Элементы методических приёмов на уроках истории и обществознания.

Шаповал-Журженская Наталья  Ивановна

Подготовка к  урокам, особенно в 10-11 классах занимает много времени, приходится постоянно обращаться к дополнительной литературе. И постепенно накопленный материал и его систематизация позволяют применять различные, наиболее эфективные способы обучения той или иной проблемы, это может быть лекция, беседа, дискуссия, урок семинарского типа. Но в любом случае, важно преодоление одномерного взгляда на проблему, к, сожалению, ограниченные временем рамки урока, не всегда позволяют достичь данной цели, поэтому важно к некоторым темам подходить поэтапно. Так, например изучение понятия тоталитаризм даётся в 10 классе - это подготовительный этап. В 11-м классе, когда получены и систематизированы знания  об этом явлении, можно провести урок семинарского типа на уроке обществознания. Можно применять  межпредметные связи, а история, как и литература, философия могут выступать со своими примерами. Название темы мжет быть: "Тоталитаризм - общее и особенное", "Тоталитаризм - Эволюция процесса", "Тоталитаризм - феномен 20-го века". В зависимости от названия темы,  учащимся зарание даётся задания:

1. Как бы вы изобразили  "тоталитаризм"" будучи художником или поэтом?

2. Были ли анологии тоталитарных режимов до н.э.?

 Примеры учащихся на предворительное задание.

 Тоталитарную систему можно представить в виде кирпича. Строгость и чёткость геометрического тела, прямые линии символизируют догматизм, консерватизм системы, Она, как и кирпич- это нечто прочное, устоявшееся, основательное. Тоталитарная система подавляет, всякое проявление инакомыслия, свободомыслия, при ней отсутствует творческая инициатива - под кирпичом ничто не вырастает, вокруг лишь голая земля. Человек в условиях тоталитаризма рассматривается не какк личность, а как часть толпы, народных масс, как кирпич в большом доме. Тоталитарная система стремится превратить мир в показуху, заставить всех людей быть одинаковыми, мыслить одинаково, ничем не отличаться друг от друга, как кирпичи в стене"  Ольга Карнаух.

О.Лось своё представление передала в стихотворной  форме.                                                                                            

Тоталитарная система

Как бич репрессиий и смертей

Погибель вольног мышленья

В забытом царстве всех теней.

 

 

Как спрут не призывается к ответу


К себе всё тянет и зовёт,

И обещает выйти к свету,

Однако в темноту  ведёт

И как паук всё строит сети

И ловит беззащитных мух.

И сколько лжи на этом свете,

А центр как будто нем и глух.

Ему не слышен детский плач,

Он как безжалостный палач,

 Как образ страшно злого волка


Под видом доброго  ягнёнка.

 

В конце урока представляю свой вариант видения тоталитарной системы.