Этот мини-сайт посвящен будет работе с классом.
Данный мини-сайт предполагает наличие портфолий класса, индивидуальные портфолио детей; материалы для проведения родительских собраний и т.д..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malchiki_i_devochki.docx | 18.75 КБ |
krasota_vzaimootnosheniy_malchikov_i_devochek.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Роль общения в жизни подростка. Взаимоотношения мальчиков и девочек в младшем подростковом возрасте»
Цель: создание у участников родительского собрания эмоционального настроя надля осмысления ими помех и затруднений в процессе общения с детьми.
Задачи:
- актуализировать понятие о значении общения в жизни младшего подростка;
- обозначить роль общения ребенка в семье;
- наметить пути преодоления проблем в общении.
Ход собрания
Прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Этот период у всех проходит по-разному: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя. Однако, и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они хотят реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления.
Особенности общения детей в подростковом возрасте
В отрочестве особое место в жизни наших детей занимает общение со свестниками. Именно в общении отрабатываются способы взаимодействия с другими. Подросток как бы «примеряет» на себя определенные роли: «хорошей девочки», «дерзкого парня», «мудрого наставника», «повидавшего и испытавшего все», и т.д. поэтому поведение подростка – такое разное и подчас противоречивое. А он просто смотрит, какая роль больше подходит к его собственной, зарождающейся личности.
Взаимодействуя друг с другом, подростки учаться рефлексии, то есть самоанализу. С другой стороны, они же получают и обратную связь от сверстников – каким их видят другие. Это оказывается таким увлекательным занятием, что ребята просто забывают обо всем на свете: об уроках, домашних обязанностях и остальном. На первый план выходят общение и дружба.
Большое значение в жизни подростка имеет обретение настоящего друга, которому можно было бы доверять как самому себе. В друге ищут понимания, сходства, принятия. Подросток эмоционально уже менее зависит от родителей. Он хочет иметь свою личную жизнь, в которую доступ взрослым закрыт. Поэтому обретенному другу он будет доверять все тайны, просить совета, обсуждать проблемы. При этом ребенок будет ревностно отстаивать право на общении именно с этим сверстником. Он не потерпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но иногда и достоинств друга. Именно идеализация и юношеский максимализм наклыдывают отпечаток парадоксальности на дружеские отношения. С одной стороны, потребность в единственном преданном друге, с другой – частая смена друзей.
Подростку очень важно быть успешным, утвердиться в среде сверстников. Поэтому немалую роль в формировании личности подростка играет референтная группа – значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Группа может влиять на его поведение и отношения с другими. Именно к мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, именно в ней будет пытаться утвердиться. Самое трудное в отрочестве – чувство ненужности. Оставшись один, подросток начинает комплексовать, испытывать тревогу и растерянность. Такая потребность в группе, чувстве «мы» выражает страх перед одиночеством.
К 11-12 годам к нашим детям приходит первая любовь. Это новый «взрослый» способ взаимодействия с противоположным полом. Любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская, и больше похожа на увлечение. Привязанности могут часто сменять друг друга, но сам подросток искренне верит в серьезность своих намерений.
Появившееся чувство взрослости, интенсивное развитие тела, повышенный гармональный фон – все это способствует изменению отношений между мальчиками и девочками. Пропадает непосредственный интерес общения. Они начинают воспринимать друг друга как представителей разных полов.
Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной, девочка – женщиной. Личная привлекательность начинает играть первостепенную роль в глазах сверстников. И именно диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут послужить источником многих переживаний. В физическом развитии девочки опережают мальчиков. Поэтому на их фоне мальчики выглядят как бы мельче. Все это может вызвать чувство неполноценности у подростка (особенно отличия от других по росту и полноте). И в этом случае ему бывает так необходима поддержка близких взрослых!
Возникающий интерес к противоположному полу сначала принимает странные, неадекватные формы. Так, появившееся явное или неосознонное желание иметь «взрослые отношения» мальчика с девочкой может выразиться в прямо противоположном поведении. Проявление нежности к противоположному полу подвергается насмешкам со стороны ровестников. В то же время общаться с предметом «любви», как раньше, уже не получается. Именно поэтому любовь и нежность подростка трансформируется в поведение, внешне противоположное влюбленности – типа дергания за косички. Девочки обычно это осознают и не обижаются, а в свою очередь демонстрируют свое внимание – игнорированием объекта привязанности. Ведь легче общаться с кем-нибуди другим, чем с тем, в кого влюблен. Из-за этого объект любви часто вообще разделяется: например, одну девочку любят идеально (на нее смотрят, вздыхают, но не осмеливаются подойти), а проявляют отношения (гуляют) с другой.
