СТАТЬИ.

Сизых  Елена Викторовна

СТАТЬИ.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staroobryadtsy.odt412.28 КБ
Файл statya.docx19.63 КБ
Файл statya._lager.odt9.69 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  

 "ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ"

         ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ   КРАЙ, С.  КРАСНЫЙ ЧИКОЙ

Чикойский край!

Хранитель старой веры,

Святой старообрядческой семьи,

Где наша молодёжь и староверы-

Все истинные пахари земли.

                                                                                         Г.Никулов.

Семейские – русские старообрядцы, высланные в 18 веке в Сибирь. Поскольку в ссылку отправляли целыми семьями, они стали известны в народе как «семейские». Они расселились крупными группами по территории Забайкалья, основав ряд сел, и проявили себя как умелые земледельцы и скотоводы.

Семе́йские—старообрядцы, высланные правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой.  Во второй половине XVII века патриарх Никон провел церковную реформу, подверг ревизии церковные книги и обряды, приведя их в соответствие с греческими. Однако не все верующие приняли нововведения, несогласные с реформами образовали неоднородное религиозное течение, названное старообрядцами. За нежелание принимать новые церковные правила они подвергались гонениям, многие из них бежали на окраины страны и за границу.

Когда в начале царствования Екатерины II встал вопрос о заселении Сибири, большое число старообрядцев из земель, вошедших после первого раздела Речи Посполитой в состав Российской империи, переселялись в Забайкалье. Заселение этого региона происходило на протяжение двух десятилетий в несколько этапов, и к концу XVIII века здесь было уже 30 поселений общей численностью около 40 тысяч человек. Так как переселялись они целыми семьями по 15–20 человек, местные жители назвали их «семейские».

Сейчас семейских старообрядцев всего в мире осталось примерно двести тысяч, и около половины из них — забайкальские. Здесь они живут в Бичуре, Мухоршибири, Тарбагатае, Заиграево, Баргузине, Селенгинске, Кяхте, Хоринске и Улан-Удэ. Другая часть семейских обосновалась в Читинской области и на Дальнем Востоке, на Амуре, в Якутии, в Китае (Маньчжурии), в Аргентине, Боливии, Бразилии, Уругвае, США, Канаде, в Новой Зеландии и Австралии.

Прошло несколько столетий, и крепкие духом, трудолюбивые, верные традициям предков семейские стали настоящими сибиряками. Традиции семейских оформлялись постепенно. В их основе — культура средневековой Руси, дополненная особенностями, полученными во времена проживания в польских пределах. Затем в это разнообразие влились детали с востока России, заимствованные у бурят. Посещение семейских сел — все равно что путешествие на машине времени.

Семейские в силу своих религиозно — этнических убеждений сохранили в своей культуре, быту и в образе жизни очень много положительных черт: крепость нравственных устоев, культ семьи и почитание старших, крутые нравы, завидное трудолюбие, национальную одежду, книги и иконы дониконианского письма, крепкую веру в себя.

У старообрядцев было развито чувство коллективизма, общинной спаянности и не только на религиозной почве. Семейные устои были крепки, родственные связи глубоки и почитаемы. Тут было раздолье соучастию, сопереживанию, состраданию, взаимовыручке и взаимопомощи. Браки среди родственников запрещались до восьмого колена.

У староверов Сибири были крепкие нравы. Не допускались вольности молодёжи. Почитание старших было одним из основных заветов в староверческой среде, всякое отступление от этих правил и норм поведения осуждалось и преследовалось самым энергичным образом, и не только церковным проклятием или преданием анафеме, но и мерами всеобщего осуждения ослушника или оступившегося.

К народно-бытовым особенностям культуры староверов Сибири следует отнести их приверженность к особого рода одежде, чем они выделялись на общем фоне русского сибирского населения; старинную одежду старушки сохранили до настоящего времени. Мужская одежда почти не сохранилась.

В Читинской области староверы, или как чаще их называют семейские, проживают в долине реки Чикой, в Красночикойском районе. Здесь что ни село — то свой особый мир, свои особенности обычаев, быта, одежды, речи. В среднем течении реки Чикой раскинулось старинное Забайкальское село Архангельское, основанное в 1768 году. В прошлом — это переселенцы из Польши, проживали по реке Сожи.

Необычный говор местных жителей, красочные сарафаны, которые пожилые женщины носят по сей день, бережное хранение старины, обычаев и обрядов приковывают сюда взоры этнографов и фольклористов.

