Опубликованные статьи (авторские)
Здесь размещены написанные мной статьи, опубликованные в журнале НГПУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК
Уразова Светлана Андреевна
(магистр педагогики, воспитатель высшей квалификационной категории Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 "Тополёк" г. Бердска).
«КУКЛА-ДЕРГУНЧИК» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматривается значение народной игрушки «кукла-дергунчик» в работе с детьми дошкольного возраста. Описывается положительное влияние на детей, как развивающего, образовательного, так и воспитательного характера, возможность использования игрушки, как в самостоятельной, так и в совместной деятельности. Рассмотрен алгоритм создания игрушки своими руками с рекомендациями. А также в данной статье представлен опыт изготовления «дергунчика» на мастер-классе на VIII Международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека».
Ключевые слова: динамическая игрушка, кукла-дергунчик, дети дошкольного возраста.
Всё новое – это хорошо забытое старое. Несмотря на современный век высоких технологий, мы все чаще обращаем свой взгляд в прошлое, берем оттуда забытое с течением времени, но и по сей день интересное, актуальное и востребованное. Мы живем в век цифровизации образования, многозадачности, колоссального потока информации. Педагогов обучают современным подходам в работе, методам и приемам. Дети с малого возраста умеют пользоваться интернет-ресурсами, различными гаджетами и приспособлениями, но при этом порой страдает развитие речи, моторика, воображение, эмоциональное состояние ребенка, коммуникативные навыки. А использование простых незамысловатых игрушек им кажется скучным и неинтересным. Но мы должны помнить о том, что народная игрушка имеет неоценимое значение и пользу для детей дошкольного возраста. И задача педагогов и специалистов показать детям мир этих удивительных игрушек, заинтересовать их. Рассказать и показать, научить и дать им возможность самим убедиться, что все гениальное – просто.
Так произошло и с куклой-дергунчиком. Несмотря на огромный выбор самых разных игрушек, в том числе и для детей дошкольного возраста, мы начинаем вспоминать и возрождать создание своими руками и использование «дергунчика» для работы с дошкольниками в детском саду. Эта универсальная игрушка. Область применения такой игрушки широка – от простого взаимодействия и сюжетной самостоятельной игры до масштабных театрализованных представлений. К тому же создание куклы своими руками развивает моторику, воображение, воспитывает усидчивость, терпение и фантазию. Очень актуальна народная игрушка в работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, пользу от которой невозможно переоценить.
Данный вопрос изучали ученые: Г.Л. Дайн [1], В.И. Колякина [2], М.В. Суслова [3], Н.П. Чеботарева [3], Ю.А. Головина [3] и другие.
В апреле 2022 года МАДОУ № 22 «Тополёк» г. Бердска принял участие в VIII Международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека». На выездной площадке «Истинные и мнимые ценности: их роль в развитии личности» педагоги детского сада представили мастер класс «Назад в прошлое с куклой-дергунчиком». Цель и задачи мастер-класса…. Также на мастер-классе был представлен опыт работы педагогов детского сада по использованию куклы-дергунчика в работе с детьми, представлены результаты работы.
Мастер-класс имел большой успех, множество положительных отзывов, что позволяет нам сделать вывод, что нами была выбрана правильная тема, которая актуальна и интересна педагогам и специалистам, работающим с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (что было отмечено специалистами, принявшими участие в мастер-классе). А простата и быстрота изготовления, а также широкие возможности ее использования в работе с детьми сделали «дергунчика» еще более привлекательным.
Несложная в изготовлении кукла-дергунчик обладает множеством положительных влияний, тем самым являясь привлекательной и востребованной в работе с детьми. И если раньше, в давние времена, их в основном использовали для потехи, то сейчас такая игрушка несёт в себе образовательную, воспитательную, развивающую функцию.
Из истории мы знаем, что самая древняя подвижная динамическая игрушка была найдена в III тысячелетии до н.э. в Египте. Это была шагающая фигурка быка. Для того, чтобы он шагал, покачиваясь из стороны в сторону, в изготовлении был использован закон маятника.
