Виноградова Роза Викторовна

 Системный оператор как средство обучения младших школьников  решению творческих задач и формирования мотивации к самоорганизации и саморазвитию  в  процессе педагогического сопровождения проектной деятельности.

Начну своё выступление с известного высказывания Генриха Сауловича Альтшуллера: « История учит: все крупные изобретения сделаны неспециалистами, потому что нужной специальности просто еще нет: изобретатель и становится первым специалистом».

Откуда могли взяться первые специалисты по пароходам, когда существовал только парусный флот?! Изобрел пароход часовщик и художник Фультон. Паровоз — горный инженер Стефенсон. Самолет — моряк Можайский и велосипедные мастера братья Райт. Все это знают, но страх выйти за пределы специальности не исчезает.  А может надо шагнуть?

Современные педагогические технологии в школах направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), одна из основных задач внедрения образовательных стандартов – научить младших школьников навыкам самостоятельного поиска и решения творческих задач, анализировать и интерпретировать полученную информацию.  Вторая группа умений – формирование у учащихся мотивации к самообучению и самосовершенствованию, помощь в самостоятельной организации обучающей деятельности, саморазвитии ребенка.

По какой причине государство уделяет особое внимание этим двум направлениям?  Одной из причин становится низкая мотивация к обучению, нежелание самостоятельно учиться, выполнять уроки, читать.

Курс нашего государства к непрерывному самообразованию, однако учить этому необходимо с начальных этапов обучения в школе. Мы знаем как научить детей читать, знаем как научить считать, но как научить детей самообразованию и саморазвитию?

Анкетирование учащихся и родителей нашего класса показало, что ребята не умеют искать информацию, верят всему, что находят на просторах интернета, уровень мотивации к саморазвитию низкий.

Проектная деятельность позволяет обозначить проблему, подобрать средства, спланировать работу и объединить единой целью педагогов, учащихся, родителей и социальных партнёров.

Но как показывает практика, родителям проще сделать проект за ребёнка, потому как они не могут его мотивировать и чаще всего от понуждения родителей у учащихся младших классов желания выполнить проект самостоятельно не прибавляется.  Также остро стоит проблема выполнения заданий дома, как при очном обучении, так и при дистанционном.

Как построить образовательный процесс, чтобы сформировать у учащихся мотивацию к самообразованию и саморазвитию?

При ознакомлении с опытом работы и чтением научных трудов я выделила для себя «Педагогическое сопровождение» В научной среде понятие «педагогическое сопровождение» появилось сравнительно недавно.

Автору ближе мнение В.А. Сластенина, который определяет педагогическое сопровождение как «процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ученика в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога».

Учитель поощряет самостоятельность детей в поиске информации, в поиске путей решения проблемы, в документации проекта.

 Самые большие временные отрезки при создания проекта занимает изучение проблемы и поиск информации для определения замысла. Сократить эти энергоёмкие процессы, и сделать проект актуальным и значимым не только для учащегося, но и для социального окружения помогают технологии ТРИЗ.  

Технология ТРИЗ не даёт однозначных оценок ни людям, ни предметам, ни событиям, и рассматривает всё происходящее с точки зрения того, что у каждого объекта имеются как положительные, так и отрицательные стороны, что их значимость и полярность может меняться в зависимости от среды в которой их используют, от времени их использования, от того, кто их использует.

В системе работы с применением технологии ТРИЗ в начальной школе на изобретательство и развитие творческого мышления помогает «Системный оператор» некоторые его называют «Волшебный экран» или «девятиэкранка».

В центральном секторе мы рассматриваем объект здесь и сейчас, (например: кружка). В нижнем центральном секторе из чего состоит наш объект. В верхнем центральном секторе мы рассматриваем, где находится прямо сейчас наш объект. По аналогии с центральными секторами мы рассматриваем прошлое объекта и будущее. Между экранами определяется временной интервал. Какой будет кружка в будущем? Во время таких обсуждений обсуждаются не только целое и части, также еще положительные и отрицательные стороны объекта.

Количество экранов может уменьшаться, а может и увеличиваться.

Системный оператор     позволяет  увидеть развитие бабочки , изучить отличительные особенности групп животных.

Для того, чтобы понять как работать с системным оператором, можно через девять экранов рассмотреть конкурс «Учитель года»

…. 

Системный оператор помогает в составлении индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся, помогает понять им, где они находятся в настоящий момент, какими умениями обладают, и каких желают достичь результатов в обозримом будущем, и что для этого необходимо сделать.

