагается следующая инструкция: «Представь, что ты волшебник. Ты можешь делать все, что угодно. И вот тебе приносят такую игрушку и просят переделать ее, чтобы с ней стало интереснее играть, чтобы она стала лучше. Что бы ты сделал?» В случае непонимания или затруднения, инструкция дополняется, уточняется таким образом: «Никто не хочет играть с этим зайкой. Как же его изменить? Что конкретно нужно сделать, чтобы всем захотелось с ним поиграть?

Система качественного и количественного оценивания креативности включает трехбалльную шкалу. 1 балл (репродуктивный уровень) - изменение внешнего вида предмета, формы, размера, количества, цвета материи; добавление, отнимание, переконструирование отдельных элементов. 2 балла (комбинаторный уровень) - предложение неподвижного изменения, а также изменение позиции отдельных элементов предметов, функциональные изменения без идеи совершенствования. 3 балла (оригинальный уровень) - приведение предмета в движение. Пассивная динамика (имитация движения предмета); механическая активность предмета (под внешним воздействием); автоматическая активность предмета.

Литература:

Шорохова Т. В., Категория "интерес" в педагогической теории Л.С. Выготского // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]. -M.: oim.ru, 2004-12-07, http://www.oim.ru/

Приложение № 2

Календарно-тематическое планирование мероприятий по организации волонтерского движения в старшей группе

сроки

Название мероприятия

Цель  мероприятия

сентябрь

Беседа с детьми «Кто такие волонтеры?»

 Формирование у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Родительское собрание «Волонтерство – путь к нашим сердцам»

Формирование у родителей представления о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума.

Конкурс рисунков «Эмблема нашей волонтерской команды»

Выражение эмоционального отклика на создание волонтерской команды в группе детского сада. Рисование

октябрь

Встреча с волонтерами Белгородского регионального объединения «Поиск»

 Знакомство с волонтерским движением в Белгородской области и в Старом Осколе.

Акция «Сбор корма для птиц зимой»

 вызвать желание помочь собрать корм для зимующих пернатых друзей (длительность- 3 дня)

Дидактическая игра «Комплименты»

 повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков

ноябрь

Театральное представление для детей младшей группы «Теремок»  

Налаживание партнерских взаимоотношений с детьми младшей группы. Начало волотнерского движения с младшими детьми.

Выставка рисунков «Дорогою Добра»

Предложить родителям совместно с детьми дома нарисовать рисунки про добрые дела. Воспитывать у детей милосердие и сострадание к другим людям, животным, птицам и т. д.

декабрь

Акция – «Покормите птиц зимой» -  изготовление кормушек для птиц с родителями

 

вовлечь детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц; пропагандировать среди дошкольников и родителей знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам.

Выпуск экологической газеты «Помогите птицам!»

воспитание экологической культуры у детей и родителей через создание единого образовательного информационного пространства ДОУ и семьи.

Акция «Корзинка Радости»

Сбор подарков (игрушек) для детей младшей группы. Воспитывать в детях любовь и милосердие к другим детям.

январь

День добрых дел (оказание помощи в одевании и раздевании малышам.)

помочь детям ясельной или младшей группе одеться на прогулку и раздеться с прогулки

Беседа«Почему добро побеждает зло?».

учить детей рассуждать, делать выводы и добре и зле.

февраль

Беседа с детьми «Что вы сделали доброго?»

продолжать учить детей делать добрые дела.

День добрых дел (оказание помощи в одевании и раздевании малышам)

помочь детям ясельной или младшей группе одеться на прогулку и раздеться с прогулки

Акция «В здоровом теле – здоровый дух»

Совместное спортивно-познавательное развлечение с первоклассниками МОУ «СОШ № 21». Пропаганда здорового образа жизни среди детей.

Март

Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!»

Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Старшие дошкольники – малышам. Практические дела в подшефной группе

Организовать «ремонтные» работы в младшей группе: подклеить книги к книжном уголке, коробочки в игровой зоне

 Акция «Береги первоцветы!»

