КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 37
муниципального образования Тимашевский район.


Образовательная деятельность: социальный мир.

 
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная.

Тема:
"Пусть всегда будет мама!"

Возрастная группа: средняя группа

Воспитатель: Чумакова Марина Сергеевна.

Цель: Воспитывать у детей доброе отношение, нежные чувства к самому

близкому и дорогому человеку - к своей маме.

Программное содержание:

1. Образовательная. Познакомить с историей праздника День матери.

Обучать выступать перед сверстниками, испытывая удовлетворение от выступления. Формировать представление детей о труде и профессиях своих мам.
2.  Развивающая. Развивать потребность сделать для мамы что-нибудь приятное, выполнять подарок своими руками. Предоставить детям возможность для проявления творческих возможностей.
3.  Воспитательная. Воспитывать чувстсво любви и уважения к самому близкому и родному человеку-к маме, их профессии, к труду.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Стремление ей помогать, радовать ее.

Предварительная работа.

  1. Беседа о мамах.
  2. Знакомство детей с литературными и фольклорными произведениями, посвященными матери.
  3. Заучивание стихов о маме, заклички о солнышке, отрывков из стихотворения С.В. Михалкова «А что у вас?»
  4. Знакомство с пословицами и поговорками.
  5. Инсценировка рассказа В. Сухомлинова «Семь дочерей».

Оборудование.

     1.Картинки с изображением женских профессий.

     2.Стенд с книгами о маме.

     3.Листы бумаги в форме сердечек, карандаши, фломастеры, краски.

     4.Атрибуты к игре: берестяной туесок.

                                                                       

                                 

Используемая литература:

      1.В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в детском саду».

      2.О.С. Ушакова «Развитие речи дошкольников».

      3.В.И. Логинова «Хрестоматия для детей дошкольного возраста».

      4.Пословицы и поговорки.

      5.Сборник стихов С.В. Михалкова «Стихи для детей».                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 Ход образовательной деятельности:                                                                      

 Воспитатель: Сегодня, ребята, мы встретились в нашей уютной группе, и встреча у нас необычная, мы пригласили сегодня наших мам в гости. Мы будем говорить о празднике, который отмечается в последний день осени. А что это за праздник, кто из вас знает? Дети: этот праздник называется «День матери».

Воспитатель: правильно, это всемирный «День матери». День Матери – международный праздник. В разных странах этот день приходится на разные даты, в основном этот праздник отмечается каждое второе воскресение мая.
Празднование Дня Матери уходит своими корнями в глубину веков. Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1998г. установлено, что в последнее воскресенье ноября в стране будет отмечаться День матери – самый добрый и самый любимый день. В России это ещё очень молодой праздник и празднуется он только с 1998 году. Главное назначение этого праздника – особо отметить роль самого главного человека в нашей жизни – Матери.
День матери – это замечательный повод, чтобы ещё раз сказать слова любви и признательности самому родному и близкому человеку, отдать дань уважения за любовь, за щедрые материнские сердца, за их заботливые и ласковые руки. А что такое праздник? (ответы детей). Как можно поздравить маму?
(прочитать стихи, спеть песню, подарить танец, рисунок)

Воспитатель: На свете добрых слов немало, но всех добрее и важнее одно: Из двух слогов простое слово: «мама» и нету слов дороже, чем оно.
Слово «мама» - одно из самых древних на Земле. Все люди уважают и любят матерей. Как ребенок не может прожить без мамы, так же все живое на земле не может прожить без солнца.  Давайте покажем, как солнышко ходит по небу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ЗАКЛИЧКА

Солнышко, солнышко, 
Загляни в оконышко! 
Твои детки играют, 
Воробышков путают, 
А малину рвут 
И нам не дают — 
Медведю по ложке, 
А нам ни крошки!

Дети сели на стульчики.

Воспитатель: А сейчас я вам ребятки,

Загадать хочу загадки.

Внимательно их слушать нужно,

А потом ответить дружно

1. Кто позже всех ложится

И раньше всех встает?

В заботах день проводит

И очень устает? (мама)

2. В ушках маминых сверкают

И совсем они не тают.

Серебрятся льдинки- крошки

В маминых ушах…(сережки)

3. Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке…(бусы)

4. Край ее зовут полями,

Верх украшен весь цветами,

Головной убор загадка,

Есть у нашей мамы…(шляпка)

Воспитатель: Мамы разные нужны,

    Мамы разные важны. Ребята, вы со мной согласны?

    Сергей Владимирович Михалков написал об этом в стихотворении «А что у вас?»

     Давайте его расскажем.

Дети читают наизусть по несколько строк стихотворение.

          А что у вас?

Мамы разные нужны,
Мамы разные важны.
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего. 
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
— А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
— А у нас сегодня гость!
А у вас?
— А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят! 
— А у нас в квартире газ!
А у вас?
— А у нас водопровод!
Вот!
— А из нашего окна
Площадь Красная видна!
А из вашего окошка
Только улица немножко.
— Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый красный шар! 
— А у нас огонь погас -
Это раз!
Грузовик привез дрова -
Это два!
А в-четвертых — наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется — пилот!
С лесенки ответил Вова:
— Мама — летчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,
Мама — милиционер!
А у Толи и у Веры
Обе мамы — инженеры!
А у Левы мама — повар!
Мама-летчик?
Что ж такого! 
— Всех важней,- сказала Ната,-
Мама — вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо:
— Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет? 
Ну, конечно, не пилот!
Летчик водит самолеты -
Это очень хорошо!
Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.

Воспитатель: Вадим, маму нужно беречь? (ответ)

  - Скажите, пожалуйста, а маму можно огорчать? (ответы)

  - Эвелина, расскажи про это стихотворение.