Из поколения в поколение передавались рассказы о прошлом, о нелёгкой и даже трагичной судьбе этого народа. Три года длилось то переселение, в дороге рождались и умирали. Оказавшись на берегу реки Чикой, были поражены богатством природы и решили навсегда здесь остаться. Жизнь была очень трудной — кругом дикая нетронутая тайга. Стали понемногу обживаться, появились первые села, зазеленели пашни. Суровым условиям края семейские противопоставили трудолюбие, прилежание. Они вырубили дремучие леса, вспахали нетронутую целину и получили плодородные земли.

Рассказывает Кондратьева Екатерина Демьяновна (1914 г. р.): «Очень давно люди жили в убогих, покосившихся избушках с маленькими окнами. В домах стояли только столы да лавки деревянные, около печи — ленивка, где обычно отдыхали старые люди. Ребятишкам одеть было нечего, и поэтому они почти весь день сидели на печи, а спали на полатях. Пол в избах был некрашеный, на него сыпали песок, принесенный издалека, на следующее утро его выметали и насыпали чистый. Это была адская работа».

Люди знали только работу, а отдыхать, не было времени. Все изготавливали своими руками: одежду, домашнюю утварь. Какова же была старинная одежда?

Головной убор называется кичка, который состоит из кокошника и подзатыльника. Носили этот головной убор только замужние женщины. В этом уборе они работали и спали. Снимать его не разрешалось.

Обувь — чирки, сшитые из кожи. В таких чирках ходили как дети, так и взрослые. А чтобы сшить рубаху, брюки, сарафан (а их шили только из холста), надо было немало потрудиться. Сначала нужно было посеять семя конопли, вырастить, вырвать, вымочить в озере, высушить в бане, смять на мялке, потом только в ступе, вычесать щеткой. Хорошо вычесанную пеньку пряли на самопрялке, а затем ткали на самодельном ткацком станке ткань. Потом вымачивали вместе с древесной золой, т. к. мыла не было. А чтобы холст был белым, надо было все лето мочить его в воде и сушить на солнце. После этого холст готов. Из него шили и женскую, и мужскую одежду, и одежду для детей. Полотенца и скатерти тоже были из холста, по краям их украшали замысловатыми узорами. Каждая девушка с любовью вышивала свои вещи.

В поле работали простыми орудиями труда: жали серпом, хлеб молотили цепами, пахали сохой.

Посуду для домашнего хозяйства изготавливали из дерева и глины. В них можно было хранить и собранные ягоды, и любые заготовленные в прок продукты".

В Читинском областном краеведческом музее хранится фрагмент старинной крестьянской избы с предметами быта — это изба, в которой жила мама Екатерины Демьяновны — Сидорова Аксинья Лазаревна.

Много экспонатов собрано в музее Архангельской школы: старинная одежда, личные вещи крестьян, предметы домашнего обихода, орудия труда. Создал этот музей бывший директор Архангельской восьмилетней школы, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Кондратьев Михаил Иванович. Михаил Иванович внес огромнейший вклад в сохранение старинной русской культуры.

Семейские — чикояне сумели до наших дней сохранить нравы и культуру XVIII века. Пожилые женщины по-прежнему не расстаются со своими красочными нарядами, только теперь вместо кокошников носят яркие платки.

Характерными чертами этих людей является честность и необыкновенное, удивительное гостеприимство.

Рассказывает бывшая учительница Архангельской школы, активная участница фольклорной этнографической группы Самсонова Софья Федоровна: «В нашем селе очень много интересного. Редко где по области можно встретить русскую старину в таком первозданном виде. Конечно же главное сокровище — это люди, которые бережно сохраняют свою древнюю культуру.

Какие имена носят старейшие жители села?

Только вслушайтесь: Ефимия, Ефросинья, Акулина, Агриппина, Пелагея, Прасковья, Меланья, Фекла, Матрена, Варвара, Хавронья, Аксинья,

Агафья, Аграфена, Улита, Домна, Феклис, Харитон, Феоктист, Лазарь, Савелий, Демид, Демьян, Лука, Федот, Афанасий, Сидор.

В каждом доме обязательно есть русская печь. Домашняя утварь — хлебная лопата, клюка, ночевка (сито), веселка (лопатка для замешивания теста), ухват, сковородник — напоминают музейные редкости. Однако все эти вещи находят практическое применение.

У многих в домах полы застелены яркими домоткаными дорожками. К сожалению это сложное ремесло в наши дни не находит последователей. А ведь еще совсем недавно, лет 15 — 20 назад, это было привычным занятием архангельских женщин. На самодельном ткацком станке (кроснах) ткали дорожки — яркие, радужные, которые и по сей день создают неповторимый уют в домах.

Обязательно в каждом доме есть божница — в «красном углу», повыше прибита полка, укрытая вышитым рушником (полотенцем). На божнице стоят иконы, свечи. Старые люди в наши дни, войдя в дом, крестятся (двумя перстами), обращаясь к иконам, произносят слова молитвы, и только потом приветствуют хозяев. Это означает, что такой человек не может принести зло.