Постепенно исчезает непосредственность общения, появляется скованность или стеснительность при общении с противоположным полом. Подростки начинают испытывать напряженность от ощущения влюбленности. Это дает еще большую внешнюю изолированность в отношениях между мальчиками и девочками. И теперь о предмете своей влюбленности девочки говорят на ухо подружке (реже группе свертниц), тайно вздыхают. А мальчики как бы случайно оказываются с понравившейся девочкой на дополнительных занятиях. Редко когда в этом возрасте (11 – 13 лет) открыто выражают свои симпатии. Ведь надо суметь и преодолеть свою скованность, и противостоять насмешкам со стороны сверстников. А это сложно. Поэтому общение становится больше однополое: мальчики с мальчикоми, девочки с девочками. Даже в командных мероприятиях или играх предпочитают выбирать, что называется, своих.
Что же нужно помнить об особенностях общения подростка со сверстниками?
Общение со сверстниками для подростка - это школа социальных отношений и способ познать себя и других. Помогите ему сориентироваться в мире ценностей.
Ребенок имеет право на свою личную жизнь, тайны, выбор друзей. Не просите подростка постоянно отчитываться, что он делал, с кем гулял, о чем разговаривал. И помните: он имеет право уединиться, закрывшись в своей комнате.
Особую роль в формировании личности подростка играет референтная группа, его компания. Именно через нее можно будет косвенно влиять на подростка. Появившийся сленг и особенности стиля одежды просто являются атрибутами принадлежности к определенной группе. Примите эти изменения внешности своего ребенка, даже если они вам не по душе. Для него это важно – выглядеть не хуже других.
Отнеситесь внимательно к кодексу чести, возникшему в референтной группе подростка. Именно по этим законам живет ваш ребенок. Постарайтесь не ставить подростка в такие условия, когда ему придется его нарушать. Ведь спокойствие ребенка и его самоутверждение в среде сверстников в большой степени зависит от соблюдения этих норм.
Подростки очень ранимы, и они по-прежнему нуждаются в вашей поддержке и помощи – просто иногда им не хватает смелости и умения ее попросить. Если вы замечаете, что с вашим ребенком что-то твориться, постарайтесь сами первыми разговорить его. Но если он дает понять, что хочет решить проблему сам, не настаивайте на своей помощи. Он учиться самостоятельности.
Знакомтесь с его друзьями. Пусть ваш дом будет открыт для друзей вашего ребенка. Если вы будете в курсе интересов подростка, то сможете вовремя прийти ему на помощь, дать совет, поддержать. К тому же, имея возможность общаться с друзьями дома, ребенок вряд ли попадет под влияние «улицы».
Примите всерьез первые увлечения вашего ребенка. Конечно, они редко вырастают в серьезную привязанность или любовь, но для ребенка это первые и важные переживания, справиться с которыми в одиночкуон порой бывает очень сложно. Не ругайте его и не говорите, что «все это ерунда и скоро пройдет». Помогите подростку разобраться в своих чувствах: он нуждается в вашем опыте.
Перед вами статистика, которую вы должны знать :
1. Предпубертатный возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11 — 12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
4. 60% девочек в возрасте 11 — 12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В
действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
6. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек — 11 лет — 60%, опыт первой влюбленности мальчиков— 13 лет.
7. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
8. Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу
сверстников.
Заключительное слово:
Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.
Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие!
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: «Родителям о воспитании девочек и мальчиков»
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
- Ознакомление родителей с темой и целью собрания.
Гендер - что это такое?
Может, это мандарины?
Может, это чья – то шляпа?
Или чей – нибудь зверек?
И зачем нам нужен гендер?
Чтобы разводить цветочки?
Рассадить их по горшочкам
Или посадить в чулок?
Гендер – это мама с папой,
Это милые детишки
Это платья и штанишки,
Гендер – это наша жизнь!
Это сила, это храбрость,
Это нежность и отважность
Очень разных двух миров.
Гендерное воспитанье
Важно для образованья.
Важно, чтобы быть счастливым
Гендер – это наша жизнь!
