Родителям
На этой странице родители могут найти полезную информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1-vozrastnye-osobennosti-podrostka.doc | 44.5 КБ |
2-vlyublennyy-podrostok.docx | 16.95 КБ |
3-vospitanie-malchikov-i-devochek.doc | 34 КБ |
4-zhestokoe-obrashchenie.doc | 45 КБ |
5-zdorove-rebenka.doc | 30.5 КБ |
6-kak-obshchatsya.doc | 35 КБ |
7-podgotovka-k-ekzamenu.doc | 32 КБ |
8-pochemu-uhodyat-deti.doc | 73 КБ |
9-profilaktika-neuspevaemosti.doc | 30 КБ |
10-razvitie-rechi.doc | 50.5 КБ |
11-strahi.doc | 38.5 КБ |
kak-pomoch-rebenku-stat-uverennym.pdf | 92.82 КБ |
pamyatka-po-organizatsii-raboty-v-seti-internet.pdf | 361.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности, которые следует учитывать родителям при общении с подростком
Возрастные особенности подростков проявляются по-разному: с разной силой, в разные возрастные рамки, с разной длительностью.
Возрастной кризис наступает чаще в период 13-15 лет. Этот период называется «встреча со взрослостью». У девочек чаще проходит менее болезненно и раньше, чем у мальчиков. У детей соматически ослабленных возрастной кризис проходит позже.
Кризису предшествует предкризисное состояние. Оно обычно характеризуется еще детским идеализмом молодых, верой в собственное всемогущество, ощущением буйства чувств и энергии. Подростку кажется, что он всем нужен и все его ждут. Радуется, что перед ним открыто много путей и дорог.
У многих это время сопровождается острым стремлением к общению. При этом оно сопровождается чувством единения, любви и доброты абсолютно ко всем окружающим.
Однако как-то незаметно эйфория общения проходит. Появляются ощущение пустоты внутри, странная апатия, нежелание что-либо делать, получать информацию, учиться. Подросток не понимает, что с ним происходит, поскольку вроде бы все в жизни хорошо, но все начинает казаться неинтересным. Такое состояние может наступить и скачкообразно, т.е. «как-то вдруг».
Чаще всего ему соответствуют депрессивные реакции («Ничего не хочу: ни учиться, ни читать, ни любить»), специфические страхи, тревога («Боюсь потерять себя», «Боюсь стать посредственным или не стать никем вообще»), ощущение уникальности собственного опыта («Наверное, это только я так чувствую»).
Особое значение приобретает в этот период чувство одиночества. Следует подчеркнуть, что это именно чувство, а не фактическое одиночество. Вокруг подростка может быть много друзей, родных и даже любимый молодой человек или девушка, но при этом он ощущает себя оторванным от людей и мира. И он, с одной стороны, глубоко страдает от одиночества, с другой – всячески стремится к нему. Нередко ощущение одиночества сопровождается чувством ненужности. Молодой человек при этом то и дело задает сам себе вопрос: «Нужен ли я кому-нибудь сегодня, завтра, послезавтра?».
Следующий важный аспект кризиса – размывание представления о самом себе, кажущаяся невозможность разобраться в самом себе, своих желаниях и возможностях («Вокруг понятно все, а внутри – ничего»). Возникает некоторое разочарование в себе («Что я могу? Кто я?»). К этому присоединяется неуверенность. И вообще тема выбора, личной ответственности за свои выборы становится очень значимой. Иногда вследствие этого появляется желание снова стать маленьким, уйти от всех проблем, взвалить их на плечи другого человека. А иногда молодые люди заменяют ощущение внутреннего смятения тем, что «надевают» поведенческие маски взрослости.
Нередко страхи и волнения концентрируются вокруг размышлений о смысле собственной жизни.
Проходит время и большинство молодых людей подходят к разрешению кризиса. В позитивном варианте, обычно к 16 годам, кризис завершается принятием ответственности за свою жизнь на самого себя, выбором собственного пути в жизни. Субъективно это переживается как появление удовлетворенности самим собой и своей жизнью, повышение интереса к жизни и получаемого от жизни удовольствия, уход от страхов.
Естественно, что несколько по-другому складываются отношения с окружающими, которых уже теперь не хочется переделать, а хочется принимать такими, какие они есть. Коренным образом меняются отношения с родителями.
В этот период изменяется отношение к одиночеству – теперь оно перестает тяготить и рассматривается как необходимое, чтобы пообщаться с собой. Многие по-новому открывают богатство самих себя.
В этот период происходит принятие своей индивидуальности и неповторимости, осознание своего собственного пути: личностного, профессионального, социального, а также своих стремлений и надежд. Можно сказать, что появляется осмысленность происходящего, складывается индивидуальное мировоззрение, впервые не заимствованное у кого-либо.
Меняется отношение и к жизни в целом. Теперь уже становится ясно, что происходит не подготовка к жизни, а сама жизнь. По-другому воспринимается и прошлое, и будущее.
Уходят желание казаться взрослым, стыд проявить детские черты. Наоборот, просыпается интерес к собственному детству, возможность проявить детскую непосредственность расценивается как достоинство. Приходит понимание того, что ты сам строишь свою жизнь и твое будущее начинается уже «здесь и сейчас».
Основным содержанием кризиса «встречи со взрослостью» является поиск себя и своего места в жизни через примеривание к себе роли взрослого.
Однако не всегда молодые люди могут благополучно разрешить кризис самостоятельно. Глубокие психологические проблемы, возникающие на фоне кризиса «встречи со взрослостью», нередко приводят к превращению кризиса в экстремальную ситуацию, когда требуется психологическая помощь.
Как помочь?
Что делать и не делать:
Не усугублять кризис, не запугивать экзаменами, не торопить с профессиональным определением (подростки в 13 лет к нему не готовы, лишь 40% 15-ти летних осознают важность выбора).