Мамочка, прости меня:

Я скатерть облила,

И твои цветочки

Упали со стола,

И вазочка разбилась,

И лужа на полу...

Если хочешь, мамочка,

В углу я постою!!!

Воспитатель: Что значит слово мама? Ясный свет и теплота лучей,

Спокойное горенье звезд и нежное дыхание ночей.

Сердечность, ласка, теплота и пониманье, и прощенье!

Для вас детей мама-это звездочка, которая указывает вам путь в жизнь.

Об этом наша физкультминутка.                                                                                                                                                

                                                     ЗВЕЗДОЧКА ДЛЯ МАМЫ 
Звездочка на небе яркая горит, (поднять руки вверх )
Светит , но не греет - мама говорит. (потрясти руками впереди )
Я  с балкона лесенку в небо протяну, (потянутся вверх на носочках, руки  

                                                                                                                вверх) 
Звездочку для мамы с неба заберу. (присесть, руки прижать к груди) 
Мама эту звездочку на груди зажжет (вытянуть руки резко вперед) 
И теплом согреет, песенку споет (ноги шире плеч, руки сложены лодочкой,

                                                                                     укачивающие движения )
Мама - моя звездочка, светлая моя! (взмахи руками над головой)
Милая, хорошая, я люблю тебя! (обнять себя руками, как можно крепче)

    Воспитатель: «Дети, вы прочитали сейчас прекрасные стихотворения, в которых рассказали о любви к вашим мамам; о том, какие они у вас замечательные, необыкновенные. Мы услышали много красивых, хороших слов о них. Вспомните, какая у вас мамочка?»

Воспитатель: «Для этого я предлагаю поиграть вам в игру: «Какая - мамочка».

(дети образуют слова)

Воспитатель: Дети:

Если радуется жизни? Жизнерадостная

Если желает добра? Доброжелательная

Если исполняет всё? Исполнительная

Если у мамы длинные волосы? Длинноволосая

Если у мамы белое лицо? Белолицая

Если у мамы круглое лицо? Круглолицая

Если у мамы чёрные брови? Чернобровая

Если у мамы большие глаза? Большеглазая

Мама улыбается Улыбчивая

Мама грустит Грустная

Мама смеётся Весела

Мама задумалась Задумчивая и т.д.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! У ваших мам, всегда находится много дел. Вспомните, что делает ваша мамочка?»

Дидактическая игра «Что делает мамочка?» (дети подбирают глаголы (слова – действия): Дети - ходит на работу, зарабатывает деньги, готовит пищу, убирает квартиру, вытирает пыль, моет посуду, варит, жарит, стирает, гладит, шьёт, ходит в магазин, читает сказки, ухаживает за рыбками, слушает музыку, поёт песни, танцует, играет со мной, сидит, стоит, отдыхает, спит и т.д.

Воспитатель: Да, это мама! Самое прекрасное слово на земле! И самое первое слово, которое произносит человек. И звучит оно одинаково нежно на всех языках мира. Давайте все тихо скажем: «Мама». У мамы самые добрые и ласковые руки, которые умеют все. У мамы самое чуткое и верное сердце, в котором горит огонь любви к своим детям. Мать – это чудо мира! Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери. Недаром сложено много не только стихов, песен, но и пословиц о матери. Предлагаю вспомнить известные пословицы.

- При солнышке тепло, при матери добро.

- Нет такого дружка, как родная матушка.

- Птица рада весне, а младенец – матери.

- Материнская ласка конца не знает.

- Материнский гнев, что весенний снег; и много его выпадет, да скоро растает.

Воспитатель: С уважением и признательностью вы всегда будете говорить о своих мамах, нежно произносить это слово и оберегать их старость.

Если у мамы плохое настроение, с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете, такие волшебные слова? Тогда поиграем.

Я начну, вы продолжайте - хором дружно, хором отвечайте!

Растает ледяная глыба то слова теплого – СПАСИБО!

Зазеленеет старый пень, когда услышит - ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Когда бранят за шалости, мы говорим прости – ПОЖАЛУЙСТА!

Если больше есть не в силах, скажем маме мы – СПАСИБО!

А чем еще можно порадовать маму? Правильно, хорошими поступками и добрыми делами. Встаньте в круг. Посмотрите, какой замечательный берестяной туесок изготовил мастер. В него мы будем собирать добрые дела, которые вы выполняете дома.

Звучит музыка - туесок передают по кругу. C остановкой музыки ребенок, у которого в руках туесок, называет свои добрые дела: мою посуду, поливаю цветы, убираю игрушки………….

Воспитатель: Как вы думаете, что труднее - говорить слова или совершать поступки?

А давайте сейчас посмотрим.

Инсценировка рассказа «Семь дочерей» В. Сухомлинова.

- Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу - сказала первая дочь.

-Я ждала тебя, как сухая трава ждет каплю воды - сказала вторая дочь.

-Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке - сказала третья.

- Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветов - щебетала четвертая.

- Мне тяжело было без тебя, как рыбке без воды – промолвила пятая.

-Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья – сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги.

- Как вы думаете, кто из сестер проявил истинную заботу о матери?

- Когда ваша мама приходит с работы, что вы делаете для нее?

Ответы детей.

Воспитатель: - Положите руку на сердце, закройте глаза, прислушайтесь! Слышите, как звучит мамин голос? Он живет в вас. Даже когда вы станете взрослыми, будете помнить мамины руки, мамины глаза, мамин голос. Это будет всегда в вашем сердце. Ведь нет на свете человека роднее и ближе матери, поэтому любите и берегите ваших мам.

- Вы любите дарить подарки? А хотите сделать подарок своей маме? (ответы). В это бумажное сердечко вы можете поместить любой рисунок, передав маме свою любовь и нежность.

Дети рисуют под спокойную музыку. Закончив работу, подводим итог.