На слайде для примера представлены два маршрута, которые ребята выстраивают самостоятельно, один в виде дерева, другой в виде эпюры.

Незаменимыми технологии ТРИЗ стали и в создании проектов во внеурочной деятельности: на кружке по робототехнике, при подготовке детей к различным соревнованиям, при создании мультипликационных фильмов.

Во время поиска информации по проекту «Музыкальная шкатулка» изучалось устройство шкатулки в прошлом, настоящем, местонахождение объекта, составные части, какие минусы были и есть при использовании.

В будущем ребята увидели вот такую шкатулку.

Создавая проект  ТРУБОЧИНА  ребята решили, что с помощью нашего изобретения ремонт труб станет намного дешевле, город станет чище и еще красивее. И что немаловажно заметно улучшится качество питьевой воды.

          Как обезопасить труд людей, которые занимаются стрижкой кустарников и деревьев.

Вашему вниманию также представлены  лепбуки, как результаты проектной деятельности.

Изучая правила поведения и общения, мы часто используем частицу НЕ, психологи считают, что частица НЕ при общении с детьми должна употребляться как можно реже.

Создавая мультфильм «Сделай мир ярче» ребята старались говорить как надо делать, а не как делать не нужно. Просто взять и  убрать мусор, подвязать сломанную веточку, быть внимательным к окружающему нас миру.

«Системный оператор» помог нашим проектам стать успешными, также он помогал ребятам в реализации их индивидуальных образовательных маршрутов, помогал и помогает становится победителями конкурсов от муниципального до Всероссийского уровня.

Системный оператор со временем позволяет ребятам проще относится к своим неудачам, потому что, если ты не выиграл сегодня, значит этот результат становится твоей ступенькой для успеха в будущем.

Диагностика, проведённая в классах в 2016 и в 2020 году показала, что  преобладающий мотив учения – учебный, который является одним из внутренних мотивов, что определяет устойчивость учебной мотивации учащихся.

В рамках преемственности и отслеживания своих выпускников, м ы также отмечаем, что ребята продолжают поддерживать высокий уровень учебной мотивации, участвуют в социально -значимых проектах, конкурсах, олимпиадах. Они с радостью делятся своими успехами.

Нашим младшим школьникам предстоит осваивать профессии, которых пока не существует, технологии, которые еще не изобретены, решать проблемы, которые сейчас невозможно предугадать.

Системный оператор, это приём, который позволяет стать изобретателем, а значит и специалистом в новых областях.

Системный оператор  -это  средство обучения младших школьников  решению творческих задач и формирования мотивации к самоорганизации и саморазвитию  в  процессе педагогического сопровождения проектной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе

Каким должно быть воспитание в современной школе

#КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022

 

 

Прочитав тему Эссе, мне вспомнился диалог мультипликационных героев.

- А сейчас я займусь вашим воспитанием.

— Простите, но мы сегодня уже завтракали, — сказал попугай.

— Знаете, — сказал слонёнок, — мы вообще очень хорошо питаемся.

— Особенно я! — сказал удав.

— Я говорю не о питании, а о воспитании! — объяснила бабушка.

— А воспитание, это что? — спросила мартышка.

 

 Правда, а что такое воспитание?

На это вопрос пытались и пытаются ответить люди разных профессий и разных возрастов, разных религиозных взглядов и разного социального уровня, люди разных эпох.  И ведь это не случайно. Значит воспитание- это то, что не оставляет равнодушным никого по тем или иным причинам.

Известный всем, лингвист Сергей Иванович Ожегов пишет, что Воспитание – это навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

По мнению учёных Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности

Родители видят в воспитании серьёзную работу, целью которой является привитие детям определенных ценностей и навыков (умения слушать других, жить в обществе, умение контролировать свои эмоции, умение принимать информацию и применять ее в жизни) для того, чтобы в дальнейшем их адаптация в социуме, в частности,  в средних и старших классах , проходила максимально безболезненно и быстро, окружение его любовью и заботой

По мнению детей воспитание –  взаимопонимание учеников и учителя, создание тёплой, почти домашней атмосферы в классе. Пробуждение желания в наших ребятах познавать новое.

взаимопонимание учеников и учителя, создание тёплой, почти домашней атмосферы в классе, когда ты понимаешь, что  можно и что нельзя, когда тебя направляют , а ты сам выбираешь, куда надо идти: помогать близким, быть честным, уметь взаимодействовать в команде.