создать условия для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.

Апрель

Старшие дошкольники - малышам

 Оказание помощи в сборе на прогулку, организации игровой деятельности на участке.

Беседа «Мы – маленькие волонтеры».

продолжать формирование у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми

Акция «Помоги братьям нашим меньшим!». Сбор корма для животных приюта.

Формировать у дошкольников милосердное отношение к животным, попавшим в беду, организация благотворительной помощи бездомным животным приюта.

Май

Проведение праздника к Дню Победы.

Социальная акция «Георгиевская ленточка»

Воспитание у дошкольников патриотических чувств, формирование

активной гражданской позиции у взрослых и детей

Старшие дошкольники – малышам.

Дидактическая игра «Помоги зайчику»

продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность

Прививать добрые чувства у малышей.

Собрание на тему: «Воспитание бережного отношения к природе – задача семьи и детского сада.

Проанализировать совместную деятельность детского сада и семьи по экологическому образованию детей.

Обозначить эффективные формы сотрудничества.

Воспитывать желание к совместному труду.

Приложение № 3

Календарно-тематическое планирование мероприятий по организации волонтерского движения в подготовительной к школе группе

сроки

Название мероприятия

Цель  мероприятия

Сентябрь

Конкурс рисунков на выставку  «Мы – маленькие волонтеры».

Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Родительское собрание: Тема «Волонтерское движение в детском саду».

Показать значимость благотворительной помощи окружающим силами взрослых и детей  в дошкольном возрасте.

Принятие плана деятельности детско-родительской команды волонтеров.

Сбор семян уличных растений

Развивать представления детей о цветах, о том, что растения выращивают из семян. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям

Детско-родительское развлечение «Безопасная дорога»

Активизировать практическую деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма и по созданию безопасного нахождения дошкольников на улице и дороге

Октябрь

Экологическая акция «Очистим планету от мусора»

Привлечение детей и их родителей к проявлению заботы к окружающей среде, желание защитить планету от мусора.

Старшие дошкольники – малышам. Операция «Мусору – НЕТ!»

Улучшить экологическое состояние территории детского сада силами детей старшей и средней группы, воспитывать бережное отношение к природе.

Выставка рисунков «Береги свою планету, ведь другой такой же нету!»

формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей

Ноябрь

Совместная детско-родительская акция

по Правилам дорожного движения

«Фликер – чтобы водитель заметил»

Показать важность и значимость положительного примера взрослым и родителям в использовании световозвращающих элементов на одежде ребенка и взрослого, особенно в темное время суток. 

Игра - беседа с малышами «Светофор»

Приобщение дошкольников среднего и старшего возраста к Правилам дорожного движения

Встреча в волонтерами благотворительного фонда помощи животным «Умка»

Привлечение внимания общественности, родителей к проблеме сохранности жизни бездомных животных. Оказание благотворительной помощи животным приюта.

Декабрь

Операция «Покорми птиц зимой»

Привлечение дошкольников к проблемам зимующих птиц; развитие в детях ответственности за «братьев наших меньших»; изготовление питательных смесей для зимующих птиц

Разучивание с малышами стихов о зиме, о Новом годе.

 Привлечение дошкольников к помощи в  организации новогоднего утренника

 «День добрых дел»

Оказание шефской помощи младшим группам

Январь

Театральная постановка для малышей «Заюшкина избушка»

Приобщение младших дошкольников к театрализованной деятельности силами старших дошкольников

Беседа «Мы и взрослые»

Расширять и углублять понятия о статусе старшего поколения в обществе; научить видеть связь между своими поступками и поступками взрослых.

Чтение художественной литературы «Как братья отцовский

клад нашли»

Закрепление представлений о родственных

отношениях. Подвести детей к пониманию доброты, как

основы взаимоотношений между людьми, человек узнается по его делам.