Необычен говор жителей села. За долгие годы скитания на огромные расстояния русская речь наших предков вобрала в себя и белорусские, и украинские, и польские слова. Этот диалект сохранен до наших дней в неизменном виде. То есть, неоценимы заслуги старообрядчества в деле сохранения культуры и памятников средневековья.

Обрядовый фольклор

Обрядовый фольклор условно можно разделить на календарный (по народным праздникам земледельческого года) и бытовой (крестильный, свадебный, похоронный). Народный земледельческий календарь семейских представляет, по своей сути, весьма сложные комплексы дохристианских аграрно — магических представлений и христианских воззрений. Семейскому надо было, в первую очередь, заботится об урожае, о здоровье своей семьи и скота, о передаче опыта подрастающим поколениям. И все в его буднях и праздниках подчинялось этой главной цели, истолковывалось с точки зрения земледельца.

Семейно — бытовая обрядность староверов отличалась необычно строгим соблюдением традиционных устоев, жизненного уклада и была закреплена целой системой запретов, которые регламентировали их быт, религиозные верования, семейные и общественные отношения. Поэтому, например, обряды крещения и похорон — поминок, в отличие от календарных обрядов, у семейских сохранились и по сей день почти в неизменном виде.

Обряд крещения издавна считался вторым рождением человека. «Жить некрещёному, значит жить в грехе. А если случится, что ребёнок умрёт некрещёным, так это совсем плохо». Во многих сёлах района обряды поминовения и крещения проводят женщины пожилого возраста, хорошо знающие молитвы и сопровождающие их песнопениями.

Масленица

Очень интересный праздник Масленица обычно проводиться в центре села, на речке. Принимает участие всё население — от старого, до малого. Катание на тройках вместе со сказочными героями. Здесь Весна- красавица, и чучело из соломы — Зима, которое в конце сжигается. Кругом песни, веселье, шутки. Можно и чай испить с горячими блинами, и поучаствовать в разных конкурсах.

Масленицу повсюду ожидают с большим нетерпением. Это самый весёлый, самый разгульный праздник.

В Масленицу прощаются с холодной, долгой зимой и встречают солнце. Веселье длиться несколько дней. Верят, что злые духи не выносят шума, поэтому с криком сжигают старый мусор. Жгут соломенное чучело, переодеваются в чужую одежду, мажут лицо сажей с той же целью — обмануть духов.

Типично масленичным увеселение является катание на тройках под песни, с шутками, прибаутками, поцелуями.

Неделю в каждом доме пекут блины. Блины — основное и обязательное блюдо на столе (круглый блин — символ солнца).

Каждый день этой недели имеет своё название: понедельник — «встреча», вторник — «наигрыш», среда — «лакомка», четверг — «разгуляй — четверток», пятница — «тёщины вечера», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «прощеный день».

С понедельника начинался Великий пост. Чтоб вступить в него с соответствующим чувством покаяния, необходимо было примириться со своими ближними. Стремясь очиститься от всего греховного, просили друг у друга прощения и троекратно целовались. Последний раз перед Великим постом плотно наедались. Пост должны были блюсти и взрослые, и дети. «Хто пост блюдить, с того грехи снимаются».

Пасха

За неделю до Пасхи отмечалось Вербное воскресенье. Распустившиеся почки вербы считались в этот день наделенными особой магической силой. Заготовленными с вечера ветками этого растения похлёстывали детей, приговаривая: «Верба, верба, вербохлёст. Не болей мой прирост». Вербу ставили не только на «божницу» в красный угол, но крепили и в опорные столбы заборов, в стайки скота. Верба была своеобразным оберегом для всей семьи и хозяйства.

Четверг на страстной неделе Великого поста — Чистый четверг. На него приходилась основная подготовка к Пасхе. В этот день обязательно «мылись избы», «чтоб усё как жар горело», убирались на подворьях, чистили огороды от мусора и соломы (обязательно всё сжигали). В огороде делалось девять кучек мусора. Считалось, что дым от зажжённых куч убьет всю нечисть, и земля на участке будет плодородной. Хозяйки обжигали в русской печи «четвержную соль», которая, по поверью, «лечит от сглазу скот», «очищает от нечисти подворье». В чистый четверг начинали красить яйца (чаще луковым пером), пекли пирожки, тарочки, калачи и драчёны, готовили кедровое масло и «макуху» (смесь толчёных орехов с кипячённой водой).

Как правило, на дни поста приходится не переходящий праздник — Благовещение. Малейшая работа в этот день считалась грехом. «В Благовещение пташка гнездушка не вьёть, девка косу не плетёть, баба рубаху не шьёть» (Яковлева М.П.)