Больше разговаривать о человеческих взаимоотношениях (дружеских, профессиональных), смысле жизни (если ребенок готов слушать или говорить). Использовать для этого ситуацию и время, когда ребенок к этому готов, а также время, которое мы проводим с детьми за столом, в «пробках», в очереди к врачу и др.
Не будьте чрезмерно настойчивыми, расспрашивая подростка о чем-либо. Иногда надо час-полтора проговорить с ребенком ни о чем, прежде чем он начнет говорить о важных для него вещах. При этом иногда он говорит не себе, а о каких-то своих друзьях.
Проявляйте интерес к его хобби. В подростковом возрасте часто это бывает музыка. Прослушайте те композиции, которые нравятся подростку, обсуждайте тексты песен, звучание музыки, воздействие на человека.
Помните о том, что в подростковом возрасте происходит временное отдаление подростка от взрослых. Он ориентирован на группу сверстников и поэтому часто не воспринимает наши пространные рассуждения о жизни, нравоучения. Однако, подросток положительно реагирует на наше внимание к его внутреннему миру: что для него интересно, что он думает по какому-либо вопросу, как бы он поступил в какой-либо ситуации и почему.
С одной стороны, это позволяет ребенку задуматься над многими явлениями в его жизни, а с другой – рассуждая о чем-либо, он лучше осмысливает это явление и понимает себя. Это адекватный способ познания себя (многие подростки используют неадекватные способы познания себя через рискованное поведение, конфликты, потому что не знакомы с адекватными способами познания себя).
Попытайтесь объяснить, что происходит с подростком, отразить (назвать) его чувства.
Находите время для совместной деятельности с подростком (хотя бы один день в неделю). Это должна быть социально значимая для ребенка деятельность (съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, сделать в доме генеральную уборку).
Обязательно сами делайте то, чего хотите добиться от своего ребенка. Звоните ему, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том куда ходили. Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях.
Делитесь с подростком, по возможности, своими проблемами, спрашивайте совета. Вопреки распространенному мнению, что подростки «злы и нечувствительны», иногда они бывают очень тактичны и чувствительны к оценке и коррекции чужих ситуаций. В этом случае существенно повышается вероятность того, что ребенок со своей проблемой пойдет именно к вам, а не в ближайшую «подворотню».
Покажите, раскройте подростку его сильные стороны. О них он знает мало, а именно на них он должен опираться в сложных ситуациях.
В каких случаях следует обращаться к специалисту:
Лучше посетить специалиста заранее, получить ряд советов относительно вашего ребенка, вашей семьи, а не пользоваться советами из книг, содержание которых относится к американскому подростку 70-х 80-х годов.
Обязательно следует обратиться к специалисту, если в заявлениях подростка хотя бы раз прозвучало заявление «не хочу жить», «лучше бы я умер», «покончу с собой».
Обратиться к специалисту следует и в том случае, если ребенок проявляет признаки асоциального поведения. Неизвестно откуда появившиеся вещи, деньги, участившиеся драки, разговоры о «крутых» ребятах, о том, что нормальные люди не живут по законам общепринятой морали.
Впервые возникшие странности поведения – идеи преследования, страхи, увлечения сектантским учением, утверждения, что подросток общается с космосом, инопланетянами свидетельствуют об эмоциональной неустойчивости подростка и подталкивают родителей привести ребенка к психологу.
Проконсультироваться со специалистом необходимо, если поведение подростка сильно нарушает гармонию внутрисемейных отношений.
Предварительный просмотр:
Влюбленный подросток
Подростковый период и юность – то время, на которое приходится первая влюбленность, первые сексуальные связи. В настоящее время возрастные рамки проявления этих феноменов «омолодились». Причины этого, не только в возрастных особенностях (гормональное созревание и примеривание взрослого поведения), но и во влияние продукции телевидения и интернета, создающих преувеличенный, искаженный образ взаимодействия «влюбленных».
Как вести себя с влюбленным подростком?
Ошибки родителей (законных представителей):
Попытка раскрыть глаза на подлинный облик ее (его) избранника (цы), желание строго регламентировать возникшие отношения подростка с противоположным полом вызовет отрицательную реакцию.
Всевозможные попытки узнать о возникших отношениях (родители подслушивают, проверяют социальные сети, телефоны, карманы, расспрашивают друзей) вызовет отчуждение. И, когда возникнет проблема, ребенок с ней к вам не пойдет.
Все виды запугивания и дискредитация возникшего чувства вызовет у подростка противостояние («Он тебе не пара», «Он тебя непременно бросит», «Ему только это от тебя и нужно», «Зачем ты ему на шею вешаешься, неужели не видишь, ему на тебя наплевать», «Если бы любила она бы с тобой так не обращалась»). Подросток считает, что право судить об этом есть только у него.
Как надо поступать?
Спрашивайте о достоинствах избранника: «Что привлекло во время впервой встречи?», «Что тебе в ней особенно нравится?», «За что ее ценят подруги?». Все остальные свои сомнения относительно недостатков подросток выложит сам. Рано или поздно разговоры выйдут на проблемы.
Делитесь собственным опытом. Просто рассказывайте о том, что было, что чувствовали. Расскажите о ваших мечтах и действительных поступках, чтобы подросток увидел разницу между ними.
Но, в протекании этого ответственного для взросления подростка периода переживания чувств могут быть отклонения.
В каких случаях следует обращаться к специалисту:
- все мысли девочки-подростка заняты «мальчиками»: долгое время проводит за макияжем, а потом с подругами бесцельно гуляет по улицам и дворам – это опасно не только со стороны уличного социума, но и с точки зрения развития (формирование «легкости» чувств, неразборчивости);
- ребенок погружается в фантастический придуманный мир: общается с выдуманными людьми, живет придуманными чувствами;
- увлеченность, желание завоевать доверие и уважение, любовь и признание приводит к употреблению алкоголя, наркотиков, к совершению противоправных поступков;
- в подростковых переживаниях звучит тема суицида, любая попытка может носить завершенный характер;
Предварительный просмотр:
Особенности воспитания мальчиков и девочек в семье
Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим.