Февраль

Выставка рисунков «Береги свою планету, ведь другой такой же нету!»

формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

 «Неделя добрых дел»  

вместе с детьми привести в порядок книги - подклеить, расставить. Оказать посильную помощь в младшей группе

Спортивно-патриотический праздник «Отцы и сыновья»

Формирование активной гражданской позиции на материале «Защитники Отечества». Привитие патриотических чувств будущим защитникам государства, воспитание уважения к воинам старшего поколения.

Март

Акция к празднику 8 Марта «Подарки педагогам-пенсионерам, ветеранам труда.

доставить радость к празднику. Воспитывать уважительное и бережное отношение людям преклонного возраста

 «Давайте творить добро» развлечение

формировать у детей представление о доброте как важном человеческом качестве, уточнить представления о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки. Создать праздничное настроение.

Дидактическая игра «Маленькие помощники»

Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление

Апрель

Операция «Посади дерево»

Организация озеленения микрорайона Юность и территории детского сада.   Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Акция «Дом для птиц»

Вовлечь детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников; пропагандировать среди дошкольников и родителей знаний о пользе птиц. Воспитывать желание помогать птицам.

 «Сказка вы гости к нам пришла»

Показать младшим детям сказку- драматизацию

Май

Беседа «Дети войны»

Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам – героям

Конспект занятия для подготовительной группы «9 мая – День Победы»

Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны

Акция «Бессмертный полк»

Предложить детям вместе с родителями принять участие в шествии с фотографиями своих родственников «Бессмертный полк»

Приложение № 4

 Совместная детско-родительская акция

по Правилам дорожного движения

«Фликер – чтобы водитель заметил»

Цель: привлечение внимания общественности, родителей к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. К необходимости применения светоотражающих элементов.

Задачи:

- продолжать учить соблюдать правила безопасного поведения на улице;

- развивать внимательность, наблюдательность, память;

- воспитывать культуру поведения на улице.

Предварительная работа с детьми: рассматривание сюжетных картинок, дорожных ситуаций; игры на макете дороги с перекрестком; дидактические игры: «Угадай, какой знак», «Сложи светофор», «Виды транспорта», «Найди и назови»; проведение цикла целевых прогулок «Пешеходный переход», «Перекресток», «Светофор»; чтение художественной литературы по ПДД; сюжетно-ролевые игры «Мы идём на прогулку»; «Едем по городу»

Предварительная работа с родителями:

1. Оформление листовок «Мы в ответе за безопасность детей на дороге»

2. Оформление плаката «За безопасность дорожного движения – все вместе!».

Оборудование: Костюм «Светофора», светоотражающие элементы, повязки.

Ход акции:

Воспитатель: Дети, сегодня мы пойдём с вами на прогулку, но это не просто прогулка, а путешествие. Там, где мы будем проходить, есть проезжая часть, поэтому нужно быть внимательными и идти тихо парами.

(Выходит «Светофор»)

Светофор: здравствуйте дети, я слышал, что вы идёте гулять. Можно я пойду с вами, буду вам помогать в пути, рассказывать о правилах дорожного движения.

Воспитатель: конечно можно. Дети, с нами на прогулку пойдёт сам Светофор, ведь он самый главный на дороге. Он нам поможет пройти правильно путь.

Светофор: а у вас у всех есть светоотражающие повязки?

Дети: Да!

Светофор: А для чего люди одевают светоотражающие повязки?

Дети: они светятся в темноте и машины видят пешехода.

Светофор: У меня есть светоотражающие предметы, мы сейчас с вами подарим их деткам, которые нам встретятся на улице и у которых нет светоотражающих повязок. И расскажем им о безопасности на дороге в тёмное время суток. Теперь в путь! Дети выходят с территории детского сада, подходят к проезжей части.

Светофор: дети, скажите мне, где правильно нам идти, здесь две дороги, для машин и для пешеходов, по какой мы пойдём?

Дети: для пешеходов

Светофор: Потому что мы кто?