Пасха — Светлое Христово Воскресенье, является величайшим из христианских праздников. Существовало поверье, что в первый день Пасхи даже солнце, восходя, играет, радуясь этому дню. Пасха отмечалась на селе широко. Было принято вставать с рассветом, чтобы посмотреть в «душник» (небольшое отверстие в доме для проветривания), как восходит солнце.

Все домашние приветствовали друг друга возгласами: «Христос воскрес» и ответом «Воистину воскреси». По воспоминаниям Сетовой Анны Ермолаевны, за завтраком разговлялись яйцами. Ребятишки рассаживались в переднем углу с приготовленными заранее шапками, а отец или дед одаривали их крашеными яйцами, выделяя особо послушных. Потом дети убегали на гору катать яйца по желобкам. В течение дня яйцами обменивались, давали знакомым. Вечером сравнивали, кто больше набрал. «В Кочёне (село Архангельское) в праздник как гуляли! Нихто никого не собирал никогда, сами на улицу выходили. Разнарядются, хто как горазд. Семь дней Пасхи, и каждый день новый наряд. Одёжи не хватало, поэтому менялись друг с другом. Сарахваны тогда в моде были. У каждого свой цвет, свой фасон. По наряду можно было узнать, хто из какой деревни. У нас, например, сарахван красный или оранжевый, чулки алые... Ну вот, все одевали и на качели шли». На качелях качались и взрослые и дети. Это было одним из главных развлечений этого праздника.

Троица

На сорок девятый день после Пасхи отмечается праздник Троицы. Этот день, как правило, проводили на берегу реки. Водили хороводы, играли возле наряженной берёзы. На другой день топили «кумушку» в реке. «Троицу мы так играли: собираемся девочки, мама нам варит яишню, пирог с рыбой печёт, и вот мы идём куда-нибудь на земельку. Жарков рвём, сламываем берёзку, наряжаем её. Венок плетём из жарков. Берёзку наряжали платками, лентами. И вот два дня гуляем, пляшем, поём перед этой „Троицей", а потом идём топить. При этом загадывали, что если утонет берёзка — к беде, к плохому урожаю, не утонет — к добру». (Яковлева М. П.)

Иван — травник

Седьмого июля — Иван — травник. Это самый интересный летний праздник. С ним связано множество преданий, поверий, примет и магических действий, идущих от глубокой древности.

В ночь на Ивана — травника стараются предохранить свою усадьбу и скот от происков нечистой силы: колдунов, оборотней, которые будто — бы действуют в эту ночь, насылают порчу на людей и коров. Кто бы ни пришёл ночью, — не впустят, ничего не дадут, так как боятся потерять память.

На Ивана — травника за помощью обращаются к Николе — угоднику или Богородице со словами «Сохрани и спаси».

В этот же день хозяин с хозяйкой ездят на луга травы смотреть. Если травы хорошие, то хозяйка рвёт лекарственные, сушит их под потолком на крыльце. В народе так и говорят, что собранные травы на «Ивана», хорошо излечивают людей, скот. После праздника начинается сенокос.

В Урлуке на Иванов день ходят в монастырь. А вечером обходят свои дворы с молитвой три раза и в каждых воротах бросают крапиву крест на крест, чтобы колдунья обожглась и не проникала во двор. Из муравьиной кучи, в прошлом, брали часть муравейника вместе с муравьями и посыпали в стайки коровам, в мерлог свиньям, в курятник с целью, чтобы водилась скотина.

Таким образом, крестьянин сам составил свой фенологический календарь и строго его придерживается, соблюдает свои обряды и связывает их с сельхозработой.

Летние дни не были для семейских праздными. Только на Петров и Ильин день старались не работать и не мыться в бане. После Ильи не разрешалось купаться в реке. Вода, по поверьям, в это время считается «гадкой и нечистой».

Сельскохозяйственный год крестьянина завершался на Покров. Ждали снега, приговаривали: «Батюшка Покров, землю покрой, сохрани ее и согрей, к новому урожаю приготовь». После покрова начиналось время свадеб.

                                                          Статью   написала  

                                                           учитель начальных   классов

                                                           МОУ-СОШ6

                                                           г. Петровск- Забайкальский

                                                           Сизых  Елена  Викторовна  










Предварительный просмотр:

                                                             Статья 

   

"   Патриотическое воспитание  школьников   - залог успешного развития общества и государства "

Любовь к Отчизне и любовь к людям – два быстрых потока,

которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В. А. Сухомлинский.