Лишь в XVIII веке подвижные деревянные игрушки стали делать и на Руси. Появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами, курочки, клюющие зерна, мужики, колющие дрова. В XIX веке появились танцующие фигурки, которые стали очень популярными. Они получили название «дергунчик» – механическая динамическая игрушка с подвижными частями тела. Название куклы происходит от слова «дёргаться, кривляться». Она приводится в движение только вручную, без использования каких-либо электронных устройств. Особенностью игрушки является то, что руки и ноги крепятся нитками к туловищу со стороны спины игрушки. При потягивании за верёвочку, кукла начинает движение, похожее на весёлое кривляние или танец [5].
В разных странах у «дергунчиков» было своё название. Например, в Германии – Хампельман, во Франции – Пантин, в англоязычных странах – прыгающий Джек, а в России их еще называли – плясун, паяц, клоун.
Первые куклы-дергунчики делались из дерева, над их созданием трудились художники, которые изготовляли эскизы, расписывали их красками. Также делали и картонных кукол, и кукол, сшитых из ткани.
«Дергунчики» становились все более популярными и вошли в широкую моду в России в конце XIX – начале XX веков. На основе «дергунчиков» Богородские мастера создали целую коллекцию основательно сделанных забав, которые вошли в серию «Дергуны» [5].
Куклы, движимые механической энергией при помощи ниток, создавались прежде всего для любования и развлечений. «Дергунчики» в основном использовали для потехи, «оживляя» их, устраивались целые представления для детей и взрослых. Сюжетов для подобных представлений было множество – это и различные бытовые сцены, и истории из прошлого, и демонстрация традиций и событий того времени, а также многое другое.
Со временем по принципу «дергунчиков» стали создавать куклы-марионетки – разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута [6]. Марионетки были более сложные в управлении, нити от конечностей кукол протянуты и закреплены на крестообразно закреплённых палках, с помощью которых кукловод приводил «артиста» в движение.
Во все века динамическая игрушка имела большое значение в развитии и воспитании детей. Она развивает терпение, учит контролировать движения, развивает мелкую моторику. Такие игрушки помогают развить речь, занять ребёнка. Игры с такой игрушкой заставляют ребенка активно действовать, а значит, развивается воображение и фантазия. Современными заводными и интерактивными игрушками невозможно по-настоящему играть. Всё кем-то уже запрограммировано – осталось лишь пассивно созерцать выполняемую программу и вовремя «нажимать на кнопочку ответа» для продолжения «взаимодействия». Это суррогат движения, игры, общения. Подобные игрушки динамическими не являются именно в силу своей запрограмированности. Кроме того, народная игрушка полезна для тактильного восприятия. Она сделана из живого природного материала и экологична. Во время игр у малышей развивается мелкая моторика, координация движения, речевые функции, воображение и фантазия [5].
С помощью куклы-дергунчика происходит первое знакомство детей с элементарными законами физики. Как правило, такие игрушки отображают движения различного характера (поступательные, вращательные, колебательные), рассказывают о взаимодействии разных частей между собой.
[4].
В настоящее время куклу-дергунчика можно не только сделать своими руками, но и купить готовую в магазине. Ассортимент таких игрушек достаточно велик, он насчитывает десятки фигурок, сделанных не только из дерева, но и из пластика и металла. Это и герои всеми любимых старых добрых сказок, и персонажи современных известных мультипликаций и анимационных сериалов, комиксов, а также просто различные фигурки животных, кукол и т.д.
Помимо игрушек, продаются книжные пособия по их изготовлению. Это красочно оформленные издания с выкройками будущих кукол, полезными рекомендациями, советами по изготовлению и подробным описанием работы.
С детьми старшего дошкольного возраста можно создать своего «дергунчика», руководствуясь советами книг, своей фантазией, воображением, творческими способностями и трудолюбием.