 

Каким оно должно быть, воспитание в современной школе?

Общеизвестный факт, что, Фундамент характера, нравственности, личности, отношения к миру в целом закладываются в ребенке до 5 лет, затем только развиваются, нивелируются. Окружающая ребенка жизнь, взрослые люди предоставляют ему лишь потенциальные возможности для развития.

На ступени начального школьного образования Первый школьный учитель не только обучает азам предметных знаний, учебным и предметным умениям, но и создаёт условия для всестороннего формирования и развития личности учащихся.

Младший школьник, особенно в начале своего школьного пути, - счастливый человек, - говорит Валентина Ивановна Максакова. И это так. В это время ребенок осуществляет свою мечту- стать школьником, стать взрослым. И мы несём невероятно значимое, необходимое для этих малышей.

Моё глубокое убеждение, которое я реализовываю в своей профессиональной деятельности, что Необходимо так организовать  процесс, чтобы ребёнок оставался счастливым, чтобы происходило и личностное развитие каждого, и сплочение , сплочение всех сторон процесса : учителя, учеников и родителей, и совершенствование класса как значимой социально- психологической группы. Поэтому необходима четкая  и грамотная организация деятельности, которая будет  являться  залогом успеха не только в воспитательном процессе.

Василий Александрович Сухомлинский говорил , 

«…Ребёнок мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. Причём это знание приходит не только умом, но и сердцем»

«…без постоянного духовного  общения учителя  и  ребенка, без взаимного  проникновения  в  мир  мыслей,  чувств,  переживаний  друг  друга немыслима эмоциональная культура как плоть  и кровь культуры педагогической…»

"… воспитывающая сила  коллектива начинается  с того,  что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные  богатства имеет каждый человек,  что он  привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут   люди" – писал он в своей книге.

Именно это основа позволяет мне выстраивать воспитательный процесс так, чтобы Каждый ребенок нашего класса «Солнышко»  смог получить  возможность понять самого себя, вглядеться в свой внешний облик, задуматься о собственном характере, осознать свою значимость для окружающих. Раскрывая богатства своего внутреннего мира, каждый ребёнок получает бесценный опыт познания себя, открываются новые пути развития, расширяются представления об окружающем мире.

Во время нашего общения в группе у ребят приходит понимание того, что всякий человек является личностью, мы приходим  к мысли, что  нужно заботиться не только о своём благополучии, но и помогать другим: родным, друзьям, питомцам.

Познавая себя, мы познаём семью.  Удивительно, как разнообразен мир семей в нашем классе!!! : где есть свои традиции, общие дела, все друг друга понимают, умеют договариваться между собой. Родители становятся участниками этого процесса, рассказывая детям  о своей профессии, о своем детстве, исследуют вместе родословную своей семьи,  ….. историю своих предков 

Мы учимся принимать осознанные решения, нам важно владеть своими чувствами , находить выход из трудной ситуации, оценивать свои действия по критериям 

Я не зря говорю МЫ учимся, Мы принимаем решения, потому что и у меня через эмоциональные доверительные отношения с детьми, через сотрудничество с ними, проходит процесс воспитания. Да, да – когда МЫ ВМЕСТЕ: учителя, дети и родители!, наравне, рядом!!!

Такое взаимодействие и есть воспитание, в ходе которого Происходит проживание явления, пересечение деятельности и общения субъектов социума (это школьники и учителя, родители и друзья ребенка, его одноклассники, социальные партнеры школы, гости праздника, и т.д.), когда все участники этого события получают не только знания о чем-то, но и опыт переживания этого события, чувства и эмоции.

Через уклад школьной жизни, взаимодействие с другими социальными группами ( Республиканский экологический центр, гимн.иск., библиотека…) мы вводим ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание

Хочется  вернуться к диалогу мультипликационных героев:

-  Я поняла! Воспитанной быть очень интересно!!! Просто замечательно!!!

Получается, что результат нашего воспитания - это и есть счастье для каждого? Быть интересным, замечательным, красивым, разве это не есть СЧАСТЬЕ?

Свободный, но при этом Осознанный выбор даёт возможность каждому ребёнку раскрыться, ощутить свою силу, свои возможности, самоутвердиться в ребячьей среде. А это основа для достижения счастья.