По мере роста ребенка постепенно усиливаются половые психологические особенности. Они проявляются в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам.
Так, у девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда). Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им, в большей мере, свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.
У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях. Природная восприимчивость девочек, их непроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему наглядному, конкретному помогают им как бы автоматически усваивать то, что они видят, слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своем поведении, образе жизни, внешнем облике будет стараться служить достойным примером для дочери, начиная с первых недель — успех его воздействия в большой степени будет гарантирован. Это касается и отношения к людям, вещам, к труду и характера проявления эмоций, и манеры говорить, и многого другого.
Семейное воспитание мальчиков, имея много общего с воспитанием девочек, тем не менее, обладает своими специфическими чертами. Поэтому родителям, действительно и всерьез заинтересованным в правильном воспитании своих сыновей, целесообразно знать и учитывать их половые особенности. Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости.
Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие. Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы.
В силу половых особенностей мальчиков воспитывать их несколько сложнее. Успеваемость в школе у них ниже по сравнению с успеваемостью девочек, они менее самокритичны; в среднем школьном возрасте среди них в результате упущений в воспитании чаще появляются «трудные» подростки, которым свойственны вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсикомания, сквернословие), а также правонарушения (хулиганство, воровство). Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а также в дальнейшем и на супружеской жизни.
Как вообще любому ребенку, мальчику для его нормального развития необходимо широкое и содержательное общение как с матерью, так и с отцом, доброе влияние обоих родителей. Хотя мать всегда ближе всем своим детям, для мальчика отец близок по половому признаку и этим определяется характер их взаимоотношений, восприимчивость мальчика к отцовскому влиянию.
Отец служит для сына, как правило, образцом представителя сильного пола. Прежде всего, на примере отца мальчик усваивает, каким должен быть настоящий мужчина. Отцу необходимо воспитывать мужественность у сына, рыцарское отношение к женщине, передавать опыт мужского труда в домашнем хозяйстве, стремление брать на себя наиболее трудные домашние дела.
Мать в глазах мальчика должна воплощать в себе все лучшее, что вообще характерно для женщины. Своей искренней и бескорыстной любовью она вызывает ответные чувства у сына, стимулирует его эмоциональное развитие. Отношение к матери дает возможность мальчику, в определенной степени, усвоить характер взаимоотношений с лицами женского пола, приучает его проявлять заботу о людях, оказывать необходимую помощь окружающим.
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы профилактики
жестокого обращения с детьми
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
- физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
- сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребёнка в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
- психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
- угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;
Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6);
- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);
- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);
- признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);
- защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);
- защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
- меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
- за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).
Семейный кодекс РФ гарантирует:
- право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);
- право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);
- лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);
- немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).
Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56).
Четыре заповеди мудрого родителя
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало.
Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если ребенок не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка вундеркинда или гения.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша …., а ты?!» или «Я в твои годы …….». Ваш ребенок умеет многое другое, чего не умеют другие дети. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше остальных. Похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.
3. Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя меня рожать не просил!»
4. Избегайте свидетелей.
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил постороннему, пожилому, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут ребенка призывать к стыду вполне уместно.
Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
Способы открыть ребёнку свою любовь
Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.
Три способа открыть ребёнку свою любовь
1. Слово
Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, истории, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение.
Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому, как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с родителями стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка.
3. Взгляд.
Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи
Воспитание ребёнка в семье – это гармоничное развитие личности: согласованность внешнего и внутреннего мира; возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития; наличие желания последующего развития в процессе жизнедеятельности; возможность полноценного функционирования, то есть выполнения соответствующих возрасту человека социальных и семейных функций.
Можно выделить важнейшие условия сохранения психологического здоровья ребёнка:
- наличие в семье единой ценностной основы;
- учет родителями индивидуальных особенностей ребёнка.
Если истоки проблем с родителями лежат в младшем школьном возрасте, то ребенок, как правило, испытывает выраженное чувство собственной неполноценности. В этом случае он стремится компенсировать это чувство через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники, а иногда даже родители и педагоги. Чаще всего агрессия проявляется в виде насмешек, издевательств, использования ненормативной лексики. Особый интерес при этом представляет унижение другого человека, а негативная реакция окружающих только усиливает стремление ребенка к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности.
Чувство неполноценности в пассивном варианте принимает форму страха взросления, когда ребенок избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.
Нарушения психологического здоровья, истоки которых лежат в подростковом возрасте, связаны с осложнением подросткового кризиса – представления о себе, своих силах, возможностях, позиции в отношении окружающего мира. В этом случае подросток переживает чувство тревоги из-за невозможности ощутить целостность своего «Я». Подросток сопротивляется любым социализирующим воздействиям: отказывается учиться, соблюдать дисциплину на уроках, идти к психологу. Он как бы надевает защитную маску «у меня все хорошо», пряча, прежде всего от самого себя, глубокое чувство тревоги. В наиболее сложных ситуациях подростки полностью теряют ориентацию на будущее и живут одним днем.
В пассивном варианте при внешнем соблюдении норм и правил тоже наблюдается отказ от будущего в форме страха самоопределения, нежелания думать о выборе семейной и профессиональной роли, стремления «цепляться» за родителей и боязни принимать самостоятельные решения.
Предварительный просмотр:
Как общаться с подростком?
- Проводите время вместе
Бывает, что подростки и родители не могут провести вместе и 15 минут без того, чтобы не поссориться. Кино, Интернет, игры, друзья – все это важнее вас и гораздо интереснее. А это значит, что нужно искать моменты для общения.
- Говорите во время работы.
Взрослеющему ребенку не интересно обсуждать взрослые проблемы, а когда вы пытаетесь узнать что-то о его собственной жизни, он воспринимает это в штыки. Но попробуйте поговорить с ним, когда вы готовите ужин. Попросите помочь, например, нарезать овощи для салата или сделать начинку для пирога. Когда кажется, что главная задача – это приготовление еды, а разговор – просто развлечение, подростку будет гораздо проще говорить с вами откровенно. Мальчик скорее разговорится с отцом во время рыбалки, копаясь в гараже или ремонтируя что-то по дому.