В сети Интернета также можно найти десятки идей, шаблонов, пошаговых фото и видео мастер-классов и советов, с помощью которых ребенок сможет самостоятельно (или с небольшой помощью взрослого) смастерить того или иного героя. Для того, чтобы сделать «дергунчика» нужно распечатать выбранный шаблон на листе формата А4 или нарисовать свой собственный. Затем вырезать элементы и разложить их на плотном картоне. Все детали необходимо обвести карандашом, полученные части снова вырезать, раскрасить героя по своему усмотрению (если в Интернете вы взяли уже раскрашенный шаблон, то изготовление «дергунчика» будет гораздо быстрее, но менее полезно и интересно для ребенка, так как он не сможет в полной мере проявить свои творческие способности). На туловище в местах присоединения рук и ног сделать дырки, также проделать отверстия в конечностях. После этого руки и ноги присоединить к туловищу при помощи верёвок. Последним этапом является правильное крепление верёвок с внутренней части объекта, с помощью которых задуманная игрушка не только получится правильно, но и «оживет» [5]. Детям дошкольного возраста безусловно понадобится помощь взрослого в проделывании отверстий и в правильном соединении нитей с игрушкой и между собой.
Вот увидите сколько положительных эмоций испытает ребенок при создании и игре с куклой-дергунчиком. Детям младшего дошкольного возраста можно дать уже готовые игрушки и научить их правильно взаимодействовать с ними, приводить их в движение. Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста может с помощью такой куклы обыгрывать различные ситуации (в том числе проблемные), играть в сюжетно-ролевые игры по мотивам известных сказок, где присутствуют данный персонаж или придумывать свои сюжеты и сказки, показывать театрализованные представления, а также просто один на один взаимодействовать с игрушкой, изучая и рассматривая нехитрое, но такое интересное устройство игрушки, развивая любознательность и познавая элементарные законы физики. Развивать моторику и речь, тактильное восприятие.
Мы еще раз можем убедиться в том, что наши предки были очень проницательны, умны и изобретательны, воспитывали своих детей, используя действительно развивающие, познавательные образовательные игрушки, не имея при этом тех современных возможностей и технологий, которые есть сейчас, но имея отличный результат, где в процессе игры происходило формирование умственных, физических и нравственных качеств ребенка. Недаром обращение к фольклору, к старым традициям становиться так актуально. Еще раз мы можем убедиться, что все гениальное просто. И возвращение назад, к прошлому, отнюдь не откатывает нас назад в развитии, обучении и воспитании, а как раз наоборот.
Народная игрушка приобщает детей к национальной культуре, формирует нравственные качества, коммуникативные навыки, эстетическое и трудовое воспитание. С помощью нее ребенок осмысливает окружающий мир, развивает свои способности, формирует мышление.
Таким образом, мы можем говорить о том, что возвращение к куклам- дергунчикам стало находкой для развития детей и их творческого потенциала, а активное внедрение их в детских образовательных учреждениях для использования в работе с детьми имеет большое положительное влияние на дошкольников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М., 1981. 192 с.
- Колякина В.И. Игрушка как памятник духовной материальной культуры народа// С. 8-11.
- Суслова, М.В., Чеботарева, Н.П., Головина, Ю.А. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа / М.В.Суслова // Молодой ученый. 2016. № 29. С. 600-603.
- [Электронный ресурс]. URL: https://russianarts.online/ (дата обращения: 15.05.2022).
- [Электронный ресурс]. URL: https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/dergunchik.html (дата обращения: 15.05.2022).
- [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 15.05.2022).
Владимировна Значение народной игрушки в жизни детей младшего школьного возраста // ник ТГПУ. 2013. №6 (134). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-narodnoy-igrushki-v-zhizni-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.05.2022).a.ru/article/n/znachenie-narodnoy-igrushki-v-zhizni-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.05.2022).
Предварительный просмотр:
УДК 3.37.374
С.А. Уразова
(студентка 2 курса, магистерское направление «Педагогический менеджмент в системе дополнительного образования», Институт культуры и молодёжной политики, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)
СООТНОШЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИМПРОВИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: Современное планирование педагога дополнительного образования представляет собой грамотную интеграцию стандартного планирования и импровизации. Целью импровизации в данном случае является, в первую очередь, повышение качества образования, заинтересованность учеников и привлечение новых воспитанников. А использование в планирование современных методов и технологий позволяет повысить уровень образования в целом. В частности, agile – технологии открывают широкие возможности перед педагогом в организации и планировании образовательного процесса.