Дети: Пешеходы!

Светофор: Правильно!

(на пути пешеходный переход)

Светофор: А что это за знак?

Дети: Пешеходный переход.

Светофор: Правильно. А что это за полоски белые на дороге.

Дети: пешеходный переход.

Светофор: А как он по другому называется?

Дети: Зебра!

Светофор: Правильно. А вот и первые пешеходы, которые встретились нам на пути.

Воспитатель: Здравствуйте! (дети здороваются). Давайте с вами познакомимся. Наши дети ходят в детский сад много знают о правилах дорожного движения и никогда не забывают одевать на одежду светоотражающие повязки. Это очень важно. Поэтому мы дарим вам светоотражающий предмет, носите его и не забывайте. Расскажите о необходимости светоотражающих предметов своим знакомым и близким.

Светофор:

Вам подарок мы вручаем

ленточку светящую

Смело можете идти

транспорт станет на пути.

Ребёнок:

Пусть знают взрослые дети

Носите все светоотражающие предметы

Тогда ваш дом не посетит беда

И будите, вы счастливы всегда.

Воспитатель: А как вы знакомите своего ребёнка с правилами дорожного движения?

Ответы прохожих.

Воспитатель: Спасибо вам за ваши ответы. Счастливого вам пути!

Акция продолжается и всем встретившимся на пути дети дарят светоотражающие предметы и листовки.

Приложение № 5

Конспект организованной образовательной деятельности

"9 Мая - День Победы"

(подготовительная к школе группа)

Цель: продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников. Закрепить знания детей о том, что 9 Мая - День Победы. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Словарная работа: Великая Отечественная война, кавалеристы, битва, орудие

Материалы: иллюстрации из книг о войне, репродукция картины "Битва за Москву", звукозапись с шумом боя, Рассказ Л.Кассиля "Никто не знает, но помнят все", звукозапись песни "Синий платочек", синие платочки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение книг, прослушивание звукозаписей о Великой Отечественной войне", экскурсия в Историко-художественный музей, экскурсия на бульвар Ветеранов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, 9 Мая весь наш народ будет отмечать День Победы. В этот день много лет назад народ победил очень сильного врага - фашисткую Германию. Это была очень страшная война. Фашисты дошли почти до самой Москвы. Они разоряли нашу страну, забирали в плен мужчин, женщин, детей. на борьбу с ними поднялся весь народ. Воевали не только солдаты в армии. но и простые люди. Они уходили из деревень, которые захватывали фашисты, в леса и создавали партизанские отряды. Война длилась 4 года. Она называлась Великая Отечественная, потому, что вся страна от мала до велика с поднялась на борьбу с врагом за родное Отечество.

Запись шума боя.

- Что вы услышали?

Ответы детей: взрывы бомб, свист пуль, грохот орудий. Так началась война 22 июня в 4 часа утра.

Звучит запись песни "Священная война"

Воспитатель: Многим героя стоят памятники по всей стране. Какие памятники героям есть в нашем городе Мытищи. (показывает фото)

Ответы детей: Вечный огонь, памятник героям-мытищинцам в городском парке, бульвар ветеранов.

Воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением Могилы Неизвестного солдата.

Воспитатель: Вы узнали этот памятник?

Ответы детей: Могила Неизвестного солдата.

Воспитатель: Рядом с Красной площадью, в Александроском саду, у Кремлёвской стены и днём, и ночью горит огонь. Вечный огонь зажигают у памятников погибшим защитникам Родины, чтобы все помнили об их подвиге.

Этот памятник называется Могила Неизвестного солдата. Никто не знает , как звали человека, который похоронен здесь. Но все знают, что он храбро сражался, помнят, за что погиб Неизвестный солдат. А убили его враги в одном из боёв за нашу столицу. Давайте, ребята, минутой молчания отдадим дань памяти, тем, кто погиб защищая мир на земле.