- Интересуйтесь тем, что нравится ребенку.
Если дети играют в музыкальной группе, приходите на их концерты, если занимаются спортом, болейте за них на соревнованиях. Не отвергайте книжки, которые они читают – это уже хорошо. Смотрите кино, которым интересуется ваш ребенок, так вы хотя бы будете понимать, какие проблемы его волнуют. Узнайте как можно больше о компьютерных играх, которыми он увлекается. Послушайте любимую музыку, какой бы странной она вам ни казалась. У любой популярной группы можно найти одну – две композиции, которые вам нравятся. Вы увидите, как удивится и обрадуется ваш ребенок тому, что вы искренне разделяете его интересы.
- Беседуйте в дороге.
В машине вы с ребенком сидите не лицом к лицу, а рядом – плечо к плечу. И это тоже снимает определенные психологические барьеры. Когда вы смотрите подростку в глаза, он может чувствовать себя неуютно, и в результате откровенного разговора не получится. Когда же вы следите за дорогой, ребенок не чувствует тотального контроля и расслабляется. А, кроме того, автомобиль – это нейтральная территория. Если вы заходите в комнату к ребенку, усаживаетесь и пытаетесь поговорить по душам, это часто воспринимается как вторжение в личное пространство подростка. В машине этого можно не опасаться.
- Поделитесь своими увлечениями.
Попробуйте заинтересовать ребенка тем, что нравится вам. На первый взгляд может показаться, что рукоделие не слишком понравится девочке-подростку, если вы подберете для нее красивые бусины и шнурки, научите делать браслеты и серьги, это совсем другое дело. Но даже если ребенку не понравится ваше хобби, не расстраивайтесь. В любом случае подростку полезно знать, что сфера интересов родителей не ограничивается приготовлением ужина и проверкой уроков.
- Чаще хвалите.
Не забывайте, что родительское одобрение подросткам нужно не меньше, чем малышам. Это значит, что иногда стоит просто понаблюдать за тем, чем занимается ребенок, и похвалить его. Много времени провидит в виртуальном мире компьютера? Попросите его продемонстрировать достижения и найдите, за что похвалить.
- Говорите с ребенком.
Те вопросы, которые мы обычно задаем подростку, чаще всего не вызывают ничего, кроме раздражения и желания защищаться. Не задавайте прямых вопросов, требующих однозначного ответа: «Как в школе?»; – «Хорошо». На этом разговор закончится, развернутого ответа вы, скорее всего, не получите. Начните с общих вопросов о том, что ребенка интересует. Комментируйте его ответы, давая возможность подростку продолжить рассказ.
- Общайтесь виртуально.
Взрослые могут искренне верить в то, что нет ничего лучше разговора по душам, когда вы смотрите друг другу в глаза, но у подростков на этот счет собственное мнение. И, чтобы вас услышали, придется осваивать виртуальные способы связи. Пишите смс, осваивайте электронную почту, а также журналы и чаты. Вполне может оказаться, что на некоторые темы ребенок стесняется говорить, но писать о них вам он может.
- Ищите подходящий момент.
Учитывайте распорядок дня ребенка, его привычки и биологический ритм. Например, если ваш сын – сова и любит допоздна засиживаться за компьютером, попробуйте тоже не ложиться спать. И, когда он придет на кухню, чтобы подкрепиться (а он обязательно это сделает), вы сможете не только накормить его бутербродами, но и поговорить по душам.
10. Не делайте поспешных выводов. Чаще всего подростки отказываются идти на контакт с родителями из-за опасения, что их не поймут, осудят или будут ругать. А потому, если ваша 13-летняя дочь говорит, что с кем-то встречается, не паникуйте раньше. Встречаться в вашем представлении может быть совсем не то же самое, что имеет в виду ваша дочка.
Главное, что стоит осознать родителям: подросток – это не проблема, которая требует решения, а человек, который нуждается в том, чтобы его понимали. Поэтому не горячитесь и для начала выясните, что на самом деле происходит. С другой стороны, если ребенок рассказывает о «катастрофе», которая с ним приключилась (это может быть неудачная стрижка, несчастная любовь или вероломная подруга), не высмеивайте его, а отнеситесь к проблеме с должным вниманием. В будущем это даст ребенку уверенность в том, что к вам можно обратиться и с более сложными вопросами.
Предварительный просмотр:
Как подготовить детей к сдаче экзамена
1. Нужно стимулировать появление в квартире на видных местах записей формул, правил, терминов, подлежащих запоминанию. Это может быть его комната, уголок комнаты, его стол или кресло.
На время экзамена пространство квартиры в большей степени подчинено ребенку, чем в любое другое время. Включите в пространство, окружающее ребенка элементы интерьера фиолетового и желтого цвета, которые стимулируют интеллектуальную активность. Достаточность одного – двух элементов. Это может быть подушечка, кружка, ваза, просто две фигурки из цветной бумаги.
2. Помогите скорректировать режим дня и распределить время. Ведь ребята опасаются, что не успеют подготовиться. Для «жаворонков» лучшее время для работы – утро, для «сов» – вечер. Соответственно суточной активности распределите повторение материала в течение дня и по дням.
Настаивайте и объясняйте ребенку целесообразность коротких перерывов. Каждые 50 минут работы – 10 минут перерыв. Тогда утомление наступает медленнее, а продуктивность работы выше. Общее время подготовки не должно превышать 8 часов, включая перерыв.
Ребенок должен обязательно гулять и не прекращать общаться с друзьями. Первое дает физическую нагрузку, которая защищает от стресса, равно как и второе. Проговаривая свои опасения при общении с друзьями, ребенок освобождается от своих страхов, понимает, что он не одинок в своих переживаниях, получает поддержку от своих одноклассникам, учится от друзей стратегиям совладания с предэкзаменационным стрессом. Не стоит полностью ограничивать общение с друзьями, если только сам ребенок не захочет этого.