Ключевые слова: планирование, педагогическая импровизация, педагог дополнительного образования, agile – технологии.
Современный педагог дополнительного образования ведет многообразную деятельность: от работы с родителями и непосредственной образовательной деятельности с детьми до организации дистанционного обучения, отчетных мероприятий, общественных нагрузок, ведения документации и т.п.
В нынешних условиях активного внедрения и использования дистанционного обучения, а также цифровых технологий и возможностей, планирование педагога уже не может оставаться таким жестким, как ранее, оно должно становиться более гибким, многозадачным, вариативным. Поэтому, стандартное планирование невозможно без грамотного сочетания с импровизацией, что позволит осуществлять образовательную деятельность с детьми на более высоком, творческом уровне, решать успешнее педагогические задачи в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Данный вопрос изучали еще К. Ушинский [18], П. Блонский [19], А. Макаренко [20], В. Сухомлинский [12], а также более современные психологи и ученые ( В.И. Загвязинский [2], В.А. Кан-Калик [6,] В.В. Краевский [21], И.В. Кузьмина [22] и др.).
Несмотря на достаточное количество информации отдельно по теме планирования и по теме импровизации в деятельности педагога, информации (особенно практической) и исследований по соотношению этих двух компонентов в работе педагога дополнительного образования недостаточно, что повышает ценность моей статьи.
Поэтому, задачей своей статьи я ставлю рассмотрение вопроса соотношения планирования и импровизации в деятельности педагога дополнительного образования, возможности и формы их совместного использования через применение современных технологии и методов.
Дополнительное образование – это сложная педагогическая система. Чтобы эта система функционировала оптимально, необходимо множество факторов. Одним из главных является педагогическое мастерство учителя, как главное условие для дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования .
Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной деятельности. В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе. Он занимается развитием талантов и способностей детей, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность; комплектует состав творческих объединений; способствует сохранению контингента обучающегося, реализации образовательной программы; участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования. Образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету [4].
Смысл деятельности педагога дополнительного образования детей не в том, чтобы непосредственно воздействовать на ребенка, формируя у него заданный комплект личностных качеств, но организовать самодеятельность ребенка, в которой будет проходить становление «человеческого в человеке», проявление и преобразование его личности [4].
Но, несмотря на такую гибкую, более свободную регламентацию и специфику дополнительного образования, педагог не может обойтись без четкого планирования своей деятельности, поэтому составляются годовые, тематические, календарные планы, планы уроков, занятий и т.д.
Планирование педагогического процесса – это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов [5].
Планирование является обязательной частью педагогической работы. Это создание образа предстоящей деятельности, с указанием цели и задач, последовательности, ожидаемых результатов. Но в коллективе, и особенно в детском, различные события и обстоятельства, вынуждают педагогов изменять и корректировать намеченные планы. И в таких ситуациях очень важно умение педагога импровизировать. (Например, если необходимо заменить другого педагога; произошла незапланированная ситуация и мн.др.) [5].
В.А. Кан – Калик отмечает, что «Как только педагог входит в аудиторию, его ожидает масса неожиданностей, как в области учебной деятельности, так и в сфере собственно воспитательных воздействий, которые трудно предвидеть. Вот почему важно быстро ориентироваться и органично импровизировать» [6, с. 62].
“Педагогическая импровизация – способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решение сразу, без развернутого логического рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуиции” [2].
Импровизация педагогическая — деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью импровизации является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания, а ее сущность составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи [1, с.103].
Как отмечает Загвязинский В.И.: “Импровизация не возникает из ничего. Удачная импровизация возможна только на хорошо подготовленной почве. Ведь недаром полушутя говорят, что лучшая импровизация — это заранее подготовленная импровизация. Опыт анализа типичных ситуаций, предвидения, основанного на знании законов и тенденций, на обоснованной гипотезе, — основа удачной импровизации” [3].
Педагог заранее разрабатывает отдельные педагогические импровизации и предугадывает возможность и результат их включения в учебно-воспитательный процесс [15].