Родители искренне мечтают видеть своего ребёнка хорошим и счастливым человеком. Добиться этого можно только, если совпадают наши воспитательные и образовательные усилия, которые строятся на взаимном уважении и доверии, внимательности и тактичном отношении друг к другу

Какие внутренние показатели того, что что дети счастливы? Спросим у самих детей.

Счастливы родители, бабушки, дедушки, родные и близкие. Мои ученики счастливы!

Как здорово ценить  минуты счастья. Здорово просто любить жизнь, здорово видеть красоту окружающей природы, здорово создавать красоту своими руками, мечтать и достигать своей цели. Только сам человек может сделать себя счастливым.

Я- УЧИТЕЛЬ! И это—Счастье!

 У меня есть любимое хобби, у меня есть любимое место работы- это моя родная школа, мой класс. У меня есть возможность профессионально расти. Я занимаюсь своим любимым делом- вдохновляю детей на новые открытия, вдохновляю к новым вершинам, к новому успеху . И это счастье.

Подводя итог своего рассуждения хочу сказать, что убеждена в том, что воспитание= счастью, т.к. воспитание- это социально ценный процесс, который позволяет не только  ребенку, но и взрослому, который является не только наставником, но и другом, и товарищем,  реализоваться: быть воспитанным, самосовершенствоваться, помогать другим.

 

 И правильная организация воспитательного процесса является одним из важных условий развития индивидуальных способностей учащихся, формирует навык «быть успешным», а , значит, быть счастливым.

 

 

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка младшего школьного возраста в процессе подготовки к участию в робототехнических соревнованиях, конкурсах

Аннотация: В последние годы в нашей стране активно развивается направление робототехники. Образовательная робототехника позволяет вовлечь в процесс технического творчества детей, начиная с дошкольного возраста, дает возможность детям создавать модели, проекты своими руками. В связи с этим, значительно возрастает вопрос о проведении мероприятий, которые способствуют популяризации робототехники: конкурсы, соревнования. Как уберечь детей младшего школьного возраста от слёз и истерик, ведь психология детского возраста такова, что победа — это всё?

Ключевые слова: образование, образовательная робототехника, соревнование, конкурс, младший школьный возраст, конструкторы.

Не так давно образовательная робототехника вошла в нашу жизнь, но уже сложно представить себе жизнь без слова «робот». И если раньше мы их видели только в фантастических фильмах, то теперь ребята младшего школьного возраста собирают их самостоятельно и защищают свои проекты на соревнованиях разных уровней ( школьный – подготовка ребят к соревнованиям, муниципальный этап робототехнических фестивалей, региональные этапы  Международного конкурса «Школьный патент – шаг в будущее», Всероссийского робототехнического фестиваля «Профест», Всероссийской робототехнической олимпиады - WRO.

Дети младшего школьного возраста любой ценой хотят стать победителями. Как помочь им воспринимать участие в соревнованиях как опыт и как научить их готовиться к соревнованиям?

Специальная психологическая подготовка к конкурсам направлена на создание у участника состояния "боевой готовности" к определенному сроку. Этот вид психологической подготовки обеспечивается большим набором средств и методов. Основная задача специальной психологической подготовки детей к конкретному соревнованию - создание состояния его психической готовности к выступлению.

Намеченная соревновательная цель должна быть ребёнку понятна, и она должна быть им принята. Исходя из сказанного, следует считать, что психологическая подготовка к конкурсу должна включать:

 • определение цели участия;

• создание установки на достижение этой цели;

 • формирование уверенности в высокой вероятности такого достижения.

Важным фактором является психологическая совместимость в команде, когда школьники могут спокойно не только выступать на соревнованиях, но и просто много времени проводить вместе, выбирая совместно себе занятие или развлечение.

На соревнованиях для школьников одним из самых распространенных конкурсов является представление и защита проекта на разные темы, заданные организаторами, например «Умные технологии Роботы на службе города», «Еда имеет значение», «По следам великих изобретений», «Справочник юного инженера»  «Жизнь на Марсе» и т.д.  

В представлении проектов всегда есть элемент «шоу», ребята должны обладать не только хорошими конструкторскими навыками и познаниями, но и умениями выступления на публике. Как правило, дети, которые хорошо разбираются в конструировании и программировании своих моделей меньше предпочитают выступать на публике, а ребята, которые хорошо выступают, обладают актерскими талантами, хорошо придумывают прообразы будущих моделей, наделяя их в уме различными характеристиками применения, но они, как правило, не могут долго  и точно конструировать и не очень вдаются в программирование. Поэтому важно подобрать в пару таких ребят. Один будет «креативным директором», «отделом по связям с общественностью», второй «инженером» и «программистом». Таких детей хорошо видно на соревнованиях, один очень интересно все рассказывает, смотрит в глаза публике, ищет обратной связи, а второй больше уделяет внимания техническим характеристикам, с удовольствием ответит на вопросы «Как это работает?», «Какая у вас тут передача?»

