Элементы методических приёмов на уроках истории и обществознания.
Подготовка к урокам, особенно в 10-11 классах занимает много времени, приходится постоянно обращаться к дополнительной литературе. И постепенно накопленный материал и его систематизация позволяют применять различные, наиболее эфективные способы обучения той или иной проблемы, это может быть лекция, беседа, дискуссия, урок семинарского типа. Но в любом случае, важно преодоление одномерного взгляда на проблему, к, сожалению, ограниченные временем рамки урока, не всегда позволяют достичь данной цели, поэтому важно к некоторым темам подходить поэтапно. Так, например изучение понятия тоталитаризм даётся в 10 классе - это подготовительный этап. В 11-м классе, когда получены и систематизированы знания об этом явлении, можно провести урок семинарского типа на уроке обществознания. Можно применять межпредметные связи, а история, как и литература, философия могут выступать со своими примерами. Название темы мжет быть: "Тоталитаризм - общее и особенное", "Тоталитаризм - Эволюция процесса", "Тоталитаризм - феномен 20-го века". В зависимости от названия темы, учащимся зарание даётся задания:
1. Как бы вы изобразили "тоталитаризм"" будучи художником или поэтом?
2. Были ли анологии тоталитарных режимов до н.э.?
Примеры учащихся на предворительное задание.
Тоталитарную систему можно представить в виде кирпича. Строгость и чёткость геометрического тела, прямые линии символизируют догматизм, консерватизм системы, Она, как и кирпич- это нечто прочное, устоявшееся, основательное. Тоталитарная система подавляет, всякое проявление инакомыслия, свободомыслия, при ней отсутствует творческая инициатива - под кирпичом ничто не вырастает, вокруг лишь голая земля. Человек в условиях тоталитаризма рассматривается не какк личность, а как часть толпы, народных масс, как кирпич в большом доме. Тоталитарная система стремится превратить мир в показуху, заставить всех людей быть одинаковыми, мыслить одинаково, ничем не отличаться друг от друга, как кирпичи в стене" Ольга Карнаух.
О.Лось своё представление передала в стихотворной форме.
Тоталитарная система
Как бич репрессиий и смертей
Погибель вольног мышленья
В забытом царстве всех теней.
Как спрут не призывается к ответу
К себе всё тянет и зовёт,
И обещает выйти к свету,
Однако в темноту ведёт
И как паук всё строит сети
И ловит беззащитных мух.
И сколько лжи на этом свете,
А центр как будто нем и глух.
Ему не слышен детский плач,
Он как безжалостный палач,
Как образ страшно злого волка
Под видом доброго ягнёнка.
В конце урока представляю свой вариант видения тоталитарной системы.