3. Обратите внимание на питание ребенка. В рационе должны быть творог, рыба, сыр, бананы, орехи, т.е. те продукты, которые стимулируют работу головного мозга и выработку серотонина, защищающего наш организм от плохого настроения и депрессии.
4. Если ребенок пытается готовиться к экзамену под музыку, попытайтесь договориться с ним, слушать музыку в перерывах или слушать только музыку без слов. Музыка способна активизировать человека и музыка способно снимать напряжение.
Следующее, чем Вы можете помочь ребенку – эмоциональная поддержка, формирование положительного настроя на сдачу экзамена.
Существует ложная поддержка:
- тотальный контроль, чрезмерная суета, опека и гиперзабота;
- преувеличение значимости ситуации экзамена;
- использование негативных высказываний для повышения учебной мотивации.
Необходимо исключить бесконечный контроль, выражающийся в бесконечных напоминаниях об ответственности, выражающийся в словах: «опять отдыхаешь», «мало готовишься», «не сдашь». И даже, если это ребенку не говориться, то обсуждение при ребенке, по телефону с родственниками, знакомыми его подготовки, (плохо написал пробный, сдаст плохо, куда тогда, не поступит и т.д.) создает нервозную обстановку. Так опасения родителей создают негативный настрой на сдачу экзамена.
Необходимо поддерживать ребенка, а не преувеличивать значимость экзамена. Не возлагайте всю ответственность на ребенка фразами: «Все зависит от тебя…». Разделите ответственность с ребенком, помогите ему: «Конечно, ты волнуешься, переживаешь и мы переживаем вместе с тобой. Мы знаем, что ты сделаешь все возможное, чтобы подготовиться к экзамену и сдать его».
Необходимо проектировать с ребенком разные варианты жизненного сценария после сдачи экзамена и находить их плюсы. Чем больше этих вариантов, тем более психологически уравновешен ребенок, тем больше у него шансов на успех.
Настраивайте ребенка на успех, говорите, что все у него получится. Говорите о том, что это его первые жизненные испытания и плохо ли, хорошо ли, но он с ними справится. И Вы ему в этом поможете. Ваша уверенность поддержит ребенка.
Научите ребенка умению справляться с физиологическими реакциями организма на стресс. Наиболее распространенные реакции – паника, учащенное сердцебиение, головокружение, влажные руки. Небольшой стресс полезен, он позволяет справиться с заданиями. Перед экзаменом необходимо снять чрезмерное волнение, расслабиться. Для этого полезно накануне экзамена несколько раз провести мысленную репетицию экзамена.
Накануне экзамена разум ученика продуцирует мысль: «Я не оправдаю надежд, я плохо знаю, я не успел подготовиться». Бесполезно заменять эти мысли на мысли, противоположные по смыслу: «У меня все получится. Я все знаю хорошо». Гораздо лучше настраивать себя: «Я сделаю все от меня зависящее, чтобы сдать хорошо!» Родителям полезно дать наставление ученику перед самым экзаменом: «Ты сделаешь все от тебя зависящее, чтобы сдать хорошо, ты постараешься на 100 %». После сдачи экзамена также важно оказать поддержку ребенку, ведь далеко не всегда результат превосходит наши ожидания.
Предварительный просмотр:
Почему уходят дети?
Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.
Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен. И ему как никогда требуется наше понимание, а его отсутствие вызывает огромную боль, страдания и приводит к серьезным осложнениям во взаимодействии между нами.
Пятнадцать-двадцать лет тому назад считалось, что дети до 7 лет не уходят из дома, а основными причинами ухода из дома 10-13-летних подростков являются принадлежность к социально неблагополучной семье, стыд за родителей или незнание и не учет родителями трудностей детей в школе.
В последние годы на улице оказываются дети дошкольного возраста, побеги совершают дети из весьма обеспеченных семей, появились целые сообщества бомжующих детей и подростков. В настоящее время, по данным ВНИИ МВД, только в Москве насчитывается не менее 28 тысяч беспризорников, из них 85% самовольно оставили дом, 5-6% – детские дома и школы-интернаты. Нам важно знать, что для формирования самостоятельности, для развития своего «Я», достижения впоследствии личностной зрелости, возможности принять на себя ответственность за свою дальнейшую жизнь, нашим детям необходимо «отделиться от семьи». Итогом такого отделения должен стать не разрыв подростка с семьей, а установление новых отношений, основанных не на принуждении, а на партнерстве.
Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие». Мы начинаем отвергать новые качества подростка и желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест.
Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем родителе. Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать положительную самооценку.
Мы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому что не всегда знаем, как лучше поступить и часто не осознаем собственных побуждений.
Если бы наша любовь существовала только на животном уровне, тогда бы мы не вредили своим детям, поступали бы сугубо инстинктивно, так как природа заложила в нас. Но человеческий уровень отношения к другим – эгоистический. Во всех проблемах человека лежит эгоизм. И когда в наши отношения с детьми начинают включаться человеческие свойства, эгоистические, свойства влиять, властвовать, понуждать – тогда наша любовь становится разрушительной, мы часто насилуем детей своей властью над ними, не даем им свободно развиваться.
Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь любовь – в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.
Все причины ухода ребенка из дома можно поделить
на несколько групп
Протест
Реакция на какие-то негативные обстоятельства, кажущиеся ребенку негативными. Такое случается чаще всего в возрасте 10-13 лет. В этот переломный период для ребенка очень важен психологический климат дома, в семье. Эти случаи - результат недостаточного внимания взрослых к потребностям взрослеющего ребенка.
Романтика дорог
Дети-романтики бегут из дома от монотонности и рутины жизни. Это как правило дети, склонные к фантазированию и мечтающие о приключениях. Очень творческие дети, которых вовремя не научили давать выход своей творческой энергии, не записали в студию рисования или детский театр. Их жажда приключений приводит к тому, что они перестают видеть и осознавать границы между вымышленным миром и реальным. Такие дети зачастую долго готовятся к уходу – приобретают снаряжение, запасаются продуктами. Нередко такие дети после возвращения домой неоднократно бегут из дома снова, к той вольной жизни, где нет социальных ограничений.