Цель для двух участников лучше пусть будет одна, она их будет объединять, хорошо, если это будет «Принять участие в соревновании», «Представить свой проект на соревнованиях», есть и такая как «На других посмотреть, и себя показать». Очень часто дети ставят себе целью победу в конкурсе, предполагая занять одно из призовых мест. Их в этом зачастую поддерживают родители: «мы едем за победой!» Нужно быть очень аккуратными с такими целями, обычно мы говорили детям, что это наша мечта, и эта мечта может сбыться как на этих соревнованиях, так и в будущем, и чтобы она сбылась, нам желательно принимать участие в разных конкурсах.

Задачи для двух участников, как правило различаются, но есть общие: поддерживать друг друга, не перебивать, не осуждать, если что-то пошло не так как хотелось бы, не забывать о совместных достижениях. При подготовке к конкурсам есть индивидуальные достижения «Я придумал название команды», «Я придумал название модели или проекта», также есть и совместные «Мы вместе собирали модель, придумывали текст», «мы вместе посетили музей, библиотеку или какой-то социальный объект» - нужно найти «золотую середину» личных и командных достижений. Также есть и поддержка команды родителями, которые тоже принимают участие, обычно это одежда ребят, и оформление проекта, они у нас «финансовые» директора. Как показала практика родители могут совместно с детьми принимать участие в создании проекта или в подготовке «Лэпбука». Кроме творческого проекта, необходима подготовить ребят к прохождению соревновательной трассы. Задачей тренера команды является правильно настроить детей и родителей, вовремя разрешать конфликтные ситуации, которые могут возникать, как у детей, так и у родителей.

Как уже было отмечено ранее успех выступления команды школьников состоит из нескольких элементов. Рассмотрим элементы готовности к конкурсам: уверенность в своих силах; стремление упорно бороться за достижение цели; оптимальный уровень эмоционального возбуждения; высокая способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением. Когда едет команда детей, то это еще и умение слушать и слышать, умение принимать решения, умение работать в команде, умение находить выход в возникших трудностях.

Система специальной психологической подготовки ребёнка к конкретному конкурсу включает:

1) сбор информации о предполагаемых условиях предстоящего конкурса; Детям рассказывают или по возможности показывают, как проходят соревнования. На некоторых конкурсах бывают очень комфортные условия для выступления, когда ребята выступают с микрофонами, и всё внимание зрителей и жюри обращено к ним, такими бывают соревнования на уровне города или региона. На соревнованиях Российского уровня условия могут быть другими - в больших павильонах, где одновременно проходят соревнования для всех возрастов, там шумно и не очень комфортно выступать.

 2) определение и формулировку соревновательной цели она является главным регулятором деятельности участника конкурса;

3) формирование и актуализацию мотивов участия в конкурсе; для некоторых детей мотивом становится выезд за пределы своего города, поездка становится замечательным воспоминанием, и они ждут следующей поездки. Есть побуждение личного характера, как просто выступление или поддержка своего друга.

 4) саморегуляцию неблагоприятных внутренних состояний (при подготовке к конкурсу педагог следит за тем, чтобы дети могли переключаться с одного вида деятельности на другой для отвлечения; Обычно используем «правило 20 минут», когда 20 минут на один вид деятельности, например сборка проекта, следующие 20 минут – ответы на вопросы жюри, затем 20 минут свободной деятельности (всё это проходит в игровой форме). Во время репетиций, когда ребята защищают свой проект, мы могли их прервать каким-то неожиданным вопросом и наблюдали как они реагировали, могли ли потом вспомнить на каком месте их прервали и смогут ли продолжить выступление? Мы готовили их к разным ситуациям. Бывают конкурсы, когда жюри могут прервать выступление и начать задавать вопросы, а дети могут оказаться психологически к этому неготовыми.