Во все времена школа выполняла не только образовательную, но и

воспитательную функцию. Одним из результатов воспитания, определяемых ФГОС НОО, является сформированность у младших школьников в результате обучения в начальной школе следующих качеств личности: чувство гражданской идентичности, патриотизм, любовь к своему народу, краю, своей Родине.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для патриотического воспитания, так как именно в этом возрасте у детей происходит совершенствование индивидуальных способностей, эмоциональных и моральных качеств, влияющих на остроту их переживаний и восприятия мира, в том числе и формирование патриотических чувств; формируются чувство долга, ответственности и привязанности к родному дому, родным местам, стремление сохранить и защитить свою Родину. Огромным воспитательным потенциалом при этом обладают не только учебные предметы, но и внеурочная деятельность, поскольку способы организации воспитательного процесса в этом случае могут быть свободными: игры и соревнования, экскурсии, обсуждение актуальных тем, беседы с участниками событий, поисковые и исследовательские проекты и т.д. В статье рассматривается проблема воспитания патриотических чувств младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения патриотических взглядов и чувств. Это объясняется тем, что процесс развития России проходил в условиях беспрестанной борьбы с другими странами за свою национальную независимость и самобытность, отстаивания национальных интересов. Воинское и патриотическое воспитание молодежи было не прихотью, а насущной общественной потребностью. Эволюция взглядов на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения шла вместе с развитием государства, военного дела, педагогических взглядов.

Наиболее распространенным способом воспитания патриотических чувств у населения древней Руси являлись народное сказание, былины, в которых воспевались подвиги богатырей, вооруженным путем, отстаивающих рубежи страны, безопасность своего народа. Как правило, передавались они в устной форме.

В русских летописях встречаются документы, отражающие примеры наставлений русских князей своим сыновьям. Наряду с этим широко практиковалось привлечение молодежи к обучению военному делу путем участия в различных народных играх и забавах, содержавших, обычно, значительный элемент противоборства. Важным этапом в военно- патриотическом воспитании молодежи являлось привлечение молодых людей к участию в военных походах.

Подростки и молодежь вместе со старшим поколением стремились внести свой посильный вклад в дело защиты Родины. Хорошо известны подвиги подпольщиков «Молодой гвардии», юных партизан Дубинина В, Голикова Л, Чайкиной Л, Котика В, Казея М, Портновой 3. и многих других. В рядах регулярных воинских формирований с оружием в руках сражались тысячи подростков - сыновей полков. За годы войны в ряды армии и флота влились 3,5 миллионов комсомольцев. Партизанские отряды на 60% состояли из молодежи. Самоотверженно трудились подростки и молодежь в тылу. Число комсомольско-молодежных фронтовых бригад в промышленности к концу войны достигло 154 тысяч. В уборке урожая на полях страны принимали участие более 20 миллионов пионеров и школьников.

В послевоенный период партийное и советское руководство продолжало уделять проблеме военно-патриотического воспитания подростков и молодежи большое внимание. Об этом свидетельствует тот факт, что во многих партийно- правительственных документах, определяющих перспективы развития государства, обязательно отражались вопросы военно-патриотического воспитания молодежи

Социально- экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, обусловили изменения в социокультурной жизни, повлияли на переоценку ценностей в сознании подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

С начала реформ в системе образования в 90- х годах 20 века (как и реформирования всей страны) была ориентация на деидеологизацию школы. Делалось это под лозунгом гуманизации и демократизации образования. Вследствие этого резко снизилось внимание к процессам воспитания.

Стала проявляться гиперболизация идеи индивидуально- личностного подхода в обучении, удовлетворение запросов и интересов личности в противовес воспитанию в ней коллективистских качеств, в том числе и патриотических чувств.

Характерной чертой духовной жизни современной России является отсутствие идейного единства у большинства населения страны. Многообразие идей внешне является выражением демократии, а по существу - отражением глубокого внутреннего кризиса, препятствующего российскому обществу выбраться из состояния углубляющегося духовного кризиса.

В этой ситуации обосновано обращение передовых и здравомыслящих людей, истинных граждан своей страны, к патриотической идее, не раз спасавшей Россию в труднейшие времена.

Патриотическое воспитание учащихся в настоящее время приобретает архиважное значение. Воспитать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра.

Важнейшим этапом формирования у детей любви к Отчизне следует

считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (деревне,селе, поселке), взаимоотношений, приобщение к миру его культуры,усвоение принятых в нем норм поведения. Любовь к Родине появляется слюбви к своей малой родине. К месту, где родился человек. На сегодняшний день становится понятно, что, если отсутствует воспитание патриотизма у подрастающего поколения, ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя двигаться вперед. Наше будущее должно иметь свой духовнонравственный стержень - любовь к Родине, к своему Отечеству и свою духовно-нравственную основу .