Чтение отрывка из рассказа Л.Кассиля "Никто не знает, но помнят все"

Ребята, назовите столицу нашей страны (ответы детей).

-Уже близко к Москве подошли тогда фашисты. Уже слышно было в городе, как бьют фашистские пушки. Но стойко и бесстрашно защищали Москву наши войска. Да и все жители столицы готовы были встретить врага боем насмерть и не пустить фашистов в Москву. Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций.

Геройски сражались защитники. Остановили они фашистов возле города, а потом погнали прочь от него. Так поступили 28 героев. которыми руководил генерал Иван Васильевич Панфилов. Его дивизия героически обороняла подступы к Москве во время Московской битвы. Сражались 4 часа, подбили 18 вражеских танков, все воины, и, в том числе Панфилов, погибли в бою, но фашистов к Москве не подпустили. Этих героев называют герои-панфиловцы.

Воспитатель показывает картину "Битва за Москву"

- Ребята, посмотрите на эту картину. Она называется "Битва за Москву". На ней изображена стремительная атака наших кавалеристов. За мужество москвичей городу Москве присвоили звание город-герой.

Проводится физкульминутка (дети выполняют движения под песню О.Газманова "Москва")

- Какие города-герои вы ещё знаете?

Ответы детей:Ленинград, Севастополь, Одесса, Керчь и др).

Воспитатель: Русский народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою, он излагает стихи, песни песни, о войне, в честь героев Великой Отечественной войны называют улицы городов. И в нашем городе есть улицы, названные в честь Александра Матросова, Веры Волошиной, дважды героя Советского Союза, генерала Армии Афанасия Павлантьевича Белобородова. Об их подвигах я расскажу вам на следующих занятиях.

У некоторых из вас может быть есть родственники, которые тоже воевали, кто-то из них ещё жив. Не забудьте поздравить их с праздником Победы. Если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему "спасибо" за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о трудной Победе.

Дети танцуют вальс под песню К.И. Шульженко "Синий платочек". (музыка Е.Петербурский, слова Е. Максимова)




Предварительный просмотр:

Попова Гюльнара Фикретовна

Технологическая карта ОД

Образовательная область

Социально -коммуникативное развитие

Вид деятельности

Коммуникативная

Возраст детей, группа

6-7 лет, подготовительная группа

Тема ОД

«Мы – волонтеры!»

Цель

формирование представлений о волонтерском движении, о его значении в жизни людей.

Задачи

Образовательные: продолжать знакомство с понятием «добро». Формировать представления о том, кто такие волонтеры и чем они занимаются. Сформировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закрепить навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания, логики, воображения. Развивать умение использовать в беседе накопленные знания; речевую активность путем использования малых фольклорных форм (пословиц).

Воспитательные: формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества. Воспитывать у детей любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям, животным и птицам.

Ресурсы

Игрушка «сердце» - 2 шт. (большое и маленькое),  импровизированный мусор, мусорные пакеты, светофор, пешеходная дорожка, разрезные картинки героев сказок, макет сугроба, игрушка «щенок», плед, миска с кормом, телефон, испачканные тарелки, таз, губка, кормушка с птицами, зерно, семечки, рваные книги, клей, скотч, макет дома, значки.

Планируемые результаты

Расширить знания о доброте и добрых поступках; развить у детей способности анализировать свои действия; воспитать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания и взаимовыручки.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о добре, игры драматизации, чтение сказок о добре.

Этапы

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанников

1. Вводная часть

1.1

Организационный

момент

Организация внимания.

Вход детей под музыку «Что такое доброта» Барбарики.

- Ребята, давайте начнем день с хорошим настроением, улыбнемся друг другу и поздороваемся.

Дети приветствуют друг друга и воспитателя

1.2. Мотивационно -ориентировочный

Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.

Постановка и принятие детьми задач занятия

Воспитатель читает стихотворение, в руках у него игрушка – сердце.

Легко обидеть собаку,

а проще – бездомную кошку,

громко смеяться над другом,

поставив ему подножку.