 5) сохранение и восстановление нервно-психической свежести (имеются в виду особенности поведения ребёнка за некоторое время до конкурса, когда необходимо правильно построить режим дня, уметь отвлекаться от мыслей о предстоящих этапах конкурса и т. п.). Всегда старались по договоренности с родителями за день до соревнований прекратить все репетиции и свести к минимуму разговоры о соревнованиях. В этот период можем помечтать, уточнить цели. Всегда просим родителей поддерживать детей: «Я знаю, ты у меня лучший», «Ты справишься», «Мы любим тебя просто за то, что ты есть», «Свои участием в конкурсе ты нам подарил поездку…».

Основными причинами нерациональных затрат нервно-психической энергии перед конкурсом бывают переживания, связанные с мыслями о возможном благоприятном или неблагоприятном его итоге, о том, что скажут близкие ему люди. Чтобы сохранить нервно-психическую энергию, полезно переключать внимание на дела и занятия, не связанные с предстоящим испытанием. Хорошо отвлекает дорога, если это поездка за пределы своего города. Игры в шашки, шахматы (особенно, если они из лего) тоже позволяют отвлечься от эмоционального возбуждения.

Страх публичных выступлений. Он имеет в своей основе множество психологических причин. Зачастую это отсутствие опыта встреч с большой аудиторией посторонних людей. Причиной может оказаться и застенчивость как черта характера. Известно, что страх публичных выступлений испытывает значительная часть людей. При этом вряд ли можно рекомендовать какой-либо универсальный способ преодоления страха публичного выступления. Хорошо подготовленный ребёнок более спокоен -если ребёнок школьного возраста на своем уровне и в пределах своего понимания владеет информацией о проекте и знает её — это первое условие. Чтобы дети не забыли последовательность изложения информации о своём проекте мы делаем им «Маячки», какие-то элементы-подсказки прямо на проекте (приёмы мнемотехники), которые позволяют последовательно излагать информацию.  Были такие моменты, когда ребёнок замечательно репетирует и выступает в своей группе, в классе, но за пределами своего учреждения теряется, начинает говорить тихо или отказывается выступать. После этого он (совместно с родителями) принимает решение выступить вновь. Всё внимание уже было обращено именно проблеме выступления в незнакомой обстановке (ходили с выступлением по другим группам. Среди других взрослых. Смотрели выступления других команд. Ученики преодолевали свой страх и хорошо выступали на соревнованиях Всероссийского уровня.

Второе - объективная оценка значимости события. Мы часто перегружаем события значением, и ведем себя так в случае их нежелательного для нас развития, как если бы ценой успеха была сама жизнь. Мы говорим о том, что это конкурс и таких конкурсов в жизни ребёнка будет очень много, как ступенек на лестнице, и вне зависимости от итогов участия, эта лестница всегда ведёт вверх, к развитию.

Теперь посмотрим, с помощью каких приемов можно уменьшить, а то и снять сильное возбуждение (просто успокаивать часто бывает бесполезно). Для экстренного понижения уровня напряженности может быть использовано общее расслабление мускулатуры, ибо мышечное расслабление и ощущение беспокойства несовместимы. Есть мнение, что зевание способствует насыщению мозга кислородом. Полезны несложные упражнения - физическая нагрузка хорошо переключает внимание, снижает эмоциональное напряжение. Организаторы соревнований практикуют небольшую анимацию для детей для расслабления и переключения внимания.

 Важный способ снятия психического напряжения - активизация чувства юмора. Однако нужно учитывать возрастные особенности, чтобы ребёнок не перевозбудился. Мы с родителями рассказывали смешные истории выступлений из своего детства, это и сближало нас, и расслабляло.

Детям крайне трудно объяснить, что наша цель — информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому мы стараемся чтобы тематика выступления была интересна детям, заинтересованный и увлеченно-рассказывающий о своем интересе ребёнок всегда затронет внимание зрителей и жюри. Чтобы выработать в себе смелость перед лицом аудитории, ведите себя так, будто ваши дети уже смелые. Само собой разумеется, если дети не подготовлены, то никакие действия не помогут. Но если они хорошо знают цель, какие будут этапы конкурса, что необходимо делать в каждом из этапов и, если, всё вышеперечисленное вызывает неподдельный интерес у ваших детей, вы имеете все шансы на достижение поставленных целей. 

Есть конкурсы, где нет призовых мест и все выступающие получают номинации, это замечательные конкурсы для начинающих команд.

Опыт участия в конкурсах по робототехнике у нас еще не значителен – 5 лет. За это время были разные итоги. Много призовых мест, как регионального, так и Всероссийского уровней.