В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета воспитания мальчиков и девочек. В специальной педагогической литературе возникли понятия «гендер»(от англ. «род») и «гендерное воспитание».
В педагогике термин «гендер» позволяет избавится от характерного биологического понятия слова «пол». В результате педагоги активно начали рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек с учетом их индивидуальных способностей.
Очень долго, начиная с советских времен, на эту проблему внимания никто не обращал. Был один пол детей, и он делился на возрастные периоды: дети –младенцы, дети- дошкольники, дети – школьники и т. д.
В той семье, где есть мальчики, и девочки, знают, что воспитывать и обучать их нужно по- разному. Ведь скоро они вырастут и превратятся в мужчин и женщин, будут жить в обществе и взаимодействовать с людьми. Прежде чем перейти к раскрытию темы я предлагаю вам самим себе ответить на следующие вопросы:
- с какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола;
- нужно ли, по вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, и почему;
- испытываете ли вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с вопросами гендерного воспитания;
- какие черты характера следует формировать у девочек;
- какие черты характера следует формировать у мальчиков;
- считаете ли вы тему данного исследования актуальной и почему
- Сообщение о гендерном воспитании детей в семье
Уважаемые родители!
В последнее время ученые предлагают в воспитании детей обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол.
Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры.
Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.
В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
И именно гендерное направление в воспитании детей дает возможность формировать в детях качество мужественности и женственности. Готовность к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.
В настоящее время в дошкольных и школьных образовательных учреждениях обучение и воспитание строится по принципу равенства полов. В итоге это способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Это замечательно.
Но с другой стороны, следует помнить, что развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия мальчиков и девочек в формировании и развитии моторики, зрительно восприятия, речи. По-разному происходит и полоролевая идентификация. Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные факторы.
Большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания - женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. п. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек полоролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую.
Поэтому именно семья является для ребенка первым и наиглавнейшим социальным фактором влияния.
Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:
- От отношения родителей к ребенку,
- От характера родительских установок,
- От привязанности матери к ребенку,
- От привязанности ребенка к матери,
- От роли отца в воспитании ребенка,
Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, т.е присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.
Установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек — в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки для мальчиков и бабушки для девочек).
Более поздние исследователи говорят о том, что очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.
У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность (женственность). Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.
Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведённых родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.
Не однозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.
По данным отечественных психологов, неудовлетворенная потребность в общении с родителем своего пола приводит к идентификации с родителем другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной, чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в близких отношениях с родителями и потребность в безопасности. Идентификация у девочек протекает успешнее: 43 % девочек против 8 % мальчиков имеют, по данным автора, высокую степень идентификации с родителем своего пола. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на взаимодействие с воображаемым отцом.
Интересна роль фактора депривации в формировании гендерной идентичности. Некоторые исследования показывают, что она является своего рода механизмом половой идентификации. Особенно важно, что этот механизм активно включается именно у мальчиков в условиях современного социума.
Дети не приемлют в своём обществе других детей, чье поведение не соответствует полоролевой идентификации. Так женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а эмоциональный дефицит. То есть ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых онивоспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола. У мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:
1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;
2) давление на мальчиков при проявлении женских качеств сильнее, чем на девочек с проявлением мужских качеств; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);
3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях процесс становления гендерной идентичности для мальчиков проходит довольно проблематично и поэтому в семейном воспитании необходимо учитывать и применять дифференцированные формы воспитания девочек и мальчиков с учетом их различий.
Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития.
- Подведение итогов собрания
В конце собрания хотелось бы выделить основные рекомендации по гендерному воспитанию детей:
- Помогите ребёнку осознать его истинное половое «Я».
- Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.
- Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребёнок, подражая, перенял только ваши лучшие черты, так как воспитывают не словом, а делом.
- Надо помнить, что как бы сильно не любил вас ребёнок, больше всего в любви нуждается он сам. Приложите максимум усилий, чтобы любовь ваша была взаимной.
- Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребёнка между собой. Не решайте свои взрослые проблемы за счёт ребёнка. Ваш ребёнок не должен быть «орудием» в борьбе друг с другом.
- Договоритесь между собой, как вы будете воспитывать ребёнка и выдвинете единые требования к нему. Иначе ребёнок не сможет усвоить, что можно, а что нельзя - он будет разрываться между вами, а это может привести к неврозу или антисоциальному поведению.
- Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость.
- Мать - это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье. Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в свои силы.