Легко не слушаться маму,

проще – топнуть ногою,

Забыв, что она ведь устала,

но всё же играет с тобою.

Легко быть злым и упрямым,

на ключ заперев своё сердце.

Но проще быть добрым самым,

души распахнув своей дверцы.

Тогда ты погладишь собаку

и дашь молока котёнку,

вместе с хорошим другом ты

будешь смеяться звонко!

Увидишь, что маме плохо,

её пожалеешь, обнимешь,

мамину за день усталость ты,

словно рукою, снимешь.

Пожалуйста, добрым будь!

Люби и животных, и книжки,

будет тебе благодарен

даже простой муравьишка ...

Добро возвратится добром.

Улыбка улыбкой вернётся.

в сердце горячем твоём

только добром отзовётся.

-Дети, как вы думаете, про что я прочитала это замечательное стихотворение?

- А что такое доброта, добро?

- Посмотрите, у меня в руках маленькое сердечко – это сердечко волонтера!

- Вы знаете, кто такой волонтер?

- Давайте прикоснемся к сердечку, и оно нам расскажет о том, кто такие волонтеры!

Звучит голосовая озвучка «сердца»

 «Здравствуйте дорогие ребята! Я – чистое, доброе, огромное сердце волонтера. Волонтер - это человек, который бескорыстно помогает людям, животным, помогает сажать деревья, помогает в уборке нашего с вами города, и всегда готов прийти на помощь, тем кто в ней нуждается. Каждый человек может стать волонтером, нужно лишь иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, чтобы всем помогать и жалеть тех, кто попал в беду»

Воспитатель: - Спасибо сердечко, что рассказало нам, кто такие волонтеры!

Дети, а какое основное качество у волонтера?

Да верно, доброта!

Сидят в кругу

Слушают стихотворение

Ответы детей (про добро, про то, что нельзя обижать животных и нужно помогать маме и т.д.)

Высказывания и предположения детей.

Высказывания и предположения детей.

Прикоснувшись к сердцу прослушивают запись

Ответы детей (доброта)

2. Основная часть

2.1. Поисково - практический

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация полученных и уже имеющихся знаний, представлений знаний.

- Я предлагаю передавать сердечко друг другу и назвать пословицы, которые вы знаете про добро.

-Добро помни, а зло забывай.

-Добрый человек придет, словно свету принесет.

-Делай добро, и тебе будет добро.

-Добро творить – себя веселить.

-Про доброе дело говори смело.

-Жизнь дана на добрые дела.

-Доброе слово доходит до сердца

- Как приятно говорить о доброте. Добрый человек как солнышко излучает свет и тепло, к нему тянутся люди.

И как сказало нам сердечко, в мире есть люди, которые всегда готовы прийти на помощь в любую минуту этих людей называют как ребята?

Правильно, волонтёры или добровольцы. Добрые, дружелюбные, отзывчивые люди.

-А вы, ребята, готовы делать добрые дела? И стать волонтёрами?

Наше сердечко не простое, а волшебное и символизирует сердце человека, и если мы с вами будем делать добрые дела, то оно будет увеличиваться, а если нет, то оно будет уменьшаться, и в конце нашего путешествия мы посмотрим, каким оно станет.

-Тогда, предлагаю отправится по нашему городу, и посмотреть, какие добрые дела мы сможем совершить.

  1. Остановка.

- ОЙ, ребята, посмотрите, сколько мусора кто-то оставил. Тут и фантики, и обрывки газет, и какие-то коробки. Как вы думаете, что сделали бы волонтёры?

 Нужно собрать бумагу в пакет и сдать макулатуру, этим самым мы можем сберечь одно дерево.

  1. Остановка.

Пешеходный переход. Светофор. Стоит бабушка с сумкой и не может перейти дорогу.

- Ребята, посмотрите бабушка с тяжелыми пакетами боится перейти дорогу!

Что мы можем сделать?