Синдром бродяжничества
«Дромомания» _ от греческих слов «дромос» – дорога, путь, и «мания» – одержимость, влечение. Расстройство, которое развивается на фоне других нарушений: сотрясений или заболеваний головного мозга. Дромомания обычно проявляется в качестве отражения шизофрении, эпилепсии или других расстройств. В этом случае необходима медицинская реабилитация.
Неважно, с каким случаем мы имеем дело, ответственность за уход ребенка из дома всегда несут родители.
Как снизить вероятность побега вашего ребенка из дома
- При проблемах в обучении будьте на стороне ребенка. Это не значит, что нужно подрывать авторитет педагога или школы. Вы должны помочь вашему ребенку справиться и подтянуть сложный для него предмет.
- Много разговаривайте с ребенком. Если вы не будете общаться с ним, эту пустоту заполнят посторонние люди.
- Выслушивайте его, не ругая его за его чувства. Рассказывайте о себе, о своем детстве. О том, какие ошибки вы совершили в молодости. Это покажет вашему ребенку, что вы такой же человек, что с вами можно дружить и обсуждать свои проблемы.
- Примите его друзей. Откройте для них двери вашего дома. Только в этом случае вы будете видеть, с кем общается ребенок и что происходит в кампании.
- Уважайте потребность ребенка в уединении. Иногда его нужно просто оставить в покое.
- Будьте внимательны к своему ребенку. Не бывает такого, чтобы ребенок просто неожиданно ушел из дома, чтобы он не сигналил об этом своим поведением родителям.
Что делать, если это все-таки случилось?
Прежде всего – обратитесь в полицию. Вам нужно написать заявление, чтобы ребенка объявили в розыск. Детей начинают искать в тот же день, потому что в этом деле каждый час может стать решающим.
Не обвиняйте свое ребенка, не набрасывайтесь на него с укорами.
Такое происшествие – сигнал для вашей семьи объединиться, подумать друг о друге. Не вините также своего супруга (очень распространенная ситуация – обвинить во всем другого). Поставьте ребенка и его проблемы в центр своего внимания. Нужно задуматься, что стало причиной ухода ребенка. Причина всегда есть. Даже ребенок-романтик уходит из дома оттого, что дома ему неинтересно.
Три шага, которые можно предпринять в этом направлении:
1. Замечать любые проявления своей привычки принимать решения за ребенка и начать освобождаться от нее. Отказаться от желания подтолкнуть, направить его к тому, что мы хотим в данном конкретном случае. Вместо этого спросить себя: «Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и способным принимать свои собственные решения?»
2. Научиться получать удовольствие от принятия решений ребенком.
Мы можем это делать, если осознаем, что у нас есть драгоценная возможность наблюдать, как развивается ребенок. Даже, когда мы видим, что он идет в сторону неприятных, болезненных последствий, наилучшее, что можно сделать в подобной ситуации – просто высказать свои опасения, а затем дать возможность этим последствиям произойти. «Нет более мудрого, чем опытный».
3. Изменить некоторые из наших мыслей и убеждений относительно ребенка. Этот шаг чрезвычайно важен. Поскольку между нашими убеждениями и нашими действиями существует тесная взаимосвязь. Не осознавая этого, мы постоянно ведем себя так, чтобы подтвердить своими действиями истинность своих же внутренних убеждений. Если мы убеждены, что наш ребенок изначально наделен положительными качествами, способен принимать верные решения и самостоятельно руководить собственной жизнью, то мы без особых усилий будем поддерживать его в этом. То, в чем ребенок действительно нуждается в подростковом возрасте – это помощь, содействие и поощрение установки на принятие собственных решений. Предоставление ребенку любви этого рода – самое главное, что мы можем сделать для него. Тогда наша любовь будет созидательной, и детям не потребуется уходить из дома.
Предварительный просмотр:
Причины и профилактика школьной неуспеваемости
Нет ни одного ребёнка, который бы хотел учиться плохо в школе! Что же произошло?
Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.
Среди неуспевающих школьников были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся и обычных людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории неуспевающих.
Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только не хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников.
Поэтому важно определить причину, по которой не успевает ребёнок:
- есть отклонения в развитии от возрастных норм;
- психологическая и педагогическая неготовность к школе (у первоклассников);
- слабость;
- избалованность;
- чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением могут стать причиной ухудшения здоровья ребёнка и снижения успеваемости;
- «нестандартность» ребенка (одарённый, с нарушением интеллекта и т.д.);
- нарушение отношений с учителем (неприятие ребёнка и др.);
- неблагоприятный психологический климат, обусловленный разными причинами (алкоголизм родителей, конфликты, развод и др.).
Эти причины неуспеваемости (слабоуспеваемости) можно разделить на три группы:
- повышенные требования к учащимся, вытекающие из целей школы;
- психофизические возможности учащихся;
- социальные условия их жизни.
И ещё одна причина неуспеваемости учащихся – Её Величество Лень.
Помочь ребёнку можно, если выявить причину сложностей в обучении. Важнейшую роль в профилактике неуспеваемости играет своевременное обращение родителей (законных представителей) за психолого-педагогической и медицинской помощью к специалистам (педагогу-психологу, логопеду и др.).
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста
Как правильно оценить состояние речи своего малыша?
Как и когда ребенок должен заговорить?
В каких случаях стоит волноваться, а в каких – просто подождать.
Как не пропустить момент, когда ему, возможно, потребуется ваша помощь или помощь специалистов?
Для того, чтобы правильно оценить уровень речевого развития своего малыша, предлагаем познакомиться с тем, как протекает речевое развитие ребенка в раннем детском возрасте.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Окружающая ребенка социальная и речевая среда является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие. Для своевременного и правильного развития речи необходимо полноценное речевое общение.