Формы осуществления импровизации многообразны, но все они осуществляются в словесном (монолог, диалог, реплика), физическом (жест, мимика, действие), словесно-физическом действии (розыгрыши, игры, мини спектакли и т.д.) [15].
«Творчество, — подчеркивал В. А. Сухомлинский — ни в коем случае не означает, что педагогический процесс — что-то непостижимое, подвластное только наитию и не поддающееся предвидению. Как раз наоборот. Именно тонкое предвидение, изучение зависимостей многих факторов и закономерностей педагогического процесса позволяют подлинному мастеру мгновенно изменить план» [12, с.196].
По мнению Харькина В.Н., “способность к импровизации, сформированная у педагогов, позволяет им творить мысль на глазах детей; включать их в сотворчество, легче разрешать конфликтные и конфузные ситуации; побуждать детей к экспромтам, к нестандартным решениям стандартных задач; обогащать коммуникативные связи и т.д., и т.п. Способность педагога к импровизации бывает незаменимой в экстремальных случаях” [15].
Использование импровизации в профессиональной деятельности учителя становится эффективным при наличии ряда условий: глубины знания учителей преподаваемого предмета и его методики; развитости у него воображения, интуиции; уровня умения применять знания педагогики и психологии; распределять и концентрировать внимание, общаться; владения речью и всем своим психофизическим аппаратом, перевоплощаться, мгновенно адекватно анализировать ситуацию и принимать решения, сиюминутно и публично реализовать принятое решение, органично переходить от экспромтного к запланированному варианту реализации деятельности [15].
Каждого педагога можно и нужно научить педагогической импровизации с помощью системы специально разработанных упражнений, специфика которых состоит в целенаправленном сокращении и постепенном снижении до минимума времени, отведенного на решение нетиповой педагогической задачи [15].
Итак, педагогическая деятельность - органическое единство стереотипного и импровизационного, где стереотип отражает накопленный опыт, а импровизация - элементы новизны, импульсы творческого процесса [15].
На сегодняшний день существуют разнообразные технологии, методики и системы для планирования успешной, продуктивной, творческой, вовлеченной деятельности педагога и учеников.
Одна из них – agile-технология, применяемая в образовании и методика EduScrum, которая на ней основывается. Данная технология может успешно применяться в работе педагога дополнительного образования. EduScrum в образовании – система обучения, в которой ответственность за образовательный процесс частично или полностью передается от учителя ученикам [16].
Главное в EduScrum – ученикам дается свобода самим формировать образовательный процесс внутри обозначенных границ и целей обучения. EduScrum – это не четко прописанный процесс или техника обучения, это, скорее, каркас, смысловая рамка, внутри которой учитель может применять различные приемы и техники [17].
Основными мероприятиями в EduScrum являются:
1. Подготовка и планирование работы. На этом этапе учитель тщательно прорабатывает весь ход изучения материала, разрабатывает запросы к ученическим командам, артефакты (раздаточный материал) для проведения урока (занятия). Результатом является бэклог продукта (Product Backlog) – упорядоченный (и полный) список целей обучения и подходов к работе, которые соответствуют главной цели обучения.
2. Спринт. Спринт – сердце EduScrum, связный набор учебного материала, помогающий достичь определенных учебных задач за ограниченный период. Спринтом может быть серия уроков со связанным содержанием, проект, глава книги и т.д. Спринт начинается с сессии его планирования и формирования команд. Ученические команды самостоятельно определяют, что конкретно они будут делать в течение определенного временного периода. Иными словами, команды всегда сами определяют свое «как» (способы достижения цели, результата). Спринт завершается обзором спринта и ретроспективным собранием, оценкой проделанной работы (как со стороны обучающихся, так и со стороны учителя) и определением областей для улучшения.
3. Работа со Scrum-доской (Scrum Board) Scrum-доска представляет собой хронологию работы спринта. Все задачи передвигаются в ней в соответствии со своим статусом: «В плане», «В процессе», «Контроль», «Выполнено». Scrum-доска – обзор всех задач, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели обучения, поставленной учителем перед началом работы. Кроме того, Scrum-доска также дает понятие и о планировании. Она точно отображает, где команда учеников находится сейчас – что уже сделано, что осталось. Соответственно, Scrum-доска – это и прогноз того, достигнет ли команда поставленной цели. Информация на Scrum-доске должна постоянно обновляться, чтобы всегда отражать актуальный прогресс продвижения команды к достижению результата [16].