Да, верно, нужно бабушку перевести через дорогу и помочь ей донести сумку.

Вспомним правило дорожного движения. Переходят дорогу и помогают бабушке. Бабушка благодарит детей.

  1. Остановка.

(на столе лежат разрезные картинки героев сказок)

- Ребята что это, как вы думаете? Ребята вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?

- Сказки нам рассказывают о добре и зле, о хороших и отрицательных героях.

Игра «В мире сказок» (на столе лежат разрезные картинки, дети должны собрать героев и сказок и сказать добрые они или нет)

(«Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Молодцы справились. Продолжаем наше путешествие.

(Скулит где-то щенок)

  1. остановка. В сугробе сидит щенок.  

- Ребята, смотрите щенок, беззащитный, голодный, интересно как мы можем ему помочь?

Еще мы можем позвонить в фонд помощи животных и узнать, что нам делать.

Воспитатель делает звонок, звучит запись.

Воспитатель: -Здравствуйте, мы на улице нашли в сугробе щенка, он голодный и очень замерз! Что нам делать?

Запись: -Вам необходимо аккуратно вытащить щенка из сугроба, укутать его в одеяло, напоить теплой водичкой и покормить. Как только щенок отогреется рекомендуем отвезти его в ветеринарную клинику. А после дать объявления, о том, что нашли щенка и ему нужен хозяин!

Воспитатель: - Спасибо большое, сейчас спасем его!

 - Ребята, мы спасли щенка, а объявление напишем после нашего путешествия, отправляемся дальше!

  1. Остановка.

На столе лежит порванная книга, семечки, зерно, грязная тарелка.

- Ребята, посмотрите, а с этим, что можно сделать, даже не знаю?

(по группе в уголках игровой деятельности расположены: в книжном уголке – инструменты для реставрации книг; «на кухне» - таз с водой и губкой для посуды; в уголке природы - кормушка с птичками)

-Дети по желанию выберите себе предмет и сделайте доброе дело – склейте книгу, помойте тарелки или покормите птиц и возвращайтесь ко мне!

Правильно. Вы молодцы, столько полезных дел сегодня сделали.

  1. Остановка.

Ребята смотрите дом. Интересно, кто там живет? Давайте узнаем

- Тук-тук-тук. Кто в домике живет?

Называют ранее выученные пословицы

Ответ детей (волонтеры)

Ответы детей (да)

Под музыку двигаются от остановки к остановке

Ответы детей (убрали мусор)

Дети убирают мусор в пакет.

Ответы детей (взять у бабушки сумки и перевести ее через дорогу)

Ответы детей.

Играют в игру

Предположения детей (накормить, обогреть, позвонить в центр защиты животных)

Дети берут плед, достают щенка, укутывают его, кормят и наливают водичку.

Ответы детей (Книгу надо отремонтировать, зерном и семечками покормить птиц, тарелку помыть).

В зависимости от своего желания выполняют деятельность.

3. Заключительная часть

3.1 Итоговый; Рефлексивно – оценочный этапы

Создать условия для умения самостоятельно проводить детьми  анализ своей деятельности

Волонтеры:

- Это мы, волонтеры. Здравствуйте ребята. А вы кто и кого ищите?

Воспитатель: Мы с ребятами решили узнать мы сможем, стать волонтёрами или нет?

Волонтёры: А что вы сделали, какие добрые дела совершили?

Волонтёры: Молодцы ребята, вы настоящие волонтёры. Сделали много добрых дел за сегодня. Мы дарим вам Волонтерские Значки!

Воспитатель: Ребята, мы с вами молодцы! Посмотрите, что стало с нашим сердечком, оно стало большим, потому что вы добрые и совершили добрые поступки.

Мы волонтёры, наша суть проста.

Дарить добро и радость на планете.

И если вдруг подступиться беда,

Быть первым на спасенье и в ответе.

Дети рассказывают о своих добрых делах

Получают Волонтерские значки

Обнимают большое сердечко