Известны случаи так называемые «дети Маугли», которые в силу различных обстоятельств выросли вне речевой среды, вне человеческого общения. Когда их нашли, у них не было речи и более того, полноценной речью такие дети так и не смогли овладеть даже после возвращения к людям, несмотря на все усилия специалистов, так как наиболее благоприятный период для развития речи уже прошел.
Чем больше и чаще ребенок повседневно общается с окружающими, тем раньше и лучше начинает говорить.
Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрения, осязания), большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, аденоиды, отиты, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте – они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность.
Речь начинает развиваться практически с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития.
Самым первым речевым проявлением является детский крик. У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. А у детей с органическим поражением центральной нервной системы, у которых в последствии выявляются расстройства речи, крик или пронзительный, или очень тихий в виде всхлипываний, или может отсутствовать вообще. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев.
Крик меняется в зависимости от состояния ребенка. Малыш по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувстве голода, дискомфорте, болевых ощущениях и т.д.) и мама по интонации крика легко узнает, что нужно ее ребенку. Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю свою жизнь.
На 2-3 месяце крик начинает меняться и у ребенка появляется гуление и смех. Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее произносит звуки в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех – у ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Гуление – представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Насторожить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления, однообразное тихое гуление; отсутствие смеха. Гуление важный этап довербального (дословесного) развития речи.
В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией. Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Малыш улыбается, произносит приятные звуки, если взрослый говорит доброжелательным, ласковым тоном, и наоборот кричит, если взрослый сердится и в его голосе сердитая, раздраженная, недовольная интонация. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию.
Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Крайне негативно влияет на развитие ребенка недостаточность именно эмоционально-положительного контакта со взрослым, особенно нарушение взаимосвязи матери с ребенком. Молчащие взрослые или взрослые, речь которых бедна в эмоционально-выразительном плане, не вызывают у ребенка периода гуления необходимого для нормального речевого развития интереса к внешнему миру. С такими взрослыми у ребенка не возникает потребности общения. Поэтому положительные материнские эмоции в этот период нужны ребенку для его полноценного развития, как пища и воздух. Разлука с матерью в возрасте с 6-7 месяцев и до 3 лет может привести к тяжелейшим расстройствам развития, которые выражаются в виде психической и физической отсталости.
Наиболее тяжелые и стойкие нарушения психики развиваются у детей, лишенных матерей, во второй половине первого года жизни. Лишение ребенка эмоционально-положительного внимания взрослого в этом возрасте ведет к нарушению развития в целом, и полноценного речевого развития в частности. Нормальное развитие на первом году жизни возможно только при адекватном эмоциональном взаимодействии малыша с мамой или другим близким для него человеком, и данного общения не сможет заменить никакая, пусть самая хорошая, няня. То есть эмоциональное общение ребенка со взрослым условие формирования его психики.
Следующая стадия развития характеризуется появлением лепета и длится примерно от 5 до 9 месяцев. Лепет представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.), роль слуха при этом весьма велика. При лепете развивается длительность выдоха, активизируется слуховое внимание.
К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, дядя. К концу второго полугодия появляется так называемая предметно-отнесенная речь – умение узнавать в словах людей и предметы. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд. Этому занятию стоит уделить столько времени, сколько хочет ребенок.
К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое настоящее первое слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи.
Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами. Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых была четкой, правильной, без длинных и сложных фраз, одним словом, служила бы образцом для подражания.
К 2 годам те слова, которые ребенок активно использует в своей речи, уже насчитывает примерно 250-300 слов, а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.
К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. Наряду с этим, в данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдельных звуков, например, межзубное произношение свистящих согласных звуков [с, сь, з, зь, ц], заднеязычное произношение звука [р]. Многим родителям почему-то очень хочется, чтобы их малыш как можно быстрее начал произносить именно звук [р], при этом они не учитывают особенности речевого аппарата ребенка. Часто в этом возрасте у ребенка еще недостаточно натренированы мышцы кончика язычка и звук [р] получается при смыкании задней части языка и мягкого неба. Звук при этом получается горловой. Этот звук – неправильный и достаточно трудно поддается исправлению. Для правильного произношения звука [р] необходим хорошо натренированный кончик языка, который может легко вибрировать за верхними зубами и достаточной длинная подъязычная связка, которая дает возможность язычку легко подниматься к небу.
К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения.
К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью. Таким образом, мы видим, что ребенок за период дошкольного детства практически овладевает речью. В это время у ребенка происходит не просто механическое накопление словаря, не простое копирование взрослой речи и усвоение законов, по которым действует язык.
Однако это указанное время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьировать в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, это должно насторожить вас.
Так протекает речевое развитие ребенка в норме. Любое отклонение от нормы нуждается в консультации специалиста. Чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его удается исправить. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.
Предварительный просмотр:
Детские страхи
Страхи, проявляющиеся в разные периоды жизни человека ведут свое начало из детства. При этом с точки зрения психологической науки страх нельзя относить к негативному чувству. Именно страх помогает человечеству выжить. Раньше он защищал от диких животных, от стихии, проклятия богов. Сегодня также выполняет защитную функцию – например, не заходить далеко в воду при купании – страх утонуть, при переходе дороги, ночных передвижениях и др.
Наиболее частые страхи
Страх темноты возникает от развивающегося бурного воображения, которое именно в темноте позволяет в знакомых предметах видеть страшные чудовища, различать незнакомые, пугающие звуки. Оставляя в детской комнате незначительное освещение, например включенный ночник, купленный вместе с ребенком, можно не провоцировать эти страхи или избавиться от них, если они только появились.
