Моё учительское счастье

Челмакина Надежда Владимировна

Это, скорее всего, мои размышления об учительской профессии. О том, как человек сам может сделать себя счастливым. Главное - радоваться каждому прожитому вместе с детьми дню, верить и стремиться вперед!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

или «Моё учительское счастье»

Будь терпелив в ожидании чуда

И будь готов для встречи с ним в ребёнке.

Ш.А.Амонашвили

Каждый человек ищет свой единственный верный путь в бурных потоках времени. И этот путь собирается из тонких нитей тропинок: мы выбираем себе друзей, профессию, создаём семью, испытывая при этом желание чего-то добиться. Из переплетения этих нитей складывается наш жизненный путь.

Здравствуй, дорога, ведущая меня к детям! Звенит звонок…  На тебя с трепетом смотрят десятки глаз, ожидающих чуда – вот оно учительское счастье! Как не обмануть их ожидания? Что нужно сделать для того, чтобы каждый ребёнок не только чувствовал себя в школе счастливым, но и ежедневно испытывал потребность в учении?  Да, задача не из лёгких…

На мой взгляд, решить её способен учитель, для которого обучение и воспитание – не просто работа, а образ жизни. В этом и есть моя педагогическая философия. Если учитель испытывает радость от учения, это не может не передаться его ученикам. Ещё Сенека говорил: «Уча других, мы учимся сами…» Каждый педагог должен соответствовать той планке, которую устанавливает для него время и общество. И поэтому он должен быть великим мастером, творцом, вдохновителем и просто интересным человеком.

Особую роль школы я вижу в создании условий для становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Школа – это институт, который способен развить природные задатки, реализовать потребности и интересы. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней, именно здесь благоприятная почва для творчества и самореализации.

Главное – надо верить, что каждый способен стать неповторимым, уникальным, сумел раскрыть свои возможности не завтра, а здесь, на школьной скамье.

В этом и заключается миссия учителя. А я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи.        

Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Миссия учителя – быть проводником, проводником  доброго, светлого, вечного. Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой собственный неповторимый стиль жизни. Это умение общаться, искусство говорить и особенно слушать.
         Быть одним целым – ты и дети – это цель, наверное, каждого учителя. А добиться её можно лишь кропотливым трудом. Получится это только у влюблённого в свою профессию учителя. Если у учителя есть желание отдать, то у ученика обязательно появится желание получить. Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат.

О работе учителя сложно рассказывать. Ведь это и планы (поурочные, тематические, индивидуальные) и отчётная документация, проверка тетрадей и ежедневные домашние подготовки к урокам. Иногда приходится жалеть, что в сутках всего двадцать четыре часа, потому что катастрофически не хватает времени.

Но есть другая сторона: учитель – это творческие встречи, интересные дела, проекты, открытия малые и большие. И каждый день общение с ребятами. Это замечательно!  Даже проверка работ учеников может приносить радость и дать новый толчок к размышлению и творчеству. А написание планов  помогает спрогнозировать будущие открытия и возможности детей. Просто ко всему нужно относиться философски: не как к обязанности, а как к творческому поиску.
         
Радость в обучении – очень важное достижение. Приходя в класс, ребята попадают в особый мир увлечений и открытий. И создать этот мир должен учитель. Суть не в том, чтобы вносить в обучение внешнюю привлекательность (хотя и она важна). Надо искать мотив радости в самом процессе обучения. Приятно наблюдать за ребятами, когда они радуются встрече со мной и одноклассниками, свободно общаются, горячо обсуждают проблемы и дружно участвуют в соревнованиях, в подготовке к конкурсам, викторинам.
        Сама по натуре оптимистка,
люблю, когда все вокруг настроены оптимистично. На уроках часто улыбаюсь, потому что верю в силу улыбки. Добрая улыбка вызывает радость, уверенность у детей, желание сделать больше; хитрая улыбка заставляет детей задуматься, искать подвоха, перепроверить сделанное; осуждающая улыбка (бывает и такая!) – помогает детям почувствовать неловкость, промах, вину. И мои ученики не обижаются, а стараются исправить своё положение.
Я не сторонница строгой дисциплины на уроке. Радуюсь, когда вижу высоко поднятые руки и нетерпение в глазах. И обязательно кто-то из учеников да не выдержит и скажет, нет, выпалит свои правильные мысли. Правда, эти мысли не всегда правильны, но это-то выясняется потом. Почему не остановлю это «безобразие» строгим окриком?
Боюсь вспугнуть желание. Желание ответить. Высказаться. Быть услышанным учителем. Ведь дети все разные. Одни открытые, другие, наоборот, как улитки – спрячутся в свою раковинку и молчок! Не на каждом уроке достучишься. И вот когда эта «улитка» вдруг радостно встрепыхнётся: «Я знаю!» - обязательно даю слово, не перебивая при этом фразами типа: «Говори полным ответом», «Говори громче». Это уже потом, когда выскажется, будем правильно оформлять мысль – громко и распространенно.

Иногда, устав до изнеможения, я сама себе задаю вопрос: «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?». Да, безусловно! Но в первую очередь - ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им как личность. Нужна каждый день, каждый час, иногда каждую минуту…

Я понимаю, что нужна родителям своих учеников, ведь они доверили мне своих любимых детей. Они надеются, что я помогу их чадам научиться учиться, самостоятельно добывать знания, жить в коллективе.
       Совершенно уверена - любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками. Нужен нелёгкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.

С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Мой круг плотно заполнен разными событиями - приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне просто некогда скучать. Каждую минуту свободного времени я думаю, чем бы завтра удивить моих учеников, поэтому вновь обращаюсь к книгам, интернету, часто делаю открытия и для себя, безумно радуясь этому событию.

Иногда мои подросшие ученики спрашивают меня, кем бы я стала, если бы не выбрала профессию учителя, и, не на минуту не задумываясь, я отвечаю: только учителем, просто не вижу себя в другой профессии. Я и сейчас готова осваивать новые технологии, участвовать в смелых экспериментах, изучать передовой опыт и проверять его на практике. Ведь рядом мои ученики – мои сотрудники, готовые к воплощению моих новых идей и вновь ожидающие чуда. Глядишь на своих подрастающих учеников и кажется, что это не они  пару лет назад с трудом находили дверь своего класса, не они путали звонки с урока и с перемены. Как сейчас они чувствуют себя рядом со мной, что думают? Так необходимо знать, что ты им нужен здесь и сейчас, вселять в них  уверенность   в свои силы, просто улыбнуться всем и сказать: «Здравствуйте!» Как приятно увидеть своих воспитанников после окончания школы, вновь готовых делиться радостями своих побед. Наверное, это и есть радость от учения, радость от успеха совместного творчества, а значит – и наше общее человеческое счастье.   Вот так однажды школа вошла в мою жизнь раз и, скорее всего, навсегда!