С самого раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Начиная с дошкольного возраста, следует воспитывать в детях чувство ответственности и надежды, достоинства и гордости, помочь раскрыть истинные ценности семьи, нации, Родины, а в младшем школьном возрасте продолжать развивать чувство патриотизма.

Значимым фактором воспитания  подростающего поколения  , повышения   патриотических  качеств,   является введения   в программу  уроков о важном. Рабочая программа курса внеурочной деятельности, которая реализуется через внеурочные занятия в России. Введена в образовательные программы образовательных организаций начального, основного, среднего общего и профессионального образования в 2022 году. С 5 сентября 2022 года занятие проходит первым по расписанию уроков понедельника, после обязательных линеек с поднятием флага и гимна России. По официальным заявлениям, предмет направлен на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и воспитание патриотизма среди российских школьников.

В планировании уроков  отмечают два этапа.

Первый этап - словесные пояснения, беседы с обучающимся. Такой

подход направлен на то, чтобы заинтересовать фактами истории Отечества,познакомить с культурным наследием своей страны, вызвать уважение к национальному историкокультурному достоянию.

Второй этап - сам просмотр фильмов с его дальнейшим совместным

обсуждением, развитие эмоциональной отзывчивости у обучающихся .

Роль учителя велика на каждом этапе. Только личным примером можно приобщить ребенка к нравственным, патриотическим ценностям, проявляя и демонстрируя личное уважение к своему народу и к Родине.

В работе предусмотрены различные виды деятельности: беседы,

просмотр фильмов, походы в музеи и кинотеатры, творческие работы, игровые виды деятельности . Можно сказать, что наиболее значимый эффект в патриотическом воспитании могут дать занятия по киноискусству,проведенные в рамках внеурочной деятельности. В этом случае детям будет предоставлена возможность проявления патриотических чувств в свободных высказываниях и суждениях.

12.09.2022 в рамках проекта «Разговоры о важном» в классе были проведены занятия : «Наша страна — Россия». Проведены уроки  на темы: "Где мы живем", "От поколения к поколению", "Любовь россиян к Родине», «Что мы Родиной зовем», " Мы — жители большой страны», «Мы сами создаем свою Родину». На данных уроках были проведены викторины, интерактивные игры.

7 апреля 2023 года  проведено очередное внеурочное занятие  по теме: «День памяти о геноциде Советского  народа нацистами и их пособниками».

Цель занятия: формировать представления обучающихся о жертвах среди мирных советских граждан и преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны, формирование у обучающихся понимания необходимости сохранения исторической правды, памяти и преемственности поколений на примере истории геноцида мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 г.

20 февраля 2023 года  проведено очередное внеурочное занятие  «Разговора о важном», в рамках информационно-просветительского проекта по теме: «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА».Цель: познакомить обучающихся с историей и традициями праздника 23 Февраля, «Дня защитника Отечества»; воспитывать чувство благодарности и уважения к защитникам Отечества за сохранение мира в нашем государстве. Цель: сформировать у обучающихся понимание роли Вооруженных сил Российской Федерации в обеспечении безопасности государства и его граждан на протяжении всей истории страны, воспитать благодарность к тем, кто защищает право народов России жить согласно историческим традициям и многовековым духовно-нравственным ценностям.

Было проведено  мероприятие:  «Прорыв блокады Ленинграда». Цель: дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и готовностью ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание;  воспитание уважения к героическим страницам истории России и исторической памяти о подвигах наших предков.

Проводилось мероприятие : «Есть такая профессия –Родину защищать». Сформировать представления у детей младшего школьного возраста о военных профессиях.Беседа с сотрудниками правоохранительных органов и МЧС. Просмотр мультфильма «Дядя Степа -милиционер». И фрагментов фильма «Офицеры».

 Участвовали  во всеросийской  акции "  Бессмертная  эскадрилья " , где  изготовили   самолёт  , назвав   его - Алексей Маресьев.  Алексей Петрович Маресьев-лётчик-истребитель. Герой Советского Союза.

Благодаря  книге  Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" и одноименному художественному фильму. Маресьев со временем убедил медкомиссию, что готов вернуться в строй и летать как прежде. 19 июля 1943 года в районе Курской дуги Алексей Маресьев открыл новый счет сбитым самолетам врага: уничтожил пикирующий бомбардировщик Ju-87. До марта 1945 года он сбил еще 6 вражеских машин. Таким образом, его личный счет за годы войны составил 10 самолетов врага. Алексею Маресьеву присвоили звание Героя Советского Союза. К тому времени с такой необычной биографией он уже стал очень знаменитой личностью. И командование решило больше не рисковать его жизнью, отозвав с фронта и назначив на должность инспектора-летчика вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА.