Муниципальный уровень – Робототехнический Фестиваль - 2019 - 1 место

Региональный – Международный конкурс «Школьный патент – шаг в будущее», 2018 г. - 1 место, Международный конкурс «Школьный патент – шаг в будущее», 2019 г. - 2 место, Всероссийский робототехнический фестиваль «Робофест - 2018» - 1 место, 2 место, Всероссийский робототехнический фестиваль «Профест - 2019» - 1 место,  Всероссийская робототехническая олимпиада  - 2 место

Всероссийский – Всероссийский робототехнический фестиваль «РобоФест – 2018» - 1 место, Всероссийский робототехнический фестиваль «ПроФест – 2019» - 2 место

Международный уровень – Международный конкурс «Школьный патент – шаг в будущее», 2018 г. – 1 место, Международный конкурс «Школьный патент – шаг в будущее», 2019 - Гран-при

Были и неудачи, и слёзы тоже были, были такие ребята, которые и второе место в региональных соревнованиях воспринимали как проигрыш, так как победитель получал право ехать на Всероссийские соревнования.  Главным итогом, могу отметить одно, абсолютно все ребята снова хотели принимать участие в соревнованиях, и те ребята, которые уже учатся в пятом классе - посещают кружки по робототехнике и принимают участие в соревнованиях.

Наш опыт показывает, что при создании в образовательном учреждении и в семье благоприятных условий через понимание, принятие и поддержку увлеченности ребёнка, в сотрудничестве с социальными партнёрами, при слаженной работе всей команды, дети школьного возраста могут пройти путь от проявления своих способностей до победителей робототехнических соревнований.

 

 

Управление проектной деятельностью младшего школьника

Виноградова Роза Викторовна

Слайд 1

   Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Конфуций

            Что изменилось  в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования?

Слайд 2

В стандарте четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным.            

Каким должен быть выпускник начальной школы?

Слайд 3

 (любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации

собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед

семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих)

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника  начальной школы:

Стандарты ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. 

   Чтобы этого добиться, ФГОС требует использования в образовательном процессе новых  технологий деятельностного типа.

Слайд4

Одной из самых эффективных  технологий, которая  способствует формированию метапредметных результатов, является метод проектов.

Слайд5  (Проект (латин. «projectus») – «брошенный вперед», выступающий, бросающийся в глаза)

Общая целевая установка в Федеральном Государственном Образовательном стандарте совпадает с целью системы развивающего обучения Л.Занкова – «достижение оптимального общего развития каждого ребёнка».

Наша начальная школа работает по системе Л.В. Занкова, которая предполагает реализацию проектной деятельности в учебное время. С технологией работы в данном направлении  учителя знакомы давно. Но раньше эту работу вели единичные учителя.  Сейчас  это требование  касается всех учителей. - Создание системы проектных задач, которая предполагает развитие личности ребёнка.

Слайд 6

Для реализации основных задач развивающего обучения в системе Л.Занкова – всестороннее развитие ребёнка, его творческих способностей – выбираются современные педагогические технологии, которые соответствуют высоким требованиям, предъявляемым обществом современному образовательному и воспитательному процессу.

Ребёнок работает не с отдельными фактами и явлениями, а на перекрестке знаний ( теоритических, практических, межпредметных и внутрипредметных) Эти перекрестки знаний и придают интегрированный характер обучения..

Слайд 7

В календарно – тематическом планировании по каждому предмету определен минимальный перечень проектов.  На страницах учебников располагается  материал по обучению наблюдать, исследовать, проектировать.

Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности  (достижение личностных и метапредметных результатов, что  определяет и специфику внеурочной деятельности)

В учебниках ( Литературное чтение, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Изобразительная деятельность, « Я – исследователь») предлагаются все необходимые средства в виде набора заданий ( от простого к сложному) и требуемых для их выполнения данных.

По сути учебник является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности  младшего школьника  в урочное и внеурочное время.

Внеурочная деятельность  осуществляется по комбинированной  схеме:

использовании собственных ресурсов, т.е. с участием педагогов образовательного учреждения, и сотрудничество с социальными партнерами.

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность осуществляется на принципах деятельностного подхода. Педагоги дополнительного образования проводят для ребят увлекательные занятия, творческие лаборатории, мастер-классы, а также содействуют учителям начальной школы в создании школьных проектных работ.

Слайд 8

Основным условием эффективной проектной деятельности младших школьников  является педагогическое управление (руководство) работой учащихся и обучение этапам деятельности.