Обратите внимание на спальню ребенка – это должно быть действительно спальное место – место уединения, спокойствия и тишины. Если же это склад игрушек, ребенок, вместо того, чтоб быстро и спокойно уснуть получает порцию адреналина. Учитывайте и то, что уже на уровне статистики зарегистрировано – современные дети стали меньше спать – 20% детей спят на 2-5 часов меньше чем их родители в том же возрасте, поэтому, укладывая ребенка спать, когда он еще этого не хочет, вы провоцируете его страхи. То же самое и с ранним просыпанием – постарайтесь научить ребенка просыпаться самому, умению заниматься своими утренними делами – умывание, переодевание, складывание своих вещей, утренним играм. Оставляйте ему и ранний завтрак. Такая самостоятельность не только на пользу ребенку, но и позволит вам отдохнуть.
Страшные сны видят все люди – взрослые и дети. Их отличает лишь реакция на такие сны. Взрослые, имеющие значительный опыт таких снов, осознают, что они мало соотносятся с реальностью и просто делятся ими со своими близкими на досуге. Ребенок пугается таких снов, может проснуться и даже закричать во сне, его страшные сны вызывают у него острые и неприятные переживания. Надо понимать, что страшные сны помогают ребенку справиться с негативными переживаниями и страхами его повседневной жизни. Постарайтесь отнестись к таким снам более внимательно, особенно если это происходит часто и влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Анализируя причину ночных кошмаров, постарайтесь найти их причину не только внутреннем мире ребенка, но и особенности его жизни в семье, в его проблемы в детском саду, с бабушками-дедушками.
Достаточно частый и долговременный страх, что ребенка отдадут кому-либо (в детский дом, милиционеру, волку, чужому дяде...), часто провоцируется самими родителями, которые сердясь на него пугают этим действием. Дети же, в силу особенностей возраста, реально в это верят и такой страх может сохраниться на всю жизнь. Будьте осторожны в выборе способов наказания ребенка за проступки, вы должны сформировать у него понимание, что он самый любимый, что он – ваш и так будет всегда.
Иногда страхи возникают из-за непонимания ребенком ситуации, например, некоторых детей пугают ситуации из сказки. Так, дети не всегда понимают, зачем родители отводят своих детей в страшный лес…(сказки «Морозко», «Мальчик-с-пальчик»), зачем Красную шапочку через страшный лес одну отправляют к бабушке и др. При чтении сказок следует уделять внимание их обсуждению и разъяснять ребенку их суть на доступном и понятном ему языке.
Где-то к 6 годам у ребенка обычно возникает страх смерти. Это происходит во время активного его включения в реальную действительность – начинается более самостоятельный период его развития, он готовится к школе, расширяется круг его друзей, знакомых, стираются границы между сказкой и бытием. Развивается абстрактное мышление, расширяется кругозор, сфера понимания, осознаются понятия семьи, дома, жизни. Ребенок познает, что люди могут болеть, страдать и умирать и начинает этого бояться, не соотнеся с возрастом, ему кажется, что он умрет или умрут его близкие. Ребенок, пугаясь этого, много плачет, замыкается в себе, мало спит или испытывает ночные кошмары. Это так называемый «пожизненный страх». Впоследствии, он будет обостряться в подростковом возрасте, в молодости и преклонном возрасте. Разумное поведение с ребенком, разговоры о том, что способствует здоровью, долгожительству, примеры из собственной семьи помогают снизить уровень такого страха.
Достаточно распространенным является и страх школы – ребенок боится новой обстановки, новых людей, не хочет оказаться плохим или глупым, боится отрицательной учительницы, его пугает, что он сделает что-то не так и тогда мама рассердится… Часто такие страхи приводят к уходу в болезнь. Для преодоления этого как можно чаще приводите ребенка в разные группы развития, подготовки к школе, поддерживайте его активность во взаимодействии с другими детьми и людьми, поощряйте и хвалите его, обращайте внимание, что другие тоже видят его позитивную активность и интерес.
Следует знать, что для каждого возраста характерны и другие возрастные страхи. Так, в 3-5 лет страшные сны могут сопровождаться дневными страхами одиночества, темноты, замкнутого пространства. В 5-7 лет ребенка могут беспокоить страхи, связанные с машинами, самолетами, ураганами, наводнениями. В 7-10 лет дети часто видят во сне потусторонние силы и это может свидетельствовать о глубинном страхе смерти.
Как быть? Что делать родителям с ребенком, испытывающим страх?
Первым делом выяснить причину страха.
При выборе воспитательных мероприятий учитывать, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер. Помнить, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны. Ни в коем случае не наказывать ребенка. Когда бы каждая мать, ругая его, могла представить, что ночью она превратится в Бабу Ягу, а каждый жестокий отец – в Бармалея, они бы гораздо лояльнее выбирали бы методы воспитания. Ни в коем случае не запугивать малыша и даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность. Не напоминать ребенку о страхе. Не злоупотреблять чтением сказок и просмотрами кинофильмов. Обучать терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха (например, драчуна, которого ребенок боится, можно запугать ему самому, а не просто отступить перед ним).
Когда малыш боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте с ним. Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кровати. У более старших детей, в некоторых ситуациях, попытайтесь уменьшить страх при помощи стыда, хотя такой бы фразой: «Тебе должно быть стыдно, ты ведёшь себя как маленький, испуганный котенок».
Постарайтесь проиграть пугающее малышей событие в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным, или обыденным для повседневности. Например, ребенок боится собак, затейте с ним игру в пограничника, где он будет пограничником с любимой собакой, или пусть игрушечная собачка расскажет ему, что она думает о нём (как переживала, когда малыш убегал от нее, ей так хотелось иметь настоящего друга).
Когда ребенок боится темноты, поиграйте с ним в темной комнате в разведчика, когда боится врача – в больницу. Главное – игра должна быть интересной, захватывающей, и конечным результатом ее должно быть убеждение ребенка в том, что страх его напрасный. Дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободится от них. Словом, ищите свой способ преодоления страха у Вашего ребенка, учитывая индивидуально личностные особенности его. Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.
Не ругайте ребенка за его страхи, вспомните свои детские страхи и поделитесь ими с ним. Объясните, что бояться – это нормально, что взрослые тоже боятся. Помните, чем реже улыбаются мама, близкие, тем больше страхов возникает у ребенка.