После войны Маресьев был задействован также в военно-патриотической работе по воспитанию молодежи, многократно приглашался на разные значимые  мероприятия международного значения. Как рассказывают близкие и друзья легендарного пилота, эта деятельность его, человека скромного по натуре, сильно тяготила.

Алексей Маресьев скончался 18 мая 2001 года, прожив 85 лет.После просмотра   фильма   , ребята  организовали выставку:  " Крылатое  мужество".   Изготовили  самолёт,   запустив  его в небо.

Так же   в школе  каждый   год проводится  конкурс   строя   и песни. Где каждый класс  представляет  род войск,  выбирает  военную форму, девиз,  речёвку, песню.   Проходит торжественным маршем.

Ребята  класса   писали  письма   участникам  СВО,  тем самым  поддерживая   и  вдохновляя их ,  на  скорейшую   победу.

После проведения комплекса внеклассных занятий, уроков,   обучающиеся расширили свои знания об исторических событиях, узнали о традициях, символах боевой славы, о военных профессиях своей Родины. У детей класса развилось чувство гордости за великие боевые и трудовые подвиги своего народа, культурные достижения страны.

Просмотры мультфильмов и кинофильмов на занятиях вызывали яркие эмоциональные реакции, связанные с событиями истории страны, подвигами ее героев. У детей сложилось понимание того, что такое патриотизм и какими качествами должен обладать патриот. Творческие задания, включенные в занятия, помогли разнообразить и закрепить полученные знания.

                                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебновоспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): пособие для

воспитателей и учителей / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - Москва: Школьная

пресса, 2014. - 142 с. - (Библиотека журнала «Воспитание школьников»).

2.Волчкова, А. А. Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое

воспитание в общественном мнении провинции и столицы: моногр. / А. А.

Волчкова, С. Н. Пищулин. - Москва: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ»,

2003. - 139 с

3.Каирова, И. А. Нравственное развитие младших школьников в

процессе воспитания / И.А. Каирова. – М.: Просвещение, 2009. – 213 с.

4.Мазыкина, Н. В. Инновационные подходы в патриотическом

воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников.

- 2002. -  6. - с. 6-11.

Книга "Повесть о настоящем человеке. Борис Полевой .

Учитель  начальных   классов

 МОУ-СОШ 6

г.Петровск-  Забайкальский

Сизых Елена Викторовна.



Предварительный просмотр:

       Статья о летнем лагере.

         "Лето- чудесная пора"

                                                                                    Лагерь

                                               “Солнечный   остров”

                                                      МОУ-СОШ 6

                               Как здорово, что кто – то, когда–то

Решил детишкам радость подарить.

Для этого всего лишь было надо

При школе летний лагерь нам открыть.

И каждый день как чудное мгновенье,

Как праздник: состязанья, дни рожденья,

Концерты, конкурсы, и поиск клада.

А за победу – сладкая награда!

И не ругает нас никто –

Всем кажется, что так и надо!

Какой восторг, какой успех!

Приносит детям лагерь

                                        Здоровье, радости, и смех!

                                             Достойная награда!


Лето – поистине золотая пора. Ведь от того, как человек отдохнёт, какую психологическую разгрузку он получит, какие положительные эмоции приобретет, чем обогатится, какой настрой получит на предстоящий год, зависит его дальнейшая успешность, рождение и реализация новых планов и замыслов.

Летний оздоровительный пришкольный лагерь – удобный   для родителей способ отдыха детей. Ребенок не оторван от семьи, находится под присмотром педагогов, накормлен, занят интересными делами.

Ежегодно в МОУ- СОШ6 проводится большая подготовительная  работа   по организации летнего отдыха и оздоровления детей, под руководством директора школы  Тарановой  Еленой Серофимовной.  Наш лагерь носит название “Солнечный остров”. В этом году, лагерь принял 50 детей. В лагере было   2 отряда по 25 человек, с 1 по 4 класс.