Под педагогическим управлением мы будем понимать целенаправленную деятельность педагога по решению учебных задач

В организационном плане она предполагает:

включение в сферу учебной деятельности учащихся всего разнообразия содержащихся в предмете знаний (факты, законы, методы познания и др.);

вовлечение каждого ученика в процесс проектной деятельности (с учетом уровня его подготовленности, индивидуальных особенностей);

постепенный переход от простых проектов к более сложным, усиление их творческого характера;

обеспечение процессуальной стороны – планирование, содействие, направление и контроль со стороны учителя.

Возможности метода проектов для развития личности школьников выявляются через структуры деятельности учителя и школьника.

В качестве руководителя могут выступать и родители.  Эту структуру можно представить в следующем виде:

Ученик                                                                                                       Учитель

Определяет цель деятельности                                            Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности         Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует                                                                 Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения                                                        Содействует прогнозированию    результатов

Активен                                                                                   Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности                                                           Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность                    Помогает оценить полученный результат,     выявить недостатки.

Роль педагога – консультант и помощник начинающего исследователя.  В процессе обучения – учения происходит постоянное взаимодействие трех сторон: учитель- ученик- родитель. Только при этом взаимодействии возможно успешное выполнение проекта.

            Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача взрослых участников – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, направлять, советовать, помогать в решении сложных вопросов.

Слайд  10 ( показ)

Общая последовательность исследовательской работы

1.      Подготовка к выполнению проекта :

Актуализация (Тема проектных работ определяется или учебником, или самими ребятами  по выбору.  Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Заказчиком тем могут быть учебники, а могут выступать социальные партнеры ( конференции, конкурсы чтецов, выставки работ), родители, инспектора ГИБДД.

Формулировка основных вопросов ( формулирование вопросов, ответы на которые хотел бы найти)

Выбор темы (обозначение границ исследования: фантастические, экспериментальные, теоретические. Задача учителя – научить правильно сформулировать тему, помочь в выборе темы)

Выдвижение гипотез ( выдвижение реальных, шуточных и нереальных гипотез)

Выбор методов (выявить подходы к решению проблемы: подумать самостоятельно, посмотреть книги, воспользоваться интернет- ресурсами, провести эксперимент)

2.      Планирование работы

Определение последовательности ( распределение задач по группам, индивидуально, правильно определяя психологические возможности ученика)

3.      Исследование

Сбор информации (задача руководителя- научить работать с источниками  использование ресурсов, чтение – рассматривание, консультации, наблюдения по плану( предлагает и учебник, экскурсии, мини- исследования, промежуточные обсуждения)

4.      Обобщение результатов

Анализ полученных материалов (структурирование полученного материала)

5.      Презентация

Подготовка отчета ( Готовясь к защите проекта, ученик выстраивает свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, необходимо научить способам представления информации, предположить , какие могут быть вопросы , обучение работе в программе презентаций, обучение составлению презентаций) )

Доклад  (Умение выступать в аудитории, Защита проекта на начальном этапе проходит на уровне класса( коллективно и индивидуально: гербарии, опыты, эксперименты, фокусы, открытия, сценки, кроссворды, творческие книжки,  с прошлого года перешли на   конференции, организуемые РЭБЦ (социальный партнер). После таких конференций дети понимают, что ответственность  лежит на них. Работы стали отправлять и на учебные порталы.)

6.      Оценка результатов и подведение итогов

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. В проекты могут вовлекаться и родители.

 По итогам года организуется творческий праздник, где родители могут ознакомиться не только с достижениями своего ребенка, но и посмотреть на творческие достижения других ребят

Слайд 11

Какие же УУД формируются в процессе проектной деятельности? 

Умение планировать  и организовать свою работу

Исследовательские умения

Технологические умения

Информационные умения

Коммуникативные умения

Презентационные умения

Рефлексивные умения

В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей.

Слайд Проект «Наша дружная семья»

Вашему вниманию предлагаются продукты проектной  деятельности.

(Показ)

Таким образом, в условиях правильной организации проектное обучение  является одним из важных условий развития индивидуальных способностей учащихся, формирует навык «быть успешным». А также готовит школьников к полноценной проектной деятельности в подростковой школе.

            Переход на новые стандарты образования  - это один из путей, дающих возможность выпускнику начальной школы стать компетентной личностью, способной к дальнейшему обучению

Слайд 14

Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным

 

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/0...

Добавить запись

Защита от спам-роботов