В соответствии с требованиями ФГОС EduScrum помогает достичь следующих результатов:
Личностных:
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду;
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах [16].
Метапредметных:
- формирование умения прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем и сверстниками ставить новые учебные задачи урока и отдельного задания, проявлять инициативность и самостоятельность;
- уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой);
- формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, умения находить общее решение, аргументировать свое предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу;
- умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить дополнительный материал к уроку;
- самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация к учебной деятельности [16].
Таким образом, использование данной технологии педагогом дополнительного образования, может стать новым витком в его деятельности, поспособствует повышению интереса учеников, и престижу учреждения в целом, что в свою очередь приведет к привлечению новых учеников.
В заключении хочется отметить, что, рассмотрев подробно вопрос соотношения планирования и импровизации в деятельности педагога дополнительного образования, мы можем сделать вывод, что эти два понятия необходимо грамотно сочетать в условиях модернизации российского образования. А поиск и внедрение новых современных методик и технологий, позволит педагогу создать социально приемлемую и эффективную образовательную среду, которая основана на специфике сложившейся социальной реальности.
Научный руководитель – канд.пед.наук, доцент
Н.В. Свиридова
Список литературы:
- Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002. – 527 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М.,1987. – 159 с.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.
- Гаджибалаева П.А. Особенности работы педагога в дополнительном образовании детей // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:
https://scienceforum.ru/2017/article/2017039405 (дата обращения: 25.03.2021 ). - Кавера, В.А. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2013. – Т. 195. – С. 159 – 170.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1987. – 140 с.
- Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 96 с.
- Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Хорохорина Ю.Н. , Терещенко Г.Ф. Особенности деятельности педагога, осуществляющего профильное обучение в условиях учреждений дополнительного образования // Гуманитарные науки. Педагогика и психология. – 2009. – Вестник ТГУ, – № 4 (72). – С. 28 – 33.
- Манокин М.А., Ожигова А.Р., Шенкман Е.А. Методология agile в образовательной среде // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – № 22(4). – С. 83 – 96.
- Саутиева И. Г. Организация дополнительного образования в общеобразовательной школе. – М., ООО «ДОД», 2008. – 112 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
- Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: в 3 т. – М.,1981. Т.3.
- Фасоля А.А., Гузеев М.С., Уварина Н.В. Сущность и содержание педагогической импровизации // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2019. – Т. 11. – No 4. – С. 10 – 19.
- Щербакова, Т. Н. Импровизация как компонент творчества современного педагога // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. – 2014. – Т. 0. – С. 13 – 16.
- Харькин, В. Н. Педагогические импровизации в профессиональной деятельности учителя: диссертация. –– Москва, 1992. – 240с. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-improvizatsii-v-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya#1
16. Agile в образовании: http://agileineducation.ru/agile-v-obrazovanii/
17. Выйти из тупика: принципы Agile для современного образования, NEWTONEW. Образование как стиль жизни: https://newtonew.com/tech/agilemethodology-in-education.
18. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952. — Загл. обл. : Сочинения.
19. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения / Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. Фрумов ; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 696 с. : 1 л. портр. - Указ.: с. 679-688. - Библиогр.: с. 689-691.
20. Макаренко, А. С. «Проектировать лучшее в человеке ...» / А. С. Макаренко ; авт. коммент. Л. Ю. Гордин. – Минск : Университетское, 1989. – 416 с. – (Библиотечка серии «Университет – школе»). – Библиогр. в примеч.: с. 400–416.
21.Краевский В. В. К 774 Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
22. Кузьмина, Н. В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования ; Под. ред. Н. В. Кузьминой. 2-е изд. - М. : Народное образование, 2002. — С. 7-52.
23.http://www.gpa.cfuv.ru/attachments/article/4051/Выпуск%2065%20часть%202,%202019%20год.pdf#1
24.https://studfile.net/preview/2622762/page:2/