 Формирование отрядов проходило с учётом индивидуальных особенностей, пожелания детей. Каждое утро начиналось   с   прохождения термометрии детей и работников лагеря.  Затем, дети шли на зарядку, а после на завтрак. Питание детей проходило поотрядно. Питание детей было разнообразным, вкусным. Каждый день дети получали фрукты, булочные изделия.  После завтрака  проходили  отрядные мероприятия. После обеда в основном проходила игровая программа. В течение всей смены дети были вовлечены в калейдоскоп различных событий. Каждый следующий день был непохож на предыдущий и наполнен новыми впечатлениями, общением и встречами с интересными людьми. Для каждого ребенка лагерь открылся своей гранью: кто-то нашел новых друзей, кто-то открыл в себе новые творческие способности, кто-то узнал, что трудиться это интересно, а кто-то научился не огорчаться при поражениях.
Нам очень хотелось удивить и порадовать ребят, поэтому мы   открывали каждую   смену   увлекательно. Очень весело был проведён праздник посвящённый   Дню защиты детей, который вызвал бурный восторг у всех ребят.  Открытие лагеря порадовало детей новыми песнями, танцами, частушками. А на закрытие ребята отправились в удивительное путешествие на поиски клада, что вызвало у детей восторг.   Большое внимание уделялось   не только пропаганде культуры и здоровому образу жизни, но и   изучению правил дорожного движения, пожарной безопасности. Проводились беседы, направленные на психологическую поддержку ребенка, игры на сплочение и   проявление ярких индивидуальных качеств.
Укреплять здоровье нельзя без спорта. Ежедневно для ребят проводилась зарядка на свежем воздухе.  Наши дети принимали активное участие в соревнованиях: «Весёлые старты», соревнования по “Силовой гимнастике”. Очень интересно прошло мероприятие:   Велоралли 2021, где ребята под руководством инструктора по физической культуре Кошечкина Андрея Владимировича дети демонстрировали своё умение управлять велосипедом, проходя через полосу препятствий. Проходили соревнования по пионерболу, лёгкой атлетике. Проходили спортивные мероприятия “ Знатоки спорта”. Учились   играть   в лапту. Увлекало детей и шахматные турниры.
Ребята проявили себя не только в спорте, но и в   творчестве: рисовали, пели, танцевали, исполняли рэп, создавали музыкальные клипы. Ребята принимали   участие в играх, викторинах, конкурсах, много времени дети находились на свежем воздухе, большинство игр и спортивных занятий проводятся на спортивной площадке.

Благодаря умелой работе организатора,  Кошечкиной   Надежды  Геннадьевны ,   все мероприятия проходили   интересно,    познавательно,  развлекательно, увлекая детей за собой. За время работы лагеря была создана танцевальная группа из младших детей “ Звёздочки”, которые радовали нас новыми танцами. Группа была создана под руководством старших детей, которые много лет посещают танцевальные кружки в городе.  Под руководством воспитателя Колесниковой Веры Сергеевны, дети научились изготавливать очень красивые заколки для волос. Под руководством   воспитателя  Тяпиной Виктории Валерьевны научились плести из одуванчиков   красивые украшения.  Базарсадаева Алёна Бальджинимаевна увлекала детей игре в шашки, очень хорошо играет сама. Кобылкина Ирина Владимировна заинтересовывала детей рисованием. Шабайкин  Геннадий Алексеевич - спортом.  

Наши дети приняли участие в акции “Река памяти”,  организованной  Дворцом культуры и спорта. Вернувшись, наперебой делились впечатлениями.
Впрочем, все это можно увидеть на наших   фотоснимках.

«В нашем лагере ребята и спортсмены, и певцы!
Полюбуйтесь ,     посмотрите :
Разве мы не молодцы?»

 
    Работа пришкольных лагерей невозможна без слаженной и хорошо организованной работы всех структур. В связи с этим, мы благодарим: Дворец культуры и спорта, за предоставленные нам увлекательные, мероприятия, за проведенные детям интересные  киносеансы.   Работников библиотек, за познавательные, развлекательные мероприятия. Хочется поблагодарить работников музея декабристов, за мероприятие, посвящённое жизни и творчеству декабристов “ Старинный сундучок”. Краеведческий музей, за интересное мероприятие “ Как играли в старину”. Благодарим работников стадиона “Труд”, за проведения с нашими детьми массовых   спортивных   мероприятий, с музыкальным сопровождением.

Хочется выразить отдельную благодарность директору школы Тарановой Елене Серофимовне, и работником лагеря:  Кошечкиной Надежде Геннадьевне, Кошечкину Андрею Владимировичу, Колесниковой Вере Сергеевне, Тяпиной Виктории Викторовне, Базарсадаевой Алёне Бальджинимаевне,  Кобылкиной  Ирине Владимировне, Шабайкину Геннадию Алексеевичу, медицинскому работнику Владимировой Светлане Александровне, которая каждый день осматривала детей, на предмет самочувствия, следила за здоровьем детей.     Нашим поварам:  Якимец Анне Алексеевне, Тихоновой  Екатерине      
Надеемся, что дни, проведенные в летнем пришкольном лагере «Солнечный остров» надолго запомнятся ребятам и останутся наполненными незабываемыми впечатлениями, полезными делами и приятными воспоминаниями.
          Начальник   лагеря «Солнечный остров » :  Сизых Е.В.

                                            2021 год